Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Загляни в глаза чудовищ. Психология. 26


  
посмотри в глаза чудовищ...

ЗАГЛЯНИ В ГЛАЗА ЧУДОВИЩ
Психология

Выпуск 26 28 января 2008г. описание форум архив e-mail

 

Выдержки  из книги Эрика Берна «Игры, в которые играют люди», и комментарии к ним.

 

Начало – здесь.

 

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

 

Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что физический контакт при уходе за детьми и его символический эквивалент для взрослых людей — «признание» — имеют большое значение в жизни человека. В связи с этим мы задаем вопрос: «Как ведут себя люди после обмена приветствиями, независимо от того, было ли это молодежное „Привет!" или многочасовой ритуал встречи, принятый на Востоке?» В ре­зультате мы пришли к выводу, что наряду с сенсорным голодом и потребностью в признании существует также и потребность в структурировании времени, которую мы назвали структур­ный голод.

 


В наше время современных средств связи, позволяющих людям входить друг с другом в бесконечно разнообразные транзакции, этот в общем-то не самый главный аспект работы Берна приобретает важное значение. Какие потребности удовлетворяются людьми, входящими в различные существующие в инете социальные сети? Почему сотни тысяч людей ежедневно «вливаются» в миры-симуляторы типа Second Life и Entropia Universe (не говоря уже о практически бесконечном разнообразии существующих в сети MMORPG)? Ответ (в том числе и на этот вопрос) можно найти на страницах изучаемой книги.


 

Хорошо известна проблема, часто встречающаяся у под­ростков после первой встречи: «Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?» Этот вопрос возникает нередко и у взрослых людей. Для этого достаточно вспомнить трудно пере­носимую ситуацию, когда вдруг возникает пауза в общении и появляется период времени, не заполненный разговором, при­чем никто из присутствующих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, чтобы не дать разговору замереть.

 

Люди постоянно озабочены тем, как структурировать свое время. Мы считаем, что одна из функций жизни в обществе состоит в том, чтобы оказывать друг другу взаимопомощь и в этом вопросе. Операциональный аспект процесса структуриро­вания времени можно назвать планированием. Оно имеет три стороны: материальную, социальную и индивидуальную (терминология предложена автором. Смысловая нагрузка терминов рас­сматривается только с точки зрения различных форм общения между людьми).

 

Наиболее обычным практическим методом структурирова­ния времени является взаимодействие в первую очередь с материальной стороной внешней реальности: то, что обычно называют работой. Такой процесс взаимодействия мы назовем деятельностью.

 

Материальное планирование возникает как реакция на различного рода неожиданности, с которыми мы сталкиваемся при взаимодействии с внешней реальностью. В нашем исследо­вании оно интересно лишь в той мере, в которой подобная деятельность порождает основу «поглаживаний», признания и других, более сложных форм общения. Материальное планиро­вание не является социальной проблемой, оно базируется толь­ко на обработке данных. Результатом социального плани­рования являются ритуальные или полуритуальные способы общения. Его основной критерий — социальная приемлемость, то есть то, что принято называть хорошими манерами. Во всем мире родители учат детей хорошим манерам, учат их произно­сить при встрече приветствия, обучают ритуалам еды, ухажи­вания, траура, а также умению вести разговоры на определен­ные темы, поддерживая необходимый уровень критичности и доброжелательности. Последнее умение как раз и называют тактом или искусством дипломатии, причем некоторые приемы имеют чисто местное значение, а другие универсальны.

 

(...)

 

Как правило, формальные ритуалы во время встреч предшествуют полуритуальным беседам на определенные темы; по отношению к последним мы будем применять термин «времяпрепровож­дение».

Чем больше люди узнают друг друга, тем больше места в их взаимоотношениях начинает занимать индивидуальное пла­нирование, которое может привести к инцидентам. И хотя эти инциденты на первый взгляд кажутся случайными (именно такими чаще всего они представляются участникам), все же внимательный взгляд может обнаружить, что они следуют определенным схемам, поддающимся классификации. Мы счи­таем, что вся последовательность трансакции происходит по несформулированным правилам и обладает рядом закономер­ностей. Пока дружеские или враждебные отношения развива­ются, эти закономерности чаще всего остаются скрытыми. Однако они дают себя знать, как только один из участников сделает ход не по правилам, вызвав тем самым символический или настоящий выкрик: «Нечестно!» Такие последовательности трансакций, основанные, в отличие от времяпрепровождения, не на социальном, а на индивидуальном планировании, мы называем играми. Различные варианты одной и той же игры могут на протяжении нескольких лет лежать в основе семей­ной и супружеской жизни или отношений внутри различных групп.

 

Утверждая, что общественная жизнь по большей части состоит из игр, мы совсем не хотим этим сказать, будто они очень забавны и их участники не относятся к ним серьезно. С одной стороны, например, футбол или другие спортивные игры могут быть совсем незабавными, а их участники — весьма серьезными людьми. Кроме того, такие игры бывают порой очень опасными, а иногда даже чреваты фатальным исходом. С другой стороны, некоторые исследователи включали в число игр вполне серьезные ситуации, например каннибальские пир­шества. Поэтому употребление термина «игра» по отношению даже к таким трагическим формам поведения, как самоубий­ства, алкоголизм, наркомания, преступность, шизофрения, не является безответственностью и легкомыслием.

 

Существенной чертой игр людей мы считаем не проявление неискреннего характера эмоций, а их управляемость. Это ста­новится очевидным особенно в тех случаях, когда необуздан­ное проявление эмоций влечет за собой наказание. Игра может быть опасной для ее участников. Однако только нарушение ее правил чревато социальным осуждением.

 

Времяпрепровождения и игры — это, на наш взгляд, толь­ко суррогат истинной близости. В этой связи их можно рас­сматривать скорее как предварительные соглашения, чем как союзы. Именно поэтому их можно характеризовать как острые формы взаимоотношений. Настоящая близость начинается тогда, когда индивидуальное (обычно инстинктивное) планирование становится интенсивнее, а социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на задний план. Только человеческая близость может полностью удовлетворить сенсорный и струк­турный голод и потребность в признании. Прототипом такой близости является акт любовных, интимных отношений.

 

Структурный голод столь же важен для жизни, как и сенсорный голод. Ощущение сенсорного голода и потребность в признании связаны с необходимостью избегать острого дефи­цита сенсорных и эмоциональных стимулов, так как такой дефицит ведет к биологическому вырождению. Структурный голод связан с необходимостью избегать скуки. С. Кьеркегор (Кьеркегор Серен, 1813—1855,  датский философ) описал различные бедствия, проистекающие от неумения или нежелания структурировать время. Если скука, тоска длятся достаточно долгое время, то они становятся синонимом эмо­ционального голода и могут иметь те же последствия.

Обособленный от общества человек может структурировать время двумя способами: с помощью деятельности или фантазии.

 


Не есть ли это ответ на поставленный выше вопрос о растущей популярности виртуальных миров?


 

Известно, что человек может быть «обособлен» от других даже в присутствии большого числа людей. Для участника социальной группы из двух или более членов имеется несколь­ко способов структурирования времени. Мы определяем их последовательно, от более простых к более сложным: 1) ритуа­лы; 2) времяпрепровождение; 3) игры; 4) близость; 5) деятель­ность. Причем последний способ может быть основой для всех остальных. Каждый из членов группы стремится получить наибольшее удовлетворение от трансакций с другими членами группы.

 

Человек получает тем большее удовлетворение, чем более доступен он для контактов. При этом планирование его соци­альных контактов происходит почти автоматически. Однако некоторые из этих «удовольствий» вряд ли могут быть так названы (например, акт саморазрушения). Поэтому мы заменя­ем терминологию и используем нейтральные слова: «выигрыш» или «вознаграждение».

 

В основе «вознаграждений», полученных в результате соци­ального контакта, лежит поддержание соматического и психи­ческого равновесия. Оно связано со следующими факторами: 1) снятие напряжения; 2) избегание психологически опасных ситуаций; 3) получение «поглаживаний»; 4) сохранение достиг­нутого равновесия. Все эти факторы неоднократно изучались и подробно обсуждались физиологами, психологами и психоана­литиками. В переводе на язык социальной психиатрии их можно назвать так: 1) первичные внутренние «вознаграждения»; 2) первичные внешние «вознаграждения»; 3) вторичные «воз­награждения»; 4) экзистенциальные (позднелат. exsistentia — существование — употреб­ляя этот термин, автор имеет в виду жизненную позицию пациента) «вознаграждения».

 

Пер­вые три аналогичны преимуществам, полученным в результате психического заболевания, которые подробно описаны у Фрей­да (Фрейд, Зигмунд, 1856—1939, австрийский врач-психиатр и психо­лог — основатель психоанализа). Мы убедились на опыте, что гораздо полезнее и поучитель­нее анализировать социальные трансакции с точки зрения получаемого «вознаграждения», чем рассматривать их как за­щитные механизмы. Во-первых, наилучший способ защиты — вообще не участвовать в трансакциях. Во-вторых, понятие «защита» только частично покрывает первые два типа «возна­граждений», а все остальное, включая сюда третий и четвертый типы, при таком подходе теряется.

 

Независимо от того, входят ли игры и близость в матрицу деятельности, они являются наиболее благодарной формой со­циального контакта. Длительная близость, встречаясь не так уж часто, представляет собой в основном сугубо частное дело. А вот важные социальные контакты чаще всего протекают как игры. Именно они и являются предметом нашего исследования.





   Порадуйте друга – подпишите его на рассылку!   

Иди к НАМ!

Боевой листок Непобедимой Армии Мертвых



описание форум архив e-mail

В избранное