Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ
ПРОЕКТ
www.bagratid.com
ВЕДУЩИЙ
БАГРУНОВ В.П.

19.04.07. Выпуск 172
" Леность растет вместе с людьми: она начинается паутиною, а напоследок превращается в железные цепи".

Глава XXIII Проклятия лености.
Из книги Орисон Свет Марден
" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"
К описаниям природы у Пушкина мы еще вернемся.
Сейчас же хочу познакомить вас со статьей, под которой готов подписаться обеими руками.
Наиболее кричащие моменты выделены мною жирным.


©"Огонек"
МОЛЧАНИЕ КЛАССИКИ
Признаемся честно: русская классика почти мертва. Ее много раз сбрасывали с парохода современности, справляли поминки по ней и ее советской наследнице, объявляли Толстого безнадежно устаревшим на том основании, что развод перестал быть проблемой, — и всякий раз это оказывалось ошибкой, и классика неизменно выглядела живее плакальщиков и ниспровергателей. Сегодня никто никого не сбрасывает, все очень почтенно экранизируют, сериализуют, переиздают, но никогда еще наше великое наследие не выглядело таким мертвым.

Представьте себе человека, у которого на чердаке стоит заветный сундук. Он старается его не открывать, чтобы не потревожить хранящиеся там драгоценности, но пребывает в твердой уверенности, что этот запас, еще от предков, в его полном распоряжении. В крайней нужде всегда его можно достать: смотрите, что у меня есть! В один прекрасный день он хочет
все- таки посмотреть на свои сокровища. «Я каждый раз, когда хочу сундук мой отпереть...» И отпирает. И вылетает оттуда белое облако моли, а на дне лежит какой-то бурый порошок, оставшийся от шубы. И все.
Нечто подобное испытывает сейчас россиянин, желающий обратиться к великому наследию. Нет, что говорить, отчасти мы сами виноваты! Это ведь мы сами держали классику в советском сундуке, запрещали кощунственное осовременивание — и в результате жемчуг, который не носят, погас без соприкосновения с живым телом. Остался набор штампов: письмо Онегина к Татьяне, небо Аустерлица, «Не говори красиво», «Что такое обломовщина» и «Почему люди не летают». Достаточно почитать школьные и абитуриентские сочинения этого года, чтобы окончательно увериться: русская классика детям чужда, они не знают контекста, мыслят механистически, без понимания и соучастия повторяют бессмыслицу. «Настоящий нигилист не верит никому, а только лягушкам». «Почувствовав, что любит Одинцову, Базаров немедленно убежал в лес». «Князь Андрей поднял голову и в облаках увидел Наполеона». «Князь Андрей мечтал о своем кулоне, и французы отдали ему его» (напоминаю, что князь Андрей мечтал о своем Тулоне, а
отняли у него ладанку). «Только после вступления французской армии в Москву Наташа Ростова ощутила себя настоящей русской женщиной». «Внимательные глаза доктора Чехова изучали больных, а умелые руки между тем делали свое дело».
Однако, если бы дело ограничивалось невеждами и лентяями, плохим преподаванием и низкими учительскими зарплатами, не стоило бы и огород городить. Проблема шире: классика не нужна детям потому, что с ней перестали советоваться и взрослые. Скажите, когда вы в последний раз открывали «Войну и мир», желая найти ответы на самые болезненные свои вопросы? Входит ли в ваш активный читательский обиход «Шинель», перечитываете ли вы «Мертвые души», читали ли вообще их второй том? Кого представляете себе при слове «Идиот» — Миронова или Яковлева? Все помнят, что Раскольников убил старушку, но с какой стати он это сделал?
Пришло время сказать о самом горьком. Я ведь в самом деле ничего не знаю лучше, чем русская классика, чем наша усадебная проза, наши тургеневские девушки и толстовские юноши, проклятые вопросы и рефлексирующие интеллигенты. Но у литературы есть свой срок употребления. В какой-то момент она становится историей. Чосер — крупный писатель, Рабле — гений, Сервантес — лучший испанский прозаик, но современные европейцы не у них ищут ответы и не их читают в поезде. Живее всех живых оказался Шекспир — процентов десять его огромного наследия, в котором есть и «Троил и Крессида», и «Тимон Афинский», и «Кориолан»... Часто ли мы видим их на афише? Самая великая литература остается в своем времени; приходят новые времена, для описания которых она уже не работает. Пьер Безухов — грандиозный тип, но такие типы нынче не появляются. А социальная проблематика «Нови», «Тысячи душ» и «Взбаламученного моря» безнадежно отошла в прошлое — по множеству причин.
Во-первых, потому, что скомпрометированы революционные идеи.
Во-вторых, потому, что левые и правые, либералы и консерваторы, архаисты и новаторы в конце концов обязательно уравниваются и начинают стоить друг друга. В-третьих, убеждения в России вообще не главное, ибо от них никогда ничего не зависит. Многократно увеличился темп жизни. Ни у кого нет времени ни на долгие ухаживания, ни на многомесячные метания между Обломовым и Штольцем. Сами типажи кардинально сменились — новые обстоятельства порождают нового героя. Ушла почти вся советская проблематика — советская литература была все-таки прямой наследницей русской; появилось что-то новое, но осмыслить его мы не готовы. Грубо говоря, понятный ньютоновский мир в очередной раз сменился эйнштейновским, но эта перемена сопровождалась массовым (и, возможно, неизбежным) оглуплением населения. В результате все понимают, что началось нечто новое, но осмыслить и тем более изобразить это новое решительно никто не в состоянии.
Нам предстоит долго и трудно привыкать к тому, что народолюбец не обязательно хорош, чиновник не всегда омерзителен, борец за права не всегда прав. Еще труднее будет привыкнуть к тому, что любовь — не главное содержание жизни и что вообще есть вещи поважнее жизни. Наконец, нам надо будет заново осмысливать христианство, которое в литературе девятнадцатого века трактовалось весьма поверхностно или принципиально полемично, как у Толстого. А тем, кто христианства не принимает или в Бога не верит, придется искать ему замену — то есть с нуля созидать для себя смысл. Тут уж виноваты не мы, а темп жизни и ее новые реалии. Пора привыкать к тому, что русская классика имеет сегодня сугубо историческую ценность. По ней еще можно написать сочинение, хотя боюсь, что не нужно: я предпочел бы почитать мысли детей на вольную тему. Но обратиться к ней в поисках ответов на все вопросы — увы.
К сожалению, в современной России не наблюдается ровно никаких предпосылок к тому, чтобы русская классика чем-нибудь заменилась. Новых писателей серьезного масштаба не появляется — именно потому, что создатели эпопей подражают Толстому, а интеллигентные новеллисты ориентируются на Чехова или Набокова. Новому большому писателю просто неоткуда взяться — у него нет времени писать. Литература никого не кормит, она превратилась в часть индустрии развлечений. Сегодня писателей кормят левые заработки, и в таких условиях эпоса не напишешь. Да и бессмысленно писать эпос для людей, которые после очередного социального взрыва еще не научились толком читать. Мы сегодня так же глупы, как глупы были люди двадцатых в сравнении с пресыщенными гурманами Серебряного века. Нам предстоит долго нагуливать ум и опыт, чтобы через десять-двадцать лет научиться рассказывать о дне сегодняшнем и думать о нем вне прежних навязанных стереотипов.
А сериалы, воскликнете вы? А беспрецедентный успех «Идиота»? На это я напомню вам о беспрецедентном провале «Дела о мертвых душах» с его попыткой как раз «творчески осмыслить» наследие Гоголя. «Идиота» смотрели не потому, что это Достоевский, а потому, что это — при всех достоинствах картины — Достоевский выхолощенный, сиропный, мелодраматический. Такой фильм приемлем, когда кино делает первые шаги после долгого паралича, но категорически не смотрится, когда критерий
мало-мальски повышается. Вот почему «Мастер и Маргарита» того же Владимира Бортко далеко не имел прежнего успеха. А «Доктора Живаго» — фильм, в котором Прошкин поступился буквой романа, но сохранил его дух, — вообще посмотрели без энтузиазма: сильную, умную, точную картину зритель бойкотировал. И причина не только в том, что зритель стал жертвой деградации — во время революций это норма. Причина еще и в том, что роман принадлежит к архаической традиции, что русская классика написана на мертвом языке. Он был прекрасен, этот язык. Но сегодняшнему человеку он непонятен.
Я не знаю, для кого пишу все это. Наверное, человеку, который беспрерывно оглядывается на свой сундук в надежде вытащить оттуда золотой запас, полезно знать, что там давно труха. И надо начинать по крупице накапливать новый. А когда он накопится — не держать его в сундуке, не прятать от глаз. А носить, потому что традиция жива, когда с ней спорят, а не когда ею пугают супостатов и мучают школьников.
Дмитрий БЫКОВ (2006, № 31) 24 ЧАСА № 15 '2007

Маленький комментарий
Интересно, что статья Дмитрия БЫКОВА и событие, о котором пойдет сейчас речь подтолкнули меня к следующему решению…
Вчера по ТВ по центральным каналам прошел сюжет о рождении в Липецке 6-и месячного мальчика весом в 500 граммов. Надежд на выживание в таких случаях очень мало. Но малыш выжил и был выписан из роддома, как соответствующий норме. В числе мер направленных на выживание было упомянуто регулярное воздействие записями классической музыки. Этот случай должен еще более привлечь внимание общественности к необходимости возрождения не на словах, а на деле повсеместной и повседневной практики этого чудесного во всех смыслах эликсира жизни.
Духовная составляющая человека, главным образом развивается через слух. Уши (слух) и души звучат почти одинаково. Это опять же подсказка от Кирилла и Мефодия.
Спрашивается, как привлечь массы, особенно молодежь к классической музыке. Мне думается, что этому может помочь знание биографий великих композиторов, написанных простым доходчивым языком, но при этом с сохранением самых главных ключевых моментах их творчества. Тогда волей-неволей хочется не только знать, но и услышать, прочувствовать то, о чем уже прочитал. Совсем недавно мне посчастливилось достать подобную книгу. Она как раз и соответствует тем требованиям, о которых здесь сказано.

Ладвинская А. А.
70 знаменитых композиторов: судьба и творчество. / Ладвинская А. А. — Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Кредо, 2007. — 414 [1] с. — (Энциклопедии для всех).
ISBN 978-5-222-10520-7
В книгу вошли творческие биографии композиторов, оставивших заметный след в истории мировой музыки. То, что мы называем классикой, рождено благодаря их вдохновению и титаническому труду.
Читатель откроет для себя самые яркие страницы жизни выдающихся композиторов.
Издание рассчитано на массовую аудиторию.

Разумеется, не все композиторы попадут в наши выпуски.
Но начать необходимо с зарождения классики.


XVI-XVII вв.

МОНТЕВЕРДИ Клаудио Джованни Антонио (1567-1643)
Итальянский композитор, один из основателей оперного и балетного искусства

Современный композитор
создает свои произведения
опираясь на истину.
К. Монтеверди

Родился композитор в итальянском городе Кремона. Точная дата рождения Монтеверди неизвестна. Однако можно предположить, что он появился на свет в первых числах 1567 года. Об этом говорит сохранившийся документ, свидетельствующий о совершении обряда крещения 15 мая.
Отец будущего композитора, врач по профессии, Бадьдасаре Монтеверди был уважаемым в Кремоне человеком. Обладая разносторонними культурными интересами и располагая известным материальным достатком, он смог создать благоприятные условия для развития своего старшего сына — Клаудио. Несомненно, отец любил музыку, недаром его второй сын, Джулио-Чезаре, также стал музыкантом. О матери композитора неизвестно ничего, даже имени.
В детстве и юности он получил солидное образование, вероятно, был слушателем Кремонского университета. На первых порах Клаудио посещал певческую школу при городском соборе, где обучался не только церковному пению, но и начаткам музыкальной теории и композиции. В возрасте тринадцати лет мальчик был поручен соборному капельмейстеру, органисту, певцу и скрипачу, композитору Марку Антонио Индженьери для обучения контрапункту и гармонии, пению, игре на органе, виоле. Успехи Клаудио были стремительны, за короткое время он стал виртуозом, а когда ему минуло 15 лет, нотоиздательская фирма в Венеции опубликовала первый сборник его сочинений «Духовные песнопения для трех голосов». В следующем году был напечатан второй сборник юного композитора «Духовные мадригалы для четырех голосов», а в 1584-м третий — «Канцонетты для трех голосов».
В Кремоне и за ее пределами имя Клаудио Монтеверди приобретает известность. Но композитор продолжает упорно работать, и только в 1587 году выходит его Первая книга пятиголосных мадригалов, с которой, по сути, начинается его творческий путь. Хотя успех книги был необычайным, Монтеверди долго не мог найти работу, надеясь на пост соборного или придворного капельмейстера в каком-либо из городов Италии; он даже едет в Милан, но безрезультатно. В начало-1590 года он выпустил в свет Вторую книгу мадригалов, и снова — с громким успехом. После этого работа была получена: Монтеверди получил приглашение в Мантую на службу при дворе герцога Винченцо Гонзаги в качестве исполнителя на виоле.
Целых двадцать три года провел Монтеверди в услужении у герцога. Это было время ярких впечатлений, творческих исканий, пророческих открытий, непрерывного созидания и в то же время напряженнейшего, изнурительного труда, ма¬териальных невзгод, тяжких испытаний и потерь.
Несмотря на большую занятость, Монтеверди интенсивно сочинял, и через 2 года вышла в свет его Третья книга мадригалов . Она сразу же завоевала громкую популярность. За тридцать лет (с 1592 по 1622 год) этот сборник восемь раз переиздавался, что для той эпохи было редкостью.
В личной жизни Монтеверди наступила новая пора: он влюбился. Его избранницей стала Клаудия Каттанео — молодая певица придворной труппы, дочь придворного музыканта, как и Монтеверди, исполнителя на виоле, Джаккомо Каттанео. Получив «милостивое» согласие и благословение Гонзаги, Монтеверди в 1595 году женился. Клаудия, умная и красивая женщина и тонкая музыкантша, стала для него поистине идеальной подругой.
В составе свиты герцога Монтеверди совершил полугодовой военный «поход» в Вену через города Инсбрук и Линц, во время которого мог познакомиться с музыкой других народов. Затем, в 1599 году, посетил Фландрию, Льеж, Антверпен, Брюссель, славившиеся высоким уровнем музыкального искусства, новыми течениями современной французской музыки.
В конце октября путешествие закончилось, и Монтеверди вновь оказался в Мантуе. На него обрушились заботы и тяготы в связи с рождением в 1600 году первенца, но герцог по-прежнему был глух к просьбам улучшить его материальное положение. В этих трудных условиях Монтеверди живет интенсивной творческой жизнью — одно произведение возникает за другим. Впоследствии они войдут в Четвертую и Пятую книги мадригалов.
В1601 году в жизни Монтеверди наступила долгожданная перемена: в связи с кончиной Паллавичино — маэстро герцогской капеллы — Монтеверди получает его место. Но увеличились и его обязанности: руководство певцами и музыкантами капеллы, ведение репетиций, дирижирование всеми концертами, сочинение по первому велению герцога мадригалов и музыки ко всем придворным увеселениям и торжествам, обучение молодых певцов и инструменталистов, совершенствование мастерства более опытных, регентство в мантуанском кафедральном соборе, сочинение духовных произведений. В результате — неизбежный кризис: Монтеверди заболел. В состоянии полного отчаяния в 1604 году он вместе с беременной женой отправился в родную Кремону к отцу-лекарю. Но даже его заботливый уход долго не мог восстановить силы композитора.
В 1605 году, после рождения второго ребенка, пошатнулось и здоровье Клаудии, что добавило лишних тревог и забот. Но Монтеверди не переставал сочинять — в этом году венецианское нотное издательство выпустило в свет Пятую книгу мадригалов. А в следующем году композитор приступил к сочинению своей первой оперы «Орфей», которая была завершена к началу 1607 года. Именно Монтеверди впервые ввел родовое обозначение оперы: он назвал своего «Орфея» « сказанием в музыке », что означает « музыкальная драма, или драма посредством музыки» (только в 1639 году венецианский композитор Кавалли впервые применил термин «опера»).
На первом публичном представлении «Орфея» уже начальные его сцены вызвали горячее одобрение публики. По ходу спектакля успех неудержимо возрастал и к концу достиг триумфа. Через неделю (1 марта 1607 года) спектакль был показан на сцене придворного театра. Через два года партитуру «Орфея» напечатали в Венеции. Весть о грандиозном успехе быстро разнеслась по всей стране, и Монтеверди был причислен к числу самых прославленных людей Италии.
В1607 году, воспользовавшись отъездом герцога на лечебные воды, Монтеверди взял отпуск и вместе с семьей вновь отправился в родную Кремону в надежде на помощь отца в лечении Клаудии. Но спасти ее уже не удалось, и Монтеверди в сорок лет стал вдовцом с двумя маленькими детьми на руках, но всю оставшуюся жизнь был верен памяти жены. Герцог остался равнодушен к горю композитора и вызвал его в Мантую для написания новой оперы «Ариадна» и балета «Балет неблагодарных женщин». Успех «Ариадны», премьера которой состоялась 28 мая 1608 года, был не меньшим, чем «Орфея». Через несколько лет состоялась премьера балета. Напряженная работа опять спровоцировала физический и моральный надрыв композитора, и он снова едет с детьми к отцу. Старый врач написал герцогине письмо с просьбой об отставке для сына, сам Монтеверди написал гневное письмо в Мантую, обратившись к секретарю герцога, но герцог был неумо-
лим и велел ему прибыть в Мантую. Но все же жалованье повысил и назначил пенсию. После смерти герцога его преемник Франческо не был заинтересован в Монтеверди и отпустил его. Композитор возвращается к отцу. В августе 1613 года он наконец получает достойную должность маэстро капеллы в соборе Св. Марка в Венеции. По дороге в Венецию он был ограблен бандитами, с трудом добрался до цели путешествия, но Венеция заставила его надолго забыть о предыдущих злоключениях, окружив заботливым вниманием. Жалованье было более чем достаточное и постепенно повышалось, композитор уже мог спокойно работать, не думая о завтрашнем дне, спокойно растить и воспитывать детей. За тридцать лет работы на этой должности Монтеверди написал огромное количество месс, мотетов, псалмов, гимнов и других сочинений, большая часть которых, увы, не сохранилась. Композитор по-прежнему сочиняет на заказ: к нему обращаются монастыри, духовные школы, академии и частные лица; дает концерты для высших должностных лиц Венецианской республики, руководит частными светскими капеллами, выступает в цер¬квах, дворцах. В 1614 году венецианское нотоиздательство опубликовало его Шестую книгу пятиголосных мадригалов.
В 1615 году новый хозяин Мантуи — герцог Фердинандо — решил восстановить при дворе присутствие Монтеверди, но композитор, вкусивший свободной обеспеченной жизни, ответил: «Я предпочел бы просить милостыню, чем подвергаться снова такому унижению». Но взаимоотношения с Мантуей не прервались: композитор на бракосочетание герцога Фердинандо сочиняет балет «Тирсис и Клори». В1619 году публикуется его Седьмая книга мадригалов, куда вошла и музыка к балету. Следующий наследник Мантуи — Винченцо II Гонзаги — также попытался вернуть Монтеверди ко двору, но композитор был настойчив в своем стремлении к свободе, и герцог удовлетворился сочинением музыкальной комедии «Притворно сумасшедшая Ликори».
В Венеции жизнь Монтеверди не была безоблачной. Младший сын композитора, Максимилиан, пошел по стопам своего деда, став врачом в Мантуе. В1627 году за чтение запрещенных церковью книг он был арестован святой инквизицией и посажен в тюрьму. Освобождение сына стоило Монтеверди больших волнений, долгих хлопот и значительных денежных затрат.
Но еще большее испытание принес 1630 год. Во время эпидемии чумы погибает его старший сын, Франческо, — талантливый певец капеллы Св. Марка.
Эти испытания потрясли композитора, и Монтеверди принял духовный сан. И только в 1639 году, когда композитору было уже за 70, он вернулся к оперному жанру в связи с открытием новых театров в Венеции. «Адоне», «Свадьба Энея и Лавинии», «Возвращение Улисса на родину», «Коронация Поппеи» —последние оперы композитора. «Коронация Поп пеи» считается вершиной оперного искусства и по сей день.
В конце жизни, чувствуя приближение последнего часа, Монтеверди совершает поездку по всем городам, с которыми был связан всю жизнь, встречается с немногими оставшимися в живых друзьями. 29 ноября 1643 года Монтеверди скончался. В честь усопшего при огромном стечении народа служат торжественные мессы. Похоронен композитор в церки Санта Мария деи Фрари. И еще в течение двух лет после его кончины поэты слагают сонеты и элегии в память о великом композиторе. Но вскоре музыка его была забыта. И лишь в конце XIX века интерес к нему снова возрос, а уже во второй половине XX века театры ставят его оперы, в концертах исполняются его сочинения, а роль Монтеверди в музыке приравнивается к роли Шекспира в английской литературе, и в частности в драматургии.

Mастер-классы

5-6 мая 2007 г.
Mастер-класс в Москве, в центре «Разумный путь» (495) 350-30-90. Ставропольская д.14. М. Волжская.
Начало мастер-класса в 12.00 и 16.00. в субботу и воскресенье
Стоимость участия в мастер-классе от 2500 до 5000 руб.
Скидки: 2500 руб. по 15 апреля, 2000 руб. по 22 апреля, 1500 руб. по 29 апреля. 1000 руб. по 4 мая. 5 и 6 мая скидок нет. В стоимость включена книга Азбука Владения Голосом с диском.


Предоплата в центре «Разумный путь» или на счета, указанные на сайте: либо электронные переводы, либо на счет сбербанка в разделе заочное обучение.
При оплате через сбербанк к сумме оплаты добавляется сумма равная цифре дня, в который делается предоплата. Например: Предоплата делается 20 апреля. Добавляется 20 рублей. Это необходимо, так как в сбербанке нет данных о клиенте, поэтому возникают проблемы.

5 мая 12.00. – 15.00. 1 мастер-класс.
5 мая 16.00. – 19.00. 2 мастер-класс.
6 мая 12.00. – 15.00. 1 мастер- класс.
6 мая 16.00. – 19.00. 1 мастер- класс.

13.05.07. воскресенье
Мастер-классы в Петербурге

Мастер-класс №1 (до речевой уровень) пройдет в центре "Другой мир". Ул.Бумажная д.17. Метро "Нарвская". Начало дневной группы в 11.00.
окончание в 15.00. Начало вечерней группы в 16.00.
окончание в 20.00. Цена от 2500 до 5000 руб. Скидки для сделавших предоплату:
50% - 2500 руб. до 25.04.07.
40% - 2000 руб.(цена 3000 руб.) до 01.05.07.
30% - 1500 руб.(цена 3500 руб.) до 12.05.07.

В день проведения Мастер-класса скидок нет.

При оплате через сбербанк к сумме оплаты добавляется сумма равная цифре дня, в который делается предоплата. Например: Предоплата делается 20 апреля. Добавляется 20 рублей. Это необходимо, так как в сбербанке нет данных о клиенте, поэтому возникают проблемы.

Внимание: участники мастер – классов должны обязательно продублировать свое участие у меня voice@bagratid.com и bageon@mail.ru . Не прошедшие дублирования в спорных случаях не попадают под льготные скидки.

Мастер-классы в других городах будут проводиться по гарантированным заявкам. Заявки направлять по почте: bageon@mail.ru и voice@bagratid.com

 

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! Владимир Багрунов

 

 

 



 



 

 

 


 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 



 



 

 

 

 





 



Пvoice@bagratid.com


В избранное