Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии Любовь детей к родителям


Добрый день, друзья!

Делюсь хорошими новостями. Вчера завершил отличный тренинг "Лидерство и руководство" - была отличная группа, мы все отработали честно, результаты достойные. Один их участников, Дмитрий Монич, уже прислал отзыв -посмотрите

А самое главное - Синтон запускает партнерские программы. Кто в курсе, это просто и разумно. Предположим, вы были на каких-то тренингах Синтона, знаете, что это отличные тренинги и кому-то их хотите порекомендовать. Правильно, но почему бы это не делать на регулярной основе, получая за это деньги? Теперь это легко: если люди от вас приходят по вашей персональной ссылке (получить здесь), вы за каждого пришедшего от вас человека получаете 10% от стоимости тренинга, деньги приходят к вам на счет автоматически. От вас минимум времени, вместе делаем хорошее дело. Делаем? Тогда жмите сюда.


А теперь - о вечном, о любви, а именно о любви детей к родителям. Как вы скажете, такое - бывает? 

В хороших семьях часто можно наблюдать поведение детей, очень похожее на любовь детей к родителям: уже самые маленькие дети тянутся к родителям, скучают без родителей, жалеют родителей... На самом деле это еще - не любовь, это ее подобие, но именно из этого впоследствие может сформироваться настоящая любовь детей к родителям.

Любовь детей к родителям - это забота детей о родителях, когда делается все, что необходимо, и делается с радостью. Это необходимая физическая и материальная помощь и это моральная поддержка плюс все необходимые знаки внимания.

Рождаясь, дети своих родителей еще не любят. Рождаясь, дети любят своих родителей не больше, чем вы любите есть яблоки. Ваша любовь к яблокам проявляется в том, что вы их с удовольствием едите. Любовь детей к родителям проявляется в том, что они родителями с удовольствием пользуются.

Природной, биологической основы любви детей к родителям нет: естьзапечатление, есть привязанность, но любовь к родителям генами не передается.

Здесь есть опасность: если вы всерьез поверили, что дети любят вас просто по праву вашего родительства, вы рискуете так и не научить их любить. Вы рискуете воспитать ребенка, который только похож на любящего. "А ты мамочку любишь, да? А покажи, как ты её любишь?" - эта игра родителей с ребенком увлекательна для обоих сторон и скорее полезна, но она одна еще мало что даст.

Если ребенка не учить дружить, сотрудничать, а позже - любить, ребенок чаще всего вырастает обыкновенным эгоистом, не умеющим любить никого, кроме себя.

А иногда такого, который и даже и себя не любит. Если девочка любит только кушать пирожные, злословить с подружками и себя жалеть, такую толстую и никому не нужную - как вы думаете, любит ли она себя?

Если ребенок не умеет любить, он может пользоваться родителями и когда-то играть с ними в игру "Я вас не люблю": если например это прикольно, выгодно или этим можно им отомстить. Самый распространенный способ не любить родителей - предъявлять им претензии за то, что родители им (детям) что-то не додали.

С другой стороны, именно личный интерес ребенка можно использовать для того, чтобы дети старались наладить хорошие отношения с родителями. Сообразительные дети с раннего детства понимают, что хорошо относиться к родителям - выгодно. Так меньше с ними конфликтов, они больше разрешат и дадут больше денег. Иногда это некоторым детям приходится прямо объяснять: с родителями лучше дружить. Часть детей, взрослея (и иногда с помощью объяснений самих же родителей), понимают, что их отношение к родителям является примером (образцом) для их собственных детей, и если они хотят, чтобы их любили собственные дети, им нужно показать пример любви к своим родителям

Дети будут вас любить - но будет попозже, когда вы их этому научите. Чтобы дети быстрее научились любить своих родителей, их нужно этому просто учить.

Умение любить - это определенная высота личности. Это высоту можно взять, эту высоту нужно взять, но точно что нельзя делать, это полагать, что умение любить свалится на наших детей само по себе, без нашей о том заботы.

Если вы день за днем будет кормить ребенка вкусной кашей, все, чему научится ваш ребенок - это кушать кашу.

Умение любить - это определенный уровень культуры и понимание, что такое любовь.

На простой вопрос "А почему ты думаешь, что ты свою маму - любишь?" - дети отвечают очень по-разному. "Потому что мне очень приятно, как мама меня целует!" (девочка 8 лет). "Потому что я все ем, что мне мама дает" (ответ подростка 14 лет). Может быть, это уже является подарком для мамы - съесть все, что она положит на тарелку, но кажется, что большинство детей так и не начинают понимать, что любовь - это дающее отношение.

Любовь - это желание подарить другому человеку лучшее, что есть у тебя.

Любовь - это настоящий интерес к другому человеку, а не только когда тебе от него что-то нужно.

Любовь - это радость от возможности позаботиться о любимом.

Будет ли у детей такой уровень культуры, начнут ли дети понимать, что такое любовь, и будут ли родители достаточно достойны и интересны для того, чтобы дети их любили - зависит от родителей. Все начинается - с родителей, с того времени и сил, которые они готовы выделить своим детям. С той квалификации, которую они, как родители, имеют; с того образа жизни, который они ведут - и с тех образцов отношений, которые они своей жизнью демонстрируют своим детям. Если для вас самих естественно о ком-то любить и заботиться, если для вас самих это доставляет искреннюю радость - вы уже этим подаете своим детям замечательный пример.

Дети начинают любить родителей, когда родители любят с ними разговаривать и играть, когда целуют их с утра и ведут тихие разговоры вечером, перед сном, когда у родителей озаряется лицо каждый раз, когда ребенок к нему подбегает, когда ребенок понимает, что родители о нем действительно заботятся.

Осознавать, что на самом деле дети вас не вполне любят, что дети только вами с удовольствием пользуются - осознавать это не очень приятно, и большинство родителей, у которых симпатичные детки, предпочитают верить в то, что дети их все-таки - любят. И во-многом они - правы: что бы ни говорили ученые биологи, в любовь детей к родителям верить стоит, хотя бы из педагогических соображений.

Когда в это верят родители, в это легче начинают верить дети. А любовь во многом начинается - с веры. Любовь детей к родителям, по крайней мере вначале, это скорее выученное поведение, которое формируется по всем законам формирования выученного поведения: легкое начало, внушения, профильная деятельность, подкрепление профильной деятельности, еще раз внушения... - и результат внушений - вера.

Ребёнок не глухой и не слепой. Он слышит и видит, что у всех есть мамы, что мама это всегда хорошо, что мама все знает, всё умеет, что маму надо любить, что дороже мамы ничего нет, что родная мать это святое и аналогичные педагогические внушения. Так формируется принятое в общество поведение хорошего ребенка в отношении к "любимым родителям". Интересно, что при благоприятных обстоятельствах это в конце концов в любовь к родителям действительно превращается. Внешняя деятельность интериоризируется во внутреннюю деятельность. Но - нужно время. И правильные внушения.

Дети начинают любить родителей, когда они начинают верить, что они родителей любят. А вера приходит вместе с внушениями, вместе с подкреплениями заботливой активности детей, вместе с интерпретацией их действий как проявлений любви.

У мамы день рождения, дочка час лазила по интернету, нашла красивую картинку для открытки маме. В этом можно увидеть лишь то, что дочка любит лазить по интернету, а можно поблагодарить доченьку за то, что она такая внимательная и заботливая.

А чтобы делать такие позитивные переводы, родители сами должны верить в то, что дети их любят. Всегда легче, внутренне легче воспитывать детей, когда родителя верят, что дети их любят. Воспитывать детей - работа непростая, иногда тяжелая, но если родители верят, что дети их любят, все идет легче.

Чтобы дети начали любить родителей, дети должны учиться заботиться о многих других людях.

Родители, которые умеют любить сами, заботятся о том, чтобы их дети умели любить. И они заботятся о том, чтобы дети любили и их тоже - не потому, что им жутко необходима любовь их детей (такие родители могут быть вполне самодостаточными людьми), а потому, что их дети должны быть любящими людьми, должны уметь любить. И они их обучают любви, приучают к любви - и на любви к домашним цветам и лесным растениям, на любви к домашним животным, и на любви к бабушкам и дедушкам, и на любви к родителям (к себе).

Обычно удобнее, когда мама приучает детей любить папу, а папа приучает детей любить маму.

Некоторым детям повезло вырасти такими, что они сами поняли необходимость учиться любить. И даже если родители специально не учили их любить и не подавали им соответствующего примера, такие дети начинают любить и своих родителей, и других достойных пожилых людей, считая это свои долгом - не тяжелой ношей, но долгом достойным и радостным.

 


 

А когда-то приходит время, когда дети становятся совсем взрослыми людьми, а наши родители становятся совсем как дети. И тогда нам нужно уже о них заботиться.


Свои отклики вы можете написать нам сразу, можете оставить их как комментарии в статье. См.→

Не жадничайте. Если рассылка понравилась, поделитесь ею, перешлите ее друзьям и разместите в социальных сетях. Все лучшее - людям!

Ваш заработок: продвигайте тренинги Синтона вместе с нами! Партнерская программа: вы рекламируете тренинги, которые нравятся лично вам, и на ваш счет поступают деньги. Это того стоит!

Психологические консультации - обращайтесь, синтон-подход работает эффективно: большинство вопросов решается за несколько встреч лично или по скайпу. Тел. (929) 977-79-85, мэйл: ccupp@ccupp.ru

Профессор Н.И. Козлов

В избранное