Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ПУТЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ ПРЕДКОВ - <<...Нужно вернуться к традиционным способам мышления и поведения, к здравым жизненным ориентирам, которых придерживались далекие мудрые предки!..>>


XXI век и психология людей новой цивилизации-4. - 19 (368)

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://www.ritm.zovu.ru

Центр в Екатеринбурге: zovuritm@narod.ru, тел. +79222967135 (с 12.00 до 18.00 по московскому времени), тел. (343) 350-74-97 (Алексей Иванович), zovu_pochta@list.ru,

Представительство в Москве (эл.адрес: alex0504@hotbox.ru. Конт.тел. (985) 761-4902, Алексей Басов),
Представительство в Санкт-Петербурге (эл.адрес: zovu_kadr@mail.ru. Конт.тел. +79219132324, Кадрия),
Представительство в Новосибирске (эл.адрес: minax@inbox.ru . Конт.тел. 2656793, Александр Васильевич),
Представительство во Владивостоке (эл.адрес: avm2003@mail.ru. Конт.тел. 8(4232)333535 , Мазур Анатолий Викторович).

Если читаете эту рассылку, значит, верстается октябрьский номер эл.журнала "ЗОВУ РИТМ"

Подписка на 2010 год и анонсы свежих номеров см.: http://www.ritm.zovu.ru/zovuritm.htm!

 

 

ВРЕМЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ

 

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить –

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

и солнца!

(В.Маяковский)

 

Это предпослание к октябрьскому номеру журнала уместно будет выстроить на напоминании высказываний нескольких умных людей прошлого и современности. Потому что сами видите, как много сейчас вокруг нас тех, кто не хочет осознавать, что

«наше главное дело – не смотреть на то, что лежит в туманной дали, на расстоянии, а делать то, что лежит под рукой» (Томас Кармель, 1871г.).

Конечно, легко смотреть в даль далекую, созерцать и ничего не делать. Но просто ждать, выжидать, или, например, почитывать книги – это разве жизнь? Недаром Георг Лихтенберг (1742-1799) оставил нам на память такой афоризм:

«Книга оказала влияние, обычное для хороших книг: глупые стали глупее, умные – умнее, а тысячи прочих ни в чем не изменились».

Жизнь настоящая любит активных творцов! Мудрых созидателей. Понимающих глубоко свою Задачу!

А как просто сейчас перепутать, когда вокруг много всего! Наше время действительно связано для каждого с огромными рисками.

Можно согласиться с мыслью, которую высказал еще лет двадцать назад Александр Потупа, физик, что

«прогресс достигается ценой нарастающих забот и опасностей, ценой нарастающего риска, и нет таких глубин человека, до которых этот прогресс не дотянулся бы» (Таймкипер. – ж-л «Парус». 7-1988).

Если, конечно, этот прогресс понимать как ПРОГРЕСС ВЫСШЕГО НАЧАЛА В ЧЕЛОВЕКЕ, КАК ДВИЖЕНИЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ. Особенно сегодня, в условиях находящейся в кризисе технократической цивилизации, в мире техники и всевозможных вещей, прикрывающих (или призванных пытаться компенсировать) деградацию человеческого. Далее там же автор добавляет:

«Политика освобождения от забот ведет к довольно быстрому освобождению от самой свободы».

Вот это правда, так правда! Сегодня это даже более актуально, чем двадцать с лишним лет назад, когда это было сказано. Люди, в погоне за комфортом и безопасностью, все больше и больше оказываются в зависимости от технических средств контроля над ними и все больше закрепощаются технизированной социальной машиной цивилизации.

Но даже это не является главной опасностью для людей. Наибольшую опасность для современных людей сейчас представляет широко практикуемая во всех сферах ОГРАНИЧЕННОСТЬ, нейтрально (усыпляюще) названная узкой «специализацией». Специализация не просто превращает людей в «функцию» и «средство». Она вообще опасна для человека. Не зря известный антрополог М.М.Герасимов оставил нам предостережение:

«Вся адаптивная сила организма должна быть направлена к тому, чтобы сохранить свой вид без излишней специализации. В этом залог всего будущего человечества» (1972г.)

Сегодня как раз наступила необходимость преодоления узкой специализации. Время широты жизненных воззрений. Это уже не прихоть (хочу – не хочу), это уже жизненная необходимость сохранения и выживания человеческого вида!

Сегодня для людей как раз НАСТУПАЕТ ВРЕМЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВСЕХ ОГРАНИЧЕНИЙ, время синтеза наук, универсальности, время соединения и гармонизации мужского и женского начал... И так далее, во всех областях жизни. Но не просто преодоления, а ПРЕОДОЛЕНИЯ МУДРОГО, ЗНАЮЩЕГО! Притом АКТИВНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ, подобного тому, как солнечные лучи рассеивают кромешную тьму.

Кому мудрое преодоление всех ограничений окажется под силу, тем и суждено будет ПРОДОЛЖАТЬ ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ!

Команда ЗоВУ (РИТМ. ЦСкА. - 2010г.).

* * *

 

Сегодня наши рассылки представляют анонсы к электронному журналу "ЗОВУ РИТМ" (октябрь 2010):

 

1. "XXI век и психология людей новой цивилизации-4" (выпуск № 368) - ПУТЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ ПРЕДКОВ

- «...Нужно вернуться к традиционным способам мышления и поведения, к здравым жизненным ориентирам, которых придерживались далекие мудрые предки!..»

 

2. "Властелин Времени-4" (выпуск № 310) - В СЕТЯХ ОЦИФРОВАННОГО «ВРЕМЕНИ»

- «...Год 7208 от «сотворения мира» оказался самым коротким и длился всего четыре месяца...»

 

3. "Назад в Будущее-4" (выпуск № 249) - КУДА ВЕДУТ ИЗМЕНЕННЫЕ «УКАЗАТЕЛИ»?

- «...Никто не знает, сколько всего могли они выдать на-гора «розыгрышей» с перестановкой указателей?! .»

 

4. "Через Язык - к Истокам разумной Жизни" (выпуск № 236) - ГДЕ ИСКАТЬ «ПРАЯЗЫК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»? (КУЛЬТУРА ЖИВОЙ РЕЧИ: практикум и методика обучения)

- «...Жизнь, по своей природе, должна быть воспроизводима полноценно, во всем объеме изначально вложенных данных, в любом месте и в любое время...»

 

5. Спецрассылка: "РИТМ (для второй-третьей ступени). (Выпуск 132)." - 1) ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДУШЕВНОЙ ЛЕНИ. 2) И ПРОТЯГИВАТЬ РУКУ ПОМОЩИ. 3) ВРЕМЯ РАВНОВЕСИЯ ЖЕНСКОГО И МУЖСКОГО.. 4) СЕКРЕТ СОКРЫТОЙ В НАС СИЛЫ... и др. материалы. Полный анонс смотрите http://www.ritm.zovu.ru/zr102010.htm

Общий тираж четырех наших рассылок на 01.10.2010г. составляет 25007 экз.

 

 

!?! По страницам электронного журнала "ЗОВУ РИТМ":

 

ПУТЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ ПРЕДКОВ

Сегодня никого уже не удивишь такими давно известными фактами, как то, что сирот в стране только за 20 лет «сближения с Западом» на рубеже тысячелетий и эпох стало больше, чем было даже в военное время. И тем, что воспитание и обучение «по западным стандартам» приносит очевидные (для понимающих) горькие плоды и разочарования, тоже не удивить. Так или иначе, за эти годы практически все с этим сталкивались. Поэтому и сейчас, в то время, когда «верхи» хотят протолкнуть еще и «ювенальную систему», чтобы у народа еще больше стало западных «благ» и в каждой семье родители с детьми общались с «кодексом» в руках, сам народ все больше и больше отворачивается от таких «ценностей», вносящих раскол в уже и без того ослабленные семьи. И трещина «несовместимости характеров» между верхами и низами катастрофически расширяется. Так дело в этом «демократично» оформленном союзе может дойти и до скандального «развода»!.. Но сейчас не об этом.

Мы хотим сказать о том, что, наконец-то, все же многим стало понятно практически, на своем опыте, что не только Запад и Восток – очень разные вещи, почти несовместимые. Оказывается, западные ценности не приживаются и у наследников древней «северной цивилизации». Почва у нас другая, наверное, и корни другие! Но не будем заглядывать в далекую древность.

В народе ведь помнят и недавние добрые традиции. Они еще могут сослужить добрую службу и сегодня. Давайте вспомним бегло хотя бы некоторые из этих здравых традиций, бытовавших у народов нашей земли до недавнего времени и имеющих огромное значение в воспитании детей и преемственности поколений.

 

Известно, что в быту и жизни прежде придерживались старинных обычаев и традиций, передаваемых из поколения в поколение. ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ОБЫЧНО РАСПРОСТРАНЯЛИСЬ НА ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ, ОТ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДО БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЕ.

Предки старались воспитать своих детей смекалистыми, трудолюбивыми и выносливыми в работе. Больше всего ценились зрелость, самостоятельность, способность здраво решать возникающие задачи. И этому учили (не назидательно, а своим примером) с малых лет. Да, предки действительно считали труд источником жизни. Но в этом отношении у них не было современной неразборчивости, когда труд ценится преимущественно по денежному эквиваленту. Предки ценили только тот труд, который развивает человека и возвеличивает его достоинство, сплачивает близких и снабжает род продуктами жизнеобеспечения. А бережное отношение к природе распространялось и на человека, на умело организованную самореализацию, раскрытие творческого потенциала и сохранность здоровья. Предкам в благополучные времена даже в голову не приходило, что людей трудом можно доводить до деградации. Для них труд – это неотъемлемая часть гармоничной и всецелой организации жизни. ТРУД ДОЛЖЕН БЫТЬ КРАСИВЫМ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ, ОСМЫСЛЕННЫМ И ДОЛЖЕН ПРИНОСИТЬ РАДОСТЬ, СЧАСТЬЕ, ПОЛНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ. Без современной узкой специализации, но и не без особого мастерства в каком-либо деле!

 

Устойчивость традиций и обычаев поддерживалась, прежде всего, не какими-то там «внушениями», а целесообразностью принятых правил в организации жизни, без всяких излишеств и какой-то там дрессировки навыков. От детей не требовали «уважения к обычаям и правилам», как это подчас происходит сегодня, когда и в самих-то обычаях разбираются не очень. Дети просто осваивали их на практике, осознавая на своем опыте их целесообразность и пользу.

Детям прежде вообще ничего не «внушали», как это нередко дурно сейчас понимается. Даже «почтительного отношения к родным» или «взрослым» у детей тогда не требовали. Почтительное отношение формировалось на основе реальных достижений и жизненных ценностей. Наверное, сейчас очень много искажения в понимании древних традиций, потому что на них смотрят через призму современных основательно подпорченных социальных отношений.

Дело в том, что и сегодня, и сейчас при естественном взаимодействии почтительное отношение к родителям формируется без излишних назедательных бесед, естественно. Если опыт взрослого востребован и ценен, то и почтительное отношение в этом взаимодействии СКЛАДывается. Ценится все что действительно нужно!

ПРЕЖДЕ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК – И СТАР, И МЛАД – ЗАСЛУЖИВАЛ ПОЧТЕНИЯ И УВАЖЕНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СВОИМИ СПОСОБНОСТЯМИ И МАСТЕРСТВОМ, ЗАСЛУГАМИ И УМЕНИЕМ ЛАДНО ЖИТЬ! Не было «формализации» отношений, возрастных разграничений. Только по тому, что кто-то на сколько-то лет старше. Потому что отношения были гибкие и глубокие, в зависимости от мудрости и текущих задач. А жизненная зрелость и сейчас не зависит лишь от возраста.

 

И вообще, «РЕГЛАМЕНТАЦИЯ» И «ФОРМАЛИЗАЦИЯ» ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ СТАЛА УКОРЕНЯТЬСЯ ПОСТЕПЕННО ТОЛЬКО С НАЧАЛА «НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ВРЕМЕН», ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ УГРОЗЫ ГАРМОНИЧНЫМ УСТОЯМ ЖИЗНИ и опасности деградации. Поэтому на это следует обращать внимание, когда вы внимаете речам «компетентных» специалистов по «традициям», и понимать, о каких и какого времени «традициях» вам говорят. Например, сами понимаете, что осознавать целесообразность и осмысленно, по доброй воле, придерживаться «уважения друг к другу» - это не то же самое, что «требовать» уважения и почитания.

 

ЧЕТКО СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ, ГДЕ ЧТО НА ЧЕМ РЕАЛЬНО ОСНОВЫВАЕТСЯ В НАШИ ЗАПУТАННЫЕ ВРЕМЕНА. Ведь даже сегодня есть искренняя неподдельная любовь к родителям - у одних. И корысть прикрыться «родственными отношениями» - у некоторых других, желающих продолжать получать родительскую заботу, будучи давно уже взрослыми. Или у некоторых нерадивых родителей сегодня может быть порой незаслуженное требование «почитания родителей» от своих детей. Сами знаете, разговоры о сомнительных традициях в атмосфере лжи и непорядочности только отталкивают от них и ухудшают социально-психологический климат как в семье, так и в любом коллективе.

 

Надо различать искусственное от естественного, формальное от живого. Бывает так, что обиженные на жизнь и судьбу взрослые члены семьи и рода могут просто0напросто разрушать адаптационный ресурс более младшего поколения. И такие случаи к большему сожалению достаточно распространены в наши дни. Надо понимать, что в благополучной Древности «почитание родителей» не считалось «святой обязанностью», «долгом» или «требованием». Просто-напросто с малых и сознательных лет дети любили и учились у родителей и их окружения (рода, общины) заботе о близких. И проявляли к близким искреннюю любовь и благодарность, как могли и умели. Заботились о родителях, как родители заботились о них. Это же всего лишь простая взаимность в проявлении чувств, единение во взаимопомощи. Человечность!

Поэтому бывает крайне неприятно сейчас слышать в разговоре о традициях слова о том, что детям что-то там «строго внушалось», что дети «обязаны оплатить долг» родителям, а родители «обязаны воспитать» или «вырастить», как будто дети в таком случае это что-то вроде горшочков с цветами, а родители – подневольные трудяги, пристроенные к детям в качестве надсмотрщиков! От таких формализованных подходов до сплошь механической (не для людей) «ювенальной системы» рукой подать. А потом остается только удивляться, как докатились до такой ужасной жизни!

ЖИЗНЬ ЗДРАВАЯ И ЛАДНАЯ ДЕРЖИТСЯ НА НАСТОЯЩИХ ЧУВСТВАХ И РАЗУМНЫХ ОТНОШЕНИЯХ. Без регламентов и кодексов. Живые отношения никогда приемлемо не формализовать никакими законами и правилами. И за деньги тоже не купить.

 

И еще одна особенность разговоров о традициях. Когда говорят, что «дети с малых лет на примере старших учились гостеприимству», не учитывают содержательную сторону, и считаются лишь внешней, формальной стороной, т.е. обращают внимание на, как говорится в современной науке, «социализацию», на приобретение «социальных навыков». Это тоже современное искаженное видение традиций. Да, человеку жить среди людей, и социальные навыки для него очень важны. Предки это осознавали и не пренебрегали «социализацией». Но при этом для предков важнее всего было в обучении тому же «гостеприимству», например, САМОРАСКРЫТИЕ растущего маленького человека, полное ПРИНЯТИЕ им самого себя, умеющего ЛАДИТЬ с окружающими. Совсем другой акцент (как видите, не ограниченный формальной стороной, но и не исключающий формальности). Очень ценилось «УМЕНИЕ ЛАДИТЬ», можно даже сказать что это качество считалось одним из важных, системообразующих. Отсюда и поговорки, типа: «Уважишь и угостишь человека – уважишь и угостишь себя». Даже из современной психологии известно, что не принимающие себя люди не в состоянии выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

 

Да, сейчас мы сталкиваемся с тем, что сохранившиеся традиции и обычаи «формализованы», и часто даже их смысл давно утрачен и сопровождаются теперь надуманными объяснениями «почему». Зачастую от многих традиций сегодня осталась просто пустая, выхолащенная, чаще бессмысленная форма. Когда ребенка с первых лет учат, например, «вставать, когда в дом входили взрослые» (или в класс входит старший, если это в школе) и т.п., то начинают «объяснять», мол, «так принято», или «это знак уважения», «приветствие» и т.п. Никакой научности и рационального подхода в этом нет, и при этом еще хотят, чтобы дети выросли гармонично развитыми гениальными существами, способными творить и нестандартно мыслить! Откуда этому взяться, если воспитатели сами толком не знают истоков того предмета, о котором рассказывают, и на ходу придумывают или пересказывают чьи-то искусственные объяснения?!

А все же элементарно просто было в Древности по поводу того же «вставания при взрослых». ... ... ...

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. ЦСкА. – 2010г.)

(окончание см. в следующем выпуске)

* * *

 

!!! Дорогие читатели и посетители сайта ЗоВУ.ру. Приветствуются ссылки на страницы сайта Российского культурного портала "Золотые Врата Урала (ЗоВУ)" и указания источника при цитировании. Размещение копии на своих сайтах и использование нашего текста в коммерческих целях без письменного разрешения редакции является нарушением закона об авторском праве. !!!

Справочная информация по уровням вещания и практика:

1) Практика: мастер-класс настройки естественной саморегуляции организма и творческих способностей. см. http://zovu.ru и http://www.zovu.ru/centrskazki.htm)
2) Наши жизненные наблюдения и ориентиры - подписка на все четыре рассылки РИТМ, а не на 1/4 (http://www.zovu.ru/podpiska.htm).
3) Собрание сочинений Российского Института Творческого Мастерства (РИТМ) на 6-и CD (заказ компакт-дисков "Возрождение Человека-1" и "Возрождение Человека-2", а также "Живой Русский Язык", "Живая Русская Речь", "ЗОВУ РИТМ" (полный комплект всех выпусков журнала) и "Дети и воспитание: древние традиции в современных условиях, или психология здравой педагогики": см. на
http://www.zovu.ru/cd.htm).
4) Подписные издания: Альманах "Карта Успеха" (
http://www.zovu.ru/biblio/biblio5a.htm), эл.журнал "ЗОВУ РИТМ" (http://www.ritm.zovu.ru/zovuritm.htm), газета "Золотые Врата Урала", 47 брошюр (http://www.zovu.ru/biblio/biblio5b.htm) и двухтомник "Властелин времени: технологии разумной жизни" (http://www.temp.zovu.ru/t6.htm). Заказ на нашу литературу см. по ссылке http://www.zovu.ru/biblio/biblio5.htm.
5) Третья ступень РИТМ (здесь имеется специальная закрытая рассылка): кто уже имеет любой наш второй диск из 6-и, напомните о себе: zovuritm@narod.ru с темой "третья ступень РИТМ" - и поднимем вас на третью!
6) "Международный Клуб Свободного Общения" (МКСО РИТМ): "Второкурсники РИТМа" могут давать свои заявки на вступление в этот Клуб (см. полную информацию в спецвыпусках для "второго курса" или на CD-2).

До следующих встреч! Пишите на: zovuritm@narod.ru с обязательной темой "РИТМ, Новая цивилизация, выпуск № ... " (в зависимости от того, к какому выпуску относится ваше письмо), чтобы письмо не потерялось среди остальной поступающей к нам почты. Ваши отзывы ждут на Форуме ЗоВУ: http://forum.zovu.ru. Пресс-центр ЗоВУ. 2010.

* * *


В избранное