Меня зовут Васильева Ольга.
Я приветствую вас в киноклубе
"Псилон".
Во втором сезоне проекта "Сеанс
с кинопсихологом" я
представлю вам анонсы фильмов и сериалов, где
показана работа психологов или психотерапевтов с группами, выпуск через неделю. А сейчас
представляю вашему
вниманию проект – "Семья
в фокусе искусства".
Это рассказ о психологии
семейных отношений,
иллюстрированный примерами из
фильмов. Сначала я расскажу о
характеристиках семьи. И первая
характеристика – иерархия в
семье.
В большинстве
культур родители несут
ответственность за детей, а
следовательно обладают всей
полнотой власти в семье. Но в
некоторых семьях складывается
противоположная ситуация –
ребенок оказывается во главе
семейной иерархии. В семейной
психотерапии это называется
перевернутой иерархией. Пример
перевернутой семейной иерархии
вы можете увидеть во множестве
фильмов, например «Игрушка»,
«Белый пудель». Один из них –
музыкальная сказка 1977 г. по
мотивам сказки Шарля Перро «Про
Красную шапочку».
Про Красную
шапочку
Красная Шапочка узнает, что у
неё заболела Бабушка и
собирается в путь. Она не знает,
что с ее бабушкой все в порядке,
и известие ложное. На пути
Красной Шапочки постоянно
возникают препятствия. Одно из
них - избалованный ребенок.
Ребенку во всем потакают
родители, он командует ими и
шестью няньками. Поставив руки в
бока, он говорит: «Купите мне
Красную Шапочку! Купили мне ее
или нет?» И родители ребенка
запирают Красную шапочку в доме.
Она хочет сбежать, и тогда малыш
угрожает ей: «Тебя сейчас
излупят плетками и ты залюбишь
меня как миленькая». В ответ
Красная шапочка говорит, что она
бы его отлупила. Ребенок
удивляется: «Меня нельзя лупить,
потому что я ребенок».
Красная шапочка выступает
«психотерапевтом» для ребенка,
поет ему песенку, с помощью
которой показывает, что малыш
никогда и ничего не делал в
жизни сам.
«- А вдруг ты завтра попадешь на остров в океане?
И как же ты там проживешь без повара, без няни?
Подушек нет, матрасов нет,
Нет ни одной кроватки!
- А я на травке буду спать!
- Простудишься на травке!
- А я велю разжечь костер!
- А кто же выполнит приказ?
Ведь мы же знаем,
Что этот остров
Необитаем!»
Родители поощряли зависимое и
капризное поведение ребенка.
Когда после общения с Красной
шапочкой ребенок начал мыть
полы, то родители испугались.
Они до того переполошились, что
позвали доктора. А немного
погодя становится понятно, чего
они боятся: «Если он все будет
делать сам, он с кем-нибудь
подружится, и станет как чужой».
Они бояться, что ребенок
отдалится, а потому поддерживают
его инфантильность.
Большая перемена
В советском фильме 1972 года «Большая
перемена» в классе, где
начинает преподавать Нестор
Петрович Северов (Михаил
Кононов) учится отец и дочь.
Дочь, Нелли
Леднева (Светлана Крючкова)
часто ведет себя как мамочка со
своим отцом. Она периодически
отчитывает папу: «Не умеешь
вести себя в культурном
обществе. Как ты сегодня с
женщиной обращался?! Ударил в
присутствии постороннего
мужчины!» Она говорит ему: «У
всех отцы как отцы, а за тобой
как за ребенком надо. Горе ты
мое. Платок носовой взял? Веди
себя прилично. Не груби.
Одевайся. И вообще тебе пора
понять, что в твоем возрасте не
бегают в школу. Я запрещаю тебе
туда ходить! Таким ученикам как
ты не место в нашем классе».
На эти слова папа ей отвечает:
«Тебе видней». Нелли прячет
портфель отца, чтобы он и не
думал идти в школу. Такие
отношения больше похожи на
отношения мамы и ее сына.
Доходит до
того, что отец - Степан
Семенович (Евгений Леонов)
тайком пробирается в школу.
Чтобы попасть в класс лезет в
окно, потому что в двери не дает
войти Нелли.
Правда иногда
Степан Семенович возражает Нелли
«Ты не командуй. Цыц!» Но
ситуация не меняется.
Иногда иерархия переворачивается
из-за детского опыта родителей,
иногда из-за их чувства вины. Но
в любом случае власть в семье не
идет ребенку на пользу. Когда
ребенок во главе иерархии – это
не его место. В этом случае он
не находит сильных родителей,
обеспечивающих стабильность и
безопасность. Следовательно, у
ребенка могут возникать тревога
и страхи.
Когда ребенок играет в
«главного», у него не хватает
времени, чтобы делать то, что
должны делать дети в его
возрасте – играть, драться,
общаться, учиться. И это не
может не отражаться на его
развитии. В будущем же выросшему
ребенку сложно быть взрослым, и
сложно найти себе партнера.
Еще одно нарушение в такой
ситуации – нарушение поведения
ребенка и нарушение его
социальной адаптации. И тогда
бывает, что штат педагогов не
знает, как унять нерадивого
подростка. Психологи часто
сталкиваются с такой ситуацией.
Семейный психолог может помочь
родителям понять в чем причина
проблем. И помогает снова встать
во главе семьи. Тогда
большинство детских проблем
исчезает.
Ребенок должен чувствовать
любовь, заботу, а также границы.
Он должен знать, что главные в
семье – родители. Он должен
понимать, что правила в семье
устанавливают взрослые. Это
создает для него определенность,
стабильность и безопасность. А
также то пространство, в котором
ребенок может расти и
развиваться.