Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения. Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух. Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Дискрет - человек,
у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего.
Случай 1. Еще во второй половине 80-х я был в Киеве на серьезных 3-хмесячных курсах повышения квалификации (инженер-электронщик ЭВМ). Я испытывал чувство дискомфорта, когда на меня обрушился большой объем информации. Мне захотелось как-то систематизировать и сделать «концентрат» тех знаний. Я составил схему,
где на 1 листе уместилась вся архитектура ЭВМ СМ1420. При моем согласии эту схему сразу же включили в учебный процесс.
Позже я создавал много разных схем, но та запомнилась больше всего (наверное как первая любовь…)
Случай 2. В одном из номеров журнала «Менеджер по персоналу» меня поразила статья Нелли Власовой «Сильная корпоративная культура – высокиеэкономические показатели»
«…Несколько лет назад мне попалась книга, изданная американским институтом футурологии. В ней были перечислены десять важнейших для человечества проблем, среди которых:
***«изобрести новые формы управления термоядерной энергией»,
***«приостановить старение»,
***«найти новые виды топлива»…
Но проблемой номер один для человечества была объявлена следующая:
***«изобрести новые формы передачи серьезной научной информации в легкой, доступной, развлекательной форме».
Тогда мне показалось странным такое внимание к, казалось бы, третьестепенному вопросу. Но сегодня я понимаю, о чем говорили футурологи, — нам нужен новый язык, который был бы понятен всем (или хотя бы большинству).
В Японии сейчас самый распространенный вид литературы для топ-менеджеров — комиксы по управлению. Оказалось, что профессионально сделанные комиксы — это не примитивно, это просто. И очень научно, потому что образы, символы, метафоры позволяют сжать, компрессировать огромные объемы информации. Визуализация помогает человеку преодолеть «естественные» ограничения мозга (объем нашей оперативной памяти ограничен
магическим числом 7 +/– 2). Не зря говорят, что все гениальное — просто.»
Случай 3. Итак, я прибывал в полной уверенности, что
***схемы,
***таблицы,
***рисунки-
это то, что помогает нам лучше, быстрее, эффективнее понять/запомнить информации.
Но как-то, показывая очередную схему близкому человеку, столкнулся с отторжением.
- А вот мне информация в виде обычного текста воспринимается лучше, чем эти схемы.
Далее – больше. Выкладывая схемы на форумах, отдавая коллегам в учебный процесс, я начал получать обратную связь. И понял, такой взгляд не единственный. Не всем подходят схемы, таблицы, рисунки…
- Ой, мне с этой схемой целый день нужно будет разбираться. Я ее не осилю. Расскажите мне лучше так, на словах…
«По себе не судят…». Я понял, вернее, вспомнил, что люди по-разному воспринимают информацию. И тут на память пришла типологизация:
***Визуал
***Аудиал
***Кинестетик
***Дискрет
Случай 4. Как-то ко мне на собеседование пришел толковый кандидат. Вакансия – секретарь со знанием английского. Мне подошел послужной список, но не понятны были мотивы увольнения с предыдущей, серьезной столичной компании. Выяснилось, что только через год работы сотрудник выяснил – ее не оформили официально
по трудовой книжке. Практика на сегодня часто встречаемая.
- Проходили ли вы в институте предмет «Трудовое право»? – спросил я.
- Да, проходили.
- Разве вы не помните все шаги официального трудоустройства? Заявление на прием, приказ на ваш прием, ваша подпись ознакомления с приказом, ознакомление с записью в трудовой…?
- Нет, не помню. Тогда трудовое право мы сдавали как некую абстрактную науку.
Да, к сожалению, сегодня часто в институте студенты получают знания не для того, чтобы применять их в жизни, а для того, чтобы сдать экзамен.
И я вспомнил себя, когда начинал работу HR-ом. Как первый раз взял в руки КЗоТ и начал читать его. А о том, что есть еще масса других законов в этом направлении, только догадывался. Разобраться во всех переплетениях трудового права сложно.
-------------------------------------------
Именно поэтому мне интересно работать со схемами по трудовому праву (http://forum.hrliga.com/showthread.php?t=5813). В то же время я все время вспоминаю те случаи, когда людям НЕ подходит информация в виде схем, таблиц.
Поэтому я предлагаю всем вам пройти небольшой опрос, который покажет отношение людей к подаче информации в виде схем, таблиц.