Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии Я руководитель. Как развивать в себе требовательность?


Друзья, заходите в мои соцсети: ИнстаграмФейсбук, ВК личная страничка, ВК Психологос


Я руководитель.
Как развивать в себе требовательность?

Автор: Н.И. КОЗЛОВ, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии

Наверное, требовательность - это главное качество, отличающее руководителя от не-руководителя. Человек, не способный потребовать что-либо от других людей, не способен и быть руководителем. И тут уж не поможет ни личное чувство ответственности, ни работоспособность, ни добросовестность, ни профессиональная компетентность, ни экономические и психологические знания. Однако хорошая новость в том, что требовательность можно наработать. При желании, естественно.

Итак. Требовательность руководителя складывается из нескольких моментов: требовательных интонаций, плотного контроля и готовности применить санкции. Тут все ясно, кроме одного: вы это делаете или нет? Пройдемся по этим пунктам коротко.

Плотный контроль. Оцените себя по 10-бальной шкале: если вы с необязательным сотрудником переговорили и договорились, сотрудник вам что-то обещал - насколько методично и неотвратимо вы будете отслеживать выполнение им его обещаний? Если ваша самооценка по этому пункту меньше цифры пять - дело плохо. Но не переживайте, от этого ничего не изменится. Вместо этого выдохните, улыбнитесь и пока поищите кого-то с "вредным" характером, кто мог бы контролировать лучше вас.

Готовность применить санкции - это почти синоним требовательности. Если только люди почувствуют, что вы на санкции не способны, вы для них перестанете быть руководителем. Возможно, вы станете для них спонсором, гостеприимным хозяином, приятелем, собеседником, просителем, прислугой, но как руководителя они воспринимать вас не будут. Если вы напрягаетесь при необходимости применить санкции - вы еще не вполне руководитель. Для сильного руководителя назначить санкции легко и естественно. И это не потому, что у нет сотрудников, работающих без санкций, а ровно наоборот: как только он встречает неорганизованных людей, он удивляется таким и рад им помочь самым непосредственным образом. Конечно, им помогут хорошие санкции! 

Долгие воспитательные беседы с руководителем - тоже вариант наказания, но здесь наказываются оба: и сотрудник, и руководитель. Проще всего денежные штрафы, и сумма желательно побольше. Но лучше не в пользу руководителя, а в хороший благотворительный фонд, и сумму назначить побольше. Тогда, скорее всего, человек постарается дело сделать и платить ему не придется. Ну и отлично!

А что касается интонаций... Казалось бы, мелочь, но именно по интонациям легче всего узнается человек с навыком руководства. Лучшие руководители - прекрасные актеры, они любят играть голосом, интонациями, они гордятся своими интонациями. Я сделал вам небольшую подборку для тренировки интонаций, полезных в работе руководителя: тренируйтесь на здоровье!

Смотрите видео

Можно ли научить человека быть требовательным, если по характеру он совсем не такой? Можно. Уговоры и убеждения здесь не помогают, а вот поместить человека в ситуацию, где это реально необходимо - помогает. 

Если вашего ребенка нужно отвести к зубному врачу, чтобы он совсем без зубов не остался - скорее всего, вы требовательность проявите и к врачу ребенка отведете, как бы он ни сопротивлялся и ни орал. А после визита к врачу, возможно, и леденцы из дома навсегда уберете.

Хорошо, и как начинать развивать в себе требовательность?

В первую очередь возьмите лист бумаги и четко сформулируйте, что, по вашему мнению, допустимо на работе, а что - нет. 

Например: Недопустимы обвинения, обиды, конфликты. Недопустимы эмоции не по делу. Недопустимо не выполнение прямого распоряжения. Ошибки - совершает каждый, это случается, это допустимо. Частые и многие ошибки при общем желании и стремлении развиваться и учиться - допустимы и так далее.

Можно еще конкретнее: что вы хотите добиться от того или иного сотрудника. Требовательность начинается с того, что вы точно знаете, чего вы хотите.

Второе: поставьте галочки напротив тех требований, которые для вас принципиальны и для сотрудника обязательны-обязательны. Настолько, что вы точно найдете время и силы додавить свою линию до конца. Если нет - то лучше не требуйте или требуйте не сейчас. Ничто так не подрывает авторитет, как проиграное требование. Не должно получаться, что сначала вы чего-то потребовали - а потом вам надоело и вы бросили. Или отменяйте требование, если выполнять его невозможно, или требуйте исполнения, или увольняйте сотрудника, но не пускайте дело на самотек: потребовали - отстали. Если вы уже решили, что что-то для вас важно - требуйте этого до победного конца. Или безответственный сотрудник начнет ответственности учиться - или он у вас не работает. Третьего не дано. 

Если начали требовать - требуйте до конца.

Ну и банальность: требовательность к другим начинается с требовательности к себе. Требуете ответствености от окружающих - требуйте ее и с себя, желательно с удвоенной строгостью. Учитесь самодисциплине!

Оригинал статьи


ТРЕНИНГИ
НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА КОЗЛОВА

Здесь вы можете посмотреть расписание ближайших тренингов, встреч и вебинаров, которые проводит Николай Иванович и его коллеги.

РАСПИСАНИЕ


ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Университета практической психологии

Каждый день online

О программах обучения, дипломах и сертификатах | 9 особенностей обучения в УПП | О Пробном месяце обучения в УПП

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

 


В избранное