Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии Воспитательная таблица


Этот листок форматом A4, озаглавленный "Воспитательная таблица", может висеть и в комнате вашего ребенка, и на общей территории, например в вашей столовой: главное, чтобы он был виден и доступен для обсуждения. Это - листок взросления вашего ребенка, здесь происходит фиксация его успехов; здесь вы, уважаемые родители, в простой и понятной форме пишете то, что вы от ребенка хотите, тем самым ставя перед ним новые задачи. В воспитательную таблицу вы пишете не разовые пожелания, типа "убери за собой" или "сходи в магазин за хлебом", вы пишете здесь те умения и навыки, которые должен освоить ваш ребенок.

Умение и навык писать ваш ребенок освоил в школе - отлично! А освоил ли он навык просыпаться вовремя, делать с утра зарядку, улыбаться близким, говорить им "Доброе утро!", "Спасибо!", "Пожалуйста!"?

Не важно, как вы их назовете - полезными привычками, воспитанностью или чертами взросления, но все эти навыки ваш ребенок должен рано или поздно освоить, и эти навыки вы будете записывать в воспитательную таблицу, когда решите, что время пришло. Если вы в листок это свое поручение ребенку записали, это становится его делом, которое он должен с вашей помощью осваивать.

Сам по себе список актуальных учебных поручений для ребенка - огромное дело: это гораздо понятнее и четче, чем постоянные родительские упреки "Ты снова проспал!", "Хоть бы зарядку сделал, что ли?", "Что ты такой хмурый" или "Когда ты научишься элементарной благодарности?". Вместо всех этих упреков вы ставите перед ребенком конкретную задачу: вы можете ее обсудить, подсказать, что конкретно вы ожидаете, договориться, какая помощь от вас ребенку нужна. А когда задача записана, она не забудется, и вы будете регулярно обсуждать с вашим ребенком его успехи в этом поручении.

Мы не обсуждаем здесь, как дети относятся к вашим поручениям, выполняют ли ваши дети то, что им говорят. Если у вас нормальные отношения с детьми, это проблемой не будет. Они ходят в школу (да?), так или иначе делают уроки, могут сбегать в магазин, когда вы их об этом попросите... К этому вы их приучили, значит, можно перед ними ставить и следующие задачи.

Однако воспитание – это не только привитие ребёнку жизненно важных навыков, это и выработка правильного к ним отношения. Одно дело, когда девочка приучена мыть посуду, но каждый раз делает это «из-под палки» и с понуканиями; другое дело, когда она помнит об этом сама и делает это легко, с удовольствием. Так вот, воспитательная таблица все эти градации учитывает, и когда у вашего ребенка отношение к делу меняется на более правильное, вы с удовольствием на листочке ставите соответствующий этому "плюс". Таким образом воспитательная таблица ведет учет, какие навыки осваивают дети и насколько они их освоили.

Кстати, посмотрите еще один похожий метод освоения полезных навыков вашими детьми: Школа хороших манер. Наш опыт был в свое время очень удачным!

Если вы поняли идею таблицы, вы сделаете ее такой, чтобы она была понятной и удобной вам. Возможно, вам подойдет такой её вид:

Умения

Беру?

1

2

3

4

После еды мою посуду

да

+

+

+

+

Чищу зубы после еды

да

+

+

+

+

Делаю уроки качественно

да

+

+

+

+

Говорю тезисами, спрашиваю «А ты что думаешь?»

да

+

+

+


Освоил красивую походку

да

+

+



Технично плаваю

да

+




Люблю родителей

?





Не упрекаю близких

нет





Навыки могут самого разного плана: простые (помыть посуду) и достаточно сложные (красивое и техничное плавание), очень конкретные (научиться чистить картошку) и очень широкие (умею любить родителей). Список навыков вы можете регулярно пополнять тем, что стало актуально.

Внимание: нагрузки давайте посильные, своими заданиями детей не перегружайте. Дадите одну задачу - ребенок с нею справится, нагрузите его десятком задач - результат будет не просто нулевой, а отрицательный. Вариант разумной нагрузки может быть таким: к двум задачам ребенок присматривается, две задачи в активной работе, а два задания ваш ребенок держит в фоне для закрепления привычки.

Если вы написали ребенку задание, это еще не значит, что ребенок его взял. В такой таблице есть колонка "Беру?", где ребенок может написать как "Да", так и "Нет" или поставить знак вопроса, если пока задание ему не понятно или он в размышлениях. Значит, есть тема для разговора.

Как вы будете оценивать прохождение этапов освоения навыков, вы также можете решить сами. Возможно, вы дадите самые простые названия: "начальный этап", "в целом освоено", "навык стал надежной привычкой". Возможно, вы решите выделить другие этапы освоения навыка, а именно:

  1. Ребенок в некотором протесте (делает, но нехотя и негативными комментариями).
  2. Ребенок слушается и делает нормально, даже весело, но только если взрослый напоминает и подталкивает.
  3. Ребенок делает (или учит этому себя) самостоятельно, по собственному желанию.
  4. Ребенок организует на учебу себя сам, но активно привлекает взрослого, чтобы тот подсказывал и оценивал. И чтобы взрослый, как авторитет, оценил и принял итоговый результат.

Пусть висит этот листок A4, чтобы вы вместе с детьми всегда могли легко увидеть, что уже освоено, что еще нет. Это будет удобно и вам, и детям: они наконец-то могут понять, что вы хотите от них, а вам проще доносить до детей, что вы от них добиваетесь. Вместо напряженных разговоров быстрее придет взаимопонимание!

Уважемые родители, дорогие коллеги! Просьба: кто сделает такую воспитательную таблицу и запустит этот эксперимент, поделитесь опытом. Что получилось у вас? Да, и кстати, может быть вы эту таблицу назовете как-то по-другому, более ярко и привлекательно?


Свои отклики вы можете написать нам сразу, можете оставить их как комментарии в статье. См.→ 

Продолжается набор на обучение в Университете Практической Психологии. Начало обучения в сентябре. http://univerpp.ru/


В избранное