(========================================================================)
Четырнадцатый выпуск рассылки "Психология выживания".
Здравствуйте, уважаемые читатели!
(========================================================================)
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/psychology.psycholife
(========================================================================)
1. Психотехники между строк?
2. Интересная статья: В.Л. Леви "Прелюдия, или приглашение на избиение.
Cценарии и защиты".
(----------------------[ Психотехники между строк? ]---------------------)
Почему некоторые тексты вызывают "беспричинное" раздражение при
внешней гладкости и вроде бы логичном изложении материала? Это знать очень
не лишне - в жизни точно пригодится.
Очевидно, дело обстоит следующим образом. Если у нас возникает при
прочтении раздражение, это означает, что какая-то часть нашей личности
распознала замаскированную попытку давления на себя и воспротивилась ей.
Остается определить это воздействие, разобраться как и откуда оно
приходит. Что хочет навязать нам автор текста? Сознательно ли он это дела-
ет?
Предлагаю на Ваше рассмотрение, уважаемые подписчики, одну из
схем, по которой можно создать подобный "нехороший" текст.
1. Привычное слово, за ним в скобках более сложное. Например, "искаженное
(абберированное)". В 50% случаев употребления этого приема в скобках осу-
ществляется подмена понятий, то есть указывается не точно соответствующий
данному слову термин, а лишь в чем-то близкий. Затем в рассуждениях ис-
пользуется то, что было указано в скобках.
По мере развития мысли накапливаются логические ошибки, в результате полу-
чается полнейшая ересь, но сохраняется видимость правильности. Оставшиеся
50% применяются без подмены понятий, но заставляют подсознание читающего
привыкнуть к частому использованию скобок.
МНОЖЕСТВО СКОБОК ДОЛЖНО НАСТОРАЖИВАТЬ. СЛЕДИТЕ ЗА ПОДМЕНОЙ ПОНЯТИЙ!
2. Деперсонализация суждения. Например, "cитуация видится так, мне видит-
ся, думается" и так далее. Внимание читающего рассеивается на таких сужде-
ниях, потому как при чтении он пытается соотнести свою точку зрения с точ-
кой зрения автора, но в конструкции "ситуация видится так-то и так-то"
точка зрения автора отсутствует. Читающий впадает в легкий кратковременный
транс и выходит из него к концу предложения, однако внушение уже сделано!
Если же автор напишет "я вижу проблему здесь", такого эффекта не возник-
нет. ОБНАРУЖИВШИЙ ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ЗАЩИЩЕН ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ.
3. Инверсные конструкции вроде "Об этом писать не буду". Если добавить пе-
ред фразой "Я" должны получаться обиженные интонации. Отличный способ пе-
редавать читающему негативный настрой. ЧУВСТВО ВИНЫ - ИЗ-ЗА ИНВЕРСИЙ.
4. Взгляд свысока. Разочарование и сожаление выделяются многоточием. "К
сожалению, таких еще много осталось..." Многоточие является письменным эк-
вивалентом снижения громкости речи и (или) наполненного трагизмом выдоха.
Если у Вас высокая скорость чтения, многоточия будут постоянно ее ограни-
чивать. Вы не сможете читать с той скоростью, с которой хотите, возникнет
чувство неосознанного дискомфорта. ЛУЧШЕ, КОГДА МНОГОТОЧИЙ МЕНЬШЕ.
5. Усиливающая петля. Например, "Удобно!" -TEXT-"Удобно то как!". Фрагмент
TEXT дополнительно выделяется одинаковыми словами или словосочетаниями.
Достоинтства приема в том, что он значительно увеличивает суггестивную си-
лу фрагмента TEXT, а заметность его в тексте крайне низка. Фактически это
вырожденная одноуровневая петля Милтона Эриксона. ПОВТОРЕНИЯ НУЖНЫ В
"ЗЛОМ" ТЕКСТЕ.
6. Библейские цитаты удобны по двум причинам. Во-первых, их особый стиль
сразу срывает многие шаблоны у читающего, во-вторых автор текста опирается
на их авторитет. ЗАДУМАЙТЕСЬ, ДЛЯ ЧЕГО АВТОР ЦИТИРУЕТ СВЯЩЕННЫЙ ТЕКСТ.
7. Самоподтверждение. Автор высказывает какую-либо мысль, например "коты
не ходят в огород", а в одной из следующих частей текста пишет "коты не
ходят в огород - это верно!". РАСПОЗНАВАЙТЕ САПОПОДТВЕРЖДЕНИЯ.
Хочу, однако, подчеркнуть следующее. Важнейшим критерием оценки текста яв-
ляются Ваши ощущения. Если в тексте присутствуют все и почти все вышеопи-
санные компоненты, но он не вызывает негативной реакции, скорее всего, вас
не заставляют принять нечто, просто предлагают, оставляя право выбора за
вами.
(-------[ Прелюдия, или приглашение на избиение. Сценарии и защиты ]------)
(Публикуется с разрешения автора - Владимира Львовича Леви)
письмо читателю
из обновленной книги "Искусство Быть Другим"
...Вы спрашиваете, как совместить внутреннюю свободу с внешней не-
обходимостью? Подонок оскорбляет женщину, издевается над ребенком, напада-
ет на Вас - какой выбор тут, какая свобода?..
Вы правы: в подобных положениях никакие предписания не работают,
каждый управляется только своим инстинктом и совестью. Не подскажешь, ког-
да расслабляться и глубоко дышать, когда напрягаться и бить по морде, а
когда бежать без оглядки -и мне довольно того, что я знаю свои личные пра-
вила и по возможности выполняю их...
Сам-то я, было время, перед лицом таких надобностей то и дело ока-
зывался растерянным и беспомощным: стоишь, что-то соображаешь, мямлишь,
а в это время уже оскорбили, избили, унизили... Или наоборот - кто-то вяк-
нул, что-то звякнуло, а ты, не успев ничего сообразить, уже ввязался в
драку, наломал дров - словом, был крепок, что называется, задним умом, и
чем жесточе себя за это казнил, тем хуже обстояли дела.
Постепенно, однако, "задний ум" удалось, худо-бедно, перевести в
"передний" - я изучил вопрос о битье, могу уверить вас, досконально. Темой
моего исследования стало: как человека бьют?
Как? Очень просто: подходят и бьют. Просто бьют. Вас много били?
Меня не очень, но мне было достаточно, и поэтому я долгое время старатель-
но избегал людей, которые бьют. Избегание, однако, не давало творческого
удовлетворения главным образом потому, что вышеупомянутые персоны обычно
появляются в ситуациях, когда их не ждешь и не избежишь.
Сообразив, что так дело не сдвинется, я решил изменить политику.
Слегка подстраховавшись боксом и каратэ, пошел навстречу битью.
Конечно, не с целью быть битым (этого, повторяю, было достаточно), и не
для того, чтобы бить самому (тоже более или менее насытился), а исключи-
тельно ради исследования психологии бития - чтобы выяснить, в какой мере
оно определяет сознание, а в какой наоборот.
Ради этой цели я не только не избегал людей, которые бьют, но ис-
кал их, как охотник дичь, и вступал с дичью в исследовательское взаимодей-
ствие. Я пробовал разные варианты общения, я изучал разные ситуации, в ко-
торых бьют человека, я изучал людей, которые бьют. Какие при этом были по-
бочные медицинские эффекты, научного интереса не представляет. Главное -
оказалось, что человека никогда не бьют просто так, а всегда с некоторой
подготовкой. (Есть еще термины "предварительная игра", "прелюдия", но это
из несколько иной области).
К человеку подходят и просят: "Дай закурить", а если при этом хо-
тят снять часы, то сперва интересуются, сколько времени. Его могут спро-
сить, какая погода нынче в Антарктиде или как он относится к президенту
Абабуа, могут также заметить, что он напрасно надел очки, все равно темно;
можно и просто нечаянно толкнуть, потом еще раз нечаянно толкнуть, а потом
бить. Но всегда, железно: сначала создается психологический сценарий би-
тья, и этот сценарий разыгрывается, осуществляется - а потом бьют. Избива-
емого сперва обязательно вводят в роль избиваемого, а потом бьют. И себя
непременно, обязательно вводят в роль бьющего, а потом бьют. Помните? -
"Волк и ягненок" - вот-вот, без сценария и без роли никак нельзя, без пре-
людии бить не полагается, просто так бить неудобно, просто так бьют только
психи, которых за это бьют.
Вопросы же и всевозможные замечания представляют собой не что
иное, как способы вызова на роль: человеку дают приглашение на избиение,
на которое он должен как-то ответить и которое еще не очень правильно на-
зывается провокацией - какая там провокация, человека бьют. Сценарий же
всегда многовариантный и гибкий, как мозг гения, творческая фантазия бьет
опять же ключом. Вот только пять вариантов из исследованных двухсот с лиш-
ком.
Серия "Дай закурить"
Вариант Отказной Простой
- Дай закурить.
- Не дам.
- Не дашь?! Ах ты... (Бьют).
Вариант Отказной Нажимной
- Дай закурить.
- У меня нет.
- Врешь.
- Не вру.
- Покажь карман.
- Не подумаю.
- Не подумаешь?! (Бьют.)
Вариант Соглашательский
- Дай закурить.
- Пожалуйста.
- Ты чего рваную даешь, ты...
- Вот целая.
- Сырая, давай посуше.
- Пожалуйста.
- Да это же... Тьфу... - это же блевотина. Это ... а не сигарета.
- Да что вы, бог с вами, какая же блевотина?
- Такая же, как и ты!.. (Бьют.)
Вариант Мини
- Дай закурить.
- Сейчас (жертва лезет в карман за пачкой, в это время бьют).
Вариант Полюбовный
- Дай закурить.
- А ведь вы меня хотите побить...
- Какой догадливый, а? Сговорчивый! (Бьют.)
Вы уже поняли, в чем дело? Просто так не бьют, нет, просто так
только убивают, а приглашение на битье требует соответственного ответа, то
есть творческого соучастия в битье самого избиваемого.
Когда человека бьют, его сперва включают в поле взаимодействия -
поле ожидания - а потом бьют (включение в поле ожидания происходит и во
всех иных общениях - женское кокетство, например). Поведение избиваемого,
равно как и бьющего, запрограммировано границами этого поля, и запрограм-
мировано, надо сказать, с немалой надежностью: извинением ли, робким сог-
ласием, протестом или попыткой оттянуть время видимостью непонимания изби-
ваемый так или иначе сам ведет дело к тому, что его бьют. Человеку сперва
внушают, что он должен быть бит, а потом бьют. И вот в этом вся соль битья
- в процессе внушения, ожидания и обратной связи.
...А вот некоторые варианты защиты, испробованные в том же иссле-
довании и зарекомендовавшие себя как довольно надежные. Я говорю о защите
психологической - физическая сама собой разумеется, и здесь мне почти не-
чего добавить к тому, что уже разработано в таких превосходных системах,
как самбо, айкидо, каратэ. Но овладение приемами, о которых я сейчас Вам
расскажу, снижает необходимость защиты физической в среднем процентов на
пятьдесят, да и к тому же здорово ее облегчает, давая выигрыш во времени и
в боевом духе. Главная задача - опередить события и сорвать сценарий, раз-
рушить роли, сбить с толку, перехватить инициативу. (См. также рассылку N
32 Слабость - это недогадливость - отрывок "Из интервью журналу "Вестник",
США, июль, 2001год"). Проще всего это достигается переключением внимания
избивающего на его собственную персону.
Все та же серия "Дай закурить"
Вариант Врачебный
- Эй, стой. Ну-ка, дай закурить. (Вежливость обращения для диагноза доста-
точна. Останавливаетесь сразу.)
- Не курю.
- Покажь карман. (При подобной репризе все ясно окончательно, наступайте.)
- Что у вас с ухом? (Носом, глазом и т.п. Словно не слыша предыдущей реп-
лики, со сдержанным интересом.)
- Чего?
- Вот-вот. (Указывая на левое ухо, которое, как и правое, без зеркала не
увидишь.)
- Чего?
- Что такое рак, знаешь?
- Ну.
(Продолжая внимательно вглядываться в ухо; одновременно пружинит ударная
нога.)
- Да, кажется, оно самое... Да не щупай, не прощупаешь, глубоко, в прохо-
де... Операцию придется делать.
- Ты что, врач?
- Вот именно. Курить вредно. От курева рак.
Далее по ситуации, но сценарий практически сорван, инициатива перехвачена.
Самое главное, конечно, мгновенный "диагноз" ситуации, а далее сразу вклю-
чение заранее отработанного варианта с поправкой на импровизацию. Вы долж-
ны опередить "партнера" в любом случае.
Но как же это сделать при малом опыте и большом "мандраже"?
Быть Мужчиной - не избегать трудных ситуаций! Быть Ребенком - тренировать-
ся, играть! Лучше, конечно, с игровыми партнерами.
На тренинг - группах мы применяем среди прочих и такой метод (его вполне
можно отработать и дома с любым приятелем).
Гражданин-Под-Вопросом подходит к Господину-Имярек все с тем же "Дай заку-
рить", но цель подхода ("бить иль не бить, вот в чем вопрос") известна
лишь ему самому. (Скажем, "бить" - в кармане черная карточка, "не бить" -
белая.) Цель Господина-Имярек - почувствовать настроение Гражданина - Под-
Вопросом и соответственно себя повести. Правильный вариант вознаграждает-
ся.
Вариант Оперативный
- Дай закурить.
Ничего не отвечать - сразу остановиться и твердо глядеть в глаза. Боковым
зрением следить за движениями. Внутренне приготовить блокировку удара. Па-
уза одна-две секунды, затем решительно:
- Документы.
- Какие еще документы?..
- Ваши документы (не повышая голоса, готовясь применить силовой прием).
Инициатива уже ваша. При ответе типа "А ты покажь свои", вам показывать
нечего, кроме быстроты реакции, и заменить документ может хороший аперкот
или удар каратэ; далее - по ситуации.
Вариант Сумасшедший
- Дай закурить.
- Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя
заставил и лучше выдумать не мог. Как пройти на Семеновскую? (При максима-
льной беззаботности тона поза танцующе-пружинной готовности.)
- Закурить дай, говорю...
- Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил, выпил рюмку, выпил две,
зашумело в голове. Офелия, о нимфа, помяни меня в своих молитвах. Бить
знаменитых некрасиво, не это поднимает ввысь - и так далее (не забывая
следить за движениями рук "партнеров").
Вариант Глухонемой
- Эй! Погоди-ка!.. Слышь?!
Вы не слышите. Вы глухонемой. Вы идете дальше. Вас догоняют.Несуетливо ос-
танавливаетесь. Указываете на ухо, на этот раз на свое. Да, вы глухонемой.
В следующую секунду вам могут указать знаками же: "Дай закурить", или нач-
нут бить сразу (с глухонемым-то чего церемониться), но сценарий уже сбит,
и на вашей стороне фактор неожиданности. Чаще всего при такой встрече все-
таки отстают.
Добрый Мужчина, Высокочтимый Рыцарь! Вы прекрасно понимаете, что и при
всеобъемлющем опыте нельзя дать рецептов на все случаи (уже потому, что
каждый по-разному способен понять их и применить). Разумеется, есть ситуа-
ции, в которых все описанные модели неприменимы; есть положения, в которых
сопротивление насилию невозможно - даже каратисту высшего класса предписы-
вается при грабеже под дулом пистолета отказаться от борьбы и отдать день-
ги (если "кошелек или жизнь", то жизнь, если "жизнь или честь", то честь).
Но даже в безнадежных, казалось бы, случаях может выручить психологическая
изобретательность.
Вариант Свисток (для женщин и физически слабых)
В любом охотничьем или спортмагазине покупается свисток, издающий достато-
чно резкий звук. Свисток всегда иметь при себе. В случае угрозы хулиганс-
кого нападения немедленно свистеть изо всех сил, не переставая; даже если
за километр поблизости нет никого, хулиганы и насильники, как правило, те-
ряют кураж и немедленно исчезают.
Очень важно помнить о взаиморазличии и взаимосвязи двух сторон аг-
рессивности: внешней и внутренней. Научиться различать у других агрессив-
ную маску и агрессивный импульс. В поведении детей и подростков они разли-
чимы особенно отчетливо, ибо еще не вросли друг в друга. Наблюдая за под-
ростками и вспоминая эпизоды собственной жизни, вы легко поймете, где за-
рыта собака.
А у себя - научиться контролировать агрессивный импульс и иметь
при этом в запасе отработанную агрессивную маску - актерский шаблон для
определенных ситуаций, печально необходимый. Работа не одного дня... Чтобы
быть продуктивной, она должна быть осмысленной.
Самое главное - решить и принять за основу: кем ты считаешь себя и
какую миссию выбираешь в этом недочеловеческом мире?.. Кто ты на земле -
представитель фауны или носитель духовности?.. Вопрос "верхний" - упираю -
щийся в твой "низ": в темперамент, в привычки, в наследственность биологи-
ческую и душевную... Если выбрал духовность, то звериности, агрессивности
вынужден объявить войну - не на смерть, а на жизнь.
Первым делом придется укротить зверя в себе самом.
...Я скажу вам сейчас о самой малости из личного опыта, о ерунде. С неко-
торых пор я перестал прихлопывать кусающих меня комаров -я их просто отго-
няю. Смысл?..Одним комаром меньше, одним больше... Да вот в том-то и дело!
Внешнего смысла в "комарином гуманизме", конечно, нет. Но нет ведь и смыс-
ла в противокомарином озверении: если комар уже укусил, от его убийства
тебе легче не станет, а если не укусил, все равно укусит: не тот, так дру-
гой. Прихлопни я хоть миллион комаров, их практически не убавится и не
прибавится. Но отказ от убийства твари имеет большой внутренний смысл.
А именно: практика подавления агрессивного импульса. Встречный результат
тоже есть: после принятия этого правила комары стали относиться ко мне го-
раздо приличней: кусают реже, кусают нежней :)
Еще пожелание: научитесь выражать агрессивность в форме ироничес-
кой вежливости, а чувства добрые, нежные - иногда и в виде шутливой агрес-
сивности (без перехода в грубость).
Следуя этому, вы добьетесь:
- эстетизма в поведении минус слащавость;
- размежевания и баланса между агрессивным импульсом и агрессивной маской.
Как вы уже поняли, я принадлежу к сторонникам реалистичной и не раз зло
вышученной формулы
ДОБРО ДОЛЖНО БЫТЬ С КУЛАКАМИ
С ТЕМ, ОДНАКО, ВАЖНЕЙШИМ УТОЧНЕНИЕМ, ЧТО ДОБРО ДОЛЖНО БЫТЬ ЕЩЕ И С МОЗГАМИ
(------------------------------------------------------------------------)
Другие интересные материалы, принадлежащие перу Владимира Львовича Леви,
можно найти на его сайте www.levi.air.ru.
(------------------------------------------------------------------------)
Уважаемые подписчики! Читайте следующий, пятнадцатый, выпуск 19.03 в 17:00
До встречи, удачи всем!
(========================================================================)
Пишите ведущему рассылки Дмитрию Галкину на asedvic@rambler.ru. Помните,
что любая часть Вашего письма (в том числе и адрес электронной почты) мо-
жет быть опубликована, если не оговорено обратное.
(========================================================================)