Практическая Психология - Интересные статьи, полезные советы только для Вас!
19 Август 2010
Выпуск№11
Кто Я?
«Кто я?» Вы задавали себе этот вопрос,
уважаемый читатель? Вопрос и простой, и сложный одновременно, смотря на
каком уровне к нему подойти. Возможно, вы отвечали на него, не
задумываясь, называя одну из своих социальных ролей (муж, отец,
начальник), свой пол, национальность, политические и религиозные взгляды
и т.п. Это все правильно, но достаточно ли этого? Вся эта совокупность
ролей, характеристик и личностных качеств дает ли исчерпывающий ответ на
вопрос о том, кто вы есть?
Если вы убеждены, что ваше тело и ваша
личность – это все, чем вы являетесь, то я не смогу вас переубедить. Но
некоторые люди смутно чувствуют, что за этой внешней картонной
декорацией под названием «я» есть нечто неуловимое, неизмеримое,
неосязаемое и гораздо более значительное – тоже «Я», но с большой буквы.
Тех, кто открыл его в себе, называют просветленными. Но для
подавляющего большинства людей это всего лишь концепция. Они могут
писать об этом книги, рассуждать и даже учить других, но ни разу не
пережить на собственном опыте. Я не считаю, что все должны стремиться к
просветлению, лично для меня это не является целью. Но мы все хотим жить
лучше, легче, гармоничнее. А главный секрет такой жизни в том, чтобы
научиться не воспринимать свое маленькое и слабое «я» слишком серьезно.
Это декоративное «я», или эго, –
посмотрите на него внимательнее: оно уязвимое, изменчивое, ненадежное,
противоречивое; оно нуждается в защите, признании, одобрении; оно
совершает бездумные опрометчивые поступки; оно страдает, надеется,
раскаивается, сомневается; испытывает вину и обвиняет, защищается и
нападает, любит и ненавидит одновременно… В общем, все то, что мы
называем жизнью. Подходит ли нам такая жизнь? Как-то не задумывались… А
разве возможна другая?
Мой ответ – да. И для этого совсем не
требуется уходить в другие миры, становиться бестелесной сущностью, либо
умирать в этой земной жизни чтобы возродиться в Царствии небесном. Мы
можем оставаться в том же теле, выполнять те же социальные роли, но мы
должны знать: это тело и эти роли – не всё, чем мы являемся.
Тогда мы будем относиться к ним по-другому, не так серьезно. Не слишком
остро реагировать на обиды, не стремиться доказать свою правоту, не
искать одобрения, не впадать в отчаяние, не притворяться, не жалеть о
прошлом, не бояться будущего. И множество других «не-», которые сделают
нашу жизнь полноценной и гармоничной. Вы смотрели фильм «Револьвер»?
Если вы поняли, о чем он (один этот факт заслуживает уважения), тогда
вам будет понятна моя мысль.
Есть еще один удачный образ для
иллюстрации этой идеи – Чебурашка. В принципе, не обязательно именно он,
это может быть любой вымышленный персонаж, которого не существует в
реальности. Но пусть будет Чебурашка. Посмотрите: что он собой
представляет? У него определенная внешность (миловидная, забавная),
определенный характер (добрый и кроткий). Но это все – вымышлено, его не существует.
В мультфильме у него могут быть различные проблемы, огорчения,
разочарования. Мы можем смотреть этот мультик с интересом и даже
сопереживать главному герою. Но мы знаем, что он сам – воображаемый,
и поэтому все его дела – такие же, они не заслуживают серьезного
беспокойства. Более того, мы можем вообще выключить телевизор.
Другое дело – ребенок, который верит,
что Чебурашка настоящий. (Я не знаю, верят ли современные дети в
мультяшных героев, но представим себе такого действительно наивного
ребенка). Так вот, ребенок может сопереживать Чебурашке всерьез, для
него Чебурашка такой же реальный, как и мама с папой, и все его проблемы
настоящие. Я вспомнила, как в возрасте 3-х лет увидела в книге
картинку, где коршун навис над маленькой птичкой. И вот, я взяла ножницы
и вырезала эту птичку, чтобы спасти ее. (К счастью, мама тогда поняла
мои мотивы и не ругала меня). Казалось бы, только ребенок способен
поверить в такую иллюзию.
Но мы все по-прежнему верим в одну
глобальную иллюзию, созданную нашим собственным умом. Наша личность
вымышлена, как тот Чебурашка. Мы приписали себе набор качеств, который
меняется в зависимости от настроения, погоды и любых случайных факторов.
Мы надеваем разные маски, смотря по ситуации. Мы даже умудряемся играть
противоположные роли одновременно. Будь наша личность реальной – разве
могла бы она быть такой зыбкой и ненадежной? Разумеется, мы не можем
просто взять и отбросить это вероломное «я» (хотя некоторые учения
призывают именно к этому – отказ от эго). Травмировать его и уничтожать –
не самый лучший выход. Оно будет «болеть» и тем самым доставлять нам
еще больше проблем.
Поэтому все, что мы можем сделать со
своим маленьким «я» – это позволять ему быть. Но только осознанно.
Наблюдать его со стороны. И не придавать ему большого значения. Пусть
Чебурашка себе бесится на экране – нас это не сильно волнует, мы ведь
понимаем, что он не настоящий. Мы можем чуть-чуть потревожиться за него,
но это не нарушит нашего душевного равновесия. И даже интересно: чем
это все кончится? Но в любом случае – жизнь продолжается, даже если мы
выключим телевизор.
Конечно, нам пока сложно осознать в себе
свое истинное бессмертное «Я», которое стоит за всей этой мишурой, и
тем более отождествить себя с ним, как это делают просветленные люди. Но
просто знать о нем – это уже немало. А ощутить его, хотя бы на
мгновение, мы можем. Этому способствует медитация. Также мы ощущаем его
в моменты сильных стрессов и кризисных состояний: тогда возникает некое
раздвоение, словно я смотрю на себя со стороны, и одна моя часть в
панике, а другая совершенно спокойна. Иногда люди специально рискуют
жизнью – лезут в горы, гоняют на огромных скоростях – они стремятся
ощутить свое «Я», хотя сами не осознают этого. А иногда – в моменты
восторга, при виде необыкновенного пейзажа наш ум замолкает, и остается
только «Я», чистое бытие, наша истинная сущность.
P.S. Ради
справедливости хочу добавить, что пример с Чебурашкой – не моя идея.
Этот образ предложил наш Учитель с моего недавнего Крымского семинара –
Сиддхартха (в миру его зовут Юрий). Но изложила я, разумеется,
по-своему.