Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии Как говорить комплименты


Друзья, заходите в мои соцсети: ИнстаграмФейсбук, ВК личная страничка, ВК Психологос


Как говорить комплименты

Автор: Н.И. КОЗЛОВ, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии

Когда вам люди нравятся в принципе и вы нравитесь собеседнику, говорить комплименты – просто. Присмотритесь к человеку, найдите что-то замечательное, красивое, вызывающее восхищение и скажите ему об этом. «У вас красивые глаза, красивые волосы, доброжелательная улыбка, мужественная фигура…» - обычно в людях несложно найти что-то привлекательное. Тут единственное правило – правило искренности: говорите от души.

Немного сложнее, когда у человека, которому вы хотите сказать комплимент, проблема с самооценкой: такие люди комплиментов хотят, но боятся им верить. В этом случае, чтобы ваш комплимент вызывал доверие легче, говорите ему самые простые, самые очевидные вещи и по возможности идите от восприятия человеком самого себя. А именно: постарайтесь посмотреть на человека его собственными глазами и догадаться, что человеку самому нравится в себе.

Может быть, как он сегодня держится? Или как она сегодня выглядит? Его юмор или ее цепочка? Как увидели – поищите слова, как это приятнее для человека сформулировать. Итого - проговорите вслух: «Клевые носочки!» (для девочки-подростка) и «Всегда восхищаюсь вашим терпением и дипломатичностью!» (коллеге после заседания Ученого совета).


Заметки читателей

Комплименты говорю часто, пишет Елена Чуевская, студентка Университета практической психологии, искренне и от души. Увидеть в людях хорошее, заметить и рассказать им – то ли пришло само, то ли давно встроено. Но совершенствоваться - можно и нужно. Я бы для себя наметила две задачи.

1) Весомее. Говорить медленнее, брать паузы, использовать более значимые и индивидуальные слова. Дороже «продавать» свой комплимент.

2) Как сделать комплимент требовательному к себе человеку. За последние три месяца уже не один раз сталкивалась, что мои ИСКРЕННИЕ, честные комплименты воспринимаются без радости, скорее, с неудовольствием. Причем, такими замечательными, очень достойными людьми, что восхищение сложно сдержать,. Особенности ситуации:

а) человек к себе очень требователен, возможно, то, чем я восхищаюсь, он требует от себя «каждый день в штатном режиме»,

б) возможно, мой вес в глазах этого человека мал, значит, комплимент не является ценным.

в) возможно, меня подозревают либо в неискренности либо в недалекости (вспомним анекдот: «Ах, Вася, какой ты умный!» «Я нормальный, это ты – дура»).

г) человек – лидер, и моя «похвала» резонно воспринимается как перехват лидерства.

Я уже заметила, что именно слышать таким моим друзьям приятно, это нужно обдумать, сформулировать и использовать. Могу предложить первый тезис: конструктивная критика является для них своего рода комплиментом, потому что говорит о внимании и желании помочь.


Если есть возможность подробнее изучить, что ценит ваш конкретный собеседник, это всегда стоит делать. Иногда помогают общие соображения, что какие комплименты чаще предпочитают мужчины, какие - женщины.

Трудности и как их обходить

Если ваш комплимент не был принят, возможные причины две: либо ваш комплимент неудачен, либо перед вами человек с проблемами. Бывает и так, и так. Не стоит все брать на свой счет: успех комплимента зависит не только от качества комплимента, но и от ситуации, и личности слушателя, см. Восприятие комплиментов.

Не все люди относятся к комплиментам позитивно, часть людей относится к ним изначально настороженно, поэтому комплименты нужно говорить не только искренне, но и с умом. Искренность и самое доброе расположение к человеку еще не гарантирует вам успеха, говорить комплименты – это отдельное искусство, требующее знаний, техники и внимательности. Чтобы не встретить обвинение в лести, мастера комплиментов идут постепенно, начиная с самых скрытых комплиментов и только постепенно делая их более и более явными. Чтобы это освоить, нужно немного теории.

Есть такое понятие – «скрытые комплименты». Это случай, когда вы человеку приятно сделали, а «уличить» вас в этом невозможно. Скрытые комплименты, неявно влияя на собеседника, создают особую атмосферу доверия во взаимоотношениях. К числу скрытых комплиментов можно отнести проявление искреннего интереса к собеседнику – искренне заинтересованные вопросы по поводу его жизни, работы, семьи, событий, свидетелем которых он был – а после возвращаться к его рассказам, демонстрируя, что вам это было важно и вы эти рассказы оставили у себя в душе. Люди любят рассказывать о своем хобби – расспрашивайте о том, чем человек увлекается. Самый нейтральный вариант, это частое упоминание имени собеседника: если вы запомнили имя собеседника и обращаетесь к нему по имени, это демонстрирует по отношению к нему нечто большее, чем просто уважительное отношение.

Девушка может спросить молодого человека, какие тренировки он бы ей посоветовал - в этом случае он без всяких комплиментов с ее стороны поймет, что она ценит его профессионализм в данном вопросе. А если она еще начала и заниматься по его системе - вообще круче комплимента нет. - Чем может ответить на это молодой человек? – дарить цветы с поводом и без, смотреть на девушку и любоваться, любоваться и восхищаться – без всяких слов!..

Синтонность в общении – это и есть умение делать скрытые комплименты, когда приятно сделали, а комплимента как бы и не было. И начинать отношения нужно именно – с синтонности. Это самый лучший, самый надежный и самый безопасный комплимент, поскольку собственно комплимента вы и не говорили.

Впрочем, поскольку «скрытые комплименты» действительно явно не звучат, то и говорить о них, как о настоящих комплиментах – трудно.

Если же говорить о настоящих, действительных комплиментах, то все они классифицируются по двумя осям: «прямые - косвенные» и «открытые - с прикрытием». В прямых комплиментах идет прямое упоминание достоинств человека или того, что он делает, косвенный комплимент - случается непрямо, через что-то, опосредованным образом. Открытый комплимент себя не скрывает, более того - привлекает к себе внимание и себя подчеркивает, комплимент с прикрытием - отвлекает от себя внимание, переключает внимание на что-то другое. Самый простой и явный – это прямой и открытый комплимент, но именно он вызывает больше всего отторжения у людей, склонных в комплиментах видеть лесть и подлизу. Самый безопасные – это косвенные комплименты с прикрытием, именно с них начинать надежнее всего.

Точнее, начинать лучше всего с дела, оказываясь человеком нужным и удобным, а любые комплименты – не более чем приправа к основному блюду.

Тем не менее, на фоне делового и житейского взаимодействия постепенно, через какое-то время можно переходить к косвенным комплиментам без прикрытия, а далее, если это не вызвало отторжения, последует переход на прямые комплименты – с прикрытием или уже и без него, когда между вами установились открытые, искренние отношения.

Оригинал статьи


ТРЕНИНГИ
НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА КОЗЛОВА

Здесь вы можете посмотреть расписание ближайших тренингов, встреч и вебинаров, которые проводит Николай Иванович и его коллеги.

РАСПИСАНИЕ


ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Университета практической психологии

Каждый день online

О программах обучения, дипломах и сертификатах | 9 особенностей обучения в УПП | О Пробном месяце обучения в УПП

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

 


В избранное