Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


22.02.08.
Выпуск 203
"Много из того, что в великих людях мы зовем гениальностью, происходит из таких записных книжек и собраний вырезок."
Глава XXV КНИГИ 
Из книги Орисон Свет Марден
" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

 

Глава ХХVI  Каждый носит в себе свой рай

203.«От труда происходит здоровье, от здоровья – довольство».

 

 

 

СЕРОВ Александр Николаевич (1820-1871)

Русский композитор и музыкальный критик

 

Вступивши в строй, стоя у

                                               бреши, нельзя покидать своего

знамени. Сознавая даже

 недоста­точность своих сил,

нужно бо­роться до конца.

А. Н. Серов

 

Александр Николаевич Серов родился 11 января 1820 года в Петербурге. Дед его был известным ученым-естествоиспы­тателем, отец — юристом, блестяще образованным человеком. С раннего детства Серов был приобщен к естественным на­укам, живописи, классической литературе. Будущий компо­зитор получил прекрасное общее образование, свободно вла­дел несколькими иностранными языками. Но путь к музыке одаренного юноши был далеко не прост.

Серов окончил Первую петербургскую гимназию, и в 1835 г. отец Серова, прочивший сыну юридическую карьеру, отдал его в Училище правоведения. Юридическая карьера не при­текала юного музыканта. Еще в училище Серов начал серь­езно увлекаться музыкой, что очень сильно повлияло на его дальнейшую судьбу; он занимался игрой на фортепиано и ви­олончели, изучал гармонию, контрапункт, постоянно посе­щал симфонические концерты и оперные спектакли.

Увлечение музыкой было сильнее семейных традиций, а встреча, сближение с другим молодым правоведом — Влади­миром Васильевичем Стасовым, также питавшим любовь как;  музыке, общность их интересов и стремлений, связавших их на долгие годы, предрешили его судьбу.

В 1840 году Серов, окончив Училище правоведения, по­ступил на службу в Министерство юстиции, но, не имея про­фессионального музыкального образования, упорно продол­жал свое музыкальное развитие самостоятельно. В 1842 году состоялось знакомство с Глинкой, а затем с Даргомыжским. Требовательность к себе как к музыканту и композитору у Серова была завышенной, а порой жесткой. После пятилет­ней службы в Петербурге Серов получил назначение в Сим­ферополь. Здесь он пишет свою первую оперу «Мельничиха из Марли». Неудовлетворенный этой работой, он уничтожает ее. Следующую оперу — «Майская ночь» постигает та же участь. Впечатления о Крыме связаны со встречами с Белин­ским, Айвазовским, Щепкиным. Из Симферополя Серова пе­реводят в Псков, однако работа чиновником настолько угнетает его, что он решается наперекор воле отца бросить службу. В 1850 году он переезжает в Петербург и посвящает себя му­зыкально-критической деятельности. Его первые выступления в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения» относятся к 1851 году.

Во второй половине 50-х годов наступает подлинный расцвет деятельности Серова-критика. Только в 1856 году им написано более шестидесяти различных трудов, среди кото­рых очерк «Музыка южнорусских песен» (с приложением соб­ственных гармонизаций шести украинских народных пе­сен) — один из первых подлинно научных исследований по народному творчеству. В1858 году Серов отправляется за гра­ницу, чтобы непосредственно изучить новые явления зарубеж­ного искусства. Он знакомится с Листом и Вагнером и расска­зывает об этом в необычайно интересных «Письмах из-за Я границы», опубликованных в 1858-1859 годах.

Актуальные проблемы развития русской музыкальной культуры были освещены в критических работах 60-х годов. Взгляды на русскую народную песню отражены в его капи­тальном труде «Русская народная песня как предмет науки».

В качестве композитора Серов был признан лишь в возра­сте сорока трех лет: ему удалось закончить свое первое значи­тельное произведение — оперу «Юдифь», поставленную на сцене Мариинского театра в 1863 году. Она продолжила тра­диции патриотической оперы, начало которым было положено «Иваном Сусаниным» М. Глинки. Героическая тема, яркая красочность и зрелищность сценического действия обеспечи­ли успех оперы Серова у современников. Серов-композитор сразу завоевал признание публики. Успех «Юдифи» окрылил его. В этом же году он начал работу над своей второй оперой — «Рогнеда» (оконченной в 1865 году), посвященной событиям из истории Древней Руси.

Творческий успех был сопряжен и с радостным событием в личной жизни: в 1863 году Серов женился на своей ученице, одаренной музыкантше, ставшей его верным другом и сорат­ником. В. С. Серова, жена композитора и мать выдающегося русского художника Валентина Серова, стала также музыкальным критиком и композитором. После смерти мужа она дописала совместно с Н. Ф. Соловьевым пятый акт последней оперы Серова «Вражья сила». Она оставила интересные вос­поминания о муже и сыне.

Однако музыкально-общественная деятельность Серова сопровождалась значительными противоречиями. Серов, в силу целого ряда особенностей своих взглядов и свойств лич­ного характера, оказался изолированным от среды современ­ных прогрессивных музыкантов. В1858 году он опубликовал статью, посвященную опере «Руслан и Людмила», положив­шую начало длительному спору «русланистов» и « антирусланистов» в русской печати. Критик отмечал гениальность му­зыкального размаха оперы, но утверждал, что в сценическом плане она неудачна. По иронии судьбы главным оппонентом Серова стал его друг Стасов. Для Серова в целом было неприемлемо ярко выраженное новаторство композиторов «Могучей кучки», их смелые поиски новых путей развития национального искусства.  Стасов же выступал в качестве идейного союзника кучкистов» и горячо пропагандировал в печати их творчество. Со своей стороны, Стасов и «кучкисты» неодобрительно отзывались об опере «Юдифь», считая произведение поверхностным и обвиняли ее автора в злоупотреблении внешними эффектами. Они не могли также простить Серову увлечения Вагнером и пропаганду его опер, так как считали вагнеровскую реформу противоречащей коренным задачам национального русского оперного искусства. Серов же был в 1860-е годы единственным русским композитором, восторженно приветствовавшим Вагнера. Он не только пропагандировал творчество Вагнера в своих  статьях, но и лично способствовал постановке опер  композитора на русской сцене.

В 1967 году  Серов предпринял вместе с женой попытку основать первую в  России специальную музыкальную газету, но она просуществовала недолго, так как  она не нашла поддержки у общественности.

К этому времени относится и возникновение замысла последней оперы  Серова — «Вражья сила» по пьесе Островского «Не так живи, как к хочется». Он задумал «Вражью силу» как произведение  новаторское, не совсем обычное в музыкальной м отношении. Желая придать опере черты народности, Серов сделал песенную форму основой всего музыкального  действия: песня заменила арию, стала главным средством характеристики действующих лиц. «Вражью силу» можно было бы назвать «песенной оперой».

В эти же годы  продолжается интенсивная музыкальная и общественная деятельность. В 1868 году Серов прочел цикл  лекций в Москве, а в 1870 году присутствовал делегатом от  Русского музыкального общества в Вене  на торжестве по поводу  столетия со дня рождения Бетховена. Он был полон творческих планов, замышлял ряд критических статей, с увлечением  работал над последними актами «Вражьей силы». Однако  напряженный труд и тяжелые и тяжелые переживания прошлых лет  пагубно сказались на здоровье композитора 1871 года Александр Николаевич скончался.

 

О НАСУЩНОМ

Вчера вернулся из Дрездена, где играл за сборную Петербурга в первенстве Европы по шахматам среди ветеранов. Я выглядел самым молодым и мне не давали даже 40 лет. Это был мой самый большой успех 6,5 очков в 9 партиях с игроками такого уровня.

У меня было огромное преимущество перед остальными участниками. Я постоянно делал звуковые упражнения после сделанного хода. Вставал и прогуливаясь по огромному неслышно выполнял эту полезнейшую процедуру. Таким образом, я восстанавливал свои кондиции.

О впечатлениях высшего уровня (Сикстинская мадонна и др.) в следующем выпуске.

Предстоящие мероприятия

23 февраля 2008 года, Санкт-Петербург

БАЗОВЫЙ Мастер-Класс Кирилла Плешакова-Качалина.

24 февраля 2008 года, Санкт-Петербург

РЕЧЕВОЙ Мастер-Класс Владимира Багрунова.

25 февраля 2008 года, Санкт-Петербург

ПЕВЧЕСКИЙ Мастер-Класс Владимира Багрунова

02 марта  2008 года, Москва

БАЗОВЫЙ Мастер-Класс Владимира Коварского и Виктора Апталикова.

НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Сочетание отдыха и занятий голосом

Для корпоративных клиентов (возможна оплата безналичным путем по договору).

Подмосковье. Пансионат Министерства Иностранных Дел «ЮНОСТЬ». 38 км по Щелковскому шоссе. Поселок «ЮНОСТЬ». 

Удобства: охраняемая стоянка, водолечебница, душ Шарко, солевая комната, (галотерапия), дровяная сауна,  все виды массажа, бассейн, биллиард и прочее.

Проживание в отдельном коттедже включающем 4 двух местных номера.  Номера двухэтажные.1этаж: холл, кухня. 2 этаж: спальня, ванна.

 

8,9,10 марта Чарующий голос в сочетании с незабываемым отдыхом (только раз в году)

 Корпоративный мастер-класс Владимира Багрунова  «Голос Клеопатры и Дон Жуана» (4+4=8)

 Предложения  поступают в немалом количестве, но чаще всего это единичные предложения. В интересах же дела лучше всего, если бы была одна группа знакомых между собой людей. Поэтому наряду с традиционной формой организации группы участников тренинга предлагается новая форма. Объявляется стартовая цена всего тренинга (это проживание и обучение: 24 часа - три дня по 8 часов).

Победитель аукциона формирует свою группу от 2 до 8 человек. Итоги подводятся 3 марта. Участники тренинга получают договор и приглашение, производят  50% аванс  на р/счет. Стартовая цена (все включено: проживание, питание, 24 часовой 3-х дневный тренинг) 299000 руб.

2-ой вариант. Цена для пары (все включено: проживание, питание, 24 часовой 3-х дневный тренинг)  60000 руб.

Подробности  http://www.goloslogos.ru/ 

почта voice@bagratid.com  bageon@mail.ru  bageon@yandex.ru 

 тел. +7 911 791 5158  +7 911-973-0525

С Днем Защитников Отчества дорогие подписчики!

Будьте в Голосе!  Владимир Багрунов

 

 


В избранное