Мы
таки продолжаем изучать наследие Эрика Берна, преломляя его через новейшую
триадную модель мозга и, соответственно, психики человека.
В
связи с переходом на другое файлохранилище последняя рассылка лишилась
рисунков. В этой рассылке я восстанавливаю предыдущий текст и добавляю
следующую его часть.
Выдержки из книги Эрика Берна «Игры, в которые играют
люди», и комментарии к ним.
1. У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он
хранит в себе набор состояний Я, повторяющих состояния Я его родителей
(как он их воспринимал). Эти родительские состояния Я при некоторых
обстоятельствах начинают активизироваться. Следовательно, упрощая это
понятие, можно сказать: «Каждый носит в себе Родителя».
2. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку
информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их Я.
На обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть
Взрослый».
3. Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в
себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут
активизироваться. Можно сказать, что «каждый таит в себе маленького
мальчика или девочку».
Здесь нам хотелось бы поместить структурную диаграмму (схема 1А),
отражающую все компоненты личности, выявленные на данном этапе
анализа. Диаграмма включает состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Они
четко отделены друг от друга. Неопытный наблюдатель может и не заметить их
отличий, но человеку, взявшему на себя труд изучения структурной
диагностики, отличия вскоре покажутся весьма впечатляющими и
содержательными.
Из соображений удобства мы будем впредь называть конкретных
людей родителями, взрослыми или детьми (со строчной буквы). В тех же
случаях, когда будем говорить о состояниях Я, то те же слова будут
написаны с заглавной буквы:
Родитель (Р), Взрослый (В), Ребенок (Ре). На схеме 1Б дан
упрощенный вид структурной диаграммы. Считаем необходимым упомянуть о
некоторых особенностях используемой нами терминологии.
Схема 1. Структурная диаграмма
Комментарий.
Не
прошло и года, и вот – второй звонок перед появлением на сцене
могущественного инструмента, носящего название ТАКТ – Триадный Анализ и
Кодирование Транзакций.
Как
вам, возможно, уже известно, Эрик Берн создавал свой Транзактный Анализ,
опираясь на психоанализ З. Фрейда. Его Ребёнок – это Ид психоанализа,
Родитель – Эго, Взрослый – Суперэго. В ТАКТе на смену тройке
Ребенок-Родитель-Взрослый приходит триада Делец-Воин-Жрец. Почему так, и
что означают последние термины, я поясню в дальнейшем.
Исходя из того, что человек одновременно не может проявлять
два или все три свои сущности, диаграммы 1 а) и б) мы перерисуем в виде
равносторонних треугольников; на приведенной ниже схеме вы видите два
треугольника, соответствующих двум участникам транзакции. Буквам Д, Р, В
соответствуют фазы (позиции) Дитя, Родитель, Взрослый. За Дитя
закрепляется зеленый цвет, за Родителем – красный, за Взрослым – синий (те
из читателей, что знакомы с тестом Красный-Синий-Зеленый имеют возможность
поразмышлять над тем, совпадение ли это или нет). Левый участник находится
в фазе Родитель, правый – в фазе Взрослый.
Схема 2. Та же структурная диаграмма в нашей
коннотации. Вариант Взрослый-Взрослый.
Продлолжаем цитировать Эрика
Берна:
1. Мы никогда
не употребляем слово «ребяческий», так как это понятие содержит негативный
оттенок, поэтому от него следует избавляться.
Описывая Ребенка, мы будем употреблять слово «детский». Оно звучит
более объективно и может быть использовано в биологическом смысле. Во
многих отношениях Ребенок — одна из наиболее ценных составляющих личности,
так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в
семейную жизнь: радость, творчество и очарование.
Если Ребенок нездоров и обеспокоен, то последствия могут быть
самыми неблагоприятными. Однако определенные меры для улучшения ситуации
могут и должны быть приняты.
Порадуйте
друга – подпишите его на рассылку!
Иди к
НАМ! Боевой листок Непобедимой Армии
Мёртвых