Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Папам и мамам об особых детках"


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 98

2007-07-29

Тираж: 2696 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Дружественные проекты:


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:

  • Роль детско-родительских отношении в формировании психосоматической болезни.[прочитать]
  • Практические рекомендации по физическому воспитанию при детском церебральном параличе [прочитать]
  • У моего ребенка олигофрения. Опыт мамы с комментариями специалиста[прочитать]



 

Роль детско-родительских отношении в формировании психосоматической болезни.

Мысли, которыми доктор медицинских наук, профессор МГПУ Даирова Р. А. и канд.мед. наук, ведущий научный сотрудник НИИСО МГПУ Лисачев О.Ю. из Москвы делятся с нами, очень созвучны тому, о чем говорилось в этой рассылке на протяжении этих двух с небольшим лет.


"И здоровье, и болезнь - это результат межличностных отношений, связей,

складывающихся у детей со взрослыми, и у взрослых с детьми."

Ф. Дальто.

Болезнь – это психический конфликт. Когда человек не может выразить этот конфликт словами или чувствами, тогда берет слово болезнь, т.е. язык тела.

Большая роль в возникновении болезни отводится ранним отношениям ребенка с матерью, особым типам привязанности.

Работая более 25 лет классическим педиатром, перепробовав множество медикаментозных методов лечения больных детей, написав 2 диссертации по причинам и лечению болезни, я задумалась - почему ребенок продолжает болеть, несмотря на подобранное адекватное лечение? И приходят в голову слова Гиппократа "Лечить надо не болезнь, а больного". Больного, как целостную структуру, не расщепляя его на тело и душу (психику)! Но как одновременно лечить и тело и душу? Этот вопрос оказался самым сложным. Потому что современная медицина, делает акцент на медикаментозную терапию и совсем немного на исцеление души. Хотя на приеме с больным во время беседы, врач обращается и к психике больного, существуют ведь мнение, что если больному после беседы с врачом не становиться лучше, то врачу стоит задуматься, а правильно ли он выбрал профессию?

Мы с группой научных сотрудников- практиков, изучали раннее развитие ребенка, особенности детско-родительских отношений, начиная с периода беременности и до сформирования болезни. Выявили особенности отношения матери и ребенка у детей, больными соматическими болезнями.

В формировании болезни играют роль отношения родителей к рождению данного ребенка, первые минуту общения матери с ребенком, первое прикладывание к груди, первые ощущения, состояние матери после родов и многое-многое другое. Насколько (особенно первые три месяца жизни) складываются отношения ребенка с матерью и матери с ребенком и как эти отношения будут развиваться в дальнейшем, будет зависеть дальнейшая судьба ребенка. Так как в дальнейшем большая психическая работа проходит у ребенка по разделению с мамой. Это основная проблема (разделения), которая играет роль в формировании симптома болезни.

Хочу еще сказать, что в каждом случае болезни, причины разные, но универсально одно, что имеется конфликт между желанием ребенка и непониманием его желании окружающих. Это абсолютно не означает, что окружающие совсем не понимают ребенка. Иногда для некоторых детей достаточно одного случая в жизни, чтобы он запомнил его на всю жизнь.

Если вам будет интересно об этом узнать, то вы можете задавать вопросы, и мы попытаемся ответить на них. В исключительных случаях можно проконсультироваться у нас.

Тел. Для связи 132-74-58, Даирова Раиса Алтаевна.

Доктор медицинских наук, профессор МГПУ Даирова Р. А.,

Канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник НИИСО МГПУ Лисачев О.Ю. г. Москва.



 

Практические рекомендации по физическому воспитанию при детском церебральном параличе

Еще одна статья про ДЦП. Сегодня - практические рекомендации по лечебной физкультуре.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела [1].

С одной стороны, нет способа лечения, дающего возможность восстановить поврежденный мозг. Однако, если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Руководитель, тщательно проанализировав особенности двигательной среды каждого больного церебральным параличом, должен составить программу, дающую возможность стимулировать двигательные функции. При составлении комплексов упражнений надо быть внимательным к больным с церебральным параличом (спастической диплегией или в атонической форме), так как выполняемые ими упражнения требуют большей активности, чем непроизвольные мышечные движения.

У больных с церебральным параличом отмечается недостаток силы восприятия, и его можно устранить в какой-то степени посредством реализации программы упражнений. Дефекты восприятия в основном восполняются программой упражнений для развития зрительных и тактильных ощущений.

Программа коррекционной работы направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений.

Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются:

  1. регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики,
  2. строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием,
  3. постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки [2].

Приводим способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

  1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.
  2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.
  3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.
  4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.
  5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.
  6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.
  7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).
  8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.
  9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.
  10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

Больные с церебральным параличом могут развивать мышечную силу посредством выполнения упражнений с постепенно увеличивающейся интенсивностью. Если не проводить таких тренировок, то потенциальные двигательные возможности останутся нереализованными. Е.И. Левандо (1972), отстаивая позиции функциональной тренировки всех систем организма, указывает на то, что "основными недостатками лечебной гимнастики при церебральном параличе являются недооценка принципа общей тренировки и сведение всей гимнастики только к специальной".

Специальная физкультура путем использования ограниченных упражнений для больных церебральным параличом, которые не могли освоить основные функциональные движения, должна обеспечить возможность наибольшего развития их физической силы.

C. Laskas (1985) предлагает способ восстановления нервных путей, содержащий два предварительных условия.

  1. Принципы физического развития и здорового ребенка, и ребенка с функциональным расстройством одинаковы.
  2. Используя запланированный комплекс упражнений, направленных на развитие ощущений, можно улучшить состояние двигательной сферы ребенка с дефектом нервной системы [3].

При участии больных с церебральным параличом в спортивных играх необходимо применять игры, соответствующие их двигатель ной силе, или упрощать правила общеизвестных игр и условия их проведения. Например, если больные с церебральным параличом играют в футбол, следует отрегулировать величину ворот или расставить детей на местах игрового поля, где требуется меньше движений. Многие виды спорта предъявляют различные требования к степени двигательной активности, поэтому следует пересмотреть правила и используемый инвентарь. Важно тщательно учитывать индивидуальную двигательную активность каждого больного с церебральным параличом.

Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича: спастической диплегии, атонической и астатической формах - отличаются своеобразием. Если при спастической диплегии сравнительно легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническая форма выдвигает несколько другую проблему. Больные с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на поддержание равновесия. Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха - варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.

Важны также порядок и степень трудности упражнений. Программа упражнений с постепенным возрастанием степени сложности дает возможность выбрать движения, соответствующие силе больного ребенка.

Для выполнения на первой стадии занятий, в начальных классах школы, предусмотрены ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки, броски, удары ногой, прием мяча и др.

В средних классах школы в программу занятий по физической культуре входят движения, дающие возможность оптимально разработать физическую силу.

В старших классах предусматривается овладение техникой разных видов спорта, эффективно поддерживающих достаточный уровень развития силы: ручного мяча, стрельбы из лука, бадминтона, плавания, гольфа, а также вольные упражнения. Это дает возможность встречаться со многими людьми, расширять социальные контакты и по окончании школы с пользой проводить свободное время.

Больным с церебральным параличом после выпуска из школы должна быть предоставлена возможность продолжить освоение техники того или иного вида спорта, так как людям с затруднением в движениях для освоения техники требуется больше времени, чем всем остальным. С 1978 г. проводятся спортивные состязания по таким видам спорта, как кегли, бильярд, настольный теннис, стрельба из лука, поднятие штанги, плавание, велосипедный спорт, слалом на колясках, позволяющим больным с церебральным параличом соревноваться и участвовать в общественной жизни. Функциональные возможности каждого участника состязаний уравниваются [4].

Литература

  1. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М., 1995, с. 87.
  2. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. М., 1995, с. 125.
  3. Laskas C. et al. Enhancement of two motor function for the lower extremity in a child with spastic quadriplegia. Phys. 65. 1985, p. 11-16.
  4. Mushett C., J. Jones, C. Sherrill. Classification and other issues in sports for blind, cerebral palsied and amputee athletes. In Sport and disabled athletes, edited by C. Sherrill. Champaign, III: Human Kinetics. 1985.

Ли Ю Сан

Московский педагогический государственный университет



 

У моего ребенка олигофрения.

Опыт мамы с комментариями специалиста

Эту тему на форуме http://gold-child.ru/forum/index.php?showtopic=360&pid=2213&st=0&#entry2213 "Города Золотого" открыла Аленушка. Иногда я сама удивляюсь: это сколько надо веры в свои силы и мужества, чтобы вот так искать и, главное, работать не покладая рук без какой-либо надежды на результат…

Конечно, многое созвучно в этом рассказе практикам в ЦЛП и у Алексея Ивановича Бороздина. И, все же, давайте порадуемся открытиям и наших героев: они до всего дошли своим умом в Петровске-Забайкальском Читинской области, что само по себе – уже подвиг во имя ребенка.

Итак, читаем историю Валеры и его мамы.

У моего ребенка- олигофрения. Я знаю, есть диагнозы хуже,

но это меня не утешает. Сейчас ему 15 лет. В 2000 году, когда установили инвалидность, обучение ему не дали. Сказали - НЕОБУЧАЕМ. Два года мы ездили на МСЭ, а на третий год я взяла то, что было у нас – буквы, которые печатал Валера, его рисунки, и отправилась на МПК. Стала просить: "ну, ведь может". "Попробуйте",-сказали нам, - "но обучение на дому ,индивидуальное".

Это было что-то… Я была рада! Только что мне подтвердили, почти подтвердили, что не все так безнадежно.

Мне разрешили самой обучать сына - я учитель начальных классов, да и было бы смешно - дали всего 4 учебных часа в неделю. Я смогу больше, каждый день понемногу!Трудности начались почти сразу - учебников коррекционных не было …В гороно сказали – нет ничего. Букварь для школ 8 вида прислала мне одногруппница с Находки, математику, ну мне и этого было достаточно.

Главное - мой завуч, которому я отчитывалась каждую четверть, настолько поняла ! Итак, за 4 года мы прошли 1 класс. Ура!

Я сейчас порылась в своих бумагах и нашла характеристику, почти отчет о первом годе обучения Валерия, которую я предоставила на МПК и в школу. И я думаю , там есть многое .

Итак –то ли характеристика ,то ли отчет о проделанной работе. Слишком уж я там расписалась.

За 1 ОКТЯБРЯ 2002 г. по 21 марта 2003.

ВАЛЕРЕ- 10 лет. Начал обучение с 1 октября 2002 года.

Обучение проводится индивидуально на дому, по программе вспомогательной школы- спец. коррекционного образования с трудовой подготовкой.4 часа в неделю.

Ребенок, к моменту обучения, пытался писать некоторые буквы, рисовал, считал до 10, иногда ошибаясь. Ознакомясь со " Стандартом образования и особенностями его реализации в школе для детей с нарушениями интеллекта" Бгажниковой, было решено обучать ребенка по индивидуально составленной программе, которая включает в себя материал 0 и 1 классов 2 уровня вспомогательной школы.

Основной упор был на такие предметы :

  1. Обучение грамоте: «Азбука» Автор –Сергина, который .для детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Со слоговым чтением .(Оговорюсь сразу –учебник оказался сложным для ребенка, а Букварь я достала значительно позже, так что начинали с этой Азбуки.)
  2. Математика .1 класс .Автор Хилько А.А. Вспомогательная школа.
  3. Письмо.
  4. Трудовая подготовка.

А также вводились занятия по внеклассному чтению ,проводились беседы с ребенком с целью его социальной адаптации. Выявились также некоторые нарушения речи ребенка.

Валера проявляет интерес к обучению, но до конца значимости в этом не осознает .Пока это для него, как игра .Мальчик приветлив, вежлив, коммуникабелен, вместе с тем бывают периоды раздражительности, некоторой возбужденности, порою неусидчивости, Внимание рассеянное.

Домашнее задание выполняет с готовностью. В этом отношении – ответственен.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ.

За период 1 октября2002 по 21 марта 2003 года. Были изучены 13 букв: А, У, И, Ы, Э, О, Н, П, Т, К, Б, М, Х. Вначале процесс шел легко, но по мере включения согласных -усложнялся. Мальчику стало трудно ,поэтому изучение букв, слогов, слов было решено проводить в несколько занятий, а потом временами возвращаться и возвращаться к изученному.Буквы запоминает неплохо. Слоги в группах читает хорошо, слоги в словах, порою, с трудом. Он как бы не узнает их отдельно, "в других местах" ,так скажем .Хотя, бывает, что читает неплохо. Возможно, это зависит от состояния его здоровья, его основного заболевания.

Часто бывает рассеян ,постоянно приходиться его настраивать, стимулировать, заинтересовывать.

Мальчик неплохо заучивает четверостишия, стишки из раздела-"Пальчиковая гимнастика."

В процессе чтения путает некоторые буквы .Для него сложно определить на слух ,есть та или иная буква – звук в слове. Но, тем не менее, успехи в чтении прослеживаются. Ребенок может прочесть, к примеру, такие слова: Нина, Анна, папа, мама, мох, кот, муха, нитки, танки, окуни, Никита…

Конечно, по слогам. Какие-то с успехом, какие-то с трудом. Читает с желанием ,если его заинтересовать.

Полегче Валере дается ПИСЬМО, хотя, он не всегда может прочесть написанное .Здесь он отличается усердием, достаточно аккуратен. Хорошо переписывает с написанного, делает успехи, переписывая с печатного текста. Учится писать буквы легко, хорошо соблюдая строку. Пишет хорошо под диктовку буквы и прописные и строчные. Слоги – с ошибками, но в общем, неплохо. Может попытаться написать по памяти слова, которые ему запомнились. Иногда, работы выполнены небрежно, из-за того что Валера торопится или возбужден.

МАТЕМАТИКА.

Путает понятия длинный - короткий, высокий – низкий, глубокий –мелкий, близко - далеко. Некоторые понятия до конца не усвоены, поэтому, время от времени, к ним приходится возвращаться. Плохо ориентируется во времени, путает понятия времена года и время суток. К изучению цифр только приступили – пока изучена цифра 1. Считает до 10. Пишет некоторые цифры, но назвать какая это цифра еще не может. Может выполнить просьбу - Принеси 5 карандашей и т.п.

Хорошо усвоил геометрические фигуры, понятие- большой - маленький, толстый - тонкий, много - мало, вверху – внизу, тяжелый - легкий, рядом, под, в, над…Хорошо складывает пазлы. Валера любознателен, нетерпелив, стремится узнать новое, хотя, кое-что из узнанного и забывает или путает.

ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА.

Трудолюбив, усерден, хорошо лепит, делал игрушки на елку, умеет забивать гвозди, делает аппликации под руководством учителя. В домашней обстановке умеет: мыть посуду, мести полы, застелить постель, носить дрова, укладывает их.

Любит наводить везде порядок: в доме и во дворе. Вынослив, физически долго не устает.

В процессе занятий были введены занятия по внеклассному чтению, читались в основном русские народные сказки – "Колобок", "Репка", " Теремок" и другие.

Стал проявлять интерес к слушанию сказок, усидчив, чего ранее не наблюдалось. Слушает внимательно. Пересказывает с трудом, речь непоследовательная.

Вообще, речь Валеры иногда тороплива и потому непонятна. Он "проглатывает" некоторые слоги и буквы. В процессе работы над этим речь стала более ясна, понятна. Пополнился словарный запас. Появились новые обороты "конечно", "обязательно" и другие . Речь сопровождается соответствующей интонацией.

Валера в начале занятий был неусидчив, быстро уставал. В настоящее время одно занятие длится от 20т до 30 минут. Во время недомоганий занятия имеют щадящий характер ,во время болезни – исключаются.

Попытка введения оценок не имела успеха, хотя оценки и практикуются, особенно по письму, математике в целях подготовке к оценкам вообще. Лучше всего Валера реагирует на похвалу, поощрение: картинка, конфетка, игрушка…смысл самих оценок мальчик не осознает .Лучше слово "молодец",чем цифра или какой-либо символ.

Валера любит рассматривать книги, очень любит рисовать и складывать пазлы.

В целом ребенок обучению по данной программе поддается.

Это был мой отчет – характеристика после первого года обучения Валеры .

Комментарием к этому рассказу Аленушки – небольшая статья Н.С. Жуковой и Е.М. Мастюковой "Если ваш ребенок отстает в развитии"

С ЧЕГО НАЧАТЬ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ, ОТСТАЮЩЕМУ В РАЗВИТИИ: ОТ ИГРЫ К ЗАНЯТИЯМ

Постепенно в игры с ребенком необходимо включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Для этого надо развивать умение правильно воспринимать, сличать и сортировать предметы по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности. Важно также начать формировать умение терпеливо выполнять постройки по образцу, развивать подражание и запоминание. Такие игры-занятия следует проводить регулярно, желательно ежедневно и лучше 2 раза в день. Их продолжительность может быть самой разнообразной: от 2-3 мин в первые дни занятий до 20-30 мин с детьми более старшего возраста, которые сумели приобрести необходимую "умственную работоспособность". Чем продолжительнее урок, тем больше разнообразных упражнений надо в него включать. Задания располагайте по степени трудности их выполнения детьми.

  1. Развитие слухового внимания и памяти проводится в игре с использованием хорошо знакомых ребенку озвученных игрушек: колокольчика, барабана, шарманки и др. Например, игра "Послушай внимательно и угадай, на чем мама играла". Не видя игрушку, надо узнать ее (назвать или показать) по издаваемому ею звуку. Такую игру лучше начинать с 2 игрушек, постепенно добавляя к ним новые. Звучащие игрушки можно заменить хорошо знакомыми ребенку предметами: деревянной дощечкой, тарелкой, чашкой или кастрюлей, а игру назвать: "Послушай внимательно и угадай, до чего дотронулась (по чему стучала) мама палочкой".

    Хорошо проводить игры-занятия, в которых дети определяют местонахождение невидимого для них звучащего предмета: "найди колокольчик", "найди дудочку". Взрослый, извлекший звук, быстро отходит от спрятанной музыкальной игрушки.

  2. Развитие зрительного внимания и памяти. Этому способствуют игры на запоминание: "Где что лежало", "Кто с кем поменялся", "Что прибавилось", "Кого (чего) нет" и др. Например, начиная с двух игрушек (и постепенно со временем увеличивая их количество) взрослый на глазах у ребенка кладет мишку на стол, а куклу сажает на стул. Предлагает внимательно посмотреть и запомнить, кто где сидит, а потом закрыть глазки. Поменяв местами игрушки, взрослый говорит: "Раз-два-три, а теперь ты посмотри". Ребенок должен расставить предметы в том порядке, в каком он видел их первоначально. Аналогично проводится игра по формированию умения определять, какая игрушка прибавилась к тем, которые лежали на столе, или вспомнить ту (те), которые убрали со стола или спрятали.

    Если ребенок хорошо справляется с этими заданиями, то игрушки можно заменить предметными, а затем и сюжетными картинками.

  3. Сличение и сортировка предметов по цвету, форме и величине. Умение сличать предметы и явления, находить у них то общее, что их объединяет, и то, что их различает, учит ребенка самостоятельно мыслить.

    С этой целью полезно проводить занятия по обучению сортировке предметов по основным их признакам: цвету, форме, величине. Сличать и сортировать можно кубики, матрешки, шарики, вырезанные из картона фигурки и другие игрушки или предметы обихода (пуговицы, катушки, ложки или небольшие технические детали разной конфигурации: болты, шайбочки, гайки).

    Проводя занятия по сличению признаков предметов, соблюдайте следующие условия:

  4. Учите ребенка фиксировать взгляд на предмете, который он берет или хочет взять, для чего неоднократно напоминайте: "Посмотри внимательно".
  5. Не добивайтесь от детей запоминания названия цвета, формы или величины предмета (красный, синий, круглый, маленький, большой), а сосредотачивайте внимание на одинаковости, схожести предметов. Например: "Посмотри и найди такой же, похожий". Сначала ребенок должен уловить сходство цвета, затем формы, потом величины. Словесные обозначения признаков предметов (большой, зеленый, треугольный и т.п.) усваиваются детьми значительно позже, поэтому работу над словесным обозначением признаков предметов надо проводить позже.
  6. Обучая детей сличению предметов по цвету, форме и величине, не торопитесь вводить разнообразие форм, цвета, величин. Количество сортируемых предметов должно возрастать постепенно.

    Сначала надо научить отличать предметы одного цвета от предметов другого цвета, например, развезти на машине по разным углам комнаты красные и синие кубики или разложить по разным коробочкам (помочь маме) белые и черные пуговицы. Постепенно количество предметов, окрашенных в разные цвета, необходимо увеличить. Например, предложите ребенку подобрать банты к соответствующему платью, ленты к шарам и т.п.

    Затем научите ребенка сличать и сортировать предметы по форме, например, отделить шайбочки от болтиков или нарезанные из картона кружочки от крестиков. Если ребенок свободно сличает и различает 2-3 формы, например, ромб, круг, квадрат, предложите ему поиграть в ящик с прорезями разной формы и фигурами, подходящими к этим прорезям.

    Научите сличать предметы по величине, например, помочь маме разложить столовые и чайные ложки, а затем столовые, чайные и десертные. Предварительно вымыв монетки, можно предложить сделать стопки из различных монет.

    К перечисленным выше играм добавьте игры на сличение парных картинок (лото), предложите сличить цветные картинки с их контурным изображением.

  7. Учите детей возводить по образцу постройки их кубиков, палочек или деталей. Образец должен находиться у ребенка перед глазами: "Построй такой же домик, какой построил я", - говорит взрослый. Или: "Посмотри внимательно и разложи палочки (кубики, мозаику) так, как положила их я", - говорит мама. Для проведения таких занятий надо иметь два комплекта кубиков, деталей, палочек и т.п. Одним пользуется ребенок, другим - взрослый.

    Необходимо начинать группировать предметы с минимального количества (двух-трех), а затем постепенно увеличивать их. Из 2-3 кубиков можно предложить построить "башню" или "поезд". Из 4 и более кубиков получаются довольно сложные постройки: "дом", "ворота", "гагаж" и др. Сделанные постройки включайте в игру: на "стул" посадите куклу, покормите ее; в "гараж" поставьте машину и т.д.

    Аналогично кубикам можно использовать другие предметы. Например, научите детей выкладывать из палочек узоры. Предлагайте сначала сочетать малое количество элементов (не более 2-3): две палочки, например, можно располагать следующим образом: II, Х, Т, =. Из трех палочек можно создать более сложную композицию.

  8. Регулярно проводите занятия по обучению ребенка составлению целых предметов из их частей. Если нет возможности провести "починку" или "сборку" игрушек, можно заменить их картинками с изображением животных или знакомых предметов. Наклеенную на картон картинку сначала разрежьте на две равные половины по горизонтали или вертикали. Если ребенок после показа легко составляет из двух частей целое изображение, то попробуйте предложить ему сложить разрезанную картинку из трех, а затем четырех частей. С особым удовольствием ребенок подберет хвосты животным.

    Примечание: нормально развивающиеся 3-летние дети свободно складывают разрезные картинки из двух-трех частей, а 5-6-летние - из шести и более частей. Из разрозненных разрезанных на части и перемешанных между собой карточек дети соберут изображения животных, предметов, людей и др.

  9. Учите ребенка классифицировать предметы по их назначению. Разложив перед малышом предметные картинки, попросите сначала показать то, на чем ездят: "покажи машину", затем попросите отобрать все то, что надевают на себя, что едят и др. Рекомендуемые группировки предметов: 1) одежда; 2) мебель; 3) посуда; 4) транспорт; 5) игрушки; 6) обувь.

    Для группировки предметов по их назначению хорошо использовать "Лото на четырех языках".

  10. Если дети свободно сличают и сортируют предметы по цвету, форме, величине, умеют складывать разрезные (новые) картинки из трех и более частей, умеют группировать предметы по назначению и виду, научите их выстраивать предметы по росту. Например, поставить по росту 5-6 матрешек или разложить по убывающей (возрастающей) палочки разной длины, по величине кружочки и др. В заключение предложите вставить одну из матрешек в сомкнутый ряд, выстроенный по росту.

Литература:

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.



Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2007 гг.

В избранное