Для большинства людей «разум» – это в первую очередь что-то в другом человеке или существе.
Темп
современной жизни не позволяет, подобно отшельникам древности,
углубиться в долгое самоисследование и понять, почему мы такие, какие
есть, а не такие, какими нам хотелось бы быть.
Мы
знаем, что можем быть лучше: иногда жизнь выжимает из нас вспышки
гениальных озарений, выдающегося красноречия, божественного обаяния и
титанической силы. Но потом всё возвращаеться «на круги своя».
Интуитивно
мы осознаём, что лень, молчаливость, тупость, страх – внутри нас. Но
где именно? И как от них избавиться? И что делать со страхом, что
избавившись от них, мы можем потерять себя?
Наука о разуме
Изучение
и применение Дианетики позволяет найти ответы на эти вопросы. В ней нет
«общих практических советов» или туманных сложных рассуждений, за
которыми прячёться незнание сути предмета. В книге «Дианетика:
современная наука о разуме» изложены простое, но детальное описание
анатомии и механики работы разума человека, и чёткое практическое
руководство по тому, как разум изменять.
Главное открытие Дианетики
Память человека состоит из умственных образов-картинок, которые записываються непрерывно вне зависимости от состояния человека.
Разум, использующий эту память, состоит из двух частей.
Одна часть используеться человеком для анализа ситуаций и нахождения решений проблем – от ежедневных до глобальных.
Вторая
часть действует подобно скоплению вирусов, поразившему компьютер:
поглощает умственные ресурсы человека на ненужные и зачастую даже
невидимые ему процессы «думания», коверкает или блокирует способность
общаться с окружающим миром, или наоборот, вынуждает говорить и делать
то, что человек делать не хочет. (Это не полное описание).
Первая называеться «аналитический ум».
В его (и вашем) распоряжении – записанный в образах-картинках опыт
успешных действий, воспоминания о победах и достижениях, накопленные в
процессе жизни знания, навыки и выводы. Всё, что вы можете вспомнить –
это «аналитические» записи.
Вторая часть разума называеться «реактивный ум».
Эта часть разума использует для вторжения в действия и размышления
человека те образы-картинки, о записи которых в память аналитический ум
не помнит или не хочет вспоминать: эмоциональные потрясения от потерь
близких людей или ценных вещей, потери сознания от боли, травм,
наркотиков и лекарств, приступы депрессии и т.д.
Основное отличие Дианетики
Все
методики улучшения состояния человека, существовавшие до Дианетики, так
или иначе были нацелены на отшельническое отстранение от реактивного
ума, на суровое, вызванное внешним давлением игнорирование его попыток
остановить человека, на поиск способов примириться с его существованием
и даже научиться им пользоваться.
Как
следствие этого, до появления Дианетики в сфере разума и поведения
существовала огромная путаница. Например, отсутствие чёткой грани между
двумя типами «лени»: ленью, вызванной тем, что реактивный ум
перехватывает импульс что-то сделать и уводит его в «думание» и
«грёзы», и стремлением аналитического ума находить или изобретать
наименее тяжёлое решение проблемы, которое сегодня называют «полезной
ленью».
Подход
Дианетики к реактивному уму принципиально нов: реактивный ум просто
устраняется. Этот подход выбран потому, что любые другие действия в
конечном итоге приводят к увеличению и усилению реактивного ума.
Представьте
себе, что вы живёте в одном помещении с хитрым, лживым, изворотливым,
наглым человеком. Этот человек постоянно перекладывает и прячет ваши
вещи, документы и фотографии. Он отговаривает вас от полезных действий
и подбивает на преступления. Он подставляет вас где только можно и
невовремя встревает с дурацкими шутками вроде неожиданного выскакивания
из-за угла. Он с умным и честным лицом соглашаеться с вашими попытками
«договориться по хорошему», а потом использует против вас всё, о чём вы
договорились. И вы понимаете, что договариваться бесполезно. Дождавшись
вспышки вашего гнева на него, он мастерски «давит на жалость» или
направляет вашу ярость на тех, кто совершенно ни при чём. И при этом он
радостно хихикает за вашей спиной, наслаждаясь тем, что вы, как
«последний лох», пытаетесь с ним ужиться. Вы можете попробовать сесть и
переждать, пока он угомониться. Но ему, в отличие от вас, не надо есть,
пить, одеваться, и платить за жильё. Он подождёт, пока голод поднимет
вас на ноги и продолжит издеваться над вами.
Это – мягкое и приблизительное описание того, что с вами делает реактивный ум.
Из
этого описания может показаться, что реактивный ум – живой. Это не так.
Живы – вы, а реактивный ум – очень запутанная глупая конструкция,
которая ворует у вас жизненные силы для своего существования. Нет
никаких разумных причин, обосновывающих, почему бы вам не разобрать эту
конструкцию и не выкинуть на свалку. В книге «Дианетика: современная
наука о разуме» описано, как это сделать.