Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии. Конфликтоген


Конфликтоген

Один мой знакомый системный программист удивлялся, почему на его письма коллеги-программисты не хотят отвечать. Я посмотрел его послания, вижу такое начало письма: " Ещё раз объясняю вам концепцию backups/editings..."

Переведите: "Для бестолковых объясняю еще раз..."

Это - конфликтоген. Вы можете не замечать конфликтогены, когда допускаете их в чью-то сторону, но те, с кем вы так разговариваете - их замечают.

Еще как замечают. И реагируют так, что начинаете замечать уже вы...

Другая история. Умному и талантливому парню 18 лет, его только что уволил с работы его шеф всего за одну фразу во время обсуждения. Фраза, в которой было возражение шефу, начиналась с "Я считаю, что..."

Заметьте: "Я считаю", а не "Мне кажется, мне думается..." Такой оборот в разговоре с уважаемым шефом - конфликтоген.

Может быть, шеф и погорячился, но мораль ясна: конфликтогены делают нашу речь конфликтной.

Определение

Конфликтоген - коммуникативный (реже - поведенческий) элемент (слово, оборот, жест, интонация), способный вызвать напряженность и спровоцировать конфликт в отношениях. Образно - коммуникативный укол или удар. Адресный и намеренный конфликтоген - конфликтный посыл.

Границы конфликтогенов

То, что конфликтно между одними людьми, между другими - норма или даже радость. В личных отношениях небольшая доза конфликтогенов допустима и рекомендована, как развлечение и показатель доверия между людьми.

Конфликтогены - не догма, а социальная условность, но с этими условностями нужно быть хорошо знакомым. Возможно, для вас перебивать - нормально, и вы не видите в этом ничего страшного. Но если вы пару раз перебьете шефа, возможно, вам укажут на дверь, потому что это проявление невоспитанности и конфликтоген.

Конфликтогены - это не то, что задевает конкретного человека, а то, что обычно задевает людей в подобных ситуациях. Человек, который указал вам на ваш конфликтоген, не обязательно обидчивый - возможно, он просто внимательный и вам подсказывает.

Конфликтогены - все то, что нарушает социально обоснованные потребности партнера.

Если кому-то неприятно, что президент Путин не поздравил его с днем рождения, это не конфликтоген от Путина, а личные проблемы данного товарища. Если вам что-то неприятно, это еще не значит, что ваш партнер допустил конфликтоген: возможно, что вы просто неадекватно обидчивы. Насколько ваше «неприятно» социально обосновано? Насколько взрослый человек согласится, что это с его стороны - конфликтоген, а не с вашей - обидчивость?

Коммуникативные конфликтогены

Чтобы не допускать конфликтогены, их полезно знать "в лицо". Типичные коммуникативные конфликтогены:

Наезды, обвинения, особенно с обобщениями (Ты опять?! Ты как всегда! Это еще почему? и т.д. и т.п.)
Оправдывается тот, кого обвиняют. Если вы не обвиняли, а человек начал оправдываться - это обвинение вас в обвинении и просто то, что вы не заказывали. Как правило, оправдывающийся человек самой позицией снизу провоцирует наезды и обвинения, провоцирует - конфликт.
  • Давление и запреты (Надо. Прекрати! Немедленно сделай. Не щас, а сейчас же!)
  • Негативные оценки, обесценивание (Ага, ну да, конечно! Щаз! А еще чего? Морда не треснет? Чушь! Бред! Фигня! Да ну брось ты!)
  • Возражения, несогласие. (Нет. Нет, ну что вы говорите?! Ты не прав. Это не так.)
Вы сказали что-то дельное, человек не захотел это услышать и возразил - конфликтоген.
  • Категоричность, особено с обобщениями (Все мужики-бабы сволочи!, Нет! Ничего подобного! )
  • Позиция превосходства, нравоучения, (На самом деле. Естетственно. Очевидно).
  • Юмор на человека (Все вариации на тему Ты - смешной!)
  • Перебивания, пренебрежение Фразы: «Перестань! Изыди! Достал!»
  • Невнимание и неблагодарность (не оценили по заслугам, не оценили попытку помочь)
  • Игнорирование, саботаж
  • Безразличие, отдельность, эмоциональная холодность (грозное молчание, незаинтересованность, отсутствие ответных синтонов близким людям и т.д.)

Поведенческие конфликтогены

Конфликтогенами могут быть не только элементы общения, но и действия, поступки.

  • Помеха. Вы чего-то своего достигли и помешали человеку рядом достичь желаемого - конфликтоген.
  • Необязательность. Договаривались - не сделал,
  • Нарушение правил приличия. Не уступили бабушке место, не поздоровались с соседями, не попрощались с гостями, не поблагодарили за услугу коллегу, не позвонил родственникам…

Практичная мораль

Мастер общения может в своей речи использовать все, включая конфликтогены - но чтобы таким мастером стать, будьте внимательны к потребностям окружающих людей и научитесь следить за чистотой своей речи.

Информация

26 октября в 19.00 состоится очередной заседание Исследовательской мастерской, тема "Алгоритм принятия решений в сложной жизненной ситуации" (докладчик И.О.Вагин). Возможно, успеем обсудить еще: "Любовь - это только принятие?" и "Волненье сердца радостным должно быть... А как?"

Собираемся в Центре "Синтон-Первомайская", схема проезда http://www.syntone.ru/contacts. Телефон для справок 463-4485.

Если вы не можете присутствовать лично, у вас есть возможность присутствовать на Мастерской виртуально: с 19.00 будет вестись прямая Интернет-трансляция происходящего. Пройдите по ссылке http://roocpp.emea.acrobat.com/psy140909/, далее нажмите "Войти в качестве гостя", далее введите в произвольной форме свое имя. И все, вы с нами!

Подробнее смотри Исследовательская мастерская

Хорошей недели!


В избранное