Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии Правило «Стоп!» для детей


Доброе время суток, друзья!

Правила, регулирующие взаимоотношения между родителями и детьми, между самим детьми - есть в каждой семье. Правило "Стоп" было придумано мною очень давно и с тех пор успешно используется во многих семьях, уменьшая количество драк между детьми и, главное, уменьшая жалобы детей друг на друга. Правило "Стоп" - простое, вы просто сообщаете детям: "Вы между собой играете, это хорошо, но иногда деретесь, а это уже плохо. Поэтому у нас появляется правило "Стоп!". То есть, если вам не нравится, что к вам кто-то пристает и мешает, вы можете и должны сказать: "Стоп, не мешай!" и повторите: "Правило Стоп" После этого к тебе никто не будет приставать, потому что вы предупредили и далее вопросы решаю уже я. При этом, если вы сказали "Стоп, правило Стоп", вы должны посмотреть на часы (вон они висят!) и 5 минут друг к другу не подходить и не разговаривать друг с другом. Покажите, где должна быть стрелка, когда мы сейчас подрались и кто-то сказал "Стоп!"? Отлично! Все понятно? Повторите!". Правило простое для взрослых, для детей его нужно несколько раз разжевать, но скоро дети его суть понимают и фразу "Стоп, не мешай!" - выучивают. К чему это приводит?

Результаты позитивные, но неожиданные: дети никогда не пользуются этим правилом.

А именно: дети начинают практиковать Правило Стоп, но воспользовавшись им пару раз, перестают к нему обращаться. Почему??

Не потому, что оно не работает - оно работает. Дети быстро понимают, что они не хотят быть 5 минут друг без друга. Они готовы плакать и ссориться, - да за ради бога! - лишь бы продолжать друг с другом играть.

Реальный результат правила "Стоп" - дети продолжают играть, но перестают жаловаться друг на друга. Они ругаются, плачут, дерутся, но папе не жалуются уже никогда. Детские обиды и разборки - часть детских развлечений, это их игры, и лишать себя их они на самом деле не хотят. Когда младшего обижает старший, младшему обидно, но если старший с ним вообще ничего не делает, младший сам начинает к нему приставать.

Когда мои дети были маленькими, Саша часто плакал, что Ваня делает ему больно. Я сердился на Ваню до тех пор, пока не увидел собственными глазами, как Саша во время купания в речке сам сунул голову ему под руку, Ваня ее зажал, после чего Саша стал жалобно ныть. Не всегда осознанно, дети часто провоцируют других на агрессию к себе: им важнее получить хоть что-то, чем остаться без внимания вовсе.


Волшебный способ прекращать детские ссоры (Голубцова Ксения)

Уверена, что многим работающим с детьми людям знакома ситуация: ребята шумно и весело толкаются, мутузят друг друга или обзываются. При этом лица довольные. А ведь ребята очень любят в таких ситуациях жаловаться старшим, мол, чего меня обижают? Я некоторое время не знала, как же грамотно реагировать на подобные жалобы. Ребёнок ведь сам в этом «безобразии» участвует, ему нравится (что видно даже человеку, далёкому от психологии). Бывает иногда, что шутливые разборки заходят далеко, и кого-то подколки/обзывательства/толчки уже напрягают, а для кого-то всего лишь продолжается весёлая игра.

Что же делать?

Н.И.Козлов придумал и описал прекрасную технику – правило «Стоп!». Как она работает? Всем ребятам объясняют, что у них есть возможность в любой момент остановиться и выйти из игры. Если кто-то громко и чётко говорит «Стоп!», то все останавливаются, к человеку никто не имеет права прикасаться под любым предлогом, ребята МОЛЧА отдают ему то, что забрали,и ещё 5 минут любые контакты под запретом. Использовавший правило сам также не может общаться с «обидчиками» в течение 5 минут. Правило «Стоп!» очень эффективно, оно помогает ребятам вовремя остановиться + отучает их вовлекать взрослых в мелкие разборки. Воспитателям, учителям и кураторам оно помогает отличить игру от драки + по сути часть полномочий касательно разрешения конфликтов делегируется детям.

Что сделано мной и какие результаты достигнуты?

Я работаю куратором 5-х классов в частной школе. Дети есть дети, наличие больших денег у родителей никак не влияет на желание ребят подраться, попинаться и пообзываться. Во время классного часа подробно объяснила ребятам новое правило, привела наглядные примеры и ввела «штраф» за неисполнение (штрафом стал серьёзный разговор со мной и завучем школы). Ученики сначала очень удивились, посмеялись и тут же, на уроке Саша начал приставать к Ксюше. Она чуть-чуть посопротивлялась, затем посмотрела на меня. Я не реагирую. Ксюша крикнула: «Стоп! Стоп! Хватит!» Я перевожу взгляд на Сашу. Он сразу успокоился, замолчал, ребята расселись по разным сторонам класса. Стало тихо, спокойно и… скучно! Минуты через 3 Ксюша сама спрашивает: «А 5 минут уже прошло? Можно разговаривать?» Конечно, после 5 минут Саша с Ксюшей снова весело сцепились. А мне не нужно было оттаскивать их друг от друга.

Вот ещё несколько интересных ситуаций, иллюстрирующих действие правила «Стоп!»:

Артём пристаёт к Ване, Ваня терпит, упирается, молчит. Потом звучит стандартное: «Тёма, отстань! Достал уже!» Артём, продолжая приставать: «Скажи СТОП! И я отстану». Ваня: «Да отстань ты от меня!» Артём смеётся и продолжает. Ваня: «Всё, стоп!» Артём, довольный собой, спокойно уходит, расплываясь в счастливой улыбке. А Ваня вздыхает облегчённо.

Саша начал дразнить Колю. Коля мгновенно отреагировал: «Стоп!», и Саша тут же пристал к Алёне. Коля в недоумении, он уже настроился отбиваться минут 5, а тут решилось за 3 секунды. Коля удивлённо говорит мне: «Как у вас получилось?! Саша ведь постоянно ко всем пристаёт, отбиться невозможно…» Я в ответ улыбаюсь.

 

Едем в автобусе с ребятами. Ваня навалился на Свету, она пыхтит и жалуется мне: «Ксения Анатольевна, смотрите, что он делает. Ну скажите ему!» Отвечаю: «Света, ты знаешь волшебное слово, которое решит все проблемы». Света: «Но мы же тогда целых 5 минут не будем разговаривать, неинтересно…» и добавляет, улыбаясь: «Почему вы ввели правило для всех?! Вот бы только девочки могли его использовать по желанию». Я молчу. Света мечтательно вздыхает и молча отпихивается от Вани. Ребята недовольны лишь тем, что жаловаться теперь некому – сейчас они официально выбрали игру, поэтому сами за неё и отвечают.


Правило "Стоп" также вполне применимо в играх между родителями и детьми, уместность его обсуждается в статье Демиан, бассейн, обида


Свои отклики вы можете написать нам сразу, можете оставить их как комментарии в статье. См.→

Приглашаю в партнерскую программу: вы рекламируете тренинги, которые нравятся лично вам, и на ваш счет поступают деньги. Продвижение тренингов Синтона - доброе дело!

Не жадничайте. Если рассылка понравилась, поделитесь ею, перешлите ее друзьям и разместите в социальных сетях. Все лучшее - людям!

Психологические консультации - обращайтесь в Центр консультирования и коучинга Н.И. Козлова​: большинство вопросов решается за несколько встреч лично или по скайпу. Тел. (929) 977-79-85, мэйл: ccupp@ccupp.ru

Профессор Н.И. Козлов


В избранное