Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Методика Полного Освобождения" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скрытые резервы нашей психики
Информационный Канал Subscribe.Ru |
СКРЫТЫЕ
РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ
проект www.bagratid.com |
Ведущий Багрунов В.П. |
4
ФЕВРАЛЯ 2004г. Выпуск 27.
«Гений – это напряженность» – Бальзак (Глава VI Непоколебимое стремление
к намеченной цели. Из книги Морисон Свет Марден «СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ»)
Дорогие подписчики! Меня, возможно, как и многих из вас сумел накрыть
9-й вал вирусной эпидемии. Я имею в виду компьютерной эпидемии. У меня
все забарахлило неделю назад. На фирме, где я в свое время приобретал
ПК, с помощью доктора Вэба провели лечения и мой ПК с вечера сегодняшнего
дня (3.02.04)в полном порядке. Именно этим и вызвано опоздание рассылки.
Пользуясь, случаем, сообщаю, что наш голос стоит на страже нашего здоровья
не хуже электронного эскулапа. Об этом я сужу и по себе и по своим ученикам.
Никакая зараза не проходит во внутрь организма.
Следующий выпуск тоже выйдет с опозданием в день, но это будет связано
с тренингом в Москве 6-8 февраля. Группа уже собралась. Возможно, если
кто-то не доедет, то одно-два места останется. Колеблющемся я советую
побывать на бесплатной презентации. Она состоится с 12 до 13 часов.
Там же будет возможность забронировать место на следующий тренинг, который
пройдет в апреле с.г.
Этот выпуск посвящается недавно закончившемуся открытому первенству
Австралии по теннису не только потому, что в нем блестяще выступил наш
Марат Сафин, но главным образом потому, что на примере тенниса лучше,
чем в других игровых видах спорта можно наглядно понять многие психологические
закономерности. В теннисе все тренеры и игроки, активно работают с психологами
и не считают для себя это зазорным. Футбольные же тренеры (я имею в
виду наших, а не западных) сами себя считают великими психологами и
результаты поэтому, как говорится, на лицо. Откуда это идет. Прежде
всего, от общей культуры тренера. Я уже многократно писал, что выдающийся
спортсмен, чаще всего не может быть выдающимся тренером. Тренер – это,
прежде всего педагог-психолог. А это предполагает огромную внутреннюю
культуру. Следовательно, для этого надо в детстве и юности, когда идет
закладка фундамента личности, иметь немало времени на гуманитарное образование
и самообразование. Этого у наших спортсменов, футболистов в наибольшей
мере, не было, нет и неизвестно, когда будет. Большинство двух слов
связать не могут.
Поэтому, когда спортивная карьера заканчивается, бывшие спортсмены,
как правило, мало к чему пригодны. Липовые дипломы тренерских курсов
помогают им устроиться на тренерскую работу, которая, для не имеющих
педагогического призвания, им в тягость.
Самым непререкаемым авторитетом в мире тенниса является известнейший
американский тренер, фамилию которого я не запомнил, и не смог найти
в своих записях. Все теннисисты его знают и почитают, как Бога тенниса.
Он владелец и наставник самой известной в мире теннисной школы, через
которую прошли все самые выдающиеся теннисисты мира. Так вот он не был
даже по нашим меркам мастером спорта по теннису. Повторяю для тренера
это не только не обязательно, но, наоборот, желательно. Ведь такие тренеры
не растратили свою энергию, и они ее вкладывают в своих учеников. Главный
девиз этого тренера – самосовершенствуйтесь как личности в первую очередь,
а все остальное придет само-собой. То есть во главу угла он ставил духовное
начало, а не технику игры. Как только его ученики начинали понимать,
что хочет от них тренер (а на это требовалось иногда до полугода), то
их отношение к тренировкам, спортивной жизни в целом кардинально менялось.
Они становились сильными, самостоятельными и успешными личностями. Это
не так просто понять, как кажется. Например, в пении до сих пор не понимают
систему Шаляпина, которая построена не на поисках звука и техники голоса,
а на поисках интонации. Поиск голоса и работа над его техникой – это
и есть механистический подход, который дает ничтожные результаты в сравнении
с интонационной системой Шаляпина. Подобный подход проповедует и американский
Бог тенниса. Разница только в самом предмете: в пении - техника голосоведения,
в теннисе - техника игры. Но, как дух стоит выше тела, так и духовное
начало в любом виде деятельности, будь то пение, или игровые виды спорта
(теннис, футбол, хоккей и др.) должно быть на первом месте. Здесь надо
четко понять, что такая модель деятельности, а точнее жизни – перестраивает
всю психику спортсмена и поэтому в самых кризисных ситуациях он остается
на той высоте, уровень которой был задан задолго до самого поединка.
Подробно этот вопрос обсуждается в книге В.Л.Дранкова «Природа таланта
Шаляпина», которая без купюр мною была выложена в 40 выпусках (41-80)
рассылки «Голос и успех. Три секрета настройки голоса». Поэтому не буду
повторяться.
Вернемся к недавно закончившемуся открытому первенству Австралии по
теннису. Надо сказать откровенно, никогда в жизни я не уделял столько
внимания теннису. В этот раз посмотрел от начала до конца практически
все матчи Марата Сафина: финал с Роджером Федерейром, полуфинал с Андре
Агасси, четверть финал с первой ракеткой мира Энри Родиком, восьмую
финала с американцем с трудно запоминающейся фамилией. Подробные комментарии
этих игр можно найти во многих спортивных изданиях и поэтому я остановлюсь
только на главных психологических моментах поединков.
В 1/8 финала в конце четвертой партии, когда ситуация сета была на качелях,
Марат мощно и точно бьет в правый угол противника и тот неимоверным
образом не только дотягивается до мяча, но и отвечает еще более коварным
ударом. Мяч летит с правого угла противника в левый угол Марата под
неудобную левую руку. Мяч не берущийся. Сафин делает два прыжка и, видя,
что он не достает, прыгает как заправский футбольный вратарь с вытянутой
рукой. Дальнейшее не возможно описать словами. Итог всего следующий.
Каким-то чудом мяч ударился с такой силой о ракетку, что Марат не сумел
удержать ее, и она вылетела из его руки. Описываемая сцена не только
ошеломила всех зрителей на стадионе, но гипнотическим образом подействовала
на соперника. Тот стоял без движения, как зачарованный. А в это время
чудесным образом мяч, ударившись о ракетку по высокой траектории, перелетел
на сторону противника и ударился в поле в нескольких сантиметрах от
задней линии. Это произвело такое ошеломляющее впечатление на всех и,
прежде всего на противника, что его воля к борьбе была подавлена и концовку
партии он проиграл без борьбы. Таким образом, Марат выиграл матч 3:1.
Если бы он не вытянул этот мяч, то неизвестно, как бы закончился этот
матч. Ведь противник выиграл предыдущую партию, а в этой все висело
на волоске.
В следующем игре с первой ракеткой мира Э. Родиком ее сценарий был закручен
просто невероятно. Первые две партии Марат выигрывает. Потом у него
игра не заладилась и он следующие две партии проигрывает. Проигрывает
потому, что у него не идет 1-я подача. Он чувствует, что победа ускользает.
Тогда Марат после очередного проигрыша очка воздевает руки к небу и
во весь голос вскрикивает: «С…, не идет б…первая подача». Эта была психологическая
реакция игрока, который не владеет собой так, как, например, Андре Агасси
или победитель турнира Роджер Федерейр. Психологически все объяснимо.
Накопилось много желчи, и ее надо было выплеснуть. После этого момента
все пошло по сценарию Марата. В результате 5-я партия, а с нею и матч
был выигран.
Полуфинальный матч с Анре Агасси. Не знаю, какие ставки шли в букмекерских
конторах, но общий тон всех комментаторов до этого поединка был в пользу
американца. Срабатывала теория вероятности. Все предыдущие матчи Сафин
играл с американцами и счет уже был 4:0 в его пользу. Просто не должно
быть 5:0 и все тут!
И если бы Марат проиграл, то корить бы его никто не стал. Против статистики
не попрешь! Однако счет 2:0 в пользу Марата, но все равно никто не верит
в победу россиянина, который целый год восстанавливался после тяжелой
травмы. Эти предположения начинают сбываться: Агасси выигрывает следующие
две партии и сравнивает счет. Но в этот день сама Фортуна на стороне
Сафина. В критической ситуации ему засчитывают очко, когда это очко
должно было быть отдано Агасси. В телевизионном повторе четко было видно,
что мяч Агасси попал в площадку Сафина, а судья посчитал, что это был
аут. Возможно, это надломило Агасси, но самое важное было в другом:
первая подача Сафина работала подобно точному пушечному залпу. 33 эйса
за игру, т.е. подачи, в результате которых противник даже не касается
мяча. Это и определило исход поединка. И как бы не был хладнокровен
Агасси, но против такого мощного напора Марата ему было не устоять.
Последний матч давался в воскресенье в записи и поскольку результат
был известен 3:0 в пользу швейцарца, то интрига смотрения была нулевой.
Борьба была только в первой партии. Затем силы и физические и моральные
оставили Марата. Все-таки он провел после годового перерыва в два три
раза больше времени на площадке, чем его соперник. Можно сказать, что
сопернику просто повезло. Проведи он столько же времени на площадке
против таких же сильных противников, то результат был с точностью до
наоборот. Зная заранее результат игры, мне более интересно было слушать
комментарии Шамиля Тарпищева по поводу тонкостей игры в теннис. Этому
бы надо поучиться нашим спортивным комментаторам.
Итак, какие выводы можно сделать из увиденного и услышанного.
Ясно, что Марат Сафин по своему потенциалу сейчас лучший теннисист мира.
Ни у кого из ближайших его конкурентов нет таких физических кондиций:
24 года + рост 1м 93см + прекрасная реакция + самая сильная в мире подача
(за 200 км в час). Это все составляет бесспорный актив. Пассив, как
и у большинства наших спортсменов – психология. Здесь огромное поле
деятельности. Но, прежде всего это умение владеть собой. Был момент,
о котором я не говорил, когда после очередного проигрыша очка, Марат
бил оземь ракеткой и ломал ее. Был случай, вообще ни в какие ворота
не идущий. После проигрыша очка Марат вдруг начинает отвечать на реплику
одного из зрителей. Это равносильно тому, что артист, находящийся на
сцене, будет делать замечание зрителю по поводу того, что тот сморкнулся,
кашлянул и т.п. Если этому ростку дать расти далее, то Марата будут
специально выводить из себя подставными фигурами, находящимися среди
зрителей. Марат не умеет использовать голос, как метод снятия напряжения
и воздействия на противника. В первой партии финала его противник искусно
несколько раз пользовался голосом во время своего удара. Во всех этих
случаях Марат терял очки. Есть и другие возможности использования голоса
в теннисе, но об этом в другой раз и в другом месте.
ПРАКТИКА
Уроки 8-11. Работа с текстом.
Связанная речь (начало работы над эталонным текстом)
Общий обзор заключительного этапа речевой ступени
Сегодня мы приступаем к работе над связным текстом. Вам будет предложен
отрывок из трагедии Гёте "Эгмонт". Этот текст является успокаивающим,
он приводит к релаксации (расслаблению), необходимой для лучшего управления
голосом и артикуляционной системой. К тому же релаксируюшее свойство
этого текста в дальнейшем можно использовать для быстрого снятия напряжения,
а также для борьбы с бессонницей (те, кто ранее ею страдал, при помощи
этого текста быстро от неё избавлялся).
Некоторое пояснение. Этот текст представляет собой грезы Эгмонта - французского
поэта, осужденного на казны
"Сладостный сон, ты приходишь, как чистое счастье: без зова, без
мольбы, сам собою. Мысли теряют связь, смешиваются в одно, образы радостей
и скорбеп. Беспрепятственно льётся волна тайных гармоний. Желанное безумие
охватывает нас, и мы погружаемся в небытие".
Выделим в тексте паузы, в которых необходимо делать придыхание. (Паузу
выделяем вертикальной чёрточкой | )
Сладостный сон, | ты приходишь, | как чистое счастье | без зова, | без
мольбы, | сам собою. | Мысли теряют связь, | смешиваются в одно, | образы
радостей ] и скорбей.| Беспрепятственно льётся волна тайных гармоний.
| Желанное безумие охватывает нас,[ и мы | погружаемся в небытие.
С каждым из этих 14 фрагментов производится самостоятельная работа,
состоящая из 12 этапов.
Эти этапы - мое изобретение для развития голоса при работе с любым текстом.
Работать будем с текстом по фрагментам. Величина фрагмента определяется
длиной текста от вдоха до выдоха.
Напоминаем 3 положения рта:
Первое положение. Рот закрыт. "Второй рот" открыт (опущена
гортань). Одна рука - на груди, вторая рука (ладонь) -
на голове. При этом положении, происходит идеальное соединение грудного
и головного резонаторов. Дыхание (придыхание) - во "второй нос".
Второе положение. Рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны,
голос звучит сквозь зубы). "Второй рот" открыт (опущена гортань).
Дыхание (придыхание) - во "второй нос". В этом случае голос
очень близок к естественному.
Третье положение. Рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так,
что мизинец не пролезает), "второй рот" открыт (опущена гортань).
Дыхание (придыхание) - во "второй нос".
Рука на груди. Внимание сосредоточено на недопущении физического напряжения
и на вибрационных ощущениях в груди.
Для наилучшего усвоения новой речевой модели создана новая система из
12 этапов работы с текстом. Вначале идет работа с отдельными фрагментами.
Фрагмент 1. Сладостный сон.
12 этапов работы с каждым из фрагментов:
1. Мысленное проговаривание фрагмента (создание модели) - 8 раз.
2. Проговаривание с закрытым ртом - 8 раз. Следим за ударениями в словах,
устанавливаем четкий ритм фрагмента.
3. В этом ритме произносим текст, используя вместо слов звуки - А и
ХА.
Это выглядит так: АХА-ХА-ХА (с закрытым ртом). Будем называть это формулой
текста. Ударение ставится на первом и последнем А (выделено жирным)
- 8 раз.
Это делается для подготовки максимального открытия "второго рта".
4. То же самое с полузакрытым ртом - 8 раз. Это делаем для подготовки
максимального открытия "второго рта".
5. То же самое с открытым ртом - 8 раз. Это делается для подготовки
максимального открытия "второго рта".
6. Произносим текст, используя звук Г. Выглядит так: АГА-ГА-ГА (с закрытым
ртом) - 8 раз. Это делается для максимального открытия "второго
рта".
7. То же самое с полузакрытым ртом - 8 раз. Это делаем для максимального
открытия "второго рта".
8. То же самое с открытым ртом - 8 раз. Это делаем для максимального
открытия "второго рта".
9. Произносим сам фрагмент текста - Сладостный сон -с закрытым ртом
- 8 раз.
10. То же самое с полузакрытым ртом - 8 раз. П. То же самое с открытым
ртом - 8 раз.
12. То же самое с открытым ртом - 8 раз. Изменение в следующем: первый
раз произносим фрагмент в привычной манере, второй раз - с пафосом,
т. е. торжественным тоном. Применение этого приема приводит к усилению
голоса (без потери тембральных красок) за счет психического фактора.
Таким образом происходит закрепление псикоакустической модели голоса:
"вся сила голоса - в интонации" (Ф.И. Шаляпин).
Фрагмент 2. ты приходишь.
12 этапов такой же работы, как и с первым фрагментом.
Формула текста - АХА-ХА-ХА (ударение на третьем А).
Фрагмент 3. как чистое счастье. Те же 12 этапов.
Формула текста - АХА-ХА-ХА-АХА (ударение на втором и пятом А).
Фрагмент 4. без зова.
12 этапов.
Формула текста - АХА-ХА (ударение на втором А).
¦
Фрагмент 5, без мольбы. 12 этапов. Формула текста - АХА-ХА (ударение
на третьем А).
Фрагмент 6. сам собою,
12 этапов.
Формула текста - АХА-АХА (ударение на первом и третьем А).
Работа с фразой
Повторим текст урока не менее 8 раз в трех положениях рта: Сладостный
сон,| ты приходищь,| как чистое счастье | без зова,| без мольбы,| сам
собою.
В открытом положении рта один раз произносим текст в привычной манере,
другой раз с пафосом, т.е. торжественным тоном. Напоминаю, что это приведет
к усилению голоса (без потери тембральных красок) за счет психического
фактора и, в свою очередь, к закреплению психоакустической модели голоса.
Суммарное время работы над этим отрывком составляет 30-40 минут, включая
полюбившиеся вам упражнения для настройки голоса. Настройка примарного
тона обязательна.
Остальное — по желанию и наличию времени.
Орфоэпия (особенности произношения учебного текста) Сладостный сон произносится
как "Сладосный сон", буква Т не произносится (правило: сочетание
"стн" произносится как "сн").
Чистое счастье. Произносится: "Чистае щасьтье" (правило: безударные
гласные произносятся не так, как гласные под ударением, сочетание "сч"
произносится как "щ"). Произносятся так, как пишутся, только
ударные гласные. На ударную гласную приходится вся информационная нагрузка
слова. Желательно на ударных гласных затягивать звук, произносить текст
несколько нараспев, в декламационном стиле. Это будет способствовать
закреплению новой психоакустической модели голоса. Общее правило произнесения
безударных гласных: чем дальше они от ударной гласной, тем больше их
отличие от звучания в ударном положении. Все особенности произнесения
гласных звуков впитываются с молоком матери. Более подробно о правилах
произношения гласных и согласных звуков можно прочитать в любом учебнике
по фонетики или орфоэпии (произношении). Для общей культуры эти сведения
не будут лишними.
Работа со словом требует терпения. Именно такую работу над каждым звуком
Шаляпин сравнивал с работой ювелира по обработке металла. Работа над
этими 6 маленькими фрагментами требует не менее 5-6 часов (если по полчаса
в день, то в течение примерно двух недель).
Главное здесь - не спешить и помнить, что вы занимаетесь работой по
замене физической модели голоса на психоакустическую. При произнесении
текста необходимо следить не за голосом, а за расслаблением всех мышц,
за неподвижностью нашего главного "врага" - диафрагмы, а также
следить за смыслом произносимого текста. Сам текст имеет ярко выраженный
релаксирующий характер и поэтому облегчает расслабление мышечной системы.
С этим текстом легко засыпается. Надо мысленно несколько раз произнести
эти первые 6 фрагментов - и сладостный сон придет к вам, как чистое
счастье.
О НАСУЩНОМ
Тренинги. «Голос и успех. Распетая речь» (20 часов. 2дня речь+1день
пение)
6-8 Февраля. Москва.
Тренинг будет проходить 6-8 февраля с.г. по адресу Ставропольская д.14.
(метро «Волжская). Центр Александра Свияша «Разумный путь». Тел. (095)
350-3090. Стоимость 250 евро. Оплата в рублях. Презентация (бесплатная)
6.02.04. 12.00.-13.00. Гарантированное участие для тех, кто сделает
предоплату 2500 рублей до 3.02.04. в центр «Разумный путь» или мне на
сберкнижку. Деньги идут 3 банковских дня.
СБЕРБАНК РОССИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ БАНК
центральное отделение №19910369/
190021, Санкт-Петербург Английский пр., д. 40
счет № 42301810255235601048
Багрунов Владимир Павлович
P.S. Вчера, 3 февраля звонил в центр «Разумный путь», чтобы сообщить, что билеты взял, и что буду у них 6.02.04.в районе 10.30 утра. Приятно было услышать, что почти вся группа сделала предоплату. Те, кто не успеет этого сделать до моего приезда, рискуют не попасть в группу 1-го ряда.
Будьте в Голосе! Владимир Багрунов
.
почтовый ящик проекта : voice@bagratid.com
архив рассылки http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||