Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Отношения с судьбой

  Все выпуски  

Психология выживания 14


Служба Рассылок Subscribe.Ru
(========================================================================)
Четырнадцатый выпуск рассылки "Психология выживания".
Здравствуйте, уважаемые читатели!
(========================================================================)
Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/psychology.psycholife
(========================================================================)
1. Психотехники между строк?
2. Интересная статья:  В.Л.  Леви  "Прелюдия, или приглашение на избиение.
Cценарии и защиты".

(----------------------[ Психотехники между строк? ]---------------------)
        Почему некоторые тексты вызывают  "беспричинное"  раздражение  при
внешней гладкости и вроде бы логичном изложении материала? Это знать очень
не лишне  - в жизни точно пригодится.
        Очевидно, дело обстоит следующим образом. Если у нас возникает при
прочтении  раздражение,  это  означает,  что какая-то часть нашей личности
распознала замаскированную попытку давления на себя и воспротивилась ей.
        Остается определить это воздействие, разобраться как и откуда  оно
приходит. Что хочет навязать нам автор текста? Сознательно ли он это дела-
ет?
        Предлагаю  на Ваше рассмотрение,  уважаемые  подписчики,  одну  из
схем, по которой можно создать подобный "нехороший" текст.

1. Привычное слово, за ним  в скобках более сложное. Например, "искаженное
(абберированное)".  В 50% случаев употребления этого приема в скобках осу-
ществляется подмена понятий, то есть указывается не точно  соответствующий
данному  слову  термин, а  лишь в чем-то близкий. Затем в рассуждениях ис-
пользуется то, что было указано в скобках.
По мере развития мысли накапливаются логические ошибки, в результате полу-
чается полнейшая ересь, но сохраняется видимость правильности.  Оставшиеся
50%  применяются  без подмены понятий, но заставляют подсознание читающего
привыкнуть к частому использованию скобок.
МНОЖЕСТВО СКОБОК ДОЛЖНО НАСТОРАЖИВАТЬ. СЛЕДИТЕ ЗА ПОДМЕНОЙ ПОНЯТИЙ!

2. Деперсонализация  суждения. Например, "cитуация видится так, мне видит-
ся, думается" и так далее. Внимание читающего рассеивается на таких сужде-
ниях, потому как при чтении он пытается соотнести свою точку зрения с точ-
кой  зрения  автора,  но  в конструкции "ситуация видится так-то и так-то"
точка зрения автора отсутствует. Читающий впадает в легкий кратковременный
транс  и выходит из него к концу предложения, однако внушение уже сделано!
Если  же  автор напишет "я вижу проблему здесь", такого эффекта не возник-
нет. ОБНАРУЖИВШИЙ ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ЗАЩИЩЕН ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ.

3. Инверсные конструкции вроде "Об этом писать не буду". Если добавить пе-
ред фразой "Я" должны получаться обиженные интонации. Отличный способ  пе-
редавать читающему негативный настрой. ЧУВСТВО ВИНЫ - ИЗ-ЗА ИНВЕРСИЙ.

4. Взгляд  свысока.  Разочарование  и сожаление выделяются многоточием. "К
сожалению, таких еще много осталось..." Многоточие является письменным эк-
вивалентом снижения  громкости речи и (или) наполненного трагизмом выдоха.
Если  у Вас высокая скорость чтения, многоточия будут постоянно ее ограни-
чивать. Вы не сможете читать с той скоростью, с которой хотите,  возникнет
чувство неосознанного дискомфорта. ЛУЧШЕ, КОГДА МНОГОТОЧИЙ МЕНЬШЕ.

5. Усиливающая петля. Например, "Удобно!" -TEXT-"Удобно то как!". Фрагмент
TEXT дополнительно выделяется одинаковыми  словами  или  словосочетаниями.
Достоинтства приема в том, что он значительно увеличивает суггестивную си-
лу фрагмента TEXT, а заметность его в тексте крайне низка. Фактически  это
вырожденная  одноуровневая  петля  Милтона  Эриксона.  ПОВТОРЕНИЯ  НУЖНЫ В
"ЗЛОМ" ТЕКСТЕ.

6. Библейские цитаты удобны по двум причинам. Во-первых,  их  особый стиль
сразу срывает многие шаблоны у читающего, во-вторых автор текста опирается
на их авторитет. ЗАДУМАЙТЕСЬ, ДЛЯ ЧЕГО АВТОР ЦИТИРУЕТ СВЯЩЕННЫЙ ТЕКСТ.

7. Самоподтверждение. Автор высказывает какую-либо  мысль,  например "коты
не  ходят  в  огород", а в одной из следующих частей текста пишет "коты не
ходят в огород - это верно!". РАСПОЗНАВАЙТЕ САПОПОДТВЕРЖДЕНИЯ.

Хочу, однако, подчеркнуть следующее. Важнейшим критерием оценки текста яв-
ляются  Ваши ощущения. Если в тексте присутствуют все и почти все вышеопи-
санные компоненты, но он не вызывает негативной реакции, скорее всего, вас
не  заставляют  принять нечто, просто предлагают, оставляя право выбора за
вами.

(-------[ Прелюдия, или приглашение на избиение. Сценарии и защиты ]------)
        (Публикуется с разрешения автора -  Владимира Львовича Леви)

                             письмо читателю
                из обновленной книги "Искусство Быть Другим"

        ...Вы спрашиваете, как совместить внутреннюю свободу с внешней не-
обходимостью? Подонок оскорбляет женщину, издевается над ребенком, напада-
ет на Вас - какой выбор тут, какая свобода?..
        Вы правы: в подобных положениях никакие предписания  не  работают,
каждый управляется только своим инстинктом и совестью. Не подскажешь, ког-
да расслабляться и глубоко дышать, когда напрягаться и бить  по  морде,  а
когда бежать без оглядки -и мне довольно того, что я знаю свои личные пра-
вила и по возможности выполняю их...
        Сам-то я, было время, перед лицом таких надобностей то и дело ока-
зывался растерянным и беспомощным: стоишь,  что-то  соображаешь,  мямлишь,
а в это время уже оскорбили, избили, унизили... Или наоборот - кто-то вяк-
нул,  что-то звякнуло,  а  ты,  не успев ничего сообразить, уже ввязался в
драку, наломал дров - словом, был крепок, что называется, задним  умом,  и
чем жесточе себя за это казнил, тем хуже обстояли дела.
        Постепенно, однако, "задний ум" удалось, худо-бедно,  перевести  в
"передний" - я изучил вопрос о битье, могу уверить вас, досконально. Темой
моего исследования стало: как человека бьют?
        Как? Очень просто: подходят и бьют. Просто бьют. Вас  много  били?
Меня не очень, но мне было достаточно, и поэтому я долгое время старатель-
но избегал людей, которые бьют. Избегание, однако, не  давало  творческого
удовлетворения главным образом потому, что вышеупомянутые  персоны  обычно
появляются в ситуациях, когда их не ждешь и не избежишь.
        Сообразив, что так дело не сдвинется, я решил  изменить  политику.
Слегка подстраховавшись боксом и каратэ, пошел навстречу битью.
Конечно,  не с целью быть битым (этого, повторяю, было достаточно),  и  не
для  того,  чтобы бить самому (тоже более или менее насытился), а исключи-
тельно ради исследования психологии бития - чтобы выяснить, в  какой  мере
оно определяет сознание, а в какой наоборот.
        Ради этой цели я не только не избегал людей, которые бьют, но  ис-
кал их, как охотник дичь, и вступал с дичью в исследовательское взаимодей-
ствие. Я пробовал разные варианты общения, я изучал разные ситуации, в ко-
торых бьют человека, я изучал людей, которые бьют. Какие при этом были по-
бочные медицинские эффекты, научного интереса не представляет.  Главное  -
оказалось, что человека никогда не бьют просто так, а всегда  с  некоторой
подготовкой. (Есть еще термины "предварительная игра", "прелюдия", но  это
из несколько иной области).
        К человеку подходят и просят: "Дай закурить", а если при этом  хо-
тят  снять  часы, то сперва интересуются, сколько времени. Его могут спро-
сить, какая погода нынче в Антарктиде или как он  относится  к  президенту
Абабуа, могут также заметить, что он напрасно надел очки, все равно темно;
можно и просто нечаянно толкнуть, потом еще раз нечаянно толкнуть, а потом
бить. Но  всегда,  железно: сначала создается психологический сценарий би-
тья, и этот сценарий разыгрывается, осуществляется - а потом бьют. Избива-
емого сперва обязательно вводят в роль избиваемого, а потом бьют.  И  себя
непременно, обязательно вводят в роль  бьющего,  а  потом бьют. Помните? -
"Волк и ягненок" - вот-вот, без сценария и без роли никак нельзя, без пре-
людии бить не полагается, просто так бить неудобно, просто так бьют только
психи, которых за это бьют.
        Вопросы  же  и  всевозможные  замечания  представляют собой не что
иное, как способы вызова на роль: человеку дают приглашение  на  избиение,
на  которое он должен как-то ответить и которое еще не очень правильно на-
зывается  провокацией  -  какая там провокация, человека бьют. Сценарий же
всегда многовариантный и гибкий, как мозг гения, творческая фантазия  бьет
опять же ключом. Вот только пять вариантов из исследованных двухсот с лиш-
ком.
Серия "Дай закурить"
Вариант Отказной Простой
- Дай закурить.
- Не дам.
- Не дашь?! Ах ты... (Бьют).
Вариант Отказной Нажимной
- Дай закурить.
- У меня нет.
- Врешь.
- Не вру.
- Покажь карман.
- Не подумаю.
- Не подумаешь?! (Бьют.)
Вариант Соглашательский
- Дай закурить.
- Пожалуйста.
- Ты чего рваную даешь, ты...
- Вот целая.
- Сырая, давай посуше.
- Пожалуйста.
- Да это же... Тьфу... - это же блевотина. Это ... а не сигарета.
- Да что вы, бог с вами, какая же блевотина?
- Такая же, как и ты!.. (Бьют.)
Вариант Мини
- Дай закурить.
- Сейчас (жертва лезет в карман за пачкой, в это время бьют).
Вариант Полюбовный
- Дай закурить.
- А ведь вы меня хотите побить...
- Какой догадливый, а? Сговорчивый! (Бьют.)
        Вы  уже поняли, в чем дело? Просто так не бьют,  нет,  просто  так
только убивают, а приглашение на битье требует соответственного ответа, то
есть творческого соучастия в битье самого избиваемого.
        Когда человека бьют, его сперва включают в  поле  взаимодействия -
поле ожидания - а потом бьют (включение в поле ожидания  происходит  и  во
всех  иных общениях - женское кокетство, например). Поведение избиваемого,
равно  как и бьющего, запрограммировано границами этого поля, и запрограм-
мировано,  надо сказать, с немалой надежностью: извинением ли, робким сог-
ласием, протестом или попыткой оттянуть время видимостью непонимания изби-
ваемый так или иначе сам ведет дело к тому, что его бьют. Человеку  сперва
внушают, что он должен быть бит, а потом бьют. И вот в этом вся соль битья
- в процессе внушения, ожидания и обратной связи.
        ...А вот некоторые варианты защиты, испробованные в том же  иссле-
довании и зарекомендовавшие себя как довольно надежные. Я говорю о  защите
психологической - физическая сама собой разумеется, и здесь мне почти  не-
чего добавить к тому, что уже разработано в таких  превосходных  системах,
как самбо, айкидо, каратэ. Но овладение приемами, о которых я  сейчас  Вам
расскажу, снижает необходимость защиты физической в среднем  процентов  на
пятьдесят, да и к тому же здорово ее облегчает, давая выигрыш во времени и
в боевом духе. Главная задача - опередить события и сорвать сценарий, раз-
рушить роли, сбить с толку, перехватить инициативу. (См. также рассылку  N
32 Слабость - это недогадливость - отрывок "Из интервью журналу "Вестник",
США, июль, 2001год"). Проще всего это достигается  переключением  внимания
избивающего на его собственную персону.
Все та же серия "Дай закурить"
Вариант Врачебный
- Эй, стой. Ну-ка, дай закурить. (Вежливость обращения для диагноза доста-
точна. Останавливаетесь сразу.)
- Не курю.
- Покажь карман. (При подобной репризе все ясно окончательно, наступайте.)
- Что у вас с ухом? (Носом, глазом и т.п. Словно не слыша предыдущей  реп-
лики, со сдержанным интересом.)
- Чего?
- Вот-вот. (Указывая на левое ухо, которое, как и правое, без  зеркала  не
увидишь.)
- Чего?
- Что такое рак, знаешь?
- Ну.
(Продолжая внимательно вглядываться в ухо; одновременно  пружинит  ударная
нога.)
- Да, кажется,  оно самое... Да не щупай, не прощупаешь, глубоко, в прохо-
де... Операцию придется делать.
- Ты что, врач?
- Вот именно. Курить вредно. От курева рак.
Далее по ситуации, но сценарий практически сорван, инициатива перехвачена.
Самое главное, конечно, мгновенный "диагноз" ситуации, а далее сразу вклю-
чение заранее отработанного варианта с поправкой на импровизацию. Вы долж-
ны опередить "партнера" в любом случае.
Но как же это сделать при малом опыте и большом "мандраже"?
Быть Мужчиной - не избегать трудных ситуаций! Быть Ребенком - тренировать-
ся, играть! Лучше, конечно, с игровыми партнерами.
На тренинг - группах  мы  применяем среди прочих и такой метод (его вполне
можно отработать и дома с любым приятелем).
Гражданин-Под-Вопросом подходит к Господину-Имярек все с тем же "Дай заку-
рить", но цель подхода ("бить иль не бить, вот  в  чем  вопрос")  известна
лишь ему самому. (Скажем, "бить" - в кармане черная карточка, "не бить"  -
белая.) Цель Господина-Имярек - почувствовать настроение Гражданина - Под-
Вопросом и соответственно себя повести. Правильный вариант  вознаграждает-
ся.
Вариант Оперативный
- Дай закурить.
Ничего не отвечать - сразу остановиться и твердо глядеть в глаза.  Боковым
зрением следить за движениями. Внутренне приготовить блокировку удара. Па-
уза одна-две секунды, затем решительно:
- Документы.
- Какие еще документы?..
- Ваши документы (не повышая голоса, готовясь применить силовой прием).
Инициатива уже ваша. При ответе типа "А ты покажь  свои",  вам  показывать
нечего, кроме быстроты реакции, и заменить документ может хороший  аперкот
или удар каратэ; далее - по ситуации.
Вариант Сумасшедший
- Дай закурить.
- Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя
заставил и лучше выдумать не мог. Как пройти на Семеновскую? (При максима-
льной беззаботности тона поза танцующе-пружинной готовности.)
- Закурить дай, говорю...
- Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил, выпил рюмку,  выпил две,
зашумело в голове. Офелия, о нимфа, помяни меня  в  своих  молитвах.  Бить
знаменитых некрасиво, не это поднимает ввысь - и  так  далее  (не  забывая
следить за движениями рук "партнеров").
Вариант Глухонемой
- Эй! Погоди-ка!.. Слышь?!
Вы не слышите. Вы глухонемой. Вы идете дальше. Вас догоняют.Несуетливо ос-
танавливаетесь. Указываете на ухо, на этот раз на свое. Да, вы глухонемой.
В следующую секунду вам могут указать знаками же: "Дай закурить", или нач-
нут бить сразу (с глухонемым-то чего церемониться), но сценарий уже  сбит,
и на вашей стороне фактор неожиданности. Чаще всего при такой встрече все-
таки отстают.
Добрый Мужчина, Высокочтимый Рыцарь! Вы прекрасно  понимаете,  что  и  при
всеобъемлющем опыте нельзя дать рецептов на все случаи  (уже  потому,  что
каждый по-разному способен понять их и применить). Разумеется, есть ситуа-
ции, в которых все описанные модели неприменимы; есть положения, в которых
сопротивление насилию невозможно - даже каратисту высшего класса предписы-
вается при грабеже под дулом пистолета отказаться от борьбы и отдать день-
ги (если "кошелек или жизнь", то жизнь, если "жизнь или честь", то честь).
Но даже в безнадежных, казалось бы, случаях может выручить психологическая
изобретательность.
Вариант Свисток (для женщин и физически слабых)
В любом охотничьем или спортмагазине покупается свисток, издающий достато-
чно  резкий звук. Свисток всегда иметь при себе. В случае угрозы хулиганс-
кого нападения немедленно свистеть изо всех сил, не переставая; даже  если
за километр поблизости нет никого, хулиганы и насильники, как правило, те-
ряют кураж и немедленно исчезают.
        Очень важно помнить о взаиморазличии и взаимосвязи двух сторон аг-
рессивности: внешней и внутренней. Научиться различать у других  агрессив-
ную маску и агрессивный импульс. В поведении детей и подростков они разли-
чимы особенно отчетливо, ибо еще не вросли друг в друга. Наблюдая за  под-
ростками и вспоминая эпизоды собственной жизни, вы легко поймете, где  за-
рыта собака.
        А у себя - научиться контролировать агрессивный  импульс  и  иметь
при этом в запасе отработанную агрессивную маску -  актерский  шаблон  для
определенных ситуаций, печально необходимый. Работа не одного дня... Чтобы
быть продуктивной, она должна быть осмысленной.
        Самое главное - решить и принять за основу: кем ты считаешь себя и
какую миссию выбираешь в этом недочеловеческом мире?.. Кто ты на  земле  -
представитель фауны или носитель духовности?.. Вопрос "верхний" - упираю -
щийся в твой "низ": в темперамент, в привычки, в наследственность биологи-
ческую и душевную... Если выбрал духовность, то звериности,  агрессивности
вынужден объявить войну - не на смерть, а на жизнь.
Первым делом придется укротить зверя в себе самом.
 ...Я скажу вам сейчас о самой малости из личного опыта, о ерунде. С  неко-
торых пор я перестал прихлопывать кусающих меня комаров -я их просто отго-
няю. Смысл?..Одним комаром меньше, одним больше... Да вот в том-то и дело!
Внешнего смысла в "комарином гуманизме", конечно, нет. Но нет ведь и смыс-
ла в противокомарином озверении: если комар уже укусил,  от  его  убийства
тебе легче не станет, а если не укусил, все равно укусит: не тот, так дру-
гой. Прихлопни я хоть миллион комаров, их практически  не  убавится  и  не
прибавится. Но отказ от убийства твари имеет большой внутренний смысл.
А именно: практика подавления агрессивного импульса.  Встречный  результат
тоже есть: после принятия этого правила комары стали относиться ко мне го-
раздо приличней: кусают реже, кусают нежней :)
        Еще пожелание: научитесь выражать агрессивность в форме  ироничес-
кой вежливости, а чувства добрые, нежные - иногда и в виде шутливой агрес-
сивности (без перехода в грубость).
Следуя этому, вы добьетесь:
- эстетизма в поведении минус слащавость;
- размежевания и баланса между агрессивным импульсом и агрессивной маской.
Как вы уже поняли, я принадлежу к сторонникам реалистичной и  не  раз  зло
вышученной формулы
                        ДОБРО ДОЛЖНО БЫТЬ С КУЛАКАМИ
С ТЕМ, ОДНАКО, ВАЖНЕЙШИМ УТОЧНЕНИЕМ, ЧТО ДОБРО ДОЛЖНО БЫТЬ ЕЩЕ И С МОЗГАМИ
(------------------------------------------------------------------------)
Другие интересные  материалы,  принадлежащие перу Владимира Львовича Леви,
можно найти на его сайте www.levi.air.ru.
(------------------------------------------------------------------------)
Уважаемые подписчики! Читайте следующий, пятнадцатый, выпуск 19.03 в 17:00
До встречи, удачи всем!
(========================================================================)
Пишите  ведущему рассылки  Дмитрию Галкину на asedvic@rambler.ru. Помните,
что любая  часть Вашего письма (в том числе и адрес электронной почты) мо-
жет быть опубликована, если не оговорено обратное.
(========================================================================)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное