Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии Культура общения для подростков


Добрый день! Вначале - хочу просто поделиться. В Университете веду Дистанцию, как же радостно получать от моих дистантников прекрасные отчеты об их успехах! Просто в качестве примера, вот почитайте вместе фрагмент из отчета Дмитрия Сороки:

  1. "Повтор дословно". Две недели утром за завтраком выполнял это упражнение вместе с семьей. Выбирали тему (выбирала жена) и мы ее обсуждали.  Прогресс пока больше не у меня, а у жены. Она хорошо поняла условия «игры» и теперь очень осторожно и осмысленно заводила темы.   Я повторял, и ни одного раза за неделю мы не сменили тему за завтраком. Мы выбирали тему и к концу завтрака договаривались о чем-то, а не как раньше, когда тема оставалась без решения. Например, мы четко расписали, кто и когда забирает ребенка, выяснили, что на работе ей не хватает для привлечения клиентов и даже решили вопрос с обстановкой детской комнаты, который мы решали уже 1,5!!!!! месяца. Оказывается, «Повтор дословно» и «Осмысленная речь» в купе гораздо быстрее позволяют выявить приоритеты и почти моментально отвечают на вопросы: Кто? когда? Зачем?
  2. "Осмысленная речь". Это упражнение, как мне кажется, как раз хорошо выполнять в паре с  «повтор дословно».  Главный результат - это то, что мы как-то лучше понимать стали друг друга. Т.е., ставим задачи, коротко и ясно. Или просто беседуем. Ни у кого не возникает возражений и споров, а если и кто-то не согласен, то научились повторять, а потом задавать вопрос, а не спорить. Вопрос обычно звучит такой: «А как ты думаешь, если…?» Удивительно, но понимание в таких беседах отменное. Ну и на работе, к собраниям сотрудники стали готовиться - это первое достижение. Готовиться по-взрослому, с четкими тезисами (за эту неделю: обзвонила - 70 человек, из них - 30 заявок, 20 - предоплат и 10 - оплат). Так мне работать нравится!) Время планерок сократилось. Теперь я ставлю задачу сделать их более веселыми и интересными, с легкими графиками и слайдами. Посмотрим, что выйдет.

За дистантников действительно можно только радоваться.


А теперь - статья. Мы детей своих любим, но когда они у нас подростки, с ними бывает трудно: возражают, препираются, грубые выражения, культуры нет... Не здОрово. Можно ли с этим что-то поделать?

Да, подростки культуру не любят, но своя культура у них все равно есть. Как сделать культуру подростков более культурной? Чему учить своих детей подростков, как им общаться друг с другом? Тут размышления на эту тему.

Рамки: здесь речь идет об общении детей-подростков внутри одной семьи. Два брата. Брат и сестра... Уличное общение подростков из разных семей здесь не рассматривается.

Дети-подростки нередко ссорятся из-за вроде бы ерунды: "А что она мне так сказала! А что он меня толкнул!", но для них эти мелочи действительно бывают важны, а грамотно на конфликтогены они реагировать еще не умеют. Осмысленные родители вполне могут (и с большой пользой для общего личностного развития) научить своих детей-подростков реагировать друг на друга более воспитанным образом - так, как это делают взрослые и уважающие друг друга люди.

Конечно, начать нужно с того, чтобы жить так самим, чтобы ваша жизнь была для детей образцом. Второе - вы должны иметь для детей авторитет, ваши дети в принципе должны вас слушать и слушаться. Если они вас в грош не ставят и живут отдельной от вас жизнью - как вы будете учить их хоть чему-то? Третье - подростковый возраст не простой, и если ваши дети в трудном подростковом кризисе, вам нужно не совершенствовать их культуру, а помочь им справиться с навалившимися на них проблемами. Однако семьи бывают не только проблемными, но и качественными, и эта статья - именно для них.

Осмысленные родители в качественной семье учат своих детей-подростков следующим вещам для общения друг с другом.

Если в семье есть иерархия, все совсем просто:

1. За все отвечает Старший (брат или сестра). Если в чем-то виноват младший - за это отвечает старший. Главная забота Старшего - заботиться о младших.

2. Младшие слушаются Старшего. Все разногласия решает тот, кого родители назначили старшим (в этом деле и вопросе). Если родители не назначили никого, все вопросы решает старший по возрасту: как он решает, так и правильно. Старшего слушаться обязательно.

3. Вначале выполнил, потом обсуждаешь. Но можно предупредить. Если ты со Старшим не согласен, ты можешь его предупредить, что вынесешь вопрос на обсуждение с родителями. При этом, если Старший повторяет свое распоряжение, ты его выполняешь.

4. Если Старший ты и тебя не слушается Младший, ты можешь действовать в рамках того, что тебе разрешено родителями. Если разрешенные наказания не помогают, ты снимаешь с себя ответственность и докладываешь о происшедшем родителям.

Если в семье отношения между детьми строятся на равных, правила другие...

Читайте статью полностью...

 


В избранное