Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии Обязательность и развитие обязательности


Друзья, заходите в мои соцсети: ИнстаграмФейсбук, ВК личная страничка, ВК Психологос


Обязательность и развитие обязательности

Автор: Н.И. КОЗЛОВ, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии

Обязательность – это привычка без проволочек и без напоминаний делать то, о чем была договоренность с другими или то, что наметил сам себе.

Развитие собственной обязательности – это приучение себя фиксировать свои обязательства, выполнять свои обязательства и платить за последствия своих действий. Чем платить, деньгами или временем – не важно, важно приучить себя платить всегда, даже если совсем не хочется. Для развития своей обязательности можно практиковать следующие задания самому себе (перечислены по возрастанию трудности):

1. Взять специальные задания по работе с обвинениями и оправданиями – приучить себя мыслить и разговаривать без обвинений и оправданий.

2. Записывать свои обязательства (от 3 до 10). Например, записать несколько дел на день, которые сделать необходимо, но не хочется – и повесить на видном месте.

2а. Записывать свои обязательства и назначать санкции за невыполнение. Взял обязательство не опаздывать, за каждое опоздание – плати. И не важно - хочешь платить, не хочешь платить – плати в любом случае. Проще давать обязательства внешние – то есть кому-то во внешнем мире: родителям, друзьям, начальнику. Будьте уверенными – вас проконтролируют.

3. Научить себя свои ошибки признавать сразу и в категоричной форме.

3а. Записывать свои ошибки (от 3 до 10), приведшие к невыполнению или частичному выполнению обязательств. Таким образом фиксировать свои ошибки за каждый день, через некоторое время – за каждый час. Важно – параллельно с этим непременно фиксировать свои удачи и достоинства – см. Тетрадь успехов

3б. Свои ошибки компенсировать дополнительными заданиями самому себе. Остановился во время пробежки, хотя дал себе задание пробежать без остановок – увеличиваешь дистанцию.

3в. Приучить себя платить за свои ошибки – деньгами или выполнением наказания.

4. В неприятной или трудной ситуации, в которой неясно, кто виноват, брать всю ответственность на себя. Техника безопасности: определите верхнюю сумму возможных финансовых или временных потерь. Если в вас въехал мерседес, не очевидно, что вам всегда следует оплачивать его полный ремонт. Учеба – учебой, а просто так, ни за что, на большие деньги или тем более в тюрьму попадать не нужно. Сохраняйте здравый смысл.

Если все это сделали и остались живы, берите следующие вершины – смотри Уровень личной ответственности

Развитие обязательности у детей и взрослых детей

Монстры могут все, они могут даже самостоятельно развивать у себя ответственность, но для большинства людей это оказывается слишком трудной задачей. Что делать им – и что делать с ними?

Первое. То, что не может сделать человек самостоятельно, в одиночку, он может сделать с помощью окружающих. Если вы занимаетесь на Дистанции, то есть если вас окружают успешно развивающиеся люди, в такой компании двигаться вперед легче. Я в принципе с большим скепсисом отношусь к попыткам людей развивать себя самим, людям нужно стимулирующее и поддерживающее их окружение. Если ребенок рос в семье, где обязательность была нормой жизни и где обязательность спрашивали с него – в такой среде из ребенка вырастет взрослый, умеющий быть обязательным. Итого: ищите или создавайте среду, которая будет помогать вам приучать себя к обязательности. То же относится и к вашим детям, которым вы хотите привить эти достойные качества: ищите или создавайте им окружение, где эти качества в чести.

О программе Дистанция – напомню еще раз, это действительно самый эффективный путь саморазвития.

Второе. Если вы хотите развить обязательность в детях, начинайте с развития послушания. Что такое обязательность? Внимание: формула обязательности проста. Это внутреннее действие, когда человек дал себе задание – и выполнил его. Это «сказано-сделано», происходящее во внутреннем плане. Но чтобы это «сказано-сделано» было сформировано и работело во внутреннем плане, вначале оно должно быть сформировано во внешнем плане, во взаимодействии «родитель-ребенок». Папа сказал – ребенок сделал. Если это происходит в семье естественным образом, скоро голос отца становится внутренним голосом ребенка, и ребенок начинает четко выполнять то, что себе говорит он сам. Сказано-сделано.

Оригинал статьи






​​​​​​


В избранное