Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии Поиск внутренних препятствий или обучение новому поведению?


Друзья, заходите в мои соцсети: ИнстаграмФейсбук, ВК личная страничка, ВК Психологос, а также ЯндексДзен


Поиск внутренних препятствий
или обучение успешному поведению?

Автор: Н.И. КОЗЛОВ, психолог
Личные консультации syntone@syntone.ru

Многие психотерапевты считают, что именно устранение внутренних препятствий, прегражающих жизненный путь их пациентов - одна из основных задач психотерапии. Типовая позиция: «Задача психотерапевтического тренинга – в первую очередь вернуть человеку способность справляться с жизненными ситуациями самостоятельно. Убрать мешающий повторяющийся способ действовать, приводящий к проблеме. Вернуть способность к творчеству, чтобы человек смог сам самостоятельно справиться со своими проблемами. Естественно, способ справляться будет у каждого свой». Аналогично, Ирвин Ялом в книге «Дар психотерапии» пишет:

Самой полезной книгой (я прочитал ее еще студентом) для меня стал труд Карен Хорни «Невроз и человеческое развитие». А самая полезная идея, обнаруженная мной в этой книге, состояла в том, что в каждом человеческом существе генетически заложена склонность к самореализации. Если устранить препятствия, убеждена Хорни, личность разовьется в сформировавшегося, полностью реализовавшего себя взрослого, прямо как желудь станет дубом.

«Прямо как желудь становится дубом...» Что за чудесным образом раскрепощающий и проясняющий образ! Это положение навсегда изменило мой подход к психотерапии, дало мне новое видение моей работы: моя задача заключается в устранении препятствий, преграждающих жизненный путь моих пациентов. Мне не нужно было делать всю работу; мне не нужно было воодушевлять пациента желанием расти, внушать ему любопытство, волю, жажду жизни, стремление заботиться, верность или мириады других характерных черт, которые и делают нас действительно живыми. Вовсе нет. Единственное, что я должен делать, так это идентифицировать и устранять препятствия. Все остальное, стимулированное самореализующими силами внутри пациента, последовало бы автоматически.

Сразу пометим: склонность к самореализации вовсе не тождественна интересу к личностному росту и развитию. И несмотря на то, что психотерапевты этим увлечены, психотерапия не разновидность личностного роста, а личностный рост - это не только психотерапия, а чаще всего вовсе не психотерапия.

Здесь важно уточнить, что считать внутренними препятствиями. Если (вдруг?) внутренними препятствиями считается отсутствие нужных знаний, умений и привычек, то - да, это нужно устранить и нужные знания, умения и привычки человеку передать. Впрочем, это образовательный процесс, а не психотерапевтическая помощь, и чаще это называется не поиск мешающих причин, а просто обучение нужным знаниям и навыкам.

Возможно, что человек чего-то не осознавал в своем поведении, но единственно правильное осознание – это четкое представление алгоритма последующих действий.

Вполне возможно, что глубинные препятствия, преграждающие жизненный путь некоторых пациентов, действительно существуют, и помощь психотерапевтов, в том числе медикаментозная, может быть необходима. При этом в обыденном сознании с помощью популярной психотерапевтической литературы укоренился миф, что в человеке «уже все есть», и на его пути к свободному, льющемуся из него творчеству, на пути к его смелости и уверенности в себе, на пути ее женственности стоят лишь некоторые блоки. Достаточно их снять - и сразу, без всяких дополнительных усилий, по мановению волшебной палочки в человечке все эти достоинства обнаружатся.

Нет, это не так. Как правило, это не так. Если ребенок еще не ходил в школу, то для приобретения образования ему нужно идти не к психотерапевту, а в школу. Основная проблема наших клиентов не во внутренних препятствиях, а недостатке образования, культуры и просто плохом воспитании.

Поиск внутренних проблем и других причин, мешающих человеку жить и развиваться - не всегда ошибка, иногда это совершенно необходимый этап для поиска решений. Однако, если же человек занимается поиском причин вместо поиска решений, это становится ошибкой.

Запрос: «Хочу разобраться в себе», «Хочу понять, почему со мной в жизни так происходит» - один из самых популярных запросов на психологической консультации. Он же - один из самых неконструктивных. Клиенты, задающие этот вопрос, обычно предполагают, что им стоит что-то в себе понять, после чего их жизнь наладится. В этом вопросе соединяются несколько типовых желаний: желание оказаться в центре внимания, желание себя пожалеть, желание найти что-то, что объясняет мои неудачи - и, в конечном счете, желание решить свои проблемы, ничего для этого реально не делая.

Поиск причин и виноватых - одна из самых типичных форм позиции Жертвы, одна из популярных тем на женских форумах.

... С ужасом недавно обнаружила, что мой перфекционизм мешает мне строить отношения с молодыми людьми. Не могу себя пересилить, для меня это большой стресс. - Это не столько перфекционизм, сколько низкая самооценка. Тебя, наверное, строго воспитывали и приучили к мысли, что любовь нужно заслужить. В это не стоит верить, потому что так у тебя не получится быть счастливой: тебе все время будет казаться, что ты еще не заслужила любовь!

Что правильнее: разбираться или нет со своими комплексами? Ответ - первое, правильнее разбираться. А что правильнее: разбираться со своими комплексами или обучать себя эффективному поведению? Ответ - второе. Работать на Дистанции - эффективнее.

Поэтому когда специалисты синтон-подхода иногда негативно отзываются о психотерапевтической работе, это не о том, что психотерапия не помогает, не нужна и не эффективна. Психотерапия помогает, нужна и эффективна. И если выбор стоит так: психотерапия или ничего? - ответ: психотерапия. Но если уже есть выбор между психотерапией и здоровой психологией, то для здоровых людей эффективнее здоровая психология, обучение клиента (или себя) эффективному поведению. Дистанция - эффективнее.

Уважаемые коллеги! Прежде чем искать внутренние препятствия и лечить человека от них, проверьте вначале , есть ли у человека необходимые для его задач знания, умения и навыки. Нет - человека нужно учить, а не искать внутренние причины и лечить. Если же человек все знает и умеет, но функция не работает – вот только в этом случае ищите причины, и делайте это грамотно, начиная с самых очевидных.

Оригинал статьи


В избранное