Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Познающий Поле

  Все выпуски  

Познающий Поле


СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:
Мнения психолога, философа, мистика и квантового физика о неповторимости и обыденности в нашей жизни.

ПОЗНАЮЩИЙ ПОЛЕ

www.ppole.ru

3 декабря 2006

№ 1

 

НЕПОВТОРИМОСТЬ И ОБЫДЕННОСТЬ: ЗАМКИ И КЛЮЧИ 

Где-то в глубине нас сидит потребность сводить все явления окружающего мира к простым и уже известным нам образам и соотношениям. И если мы сталкиваемся с чем-то радикально новым, это нередко вызывает раздражение и скептицизм, а иногда и агрессию. Что заставляет нас наматывать круги по привычным житейским траекториям, когда каждому открыта дверь неповторимости, глубины и яркости любого мгновения?
    Попробуем представить, что скажет по этому поводу психолог, философ, мистик и квантовый физик.
    Психолог отметит, что с этим явлением, именуемым сопротивлением, он сталкивается при работе практически с каждым клиентом. Сопротивление — это переживание внутренней преграды, возникающее у людей по отношению к возможным изменениям в поведении или при осознании некоторых переживаний.             Иначе говоря, это переживание границы, за которую человек боится ступить, страшится почувствовать, что там, и обычно избегает даже разговоров на эту тему, находя для этого тысячи причин и оправданий.
    Снять или обойти сопротивление в каком-то конкретном случае иногда возможно, только от этого, как от любой манипулятивной технологии, может быть и вред, добавит психолог.
    Он также отметит непластичность (ригидность) психики и высокий уровень деструктивного страха тех, у кого новая информация вызвала реакцию неприятия. И подчеркнет возможное отсутствие в их арсенале понятий, способных служить опорой при восприятии: никуда не деться от того, что связь восприятия и поведения с наличием в языке индивида необходимых структур несомненна1. В жизни человека нет того, чего он не знает. Если в языке нет слова, обозначающего синий цвет, далеко не каждый носитель этого языка будет способен отличить синий цвет от зеленого.

1 См., например, основополагающую работу по этой теме: Whorf B. L.. The relation of habitual thought and behavior to language / B. L. Whorf. Language, thought and reality. N. Y., 1956. Перевод можно найти в интернете: www.philosophy.ru/library/whorf/01.html.

 Далее психолог, вероятно, перейдет к роли Я-образа (некоторого ментального представления о самом себе), посредством которого человек2 проводит границы между собой и не собой, между возможными и недопустимыми для него мыслями. Эти границы проводятся каждым из нас самым причудливым образом, и мысли, представляющие угрозу для ментального образа себя, будут встречать серьезное сопротивление. А иногда — агрессию, которая может быть направлена не только вовне, но и на себя самого.

  2 К реализованному мистику эти слова не относятся.

 Также, добавит психолог, современная система обучения направлена на то, чтобы ориентировать человека на стимулы и оценки, получаемые извне, из социума. С первых дней жизни ребенок учится получать информацию извне, искать награды и поощрения извне и игнорировать свой внутренний голос, если он идет вразрез с тем, что требуют внешние авторитеты. Все это приводит к тому, что человек становится неспособным следовать своим внутренним импульсам, а стало быть, теряет способность к подлинному развитию и содержательной жизни. Так скажет психолог.
    Современный философ, знакомый с творчеством Мартина Хайдеггера3, вспомнит «Бытие и время»4, где автор противопоставил подлинное существование человека Dasein («присутствие», «экзистенция», «вот-бытие») и das Man (люди, люд) — существование человека в повседневности, обыденности.

  3 Хайдеггер (Heidegger) Мартин (1889–1976) — немецкий мыслитель, оказавший огромное влияние на философию XX века. Направление его творчества относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, против его воли, к экзистенциализму.
    4 «Sein und Zeit» (1927). В этой работе Хайдеггер ставит «вопрос о бытии», отодвинутый европейской философией в сферу абстракций, как о подлинном деле человеческого существа, о «присутствии» (Dasein).

 Бытие-c-другими, усредненная, общественная «понятливость» и «толкуемость» — это характеристики das Man, «люда». Когда человек живет в среде, где все для него понятно и знакомо, тогда он крутится в бесконечном кругу общепринятых значимостей, избегая всего иного. У «люда» не возникает вопросов о собственном бытии, о смысле, о начале. Жизнь усредненного человека, таким образом, становится неподлинной, его личное теряется в общественном.
    Человек, реализующий в себе Dasein, напротив, живет в подлинном здесь и сейчас, открытый тайнам бытия, разговаривающий на языке бытия, проникающий в свою внутримирную действительность.
    Именно повседневность и обыденность, заключенность в повторении одного и того же и мешает восприятию актуальности настоящего, не дает подлинной жизни проникнуть в нас. Делая непростой шаг, скачок из круговорота понятности к бытию здесь и сейчас, с его ужасом и одиночеством, но и с его красотой, жизненностью, человек, наконец, может войти в пространство истины.Так подумает философ.
    Мистик же направит спрашивающего внутрь него самого. Он может сказать так: ты хочешь узнать о стоящих перед тобой препятствиях? Очень хорошо. Однако ты не поймешь, откуда берутся препятствия и в чем они заключаются, пока не узнаешь, кто ты. И как ты делаешь себя таким, какой ты есть.
    Вспомни, что определило твои поступки и состояния в последние дни. Почему ты пошел сюда, а не туда, почему у тебя вдруг сменилось настроение, что обусловило важность тех или иных действий или событий для тебя. Вероятно, ты испытывал удовлетворение или неудовлетворение происходящим и пользовался при этом какими-то критериями правильности. Тут у тебя вышло — и ты молодец, хотя тебе просто подфартило. А тут не вышло, и ты считаешь себя неудачником, хотя был внимателен и сделал все, что мог. Осознавал ли ты, что это были за критерии, и откуда они взялись? Разберись в них. А после честно ответь: ты кто?
    Ты подменил себя ролью и функциями, которые привык исполнять? Может, ты действовал из чувства долга? Ты — жалость к себе и страх за себя? Ты делал все, чтобы получить признание хоть кого-нибудь: друга, знакомого, жены, собственного ребенка? А может быть, ты был животным, которому достаточно поесть и позаниматься сексом? Или ты — некая концепция самого себя, типа: «Я человек, меня ждут важные дела»? Или ты — одна сплошная озабоченность чем-то?
    Кто ты?
    А когда ты поймешь, с кем, с какой условностью ты ошибочно отождествился, ты сможешь раскрыть свою прежде подавленную природу и отказаться от хождения по кругу иллюзорных значимостей. Используй свою несвободу, именно она показывает тебе путь к себе истинному! Иди туда, откуда мысли рождаются, и там ты встретишь себя истинного! Сейчас же ты вовлекся в происходящее и позволил своей низшей природе, своим ролям, привычкам, функциям считать их собой, забыв, что твоя суть — это ничем не обусловленный и не связанный Дух. Или, пока ты не осознал себя Духом, ты можешь обнаружить себя как Открытость, Незнание, Удивление, Тайну и одновременно поиск этой Тайны.
    А далее, при необходимости, мистик пояснит, что в нашу эпоху, эпоху Кали-юги, человек имеет дело лишь с отражением, тенью Истины в своем уме, обычному человеку доступна примерно четвертая часть истины. Восприятие Истины среднему человеку недоступно из-за схваченности его внимания всевозможными аттракторами5 и сопутствующими им ложными отождествлениями со своей низшей природой. Отсюда проистекает неразвитость более мощных, чем ум, структур восприятия и почти полная слепота и роботизированность. Отсюда и раскол внутри человека, и непонимание других, и всего, что происходит вокруг, и своих задач.

  5 Аттрактор (от англ. to attract — притягивать) — в данном случае объект, притягивающий внимание. Он может быть как на физическом плане (например, книжка), так и на ментальном плане (мечта жить в собственном доме).

 Заодно мистик может добавить: «Разобравшись, кто ты, и став собой, ты узнаешь, что такое жизнь — не выживание, а жизнь. А ответ на вопрос о препятствиях, точнее, решение этого вопроса, возникнет как побочный эффект. Ты увидишь, как твой ум избавляется от всего, что было непонятно или неприятно ему, и находит тысячи причин и уловок, чтобы не допустить новое в твою жизнь. А пока же знай, что ты сам, то есть все то, что ты о себе полагаешь, и есть главное препятствие. Вне ложных отождествлений ты уже Истина, тебе необходимо лишь осознать свое бытие в ней».
    Кстати, мистик никогда не станет настаивать на чем-либо. Вы спросили — он ответил. А далее дело ваше, он уважает ваше право на свой путь и свое мнение. Вдобавок, он прекрасно видит и знает, как узки врата, ведущие в жизнь, и на чужом горбу, или повторяя чужой путь, в них не въедешь. 
    Квантовый физик отметит, что рассматриваемый вопрос связан с вполне очевидной способностью самоосознающей себя системы влиять на свою эволюцию. В каких пределах и по каким причинам это влияние может происходить?
    Для чисто-квантовых систем вопроса о выборе не существует, квантовые системы эволюционируют всеми возможными способами одновременно! В квантовой реальности реализуются сразу все возможные альтернативы, всё, что было, есть и что будет. А любой выбор по сути есть ограничение, в нём содержится отбрасывание каких-то возможностей, пусть и в пользу других.
    Для классических систем6 также нет вопроса о выборе, их эволюция полностью предопределена "железными" законами классической физики. Пускай эти законы иногда носят вероятностный характер, или предсказания с некоторого момента теряют устойчивость, это сути не меняет: у классических систем нет возможности влиять на то, какими их увидит внешний наблюдатель. Как и нет у них возможности влиять на вероятность того, какая из возможных альтернатив в их "судьбе" будет реализована.

 6 В данном контексте под классическими системами понимаются все наблюдаемые вокруг нас объекты. Квантовая реальность ненаблюдаема, она является источником наблюдаемых объектов и их свойств. Классические объекты, в отличие от квантовых, могут быть обнаружены лишь в одном из состояний, но не в нескольких состояниях сразу.

 А переход от квантовых систем к классическим происходит в результате взаимодействий, то есть обмена информацией нашей системы с окружением. Чем сильнее взаимодействие и выше скорость обмена информацией, тем больше система приобретает классические свойства, теряя при этом квантовые. Этот физический процесс называется в квантовой теории декогеренцией. Причём, отметит квантовый физик, классические свойства достаточно сложная система может приобретать поэтапно, - они будут в первую очередь проявляться в тех степенях свободы, взаимодействие которых с окружением наиболее сильно. Такие взаимодействия, если они неуправляемы, и приведут к тому, что система начнёт развиваться лишь по некоторым из бесконечного числа возможных путей. То есть к тому, что в эзотерике именуется предопределённостью пути, кармой.
    Чем определяются подобные взаимодействия применительно к человеку? Очевидно, нашими привязками, тем, на что направлено наше внимание. Именно они определяют то, с чем и с какой интенсивностью мы взаимодействуем, приобретая при этом классические свойства и соответствующую им предопределённость путей развития. Таким образом, только осознав свои привязки и научившись управляемому взаимодействию с ними, мы можем управлять своей эволюцией.
    Суммируя, можно сказать так: существует абсолютная свобода, но только для того, кто познал в себе квантовую реальность и находится в ней. Эта реальность абсолютна и ни от чего не зависит, только её можно назвать основополагающей реальностью7. Далее, существует относительная свобода для того, кто развил свои волю и разум, и может управлять процессом декогеренции, то есть процессом приобретения системой классических свойств. В этом случае человек, управляя своим вниманием, выбирает направление происходящих с ним изменений, как в физическом теле, так и во всех слоях психики. Пользуясь эзотерической терминологией, в так называемой "зарождающейся карме"8 может быть причина как нашей будущей свободы, так и нашего будущего рабства. Наконец, существует неизбежность, которая связывает всех, у кого нет способности к управлению процессом декогеренции, то есть нет воли и разума. Это несвобода состояний, подчиненных железным законам классической физики. Подобные состояния в квантовой физике называют смешанными, или смесью. Так скажет квантовый физик.

  И все четверо единодушно отметят, что устойчивые и контролируемые отношения с миром до поры до времени совершенно необходимы, без них невозможно создание базиса и опоры для дальнейшего развития. А далее человек оказывается перед выбором, - начать движение к осознанности, или продолжить цепляние за свои представления, ментальный образ себя и отрицание всего, что этому образу угрожает.

  7Возникновение классических наблюдаемых объектов возможно лишь при их взаимодействии друг с другом, при этом каждый из них не имеет автономного, независимого от других существования. То есть, наблюдаемый мир создаётся совокупностью взаимодействующих объектов, и вне этого взаимодействия каждый из объектов не имеет автономного существования.
    8 То есть карме, создаваемой в данный момент, так называемой криямане. Помимо нее, в индуистских учениях выделяют действующую карму (прарабдху) и скрытую карму (санчиту), для проявления которой в настоящее время не имеется условий.

 

Каждый из прозвучавших ответов исходит своего способа описания Реальности, какой-то из них более близок и понятен каждому из нас, какой-то нет. Можем ли мы позабыть обо всех описаниях, окунуться в бесконечность и таким образом позволить осуществиться своей уникальности и своему совершенству?
    Опыт мистиков говорит, что да, можем. Необходимо лишь "уметь мыслить, в мыслях не находясь"
9, или, что одно и то же, "породить сознание, не пребывающее ни в чём"10.

  9 Так выразился шестой патриарх Дзэн Хуэй-нэнь, один из (наряду с Бодхидхармой) основоположников дзэн-буддизма.
    10 Слова Будды Гаутамы из "Алмазной сутры".

  Такое возможно лишь при освоении квантовой реальности. Только в квантовых системах осуществляется одновременное сосуществование всевозможных альтернатив: нахождение объекта в одном месте и в другом, наличие у него одних характеристик и одновременно совсем других…
    Об этом явлении, именуемом квантовой суперпозицией и будет рассказано в нашем следующем выпуске. Мы так же узнаем, какие ответы, кроме "да" и "нет" могут существовать для любого вопроса или утверждения с позиций логики, здравого смысла, древних учений и квантовой физики.

 

В тексте использованы отрывки из только что вышедшей книги М. Заречного "Квантово-мистическая картина мира. Структура реальности и путь человека". Её можно заказать, или прочесть в интернете на сайте автора www.ppole.ru

  Выпуск подготовили:
Михаил Заречный, к.ф.-м.н.
Сергей Доронин, к.ф.-м.н.
Михаил Просекин
Наталья Панкратьева

 
2006 (c) Познающий Поле

В избранное