XXI век и психология людей новой цивилизации (пространство сознания личности: диалоги о жизни, тайнах и людях)
XXI век
и психология людей новой цивилизации. №128
У
Российский
Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское
учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной
Адаптации (ЦСкА) http://www.ritm.zovu.ru
Сегодня
на наших рассылках следующие публикации:
1. "XXI век и психология
людей новой цивилизации" - Скучно жить с завязанными глазами?
2. "Властелин Времени"
- "Пластилину" времени втюхивают все?
3. "Назад в Будущее"
- Нам пишут - мы пишем (№2)
(тема
1: О ЖИЗНИ)
СКУЧНО ЖИТЬ С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ?
Сложная и запутанная ситуация сложилась
в нашем людском сообществе. Невероятно смешная и печальная в своем трагикомизме.
Люди, словно слепые котята, тычутся по жизни. Кто тычется и страдает,
кто опыт накапливает, кто ходит по однажды найденному и выученному "безопасному"
маршруту, кто кружится на месте… И все для того, чтобы не скучно было.
В общем, все чем-нибудь да заняты, живут "полноценной, осмысленной
и счастливой жизнью!.."
Но почему-то людям этого мало. Вот мы и
рассматриваем в нашей рассылке "XXI век и психология людей новой
цивилизации" современные реалии жизненных ситуаций с разных сторон,
чтобы хоть как-то вместе с вами разобраться в происходящем.
Мы действительно стараемся сделать это вместе
с вами и для вас, на основе психологических знаний, а не как некие "учителя"
или всякие "полугурки" (от слова "гуру"!), однажды
понявшие часть жизненной мудрости и начавшие усиленно навязывать это другим.
История показывает нам, что это не тот путь.
Нельзя людям навязывать один путь для всех.
Каждый видит мир по-своему. И у каждого свой личный путь. Именно поэтому
мы, несмотря на нередкие просьбы сразу все рассказать, стараемся только
ОРИЕНТИРОВАТЬ ВАС ТАК, ЧТОБЫ ПРОБУДИЛАСЬ ВАША СОБСТВЕННАЯ ПАМЯТЬ, но не
рассказываем о том, что и как видим мы, кроме отдельных примеров. Пробудится
ваша память, и вы сделаете скачок вперед - хорошо! Если же нет, то, по
крайней мере, вы не добавите к своим ошибкам наши (потому что наше видение
мира верно для нас, но ошибочно для другого) и останетесь при своем: вот
какая психологическая особенность познания не учитывается в распространенных
формах передачи знаний. Хотя в восточных практиках на это обращают внимание,
если опять же "не пропускают" это место те же неопытные, но
самоуверенные "гуру", которых гораздо больше, чем настоящих.
Мы не будем навязывать наше видение, мы
хотим, чтобы вы сами все увидели!
* * *
… И вот мы получаем письмо:
"Здравствуйте!
… меня интересует ваше мнение по такому вопросу: может ли быть "человеческой
миссией" (в вашем понимании) детей постоянное нахождение в обществе
родителей для развлечения последних? Для примера: родились дети - появились
проблемы, большие и маленькие, позволяющие скрасить рабочую жизнь. А как
интересно слушать соседей, рассказывающих про своих спиногрызов и авторитетно
заявлять: "Это фигня!! Вот мой вчера...!!" Дети пошли в школу,
учатся социально полезному поведению. Теперь их можно дрессировать: вынес
мусор - можешь начать выделение слюны, сейчас дадут конфетку. "Ты
не прав(а) - ты мал(а), еще жизни не знаешь, так что помолчи и делай как
я говорю!" Подросли дети, стали совершеннолетними, могут сами себя
кормить. Теперь постоянным комментарием на рассказы детей о каких-либо
проблемах становится "Я ЖЕ ТЕБЕ ГОВОРИЛ!!!" Ну и под конец своей
земной жизни родители напоминают: "Я всю свою жизнь о тебе заботился,
горбатился для тебя..." Описание приблизительное и меняется от случая
к случаю, но по моей статистике все это так или иначе проявляется у многих
моих знакомых... :( Неужели это основной сценарий у большинства людей?
С уважением, Сергей К."
Мы обрадовались письму. Ответили автору:
"Добрый день, Сергей!
На Ваши вопросы Вы сами знаете ответы. Вы, видимо, просто хотели услышать
подтверждение. 1) Дети все приходят действительно с "миссией",
но каждое поколение родителей (когда-то изуродованных детей) посылает
их "миссию" подальше и начинает "дрессировать". Родители
ленятся выполнять свои настоящие обязанности. Это очень трудно. Дрессировать
сто раз проще. 2) Описанный Вами сценарий, к сожалению, подходит для абсолютного
большинства населения. Вы это хотели подтвердить? Вы же это знали! Каждый
протрезвевший ужасается тому, что так мало "нормальных" и "трезвых"
людей. И что он делает? Либо возвращается в первоначальное состояние.
Либо скрывается и "косит" под основную массу. Типичный вопрос
протрезвевших. Мы с ним сталкиваемся постоянно. "Неужели так много
идиотов?" И мы отвечаем: "да, их так много". К сожалению."
А выяснилось, что мы увидели в письме одно,
а автор говорил о другом. Выводы из своих открытий он сделал тоже другие,
и печальные, и оказался среди скучающих, еще не выбравших себе развлечения.
Выяснилось, что человек на самом деле увидел
происходящее, узнал о нем, но повязки со своих глаз не снял. Видно сквозь
повязку чуть-чуть и ладно. Об этом второе письмо Сергея:
"Здравствуйте!
Получив ваш мейл на мое письмо "Ваше мнение?" я не нашел в нем
ответа на ту часть, которую вы выделили первой. Хочется его все-таки получить.
После прочтения сегодняшнего выпуска "цивилизации" появились
новые вопросы: 2) Зачем личности появляться на земле? Зачем ей материализовываться
в теле человека? Ведь вы писали про величие оной, огромные возможности
и знания. Т.е. видимо она знает, что её ждет на Земле. 3) Опять же, если
исходить из предположения о безграничных возможностях, для чего вообще
ей нужно существовать? Представьте, что вы все можете. Все!!! Что вы будете
делать, когда поймете, что ВСЕ пробовали, ВЕЗДЕ были, ВСЕ знаете. Скучно.
Вспоминается анекдот про наркомана, который, поймав золотую рыбку, заказал
три раза набег татаро-монгольского ига на Европу. Я могу предположить,
что личность отправляется в другие миры (рождается и умирает) для того,
чтобы развлечь себя... Просто чтобы не было скучно. Но этот вопрос имеет
и другое решение. Личности достаточно перестать существовать. 3) Что происходит
с людьми, которые сознательно сводят счеты со своей жизнью? С уважением,
Сергей К."
Выходит, отвечая, мы не ответили на его
вопрос. Но ведь мы отвечаем так, чтобы уже не повторять того, о чем долгое
время говорим в материалах наших рассылок. Разве это не логично? Почему
же это нельзя учитывать? Мы же, как и вы все, тоже бережем свое время:
нам еще так много нужно успеть сделать!
* * *
И все равно постараемся быть понятнее и
остановимся на проблеме подробней. Тем более сам вопрос сложный и интересный.
К тому же, этот вопрос, к сожалению типичен - особенно для молодых, еще
только входящих во взрослую жизнь.
Да, старшее поколение, надо полагать, уже
как-то справилось с вопросом СКУКИ. Поэтому разговор лишь о тех, кому
скучно.
А развлекаются же кто чем может! В арсенале
развлечений и уводящих от Жизненной Скуки средств можно встретить все,
что угодно: от детей, чтобы без конца реализовываться в назидательном
опекунстве над ними, до помощи всевозможным страждущим. В эти же пределы
вписываются игра в бизнес и работа по найму, а также классические общеизвестные
развлечения: всякие состязания, азартные игры, лотереи и т.д. Скучающие
ищут только развлечения.
"Живущие" и "скучающие"
различаются между собой как небо и земля. Но об этом знают только ЖИВУЩИЕ.
Им скука неведома в принципе. Огорчать может лишь нехватка времени жизни,
да массы тоскующих слепцов.
"СКУЧАЮЩИЕ" вряд ли узнают "живущих",
так как сочтут их такими же скучающими, только уже (умело) нашедшими свои
развлечения в жизни.
Итак, нам предстоит сложный разговор. И,
вполне быть может, некоторым не очень и понятный. В самом деле, КАК рассказать
скучающему, что его скука происходит от приобретенной слепоты, ограниченности
жизненного пространства и лени снять повязку со своих глаз? Ведь скучающих
слепых никак нельзя заставить снять повязку и заставить прозреть. Потому
что здесь, на земле, люди обладают безграничной свободой воли в высшем
понимании: они могут хотеть быть слепыми (носить повязки) и могут хотеть
быть лишенными свободы (идти в зависимость, в рабство). Поэтому этот принцип
для многих оборачивается безграничной свободой БЕЗВОЛИЯ. Не использующие
свою свободу воли безвольны. Кто же может освободить человека, не желающего
освободиться?! Такой возможности просто нет. Только сам человек решает
для себя.
Возникает логичный вопрос: как можно
заковать в такую темницу всесильных и свободных великанов?
Просто. Их надо ослепить!
При этом даже достаточно завязать глаза
и убедить, что эта повязка была всегда.
Так живут все и очень давно! Поэтому следует
выполнять это "правило", эту "традицию", эти "заветы"
отцов, дедов и древних предков. Не снимайте только повязки, а в остальном
все так и есть, как заказывали сами до своего прихода на землю. Все имеется,
как и прежде: и воля, и свобода, и выбор! Лишь маленькая деталь - слепящая
повязка - отличает вас. Но эта деталь, эта мелочь, оказывается, многое
решает: сковывает волю, скрадывает свободу, ограничивает выбор. Чтобы
убедиться, можете, проделать эксперимент со своими физическими глазами:
завязать платочком и пытаться ориентироваться хотя бы в привычном пространстве.
* * *
Человек, идущий на землю, знает "все,
что его ждет", и глупая повязка на глазах ему, всеведущему, не кажется
роковой помехой. Ему непременно нужно выполнить свой урок, ради чего он
и идет на землю, готовый преодолевать трудности. Но он не представляет,
или недооценивает себя (а как всемогущему представить себя в ограниченных
в неизвестной степени условиях?), какие он будет принимать решения, когда
закроют глаза повязкой, почему откажется снимать эту повязку, как в этой
повязке будет воспринимать мир…
"Все знать" - это условность.
Мир постоянно меняется. Еще более грандиозно и масштабно меняется мир,
от которого закрываются повязкой. Идущий к лесу или горе не может видеть,
что там дальше этой перспективы. Чем дальше продвигаешься, чем больше
пройдено, тем дальше открывается перспектива жизни, новые миры и пространства,
новые грани и уровни познания реальности…
Сидящий на одном месте с повязкой на глазах
может только фантазировать и представлять, в меру своего ограниченного
опыта и развитости воображения, что за горами снова горы, или лес, или
такое же поле, или, может быть, начинается море, которое даже не представить,
если его нет в опыте представляющего. А без повязки видится много такого,
о чем словами невозможно сказать. Не двигаясь целенаправленно, нельзя
увидеть дальше. Не подойдя к горе и не поднявшись хотя бы на одну маленькую
вершину, невозможно увидеть, что дальше. Сидящий утешается лишь своими
или чужими миражами и фантазиями. Наверное, это скучно. Но кто же в этом
виноват, если никто не вправе снимать повязку с того, кто не желает ее
снять?!
"Все знаю и все пробовал!" - это
лишь оправдание лени и скуки.
Самое интересное в том, что мир настолько
сложен и изменчив, а в арсенале космоса столько различных вариантов и
их сочетаний, что разговор о "все видел и все знаю" напоминает
наивный лепет человека с завязанными глазами, уткнувшегося носом в угол.
В этом случае, действительно, изменений и чудесной игры природы видно
неизмеримо меньше. Наверное, нельзя даже с чем-либо убедительно сравнить,
насколько меньше, чтобы было понятно человеку с повязкой. Не говоря уж
о том, а надо ли сравнивать и убеждать? Когда человек уже выбрал повязку
и не желает с ней расставаться.
Хотите сказать, что те, кто пробует убеждать
кого-то и что-то показывать, делают это зря и нарушают космический закон?
Нет, не зря. И они не нарушают закон, если не посягают на свободу воли
другого. Они ищут и не ради оценок и похвал ищут. Они просто ищут, сами
ищут эти понятные всякому слова и светлые дорожки неподдельной радости.
Им удалось "вспомнить" или "не забыть", ЗАЧЕМ они
здесь, на земле. А без этой своей собственной родовой памяти (только она
убеждает), всякие слова - "лишь обман", "иллюзии"
и "опиум для народа". Они (если употребить привычный "термин")
выполняют миссию по "одухотворению материи". Узнаваемые слова?
Но не всегда понятные, правда? Пока они у конкретного человека не наполнены
личным смыслом и светом. Например, вдруг в следующий раз и ему закрепят
повязку так хитро, что ему сложно будет догадаться даже о наличии этой
повязки? Вот и хочется творить и оставлять на земле живые вещи, а попутно
нарабатывать знания и опыт так, чтобы на земле все меньше и меньше было
возможностей ограничения свободы воли человека разумного. Прежде всего
это делается для себя лично, а значит, и для всей Вселенной (хотя, может
быть, с повязкой непонятно, как это)… (ЦСкА. 28.02.2003г.)