Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии Подкрепление в воспитании детей


Подкрепление - обязательное условие любого научения и обучения. Главное правило: "Что подкрепляем - то и получаем".

Когда родители подходят к ребенку, они подкрепляют то поведение, которое в это время делает ребенок. Если родители подходят к маленькому ребенку, когда он улыбается, берут его на руки, когда он тянется к ним, разговаривают с ним, когда он гулит с ними - они воспитывают спокойного, веселого, позитивного и любящего ребенка. Если родители сильно заняты и подходят к ребенку, только когда он закричал или описался, они воспитывают того, кто будет все чаще плакать и писаться.


Рассказ умного папы:

Однажды мы ехали в маршрутном автобусе и дочка (тогда ей было 4 месяца) проснулась за 40 минут до окончания дороги. Проснулась голодная, а вот покормить ее возможности не было. Через несколько минут после пробуждения Алиша начала плакать.
Я пытался с ней как-то общаться, но на мои слова она начинала плакать еще громче. Тогда я отвернулся, сижу, ее игнорирую. Она устала плакать, только вздохнула. Тишина. Я к ней поворачиваюсь, улыбаюсь: «Алиша!». На мою улыбку она опять начинает плакать. Тогда я опять отворачиваюсь и не обращаю внимания на ее плач. Когда замолкает - я снова к ней поворачиваюсь и начинаю разговаривать.
Потом даже перестал отворачиваться, а просто стал опускать руки на ручку автокресла так чтобы за руками ей не было видно моего лица. Когда плачет – не спеша кладу руки на ручку – и меня не видно! Перестает плакать - отвожу одну руку, за ней другую.
После третьего раза я заметил, что Алиша начинает плакать «рукам». Когда я подносил руки к ручке автокресла она переводила взгляд с одной руки на другую и плакала им попеременно. Жена сказала, что плач дочки изменился: она как бы просит «руки», чтобы они открыли лицо.
Через некоторое время Алиша перестала плакать и начала общаться с нами и окружающим миром :)
Таким образом я научился быстро успокаивать плачущую дочку - она, вероятно, поняла, что со мной плач не работает.
С мамой Алиша позволяла поплакать больше, чем со мной. Наверно, мамино «сердце разрывалось», и мама в ответ на плачь начинала дочку как бы упрашивать: «Ну не плач, пожалуйста…» с просящими интонациями. Когда жена сменила тактику и интонации, дочка стала плакать ей намного меньше.
Приз по плаканью у нас, конечно, получила бабушка. Она начинала охать, причитать, и теперь у нас сложилась такая картина: мне дочка практически не плачет, маме - совсем немного, бабушке - долго и жалостливо.
P.s. Прошло еще 4 месяца и мы придерживаясь той же тактики, заметили, что примерно 1 раз в 7-10-14 дней дочка решает проверить нашу устойчивость к плачу. И если мы придерживаемся установки: разговариваем с ней когда она не кричит, а выражает свои требования более тихо и спокойно, то на следующие 10-14 она общается с нами спокойными и не громкими способами :)


Чаще всего подкрепление происходит неосознанно

Мы тут говорим о воспитании детей, так вот: очень полезно прочитать статью "Неосознанное подкрепление в содержании и воспитании собак" - очень любопытно! Фрагмент оттуда:

Наша пожилая ньюфаундлендица Чалзи некоторое время жила у нашей родственницы. Довольно здоровая собака, несмотря на самый изощренно продуманный и грамотно организованный уход, начала серьезно болеть – дошло до того, что она перестала вставать. Переехав в собственный дом, мы забрали собаку к себе, изолировав тем самым от сочувствия к ее недомоганиям. Мы не делали никакой разницы между бодрыми и веселыми (несмотря на приличный возраст) немецкими овчарками и "умирающей" инвалидкой. Через три дня Чалзи надоело лежать и стонать, она начала потихоньку вставать и возмущаться, почему ей не дают законного йогурта, перепелиных яиц и валидола, а еще через две недели она охотилась в полях на мышей и думать забыла про свои болячки. Болезнь собаки была, по сути, сформирована трогательным проявлением заботы об ее самочувствии! А Ваша собака и Ваши дети никогда не болеют от желания получить побольше внимания и сочувствия?

Читайте статью полностью...


21 февраля состоится тренинг Марины Смирновой

ШКОЛА СЧАСТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ. От конфликтов — к доверию и любви

Даже в самой лучшей семье между детьми и их родителями периодически возникают конфликты. Неужели нельзя обойтись без них?

На этом блоке вы сможете:

  • понять, нужна ли вашей семье система требований и запретов, или можно без нее обойтись; а если нужна, то какая именно;
  • научиться предотвращать возникновение конфликтов с ребёнком, эффективно разруливать уже имеющиеся;
  • потренироваться в создании теплой и дружественной семейной атмосферы, создании ощущения у ребенка, что он хороший и любимый, что о нем заботятся, и начать использовать это в жизни;
  • понять, что помогает возникновению и поддержанию контакта с ребенком, и научиться грамотно это использовать;
  • узнать, как повысить у ребёнка самооценку и научить его авторской позиции в жизни.

Программа подробно и записаться...


В избранное