Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии Формат и выработка привычки: закон параллельного подкреплени


Добрый день! Написал совсем новую статью, мне будут интересны ваши отклики.

Основной массив того, что у нас внутри формируется – это наши привычки. Любая роль, которую ты играешь долго, становится твоей природой: ты в нее вживаешься, она к тебе прилипает.

«Совершил поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу».

Как общее правило, привычка вырабатывается с помощью повторений с положительным подкреплением, и обычно в срок от 20 до 40 дней. Однако из любого правила есть исключения.

Бывает, что привычка не вырабатывается. Случается, что повторение даже вроде бы вполне успешных действий к привычке не приводит, более того, приводит к отвращению и усилению внутреннего протеста.

Бывает, например, что некоторые роли играешь день за днем и чувствуешь, что эта роль не твоя, не становится твоей. В чем здесь особенность? Почему какие-то роли прилипают, а какие-то отторгаются? Или: отчего после повторения возникает иногда быстро привычка и прежде чужое становится привычно-родным, а другой будет годами делать и внутренне чувствовать, что это - чужое, что он насилует свою хрупкую человеческую психику.

Например, родители ежедневно напоминают детям о необходимости чистить зубы и сделать утром зарядку. В одной семье дети это быстро освоили, а в другой семье каждое утро сканадал: дети нехотя это каждый раз делают, но хорошие привычки так и не вырабатываются - годами!

Отчего же это зависит? Ответом на это является закон параллельного подкрепления: эффективность основного подкрепления зависит от создающего ему фон параллельного подкрепления, в котором человек фиксирует свое отношение к происходящему. Когда человек совершает какое-то действие, на самом деле он совершает не одно, а два действия: само действие и выражение к нему отношения, свою эмоциональную акцию. Если эмоциональная акция была позитивной, она помогает формированию привычки, если же эмоциональная акция была негативная, она препятствует образованию привыкания. Точнее, человек привыкает протестовать против выполнения основного действия.

Закон параллельного подкрепления определяет формирование исполнительности (или нет) сотрудниковЗакон параллельного подкрепления гласит: эффективность основного подкрепления зависит от создающего ему фон параллельного подкрепления, в котором человек фиксирует свое отношение к происходящему. Когда человек совершает какое-то действие, на самом деле он совершает не одно, а два действия: само действие и выражение к нему отношения, свою эмоциональную акцию. Если эмоциональная акция была позитивной, она помогает формированию привычки, если же эмоциональная акция была негативная, она препятствует образованию привыкания. Точнее, человек привыкает протестовать против выполнения основного действия.

Разберем рабочую ситуацию: шеф отдал распоряжение сотруднику, сотрудник подчинился и распоряжение выполнил. Первое действие - собственно поступок сотрудника, а именно: дело сделано, сотрудник поручение выполнил. Однако внимание: это было не все, что сделал сотрудник. Второй линией, параллельно выполнению распоряжения сотрудник мог внутренне улыбнуться и сказать «Хорошо!» (или вообще сделать все без комментариев), и тогда идет нормальный рабочий процесс. Но сотрудник мог сопроводить выполнение распоряжение негативным комментарием ("Блин, достал уже!"), сделать тоскливое несчастное лицо, напрячь лоб и прочий бытовой негатив. Это уже - начало саботажа.

Итак, мало отследить, выполнил или нет сотрудник ваше распоряжение: просто факт выполнение говорит еще мало о чем. Важнейший момент - параллельный психологический комментарий, который человек внутри дал вашему распоряжению, тот формат (текст, дыхание и лицо), с которым он все это выполнил. Если вы это не отследили и не обеспечили при необходимости позитивный формат, то вы можете сотруднику давать задание сто раз подряд, и сотрудник сто раз будет делать его плохо. Он будет привыкать делать его плохо, привыкать делать и внутренне протестовать.

Любопытно, что люди сами не замечает свой протест. "Да я не протестую, просто настроение не очень!" Не важно, что стоит за негативом, в параллель сопровождающим ваше распоряжение: плохое настроение или внутренние сомнения, усталость или негативные эмоции по поводу чего-то постороннего - важно негатив замечать и убирать, чтобы ваши распоряжения выполнялись с правильным, нейтральным или еще лучше позитивным отношением: "С таким лицом это делать не нужно. Соберись, поправь лицо и сделай отлично, как ты умеешь! Отлично, спасибо!".

Если вы следите за форматом, за этим параллельным фоном, если выполнение ваших распоряжений сопровождается позитивным телом и лицом сотрудников, то ваши сотрудники будут нравится и сами себе, и вполне довольны вашими распоряжениями.

Все, что касается воспитания детей и приучения их к хорошим привычкам - определяется законом параллельного подкрепления еще в большей степени. Если на работе формат поведения сотрудников еще как-то задан, то в семье родители редко следят за этим. Результат - дети вроде бы слушаются родителей, но только "вроде бы", на самом деле приучаясь относиться к просьбам и требованиям родителей без уважения, сопровождая их нытьем и негативными репликами.

Большая часть переживаний по поводу поиска призвания решаются на уровне условных рефлексов И.П. Павлова, это просто позитивные или негативные привычки, которые мы вырабатываем у себя и у наших детей по поводу тех или иных занятий.

Чаще всего свое призвание люди находят в том, к чему у них есть особые способности, однако не сами по себе способности определяют, что ребенок назовет своим призванием. Ребенок, чтобы ему пережить радость или уныние, смотрит, что и как делают окружающие. Если он хорошо поет и видит, что им восхищаются, он расправляет спинку. Если кто-либо поет лучше его, он делает «тоску» и поникшие плечики. Поэтому, если у ребенка есть хорошие способности, если окружающие его хвалят и его выбор поддерживают, то скорее всего, занимаясь этим делом, у него будет радостное лицо победителя, это скоро закрепится, и в итоге его профессия будет ему нравиться. Его дело будет ему нравиться, потому что он делает его с радостным лицом, со свободным дыханием, в позитивном формате.

Если ребенок видит, что родители не поддерживают его увлечение, например, эстрадным пением, и он под их давлением вынужден заниматься инженерно-строительными изысканиями, то сразу чувствуется внутреннее состояние ребенка, как он садится за стол и тяжело смотрит на учебники по сопромату. Дело не в том, что ему инженерия не близка, дело в том, что он сел за учебники с неправильным дыханием, лицом и поникшими плечиками, он стал заниматься сопроматом с негативным форматом. И каждый последующий день он вырабатывал привычку тосковать при слове «сопромат» и «инженерная деятельность». Дело здесь не в давлении на ребенка, а в разрешении ему делать заниматься делом тоскливо. Это только привычка, привычка к негативу, которую родители не отследили и позволили заякорить сопромат как нечто негативное.

Если же те же самые родители, которые не выразили восторг от интереса ребенка к карьере эстрадного певца и направили его стопы в инженерно-строительный институт, одновременно с этим приучили его любое дело делать в позитивном настрое, результаты будут уже иные. Бодрой походкой он пошел знакомиться с институтом, с живым лицом засел за учебники, относясь к инженерии не как к каторге, а просто как к новому делу, и скоро смог похвалиться: «А я теперь знаю, как рассчитывается прочность этой балки!» Его учеба получает позитивное параллельное подкрепление, и через год этот молодой человек будет убежден, что он с детства имел это призвание: инженер-строитель. 

Известно, что исправление привычек - трудное дело. Всегда легче создавать новые привычки, чем перевоспитываться, переучиваться от того, что уже есть. А почему? Потому что у людей, как только они начинают делать то, что у них не получается, срабатывает детская привычка – выражать недовольство при столкновении с трудностями. И тогда, переучиваясь, он привыкает к недовольству. Если вы с этим не справитесь, то переучивание превращается в мучение. Если вы решили переучить себя или ребенка/сотрудника, то в первую очередь смотрите: насколько у вас есть мощность, рычаги влияния и возможности отслеживать формат. См.→

 


Свои отклики вы можете написать нам сразу, можете оставить их как комментарии в статье. См.→

Если вы считаете, что эта рассылка будет интересна кому-то из ваших коллег или друзей, сможет помочь ему в отношениях и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Психологические консультации - обращайтесь, большинство вопросов решается за несколько встреч лично или по скайпу. Звоните в Центр консультирования и коучинга​: ежедневно первым двум обратившимся предоставляются бесплатные консультации силами выпускников и студентов Университета практической психологии. тел. (929) 977-79-85, мэйл: ccupp@ccupp.ru, skype: ccupp.ru, www.uppcenter.ru

Профессор Н.И. Козлов

 


В избранное