Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии Когда детям болеть не выгодно


Добрый день, друзья и коллеги!

 Нормальные дети - здоровыВ отличие от пожилых людей, которым, чтобы не болеть, нужно прилагать большие усилия, нормальному ребенку заболеть не просто, ему для этого нужно прилагать специальные усилия. Впрочем, дети достаточно изобретательны, и при желании большинство детей легко заболевают тогда, когда им это выгодно. Все хорошо знают, что бывает со здоровьем школьника в период контрольных.

Истории из жизни: Я знала, что у меня слабое горло, и когда у меня впереди была контрольная в школе, за три дня до нее я делала ледяной холодную воду и пила ее до тех пор, пока у меня там все не сведет. Через три дня, уверенно и стабильно у меня появлялась запланированная ангина - ровно к дню контрольной.

Ребенку не всегда нужно именно заболеть, иногда родителям достаточно сказать: "Я заболела!", и если мама тревожная, то скорее всего она на всякий случай поверит. Умные родители на такое дешевое разводилово не ведутся.

Истории из жизни: Я в детстве была очень большая симулянтка, умудрялась сделать так, что месяцами не ходила в школу, в больницу попадала, т.е. опыт богатый. А вот моей дочери в первом классе еще не хватает ума хорошо сыграть. Подходит ко мне, говорит жалобно «мам, у меня так болит голова», я ее весело и жалобно передразниваю «бедная девочка!» Ей уже смешно, она пытается возражать: «Ну зачем ты так?», я ее спрашиваю: «А как?». Она забывает начало и говорит: «Мама, но у меня же правда болит живот!» - «Так, что у тебя болит – голова или живот? Оля, ты в школу не хочешь? Если не хочешь – завтра не пойдешь». Мы с ней договорились, что пару раз в году она имеет право просто не ходить в школу.

Болеть - стыдно и не интересно.Больными своих детей часто делают любящие родители, а именно - тревожные родители. Чаще это тревожные мамы и бабушки. Им кажется, что сегодня ребенок какой-то вялый, они часто спрашивают: "Как ты себя чувствуешь?" "Ты не заболел?" "Покажи горло? Какое-то оно у тебя красное..." - и если ребенок не хочет сегодня идти в школу, ему для этого достаточно просто не сопротивляться желанию родителей его оставить дома.

Дети не всегда хотят именно заболеть, иногда им вполне достаточно не заботиться о том, чтобы выздороветь или оставаться здоровыми. Например, вроде бы больной ребенок может сидеть в одних трусах и читать книгу, не обращая внимания на приоткрытую форточку и то, что он уже замерз и посинел: «Ну, я просто зачитался!» Зачем заботиться о здоровье, когда болеть так прикольно?

Дети начинают часто болеть тогда, когда болеть им выгоднее, чем быть здоровыми. Представьте, обычная жизнь ребенка - заботы и хлопоты, уроки делай, туда не ходи, помогай и куча запретов - картинка не радостная. Но вдруг, когда ребенок заболел, его жизнь становится другой: ему никуда не нужно вставать, он лежит себе в постельке, в школу не идет, книжки читает, ему все приносят, и уроки делать не нужно... Что в такой ситуации сделает мало-мальски разумный ребенок? Большинство детей начинают к болезням относиться к приятной части жизни, болезнь становится привлекательной. Повышается вероятность, что ребенок станет когда-то придумывать себе болезни, а когда-то болеть всерьез и чаще.

Если вы заботитесь о здоровье своих детей, вы позаботитесь о том, чтобы им было выгодно быть здоровыми. А болеть - менее выгодно. Это не сложно, такую систему могут создать родители практически в каждой семье. Представьте картинку следующую: когда дети здоровы – они живут весело, свободно и у них много чего интересного. Они бегают, гуляют, у них смена впечатлений и развлечения. Это правильно: здоровая жизнь должна быть насыщенной радостью.

Но если ребенок заболевает, его жизнь должна измениться - в какую сторону?

Если сын (предположим) утром не встает, лежит в постели и говорит, что он заболел, поцелуйте родного и любимого, спокойно расспросите о симптомах, измерьте температуру, после чего посмотрите внимательно в его глаза и спросите так: «Да, на болезнь похоже... Подумай, пожалуйста, тебе правда стоит поболеть?» Если смотреть в глаза ребенку, можно заметить, какие внимательные становятся его глаза. Ребенок быстро думает... Взвешивает... О чем думает ребенок, какие обстоятельства он взвешивает? Иногда ребенку стоит напомнить, что это такое: "болеть".

Болеть - это очень серьезно, болеть - это вам не просто валяться в кроватке как хочется. Ослабший организм нуждается в другом режиме жизни, теперь нужно только лежать и никаких гулянок по квартире. Если встаешь – нужно одеться. Поэтому встаешь, оделся, сходил до туалета, вернулся, разделся, ложишься в постель. Книжки не надо. Телевизор, компьютеры – избави боже, для ослабленной психики ребенка это противопоказано. Поэтому только лежишь и каждые полчаса ходишь полоскать горло, это обязательно, поскольку очень помогает от всяких простудных и других заболеваний. Если немного оклемаешься, сил наберешься, то оделся, сел за стол, сделал уроки (все-таки школу прогуливаешь!) – и возвращаешься в постель.

Итак, возвращаемся: «Ну что, хочешь поболеть?» Ответ может быть любой, потому что дети иногда действительно могут заболеть честно. Самое главное - итог, а именно то, что у ваших детей будет очень хорошее здоровье.

Истории из жизни

"Мне было лет 12, родители уходили на работу, я шел в школу и, а по телевизору часов в 11.00 были мультики хорошие. Я подошел к классной руководительнице «я заболел». «Сейчас придет врач, померяет тебе температуру, и сейчас позвоню твоей маме, она приедет». А я-то чувствовал себя хорошо и думаю, что ж теперь делать? Тогда я начал вводить себя в состояние болячки. Все дети учились, а я сидел, как дурак, возле раздевалки, и трансом нагнал себе температуру до 37,5. Я очень благодарен классной руководительнице, которая не повелась, она проконтролировала, и с тех пор я понял, что болеть не выгодно".

"Детей воспитывали мы с моей мамой, потому что мама моих детей одно время выключилась из процесса. Сын один раз заболел, моя мама сказала «Все в школу не пойдешь» «Точно болеет? Хорошо. На тренировку не идешь» – он самбо занимается, ему нравится. «Дома тоже не находишься – вперед, в больницу». А там уколы, лекарства, чего он очень боится. Пошел в школу. Я говорю «умирать будешь – позвони, я вызову скорую помощь, к жизни тебя вернут». Все, этим покончено, никаких болезней".

"У нас такой переход от болезни к учебе. Ребенок занимается спортом и звонит маме: «Я болею, живот болит не могу идти на тренировку». Одно время она разрешала, он пользовался. В один момент я понял, что это неправильно и сказал «переключай на меня». Он звонит мне, я говорю «Давай обсудим, что ты будешь делать, когда болеешь? Лежишь, ничего не работает – ни компьютер, ни телевизор». Начинает звонить маме, она: «Перезвони папе», он: «Да нет, я пойду на тренировку, если что – перезвоню». Понял, что это не работает и последнее время ко мне обращается: «Пап, я не хочу идти – пятница, тяжело». Я говорю: «Хорошо, давай обсудим, что ты будешь делать» - он: «Я выучу уроки и занимаюсь английским» «Хорошо, вечером встретимся, обсудим». Вопрос контроля: он делает уроки, на компьютере у меня стоит опознаватель, и он знает, что я узнаю и будет разговор. У нас в гостях часто бывают бабушки-дедушки, я звоню им: «Дедушка, у нас был такой разговор, если что-то будет выходить из наших договоренностей, вечером обсудим»".

"Ребенок действительно заболел – температура 38. Проконтролировать, что она будет лечиться и лежать в постели я не могу. Я тогда придумала, что послезавтра я иду в гости к своей подруге, к которой она очень любит ходить. Я говорю: «Оля, как жаль, что ты болеешь, я послезавтра к тете Оле иду». У нее моментально загораются глаза (а действительно и голова горячая, температура), говорит «Я тоже хочу!» «Оля, а как я тебя возьму – ты болеешь», она говорит «Я выздоровлю» «За полтора дня?» «Я выздоровлю-выздоровлю». Через день – здоровый ребенок".

Обратная связь

Свои отклики вы можете написать нам сразу, можете оставить их как комментарии в статье. Ссылка на статью См.

Если вам нужна психологическая консультация, могу рекомендовать коллег-психологов, которые консультируют как лично, так и по скайпу в Центре консультирования и коучинга при Университете практической психологии, тел. (929) 977-79-85, ccupp@ccupp.ru, skype: ccupp.ru. Если вы считаете, что эта рассылка будет интересна кому-то из ваших коллег или друзей, сможет помочь ему в отношениях и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Профессор Н.И. Козлов


В избранное