Крапива растет сама, а с культурными растениями приходится повозиться. Так и со злом. Оно растет само, а добро выращивают. Как к дикому сеянцу прививают побег культурной яблони, так и маленькому человеку нужно привить хотя бы почку с великого дерева человеческой культуры, чтобы он обрел возможность стать "c веком наравне". Но и потом за деревцем надо ухаживать - удобрять, формировать крону, удаляя лишние побеги, бороться с вредителями - короче, воспитывать. Все без исключения
отцы и матери хотят детям добра, но каждый понимает его по-своему и по-разному представляет, как взращивать это добро. Можно привести сына-подростка в Третьяковку и оставить его наедине с рублевской "Троицей", а можно принести ему (и приносят!) порножурнал и, пользуясь им как наглядным пособием, втолковывать, что такое настоящий мужчина. И тут, и там - осознанная подготовка человека к жизни, стремление открыть ему истины бытия, но настолько несовместимы эти установки! Однако даже если люди сходятся
в оценке добра и зла (а большинство здесь все-таки едины), то в методах воспитания разночтения просто разительны. Одни полагают, что достаточно кормить и одевать ребенка, остальное приложится. Другие проводят политику кнута и пряника. Третьи - только кнута, четвертые - только пряника. Пятые - сторонники "свободного воспитания", без каких-либо моральных ориентиров и ограничений. Шестые прививают чадам сознание собственной исключительности - и т.д. и т.п. Где же ориентир? И существует ли он?
Угрожаем, предостерегаем
Есть мнение, что огромное (без преувеличений) значение в воспитании ребенка имеет стиль общения с ним. Что греха таить, большинство из нас руководствуется естественными побуждениями: мы командуем, предостерегаем, угрожаем, морализируем, предлагаем готовые решения, обвиняем или захваливаем, высмеиваем, высказываем догадки, выспрашиваем, сочувствуем, уговариваем или отшучиваемся, прячась в кусты. Это стиль доминирования, но не доверия: контакта, близости между
родителями и детьми он не предполагает и не приносит, а без этого дети хиреют - и нравственно, и физически.
Право дружества
Существуют, однако, родители, выбравшие иной путь. Вряд ли его назовешь "естественным" (разве только мудрость и такт - вещи естественные и обиходные). Они добровольно отказались, так сказать, от родительского права, предпочтя ему право дружества, или, как прекрасно назвал его Владимир Набоков, право соровестничества. Эти странные, "неправильные"
родители не прорубают детям дорогу в жизнь, а всматриваются и вслушиваются в них, старясь понять, чем одарила их природа и чего недодала. Они неспешно и незаметно настраивают инструмент детской психики, уча сыновей и дочек конструктивно разрешать конфликты и преодолевать кризисы (их и в детской жизни навалом). Способ, которым пользуются "неправильные" родители, воспитывая своих детишек, называется "личностно ориентированным" стилем общения. Расскажем о нем подробнее.
Ты
существуешь - значит, я тебя люблю
"Личностно ориентированное" общение сознательно и планомерно ставит в центр внимания другого, в данном случае ребенка. Исходный принцип такого воспитания - безусловное приятие ребенка таким, каков он есть, любовь к нему за то, что он существует. Отсюда вытекает, что можно выражать недовольство действиями ребенка, но не ребенком как таковым и не его чувствами. Следовать такому правилу очень непросто - кого из нас временами не раздражают сын или
дочь? И как трудно бывает удержать себя от вмешательства в занятия ребенка - будто из желания что-то исправить, а по существу не доверяя ему. Однако помочь сыну или дочери, когда они просят о помощи, абсолютно необходимо.
Важнейшая вещь
"Неправильные" родители знают одну важнейшую вещь - они знают о существовании "зоны ближайшего развития ребенка", то есть круга дел, которые ребенок может выполнять только со взрослыми. Значение этой зоны безмерно велико,
особенно для детей младшего возраста, когда все воспринимается острее и усваивается быстрее. Строя вместе с ребенком замки из кубиков, читая книжки с картинками, произнося как бы невзначай иностранные слова, мы закладываем основы логического и образного мышления, распознавания образов, знания языков и многое-многое другое. Чем шире "зона ближайшего развития" и чем энергичнее родители занимаются с ребенком, тем быстрее он развивается, осваивая те или иные действия уже как самостоятельные. Сама
зона тоже постоянно расширяется - за счет включения в нее новых действий. А если какие-то из этих самостоятельных действий родителям не по сердцу? "Неправильные" родители и в этом случае не будут порицать и возмущаться. Они постараются внедриться на "вражескую" территорию, проявляя самый неподдельный интерес к увлечениям потомства - чтобы со временем изменить их содержание.
У чувства есть имя
Многие, если не большинство детских проблем порождены
болью, обидой, страхом. В таких случаях лучше всего активно выслушать ребенка. Это тоже "неправильный" способ общения - обычно мы утешаем, уговариваем и т.п. Активно же слушать - значит "возвращать" ребенку в беседе то, что он сообщил, назвав по имени его чувство. Такой способ сочувствия не оставляет ребенка наедине с его горестями и дает порой чудодейственные результаты, поскольку негативные чувства (боль, обида), будучи четко обозначенными, рассасываются быстрее - и ребенок теперь сам продвигается
в решении своей проблемы. (Заметим, тут тоже необходимо следовать определенным правилам общения, в частности во время рассказа об очередной детской драме глаза ребенка и ваши должны быть на одном уровне.)
"Я-сообщение"
"Неправильные" родители не скрывают собственных чувств, но говорят о них от первого лица, то есть говорят о себе, но не о поведении ребенка ("Я не люблю..." вместо "Ты ведешь себя....", "Меня сильно утомляет..."
вместо "Не шуми..." и т.п.). Такие "я - сообщения" не задевают детского самолюбия и, будучи высказаны не в приказном тоне, без нравоучений, оставляют за детьми возможность самим принять решение. Очень важно соизмерять свои ожидания с возможностями ребенка и не "присваивать" себе его эмоциональных проблем: он должен рано или поздно стать самостоятельным и в области чувств.
Ваша, Анна Симеонова.
Тайны психологии или все для женщин! Рассылка для женщин! Путь к той, которой вы мечтаете стать! Он не легок! Давайте узнаем о секретах общения с мужчинами! Как добиться желанной любви! Отношения, красота, здоровье, рациональное питание, различные упражнения, ароматы, уходе за телом, гимнастика, прически, одежда, свидания, знакомства, общения, взгляд, жесты, беременность, роды и многое другое. ВСЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН! СЕКРЕТЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНА ЗНАТЬ КАЖДАЯ! И помните, мои дорогие: Всё в руках человека! А человек в руках ЖЕНЩИНЫ! Подписаться: http://subscribe.ru/catalog/psychology.psixo
Всё, что нужно знать о ДЕТЯХ Я решила начать эту рассылку, потому что информация, излагаемая в ней нужна читателям. Пусть каждый попробует стать на путь обретения мудрости в работе с детьми. Подписаться: http://subscribe.ru/catalog/psychology.izuchdeti
Дневник Клавы Афоризмы и высказывания о жизни, смысле, Боге, добре и зле. В моей рассылке вы можете найти разные мысли и цитаты, касающиеся различных аспектов жизни. Этот материал я собираю уже давно, из разных источников. Эти цитаты подталкивают на размышления и возможно поддержат в трудную минуту, помогут выбрать правильное решение. Подписаться: http://subscribe.ru/catalog/culture.people.slovo
Опровержение теории эволюции Предлагаю вашему вниманию научные факты, опровергающие теорию эволюции, а также хочу ознакомить вас с истинным лицом и подлинной целью этого научного мошенничества. Многим людям присуще считать, что все услышанное от ученого обязательно верно. Они, как правило, даже не задумываются, что у этого ученого тоже могут быть свои предубеждения или своя идеология. Дело в том, что часть ученых-эволюционистов, опираясь якобы на научные объяснения, импозируют обществу свои личные предубеждения. Например, прекрасно зная то, что случайности не могут породить ничего, кроме беспорядка и смятения, они продолжают утверждать, что удивительный порядок, план и дизайн, присущие и вселенной и всему живому, произошли случайно. Подписаться: http://subscribe.ru/catalog/culture.people.evolution