Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Этапы "ведической" женственности: туда и обратно


Этапы «ведической» женственности: туда и обратно




Спасибо читательнице проекта «Слушай Душу» Алисе, которая поделилась в одном из комментариев к моей заметке видением «ведических» этапов в своей жизни. Это подтолкнуло меня оформить собственные мысли по этому поводу.

По мере написания передо мной открылась обширная тема, со множеством подтем. Сейчас я изложу все тезисно, так, как воспринимаю это на данный момент. Со временем, скорее всего, буду дополнять и расскажу про каждую стадию поподробнее.

Напомню, что изначально «ведическая» женственность – это проект Международного Общества Сознания Кришны, организации, которая во многих цивилизованных странах признана деструктивной сектой, отрицательно влияющей на психическое состояние своих последователей (больше об этом тут). «Ведическая» женственность – это так называемая «фасадная» философия МОСК, призванная привлечь в свои ряды новых адептов. В связи с широким распространением этих знаний, сейчас их уже часто несут люди, никак не связанные с МОСК. В идеологии «ведической» женственности, несомненно, проскальзывают и здравые мысли, но их ничтожно мало и они сплетены с такими нездоровыми патриархально-сексистскими идеями вперемешку с пропагандой созависимости и инфантильности женщин, что вычленить их оттуда мало кому удается. Поэтому для женщины применение этого знания в жизни чревато обычно различными печальными последствиями, речь о которых пойдет ниже.

Оговорюсь, что данные этапы я рассматриваю для женщин, которые на момент знакомства с этими идеями не состояли в Международном Обществе Сознания Кришны, т.е. пришли в «ведическую» женственность не с кришнаитским подтекстом, а для своих целей.

Знакомство

«Ведические» проповедники в основном цепляют женщин с двумя мотивами: женщин с некими проблемами, решение которых они ищут, и женщин с актуализированной потребностью развиваться и жить счастливо и наполнено.

Темы/сообщества, через которые может быть представлена «ведическая» женственность:

- все, что может быть отнесено к категории «женское»;
- религия – например, христианство («ведические» гуру используют в том числе и цитаты из Библии) или язычество («славянские» Веды);
- духовность;
- эзотерика;
- психология;
- призвание-предназначение;
- отсутствие любви и семьи;
- проблемная любовь и семья;
- естественное родительство;
- воспитание детей;
- сложности, стресс и усталость на работе;
- культура Индии, Востока;
- древняя мудрость;
- вегетарианство, веганство и пр.

По этим темам возможно «вербование» через людей (родственниц и подруг, психологов, целительниц, инструкторов йоги и танцев, женские клубы и т.д.) и «самовербование» через интернет (сайты, группы в соцсетях, посты и картинки)

Внимание! Я не говорю, что эти темы/люди/занятия — «плохие». Я говорю, что это удобные «каналы», по которым запускают «ведическое» знание, чтобы оно достигало женщин.

Что цепляет сразу: подчеркнутое уважение и ценность женщины, чувствование себя Богиней, обязательность «женских» радостей, обещание вечного счастья и жизни без проблем, позитивные жизненные ценности – здоровье и духовность, любовь и уважение, семья и дети, красота и творчество и пр.

Погружение и эйфория

Женщина изучает «ведическую» женственность, применяет ее на практике. И приходит в восторг от того, что это действует. Как написала Алиса в своем комментарии: «ощущение, как же все хорошо, какая я милая девочка, «не хочу ничего решать, хочу платье».

Что дает «ведическая» женственность и как она работает:

- Конкретные советы-инструкции на все случаи жизни – не надо каждый раз мучительно думать и самой принимать решения. Все уже решили за тебя — пользуйся;
- Каждодневный быт как религиозный культ, с глубоким и мистическим смыслом;
- Магическое мышление: иллюзия управления окружающими людьми и миром через свое состояние и бытовые-магические действия. Это притупляет тревогу и дает ощущение власти над ситуацией (не власть!);
- Безусловная любовь к мужчине и принятие его, что позволяет женщине временно отдохнуть от попыток что-то изменить, если отношения сложные;
- Ослабление контроля и разделение ответственности с мужчинами теми женщинами, кто привык все брать на себя (обычно это созависимые, играющих роль Спасательниц);
- Снятие с себя финансовой ответственности за семью и возможность побыть дома, отдых;
- Уменьшение ссор в семье и среди окружения, поскольку женщина начинает предпочитать промолчать там, где раньше высказывала несогласие;
- «Женская мудрость» – работающие способы манипулирования мужчиной и достижение своих целей через него;
- Ореол святости женщины и «женской» традиционной роли. Ощущение собственной избранности;
- Внимание и «любовь», хорошее отношение и помощь от мужчин, — бонусы за женственную внешность и покладистость;
- Женский круг поддержки – интернет-сообщества, форумы, реальные встречи и женские клубы;
- Позитивный взгляд на все, попытки найти хорошее в том, что есть сейчас; - Запрет на сложные темы/мысли/занятия – отдых от реалий жизни и приятное впаден
ие в детство.

Проблемы

По мере следования учению женщина начинает подмечать какие-то нестыковки и сталкивается с различными сложностями. Здесь у нее есть шанс опомниться и начать разбираться, что к чему. Кому-то это удается на этом этапе, но большинство идет дальше.

Поскольку с точки зрения гуру «Веды» идеальны, и их нельзя критиковать и сомневаться в них, то источником всех проблем при применении знания назначается сама женщина. Ей говорят: «Значит ты мало старалась, мало любила, была недостаточно женственна». Женщине ничего не остается, как с удвоенной силой продолжать практиковать «ведическую» женственность, что часто приводит к усугублению имеющихся трудностей.

С чем может столкнуться женщина:

- Жертвование собой и своей уникальностью, чтобы соответствовать образу;
- Теряется навык слушания интуиции и своих потребностей, а вместо этого ориентация на правила;
- Постоянное контролирование себя с целью думать/чувствовать/говорить/поступать только «по-женски». Это забирает силы и сужает спектр стратегий, которыми женщина может пользоваться;
- Выученная беспомощность. Женщина перестает отстаивать и выражать себя;
- Постоянное удовлетворение чужих потребностей, т.к. женщина верит, что все вокруг «пустые», кроме нее, и только она отвечает за то, чтобы дать им любовь и счастье;

- Поскольку женщине открытая агрессия запрещена, а она все равно есть и поводов у нее предостаточно, то у женщины есть несколько путей:
– использование пассивной агрессии (шутки, подколы, усмешки, «благие» дела, после которых всем хуже, опоздания, забывчивость и пр.);
– навязчивое желание «испортить кому нибудь настроение, когда хочется орать и гормоны скачут», как сказала «ведическая» комментаторша одной моей статьи;
– неконтролируемые внезапные взрывы гнева вроде по пустячным поводам;
– обращение гнева внутрь себя – уход в болезнь, «случайное» самоповреждение и пр.
- cкопление отрицательных эмоций (к себе, к мужчине, к лекторам и пр.), которые не признаются и вытесняются;

Противоречивые послания в учении, от которых женщина теряется и запутывается, например:
- Одновременно нужно принимать мужа таким, какой он есть, и при этом нужно его «воспитывать» и переделывать под свои представления при помощи бытовой магии и манипуляций (подробнее об этом в статье «Ведическое использование мужчин»);
- Мужчина главный в семье, и при этом главная – женщина, поскольку своей энергией она управляет мужем, а то и всем миром;
- Женщина с рождения обладает всеми необходимыми качествами и хороша такая, какая есть, и при этом, чтобы быть женщиной, она должна постоянно что-то делать и соответствовать каким-то критериям;
- Женщина должна привлекать своего мужа не только телесно, но и как интересная собеседница, при этом ей запрещено думать, интересоваться и заниматься чем-то «серьезным» и т.д.

В идеальном мире «ведических» лекторов женщины управляют мужчинами, другими людьми и обстоятельствами через свои женские энергии. В реальном мире этой связи нет, мужчины творят, что хотят, дети живут по собственным правилам, и постоянно случается что-то непредвиденное – от мелких происшествий до внезапных болезней и смертей. От этого женщину начинает поглощать чувство гиперответственности за все происходящее и чувство вины, что она плохо справляется со своей женской ролью;

В «ведической» женственности к мужским качествам приравниваются качества агрессора, а к женским – качества жертвы. Следуя этому учению, женщина многократно повышает свои шансы попасть в насильственные (психологически и/или физически) отношения. Если у мужчины, с которым живет женщина, есть тенденции к авторитарности и насилию, то на фоне «ведизма», безусловного принятия и смотрения ему в рот, эти качества расцветают пышным цветом. А у женщины при этом формируется стокгольмский синдром;

Возрастание материальной и финансовой зависимости от мужчины на фоне регресса женщины в этой области к состоянию маленькой девочки, о которой должен позаботиться большой и сильный мужчина, и т.д.

Потеря себя, депрессия

Постепенно женщина подгоняет себя под единый стандарт «благостной и всегда счастливой ведической женщины». Жизнь такой женщины строится вокруг отношений, обеспечения «энергией» своих близких, и она перестает рассматривать себя отдельно от них. Чтобы лучше выполнять эти функции, в подавлющем большинстве случаев женщина запрещает себе и вытесняет в бессознательное те свои качества/потребности/мысли/чувства/проявления, которые не вписываются в заданные рамки. Принимая только половину (а то и меньше) того, что она из себя представляет, женщина оказывается отрезана от своей сути, от своего внутреннего источника силы, доступ к которому можно получить только через цельность, осознание и интеграцию всего того, что есть внутри. Этот «раскол души», как я его называю, приводит к депрессии. Психоаналитик Джеймс Холлис очень точно сказал об этом: «Психика часто использует депрессию, чтобы привлечь наше внимание и указать нам на то, что где-то в глубине нас кроется ложь». Именно на поддержание этой лжи самой себе о том, кто она есть и какой может быть, и на недопущение до сознания мыслей и фактов о том, что ей не нравится в сложившейся ситуации, тратиться почти вся сила женщины.
Так проявляется процесс, аналогичный тому, что случается с людьми, попавшими под влияние деструктивной секты — происходит стирание «старой» уникальной личности и замена ее на «новую» «ведическую» личность.

Вот как описывает этот этап читательница Алиса:

«Я постепенно погружалась все сильнее в своего мужчину, жила его жизнью, считала, что просто обязана во всем угождать ему. Сейчас понимаю, что он этим пользовался, ведь мы даже не были женаты… Потом пришло состояние, когда ничего не хочется, потеря себя. Я реально не понимала и не знала, куда иду, каков глобальный смысл моей жизни. Потеря себя в профессиональном смысле. У меня был кризис, когда я размышляла о своем предназначении. Я уходила от самой себя, слушала всех вокруг, но только не собственную душу. Дров в костер заблуждения подкидывал мой гражданский муж, который внушал мне, что учителя — это неудачники, что глупо много лет учиться чему-то и толком не применять это в своей жизни, а просто сесть на стул того, кто тебя учил и продолжать заниматься тем же самым. В итоге все кончилось тем, что муж от меня ушел, сказав, что не может быть рядом с такой женщиной. И сейчас я переживаю расставание».

Дно, от которого можно оттолкнуться обратно вверх

Это не стадия, а скорее некая точка — событие, мысль или чувство, которое явилось последней каплей, после которой все, что женщина вытесняла, о чем она предпочитала не думать в связи с «ведической» женственностью, начинает выходить наружу.

Для меня таким спусковым крючком стала следующая ситуация. Я без особой охоты, но с мыслью о «хорошей жене, которая должна накормить мужа», не глядя, засунула руку в ящик с посудой. Нащупав нужную миску, я резко взяла ее. Но оказалось, что вместе с миской я схватила и острый ножик блендера, который глубоко вошел в мой безымянный палец. Кровь долго не останавливалась, боль отдавала аж в плечо, а палец из-за поврежденного нерва я не могла разогнуть еще несколько месяцев. Очень похоже, что я нашла повод не выполнять кухонные обязанности, к которым у меня не лежала душа. А когда я через некоторое время пришла на психотерапевтическую группу к Римме Ефимкиной, она, поглядев на мой согнутый палец, спросила: «И перед кем ты так склонилась?» (перед мужем, ясное дело!) А еще поделилась со мной, что каждый палец можно рассматривать как аналог тела человека. И я порезала его ровно в том месте, где по аналогии тело соединяется с головой. Т.е. я образно перерезала себе шею или «наступила на горло собственной песне». После этого я крепко задумалась, в чем я ущемляю себя, зачем раболепно преклоняюсь перед мужем, и что еще я могу сделать с собой плохого, если не осознаю и не прекращу это «наступление себе на горло».

Бывает и так, что никаких видимых причин будто и нет, но до женщины внезапно «доходит» смысл разговора с трезво настроенной подругой, критического замечания или статьи, прочитанной какое-то время назад. Алиса говорит об этом так:

«Если бы не Вы и не Ваша статья, которая разлетелась по контакту, я бы и не задумалась, что все ведические лекторы — кришнаиты и что они преследуют свои цели. Признаюсь, что впервые случайно наткнувшись на статью, я решила, что автор ее — просто «несчастная женщина» (в понятии О. Валяевой), которой не дает покоя счастье всех настоящих «женственных» женщин. Но вместе с тем эта статья сыграла свою громадную роль. Она зародила во мне семя сомнения, которое дало всходы через несколько месяцев, и теперь колосится вовсю »

Возвращение вытесненного

Женщину могут захлестнуть сильные эмоции, которые раньше были вытеснены:

- Гнев на себя/партнера/учение, что приходилось задавливаться себя;
- Печаль тех граней личности, от которых женщина долго отказывалась;
- Вина перед собой, и, возможно, перед теми, кого женщина привела в «ведичество»;
- Страх перед необходимостью брать на себя ответственность за жизнь и свое обеспечение;
- Смятение из-за потери жизненных ориентиров;
- Боль от утраты любимого человека, если отношения закончились;
- Отвращение ко всему «ведическому», как по внешнему антуражу (например, юбки), так и по сути. Как написала Алиса: «Сейчас меня реально начинает потрясывать от всех этих «розовых женственных» пабликов. Я постепенно отписалась от Валяевой, Судаковой, инстаграма Катерины Дороховой и др., от всех тех, кто меня раньше «вдохновлял».

На этом этапе женщина с тем или иным успехом может пытаться «открыть глаза» своим «ведическим» подругам. Возникает острое желание делать то, что женщина запрещала себе, пока была «ведической». Она с новой точки зрения переосмысливает все, что она делала и что с ней происходило за прошедший период. По крупицам через болезненные чувства она возвращает себя себе и заново отстраивает собственную систему координат для ориентации в мире.

Освобождение

Женщину отпускают сильные эмоции по поводу пережитого. Она трезво смотрит на то, что было, видит и положительные, и отрицательные стороны как самой «ведической» женственности, так и своего опыта. Женщина делает определенные выводы о себе и о том, куда ей двигаться дальше. Она получает своеобразную «прививку» от детской веры в простые решения сложных проблем. Женщина узнает, что у всего есть обратная негативная сторона, и с ней важно познакомиться до того, как начать применять это в своей жизни.

Женщина ценит себя вне зависимости от того, есть у нее отношения, или нет. Она берет на себя ответственность свою жизнь, свое обеспечение, исполнения своих мечт и счастье. Она отказывается от разделения на «мужское» и «женское», и осознанно и к месту использует весь арсенал человеческих качеств и умений.

В любимом женщина теперь видит другого человека — личность со своими особенностями, а не мужчину со стереотипным набором качеств. Место игры в «главного и подчиненную» занимает уважительное равноправное партнерство. Манипуляции и хитрости заменяются честными разговорами.

Это фаза принятия и нахождения личного смысла в том, что было. Может, как у меня, возникнуть желание «отдать долг» тем частям своей жизни и своей уникальности, которые подавлялись в «ведический» период. Я реализую этот аспект через написание и распространение информации, выявляющей скрытые теневые аспекты «ведической» женственности, через помощь и поддержку другим «выздоравливающим» женщинам.

В заключение хочу сказать, что, как и любая классификация, это очень условное разделение на стадии погружения и выхода из «ведизма». В реальности этапы могут пересекаться, женщина может идти по ним не по порядку, скакать из одного в другой, проходить стадии по нескольку раз, может не закончить их, выбыв на ранних этапах. Или «ведическая» женственность может оказаться настолько близка ее душе, ее жизненным задачам и обстоятельствам, что она не будет воспринимать отрицательные стороны этого явления. Но, на мой взгляд, это маловероятно, поскольку «ведическое» учение отказывает женщинам в том, чтобы быть самодостаточными и цельными личностями, стремящимися к развитию, и пришедшими сюда, чтобы пройти особый жизненный путь и внести свой уникальный вклад в жизнь мира. А не этого ли ждет душа каждой из нас?

Автор - Евгения Задруцкая, психолог

В избранное