Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Отношения с судьбой

  Все выпуски  

Психология выживания


Служба Рассылок Subscribe.Ru
(========================================================================)
Некоммерческий проект "Психология выживания". Шестой выпуск.
Здравствуйте, уважаемые читатели. Приношу свои извинения за перерыв в вы-
пуске рассылки.
(========================================================================)
Архив рассылки находится на www.subscribe.ru/archive/psychology.psycholife
(========================================================================)

        Пишет Захаров Андрей Владимирович:

   В добрый час.
   Меня  заинтересовала  Ваша рассылка от 30,10,2001. А в  частности  сама
тема о цели "саморазрушения". Не секрет что рано или поздно человек спосо-
бе  сознательно  нанести себе какой либо урон, что по идеи,  подтверждает,
в  какой-то мере  теорию о  подсознательной установке на "саморазрушение".
Кроме того, на  мой  взгляд, существует ряд всевозможных учений направлен-
ных на это (к  примеру: сатанизм, мазохизм, всевозможные с общества ?само-
убийц? и т.д.). Где, не  смотря на скрытое противостояние инстинктов к са-
мосохранению и цели "саморазрушения" каждый  шаг приближает к цели. смерти
(в данном смысле не всегда физической). Но если человек духовно и морально
убит, не думаю, что бы он смог ощущать прелести жизни или адекватно ацени-
вать жизненные ситуации, а такое состояние, на мой взгляд, ни чем не отли-
чается от небытия, хотя для окружающих особь вполне функциональна.
   ?.Процесс  преследует позитивную цель, таким образом  совокупность Про-
цессов  не может  преследовать цель деструктивную.? <цитата из предыдущего
выпуска - прим. вед.>
   Финалом любого человека есть смерть, ибо человек смертен. Не думали  ли
Вы  над  тем, что  если  именно  в этом и заложены корни к самоуничтожению.
Фактически, изменяясь мы подготавливаем себя к Неминуемому процессу.
?Умирает не старый человек, а созревший?.
   В этом плане возможно рассмотрения второй стороны медали - целесообраз-
ности изменений.
    Очень хотелось бы узнать Ваше мнение (если быть точным, получить какой
либо ответ).
   С уважением,
     Захаров Андрей Владимирович
     chernoknignik@krovatka.net
(орфография, пунктуация и стилистика сохранены)
(------------------------------<конец письма>----------------------------)

        Здравствуйте, Андрей Владимирович.
        То, что человек сознательно наносит себе какой-либо урон, ни  в
коей мере не подтверждает идеи о подсознательной установке на  саморазру-
шение. Еще раз подчеркну, что *на уровне подсознания такая  установка  су-
ществовать  не может*.  Это показано  мною в прошлом выпуске  в ответе  на
письмо Дмитрия/ForeverDVj/.
         Хочу  обратить  Ваше внимание на то, что сатанизм и мазохизм - из
разных опер. Мазохизм вообще не является учением. Что касается обществ са-
моубийц, то я о них не слышал. Буду благодарен, если меня просветят на эту
тему.
        Цель сатанизма - зло и  распространение зла. Цель различных сект -
получение финансовой и иной прибыли за счет полного подчинения людей.  Все
изменения,  происходящие с  человеком, оказавшимся в секте, *индуицированы
извне*. Цель этих изменений - подавление воли, снижение способности крити-
чески мыслить, разрушение памяти.
        Что касается небытия. Вы говорите о нем достаточно  уверенно, хотя
на сегодняшний день этого понятия никто не определил и существование небы-
тия не доказал. Если Вы продвинулись в этом направлении, я  мог бы предос-
тавить Вам возможность выступить в одном из  выпусков с  рассказом о Ваших
достижениях. В конце концов, небытие интересует каждого из нас.
        Финал любого человека не есть смерть. Дела многих умерших влияют и
будут  влиять на  Вашу жизнь; в  конечном итоге, умершие управляют Вами. У
человека  нет и не  может быть финала - только старт, только взлет, только
начало.  Я процитирую  героя известного  фантастического  сериала: "Смерть
приходит только к тем, кто хочет жить вечно!"
        Целесообразность изменений  каждый определяет  для  себя сам. Fish
Pro тем и хороша, что не заставляет человека насиловать себя, а предлагает
именно те  решения, которые  ему подходят. Никто не знает, к чему приведут
изменения, но если в жизни что-то не так, почему бы не попытаться изменить
жизнь?

(========================================================================)
Информационная модель личности (ИМЛ).
(========================================================================)
        В первом выпуске рассылки я писал, что буду помимо  всего  прочего
говорить о новом инструментарии практической психологии.  Его создание не-
обходимо,  во-первых, для того, чтобы объяснить  некоторые явления, а  во-
вторых,  для поиска  новых технологий.  Что в данном случае понимается под
технологиями? Способы  достижения  и  удержания определенных душевных сос-
тояний.
        В своей статье я  постараюсь сделать акцент  на четкость и доступ-
ность изложения, исключив все специальные термины.  Сожалею, что не  смогу
привести много примеров - я ограничен рамками рассылки и Вашим временем.

        КАК ПОЯВИЛАСЬ ИМЛ? Информационная модель личности была  необходима
для создания технологии работы с той частью  памяти,  к которой мы  обычно
не имеем доступа. Общеизвестно, что мы ничего не забываем. Вся информация,
которую  мы получаем  из ОКМ, вплоть  до мельчайших деталей, сохраняется в
течение  всей и при определенных условиях (например, в гипнотическом тран-
се)  может быть  извлечена. Задача  состояла в том, чтобы отыскать возмож-
ность обращаться ко всему объему наших воспоминаний без участия гипнотизе-
ра и входа в состояние транса.
        Сразу оговорюсь, что указанной технологии я не нашел, однако след-
ствия из ИМЛ показались мне достаточно интересными и перспективными. О них
в дальнейшем и пойдет речь.

        ИМЛ - ЭТО ТОЛЬКО МОДЕЛЬ.  Любая модель не полностью отражает свой-
ства системы <далее система обозначается - S, подсистема - пS>. Любой  за-
кон имеет свою область применения, поэтому вначале рассмотрим ограничения,
накладываемые на ИМЛ:
        1. Личность включает в себя два компонента: информационный и энер-
гетический. ИМЛ рассматривает только информационный компонент личности и
поэтому не может быть применена для создания технологий, связанных с физи-
ологией.
        2. ИМЛ имеет в своем составе ограниченное число структурных единиц
и не может быть использована для исследования состава ни одной из них.
        3. Выделение отдельных структурных единиц - чисто  условное.  Лич-
ность является децентрализованой системой без четкого разделения на блоки.
        4. ИМЛ описывает предполагаемую логическую организацию личности,
которая ничего общего не имеет с реальной физической организацией мозга.
ИМЛ не имеет отношения к теории Искусственного Интеллекта.











CТРУКТУРА ИМЛ.


                        Система                       CПР - Сознание
                        Репрезентации (CР)                -------
        Система            -------                       ¦  ПЗ  ¦
     Интерпретации (CИ)    ¦ {р}  ¦=========Main========>¦  БО  ¦
         ------==Resume==> ¦      ¦<--------Req----------¦  ГЗ  ¦--->Out
In={Р}==>¦ {И} ¦           ¦ {M}  ¦<--------язс----------¦ Гязс ¦
         ¦     ¦           ¦      ¦<==                   ¦  ТР  ¦
         ¦     ¦           L-------   ¦                  L-------
         ¦ {O?}¦                      ¦
         ¦     ¦           -------    ¦
         ¦     ¦           ¦  КП  ¦<==-     -------
         ¦     ¦           ¦  ДП  ¦<===?===>¦  *   ¦
         ¦     ¦           +------+<--------¦      ¦
         L------===Full===>¦ ДПОД ¦         L-------
                               L-------          СУП - Подсознание
                       Система Памяти (CП)

Системы, входящие в ИМЛ:
-------T--------------------T--------------------------------------------
¦Обозн.¦    Название        ¦     Функция                                ¦
+------+--------------------+--------------------------------------------+
¦  Р   ¦    Регистратор     ¦ Регистрация поступающей информации         ¦
+------+--------------------+--------------------------------------------+
¦                      CИ - S интерпретации данных                       ¦
+------T--------------------T--------------------------------------------+
¦ {И}  ¦    Интерпретатор   ¦ Перевод поступающих данных на язык системы ¦
+------+--------------------+--------------------------------------------+
¦ {O?} ¦    Оптимизатор     ¦ Выборка (по определенным критериям) наибо- ¦
¦      ¦                    ¦ лее существеной информации из всего объема ¦
¦      ¦                    ¦ поступивших данных.                        ¦
+------+--------------------+--------------------------------------------+
¦                      СР - S репрезентации                              ¦
+------T--------------------T--------------------------------------------+
¦ {р}  ¦    Подсистема      ¦ Представление данных СПР (Сознанию) в виде ¦
¦      ¦    репрезентации   ¦ образов, звуков, ощущений                  ¦
+------+--------------------+--------------------------------------------+
¦ {M}  ¦    Подсистема      ¦ Создание моделей, рекомбинирование старых  ¦
¦      ¦    моделирования   ¦ данных - творчество                        ¦
+------+--------------------+--------------------------------------------+
¦                      СП - S памяти                                     ¦
+------T--------------------T--------------------------------------------+
¦  КП  ¦   Кратковременная  ¦ Хранение данных, необходимых на данный мо- ¦
¦      ¦   память           ¦ мент                                       ¦
+------+--------------------+--------------------------------------------+
¦  ДП  ¦   Долговременная   ¦ Хранение данных, могущих понадобиться в    ¦
¦      ¦   память           ¦ любой момент                               ¦
+------+--------------------+--------------------------------------------+
¦ ДПОД ¦   Долговременная   ¦ Хранение объема данных, полученного в      ¦
¦      ¦   память с ограни- ¦ течение всей жизни                         ¦
¦      ¦   ченным доступом  ¦                                            ¦
+------+--------------------+--------------------------------------------+
¦  СУП ¦ Система управления ¦ Функции Подсознания будут обоснованы далее ¦
¦      ¦ памятью - Подсоз-  ¦                                            ¦
¦      ¦ нание              ¦                                            ¦
+------+--------------------+--------------------------------------------+
¦                     СПР - S принятия решений - Сознание                ¦
+------T--------------------T--------------------------------------------+
¦  ПЗ  ¦ Блок постановки    ¦ Определение целей, формулировка условий и  ¦
¦      ¦ задачи             ¦ создание алгоритмов решения задач          ¦
+------+--------------------+--------------------------------------------+
¦  БО  ¦ Блок оценки        ¦ Оценка достаточности данных для решения    ¦
¦      ¦                    ¦ задачи и возможности решения, определение  ¦
¦      ¦                    ¦ необходимых для решения данных             ¦
+------+--------------------+--------------------------------------------+
¦  ГЗ  ¦ Генератор запросов ¦ Формирование запросов к СП на данные, не-  ¦
¦      ¦                    ¦ обходимые для решения задачи               ¦
+------+--------------------+--------------------------------------------+
¦                            Нижнее сознание                             ¦
+------T--------------------T--------------------------------------------+
¦ Гязс ¦ Генератор сигнала  ¦ Проверка состояния всей личности при пода- ¦
¦      ¦ ЯЗС                ¦ че к СР сигнала "Где я? Кто я? Когда я?"   ¦
¦      ¦                    ¦ (ЯЗС-Я-Здесь-Сейчас). Сигнал ЯЗС генериру- ¦
¦      ¦                    ¦ ется постоянно.                            ¦
+------+--------------------+--------------------------------------------+
¦  ТР  ¦ Блок требования    ¦ Генерация внутри СПР сигналов, "подстеги-  ¦
¦      ¦ решения            ¦ вающих" работу всех компонентов СПР        ¦
L------+--------------------+---------------------------------------------

Информационные и управляющие каналы:

-------T-----------------------------------------------------------------
¦Обозн.¦                        Описание                                 ¦
+------+-----------------------------------------------------------------+
¦ In   ¦ Вся входящая в систему INF                                      ¦
+------+-----------------------------------------------------------------+
¦Resume¦ Результат работы оптимизатора - наиболее значимые данные        ¦
+------+-----------------------------------------------------------------+
¦ Full ¦ Вся информация, попавшая в систему и прошедшая интерпретатор    ¦
+------+-----------------------------------------------------------------+
¦ Main ¦ Информация, представленная в понятных для СПР терминах (образы, ¦
¦      ¦ звуки, ощущения) - результат работы РС                          ¦
+------+-----------------------------------------------------------------+
¦ Out  ¦ Управление действиями и физиологическими процессами             ¦
+------+-----------------------------------------------------------------+
¦ Req  ¦ Требование необходимых СПР данных. Результат работы ГЗ          ¦
+------+-----------------------------------------------------------------+
¦ ЯЗС  ¦ Проверка состояния всей личности. Результат работы Гязс         ¦
L------+------------------------------------------------------------------

Замечания: внутри каждой из выделенных S (CИ,СР,СП,СПР) между любыми двумя
отдельными блоками существуют двунаправленные каналы обмена информацией и,
возможно, каналы управления, не показанные на схеме.
Cуществование блоков и каналов, отмеченных в таблице и на схеме "?", пред-
полагается.

        РАБОТА ИМЛ.

        Личность - информационная структура, которая может расширяться  за
счет информации, получаемой извне, сохранять эту информацию,  преобразовы-
вать ее и использовать в своих целях.
        Личность - S с обратной связью, получающая из  среды  информацию и
управляющие сигналы, но возвращающая в среду только управляющие сигналы.
В данном случае под окружающей для личности средой понимается не весь ОКМ,
а лишь наше физическое тело, являющееся по сути энергетической структурой,
связанной с материальным носителем.
        Я  сознательно избегаю попыток дать определение понятиям "информа-
ция"  и  "управляющий сигнал". Информация - нечто первичное и неопределяе-
мое. Тогда если она является результатом некоторой трансформации управляю-
щих сигналов, то строго определить, что же такое управляющий сигнал,  тоже
не представляется возможным. Однако, можно попытаться интуитивном  уровне
дать следующее объяснение: управляющий сигнал - указание изменить что-ли-
бо, причем это указание обязательно должно быть  сформулировано  на  языке
приемника.
Критерий существования ошибки в системе с обратной связью:
        Если управляющий сигнал сформулирован на языке  приемника, отправ-
лен к приемнику по исправному каналу связи и не вызывает никакого  резуль-
тата  или  вызывает неверный результат, это означает, что внутри приемника
и/или отправителя существует ошибка.
        Неисправные каналы связи искажают управляющие сигналы,  делают  их
слабыми и/или отличными от истинных. Приемник получает сигнал, не соответ-
ствующий  отправленному и могущий причинить вред из-за некорректной форму-
лировки.
        Также управляющий сигнал может включать в себя инструкцию,  выпол-
нение которой угрожает целостности приемника - такой сигнал имеет деструк-
тивный характер.
        Для борьбы с действием  искаженных  или деструктивных  управляющих
сигналов приемник создает механизмы защиты, стремясь свести действие  раз-
рушительных инструкций к минимуму.
        Проблема  состоит в том,  что защитные механизмы могут  определить
совершенно нейтральное указание как деструктивное, если они хоть  в чем-то
похожи.
Cледствия:
1) работа защитных механизмов требует постоянного информационного обмена с
Памятью, необходимого для сравнения только что поступившей в S  информации
с уже имеющейся.
2) надежность и эффективность работающих таким образом защитных механизмов
велики, однако их "интеллектуальность" и избирательность  оставляют желать
лучшего. При определенных обстоятельствах их можно легко обойти.
        Во избежание такой ситуации интеллектуальная S должна была бы "пе-
реключиться на ручное управление" защитными механизмами, существенно повы-
сив их избирательность. Но такое переключение понизило бы скорость  работы
всей S.
Замечание: под интеллектуальной S здесь понимается любая S, решающая за-
дачи,  могущая создавать алгоритмы решения новых задач и управлять доступ-
ными ей ресурсами. Человеческий разум относится к "классу"  интеллектуаль-
ных S.
        Для разрешения возникшего  противоречия  интеллектуальная S  могла
бы  использовать  различные средства. Например, выбрать режим  работы, при
котором  достигалось  бы  оптимальное соотношение между скоростью работы и
затратами на "ручное управление". Этот выход оказался бы  идеальным,  если
бы не "неравномерность" информационного потока из ОКМ. Поступающая в S ин-
формация постоянно изменяется количественно и качественно, деструктивные и
некорректные инструкции распределены в этом потоке неравномерно. Тогда ре-
жим работы,  выбранный в одном временном интервале, оказался бы неподходя-
щим в следующем.
        Другой выход состоит в том, чтобы создать некоторую интеллектуаль-
ную пS (ISS),  предоставив ей возможность обрабатывать поток входящих дан-
ных и анализировать его на предмет наличия  некорректных  инструкций.  Ес-
тественным  было бы и отдать ISS управление защитными механизмами во избе-
жание лишних информационных обменов в момент обнаружения деструктивных уп-
равляющих сигналов.
Следствие: ISS будет осуществлять защитную функцию.
        Новую  ISS следовало бы разместить рядом с пS Памяти, чтобы умень-
шить время обращения к памяти.
Следствие: чем больше деструктивных инструкций в потоке поступающей  ин-
формации, тем мощнее должна быть новая пS, управляющая защитными  механиз-
мами и тем большую она будет играть роль.
        Поскольку ISS постоянно взаимодействует с пS Памяти,  извлекая  из
нее данные для сравнения с только что поступившими, она  должна  сформиро-
вать свой язык команд по управлению Памятью  и,  возможно,  особый  формат
данных для внутреннего обмена, отличные от тех, которые ипользует основная
интеллектуальная S.
        Новый язык должен быть гораздо более эффективным, чем тот, который
использовался ранее. Это следует из того, что ISS исследует весь  входящий
информационный  поток, a у породившей ее S такая необходимость отпала. Для
того, чтобы S и ISS работали согласованно, скорость работы ISS должна быть
много выше скорости работы S.
Следствие: основная S лишается возможности вмешаться в "диалог" ISS и пS
Памяти. S оказывается в положении человека, который не знает  иностранного
языка и пытается вмешаться в разговор двух иностранцев,  притом  говорящих
очень быстро.
        Тогда ISS становится доминирующей во всей S, ведь она контролирует
и входящую INF и Память.
Следствие: если S не анализирует все  входящие данные, то  должно быть
создано устройство,  разделяющий входящий  поток на два:  полный - в ISS и
краткий - в S.
        Оказывается,  что S и  ISS "говорят на разных языках". Для решения
этой  проблемы  существуют два пути: создать "переводчика" или в пS памяти
наиболее часто используемую S часть данных хранить в формате S, а основной
блок информации - во внутреннем формате ISS. Идеальным было бы  применение
обоих способов.

        Это основные теоретические рассуждения, в соответствии с  которыми
мы  можем построить ИМЛ. Возможно, вышесказанное покажется кому-то из вас,
уважаемые  подписчики, слишком заумным и отвлеченным. Дело в том,  что  на
сегодняшний день для большинства интресующих меня вопросов я могу  постро-
ить  действующую  модель. Вполне естественно, что вопросы, которые важны и
интересны  мне, не обязательно столь же притягательны для вас. И поэтому я
хочу рассказать вам, как строить модели и применять их к наблюдаемым явле-
ниям. Имея перед глазами примеры, вы легко научитесь самостоятельно конст-
руировать модели любой степени сложности. В идеале, моделирование не долж-
но требовать даже листа бумаги - вы научитесь выполнять его мысленно.
        Большинство  писем,  которые я  получаю от вас, содержат вопросы о
решении  чисто  личностных проблем. И довольно часто у меня создается впе-
чатление, что  человек, просящий помочь ему, сам не приложил абсолютно ни-
каких  усилий, чтобы получить ответ: "Напишу ведущему пару строк - пусть у
него голова болит. А я всю жизнь мучаюсь, а тут полчаса подумал(а) - реше-
ния не нашла. Да нет в этой ситуации никакого решения. Так неужели мне ос-
тавшуюся часть жизни мучиться?"
        Если хотите обсудить проблему - пишите подробнее, постарайтесь из-
ложить свою точку зрения и кажущиеся вам необычными детали. И  вполне воз-
можно, что ответ вы увидите еще до того, как отправите письмо.
        И если у  вас есть  необычный опыт  в решении проблем, собственные
наработки и идеи в области практической психологии,  расскажите о них. Хо-
тите узнать больше - поделитесь информацией сами.

        Продолжение (содержащее собственно построение ИМЛ и чисто  практи-
ческие следствия из нее) читайте в cледующем выпуске.
(========================================================================)
Пишите ведущему рассылки на asedvic@rambler.ru.  Помните, что  любая часть
Вашего письма (в том числе и адрес электронной почты) может быть опублико-
вана, если не оговаривается обратное.
(========================================================================)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное