Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология, тесты, опросы

  Все выпуски  

Психология, тесты, опросы


Коллеги, добрый день.

Ранее я уже рассказывал о тесте `16 Ассоциаций`. Пришло время проанализировать полученную статистику.

С 14 января по 12 февраля 2010 года онлайн-тест прошли 982 респондента.

 

b-t.com.ua

Коротко о самом тесте `16 Ассоциаций`.

Ассоциативный эксперимент - один из первых проективных методов, З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации - это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания.

Многие рассматривают Игру в ассоциации, как метод самоисследования, самотестирования.
Итак, Вы можете заглянуть вглубь себя.

 

·        Введите первые 16 слов, которые приходят Вам в голову. Для упрощения Вам предлагаются конкретные буквы, на которые будут начинаться эти ассоциативные слова. Так Вы получите первый ассоциативный ряд.

·        Далее Вам будут предлагаться пары слов (из Вашего ассоциативного ряда). Введите слово-ассоциацию к каждой паре слов. Так у Вас появится второй ассоциативный ряд из 8 слов.

·        Далее, вводя каждый раз слова-ассоциации к очередной паре слов, у Вас появятся ассоциативные ряды из 4 слов, из 2 слов.

·        Последнее слово-ассоциация считается самым важным для вас в данный момент. Внимательно присмотритесь к нему - ведь вы практически вытащили его из своего подсознания…

 

Результаты теста могут выглядеть так:

-------------------------

распределение по полу

Женщины

-

80%


 

Мужчины

-

20%


 


распределение по возрасту

 

 

распределение по социальному положению

руководители различного уровня

-

12%


 

специалисты и служащие с высшим образованием,
не занимающие руководящей должности

-

35%


 

военнослужащие

-

1%


 

предприниматели

-

3%


 

рабочие

-

2%


 

специалисты со средним-специальным образованием

-

4%


 

служащие без специального образования

-

2%


 

студенты

-

20%


 

школьники

-

6%


 

пенсионеры

-

1%


 

домохозяйки

-

5%


 

безработные

-

6%


 

другое

-

3%


 


распределение по образованию

начальное

-

2%


 

среднее

-

9%


 

среднее-специальное

-

9%


 

неполное высшее

-

23%


 

высшее

-

55%


 

ученая степень

-

2%


 


Статистика по словам 1-го ряда ассоциаций на буквы (топ 20 слова-лидеры, слова приведены полностью в авторских вариантах):

 

 

 

 

  

Как видите, у нас сразу проявились буквы, на которые стереотипно чаще всплывают одни и те же слова:

 

 

 

 Немного скандально (по буквам Г и Ж)... но из песни слов не выкинешь. Здесь буквы-лидеры (у 982 респондентов):

мама

464 раз


 

дом

438 раз


 

любовь

329 раз


 

жопа

279 раз


 

арбуз

203 раз


 

говно

191 раз


 

нос

128 раз


 


Очень подробно по тесту "16 Ассоциаций" провел анализ Владимир Олейников.
Там же он поделился о трудностях анализа таких данных.
Вот только некоторые интересные моменты:

·        Мужчины чаще чем Женщины "вытаскивали" одноразовые ассоциации (почти в полтора раза). Говорит ли это о большей фантазии мужчин или о чем-то ещё – судить не берусь (Владимир Олейников).

·        Мужчины чаще чем Женщины "вытаскивали из себя" слова-ассоциации в виде географических названий

·        Мужчины чаще чем Женщины "вытаскивали" негативные ассоциации

·        Мужчины чаще чем Женщины "вытаскивали" слово "надо"

·        Мужчины чаще чем Женщины "вытаскивали" имена

·        Женщины чаще чем Мужчины "вытаскивали" женские имена

·        Женщины чаще чем Мужчины "вытаскивали" «небесные» ассоциации и водоемы

·        Только Женщины "вытаскивали" слова "нет" и "не_знаю"

·        Только Женщины "вытаскивали" абстрактные понятия

·        Больше всего значимых отличий приходится на букву Т. Возможно это из-за того, что она идет первая в списке. Но это пока гипотеза

Конечно, "мама" и "дом" – безусловные лидеры ассоциаций, в сумме они дают чуть больше 6% ВСЕХ ассоциаций, причем каждый второй вытащил из себя "мама". Даже после очистки они дают более 9%. И различия между ними просто мизерны, особенно в данных условиях. "Папа" тоже сумел попасть в 1-ю десятку, причем он реже упоминается мужчинами, хотя и незначимо.

Не вызывают (задним числом, разумеется!) удивления и самые большие различия для двух слов – "любовь" (все-таки она чаще упоминается в этой паре) и "жопа". Как всегда на Руси – святое и срамное идут рядом.
Обязательное "говно", занявшее 6-е место по частоте, незначимо чаще употребляется мужчинами

Неожиданным для меня оказался "арбуз" – 5-е место по частоте. Но, привлекая «мастерство интерпретации», тут же все «объяснил»: дело-то в букваре-азбуке! Именно на рисунке этой ягоды мы все изучали первую букву русского алфавита. Во вбили в головку-то…

Следующее значимое отличие связано со словом "зуб" ("зубы"), которое чаще вспоминалось почему-то женщинами.
Как и слова "солнце", "река" и "рука" ("руки").
"Работа" же значимо чаще упоминалась мужчинами.

Мы не можем делать каких-то выводов из этих данных. Пока мы говорим, что на этом тесте мы получили такие данные.


Теперь подробнее о "финальных", или как их еще называют "ключевых" словах-ассоциациях

 

 

 

977 респондентов "вытащили из себя через несколько цепочек" 593 слова-ассоциации.
Рассмотрим наиболее частые слова-ассоциации - то есть те, которые появились не мене, чем у 5 респондентов.
Их всего 23. Из 977 респондентов их "вытащили" 273. Это 28% от общего числа.
С другой стороны эти слова-ассоциации составляют 46% (почти половину) от общего числа ассоциаций (593)

Наглядно на диаграмме видны слова-лидеры:

жизнь -

49 раз


 

счастье -

39 раз


 

любовь -

30 раз


 

семья -

17 раз


 

я -

16 раз


 

отпуск -

14 раз


 

дом -

8 раз


 

мечта -

8 раз


 

лето -

7 раз


 


Благодаря анализу Владимира Олейникова - среди "финальных" слов-ассоциаций тоже есть интересные моменты:

·        Женщины чаще чем Мужчины "вытаскивали" слово "счастье". Более чем в два раза!

·        У людей с высшим образованием реже возникают «негативные» ассоциации по сравнению с людьми, имеющими среднее спец-ное или незаконченное высшее

·        Если рассматривать число различных ассоциаций на одного человека как меру «оригинальности», то она выше у мужчин

На мой взгляд один из главных выводов, который сделал Владимир Олейников:

·        буквы неравноценны как «поставщики ассоциаций»

·        тесты на ассоциации для мужчин и женщин должны быть различными

 

-------------------------

Моя же идея об использовании методики этого теста,
например, при подборе имени компании или нового товара - а значит и проверки, какие ассоциации связаны у потребителей с этими названиями, пока не подтвердилась.
Слишком бесконтрольно происходит построение цепочек во время "вытаскивания ассоциаций". А при такой задаче необходимы четкие границы целевой аудитории и выявление моделей поведения, ассоциативных рядов.

Решено - пока оставить этот тест больше как "развлекательно-щекотательный".

 

С полным отчетом можно ознакомиться здесь:


(Николай Типатов,

Владимир Олейников)

Напоминаю, что архив рассылок находится по адресу: http://subscribe.ru/catalog/psychology.psixk

Там вы сможете прочитать все предыдущие выпуски.

С уважением, Типатов Николай

Контакт


В избранное