← Июль 2007 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
||
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.gold-child.ru
Открыта:
12-04-2005
Статистика
0 за неделю
"Папам и мамам об особых детках"
Здравствуйте, дорогие друзья!Сегодня Вы можете прочитать:
Роль детско-родительских отношении в формировании психосоматической болезни.Мысли, которыми доктор медицинских наук, профессор МГПУ Даирова Р. А. и канд.мед. наук, ведущий научный сотрудник НИИСО МГПУ Лисачев О.Ю. из Москвы делятся с нами, очень созвучны тому, о чем говорилось в этой рассылке на протяжении этих двух с небольшим лет. "И здоровье, и болезнь - это результат межличностных отношений, связей, складывающихся у детей со взрослыми, и у взрослых с детьми." Ф. Дальто. Болезнь – это психический конфликт. Когда человек не может выразить этот конфликт словами или чувствами, тогда берет слово болезнь, т.е. язык тела. Большая роль в возникновении болезни отводится ранним отношениям ребенка с матерью, особым типам привязанности. Работая более 25 лет классическим педиатром, перепробовав множество медикаментозных методов лечения больных детей, написав 2 диссертации по причинам и лечению болезни, я задумалась - почему ребенок продолжает болеть, несмотря на подобранное адекватное лечение? И приходят в голову слова Гиппократа "Лечить надо не болезнь, а больного". Больного, как целостную структуру, не расщепляя его на тело и душу (психику)! Но как одновременно лечить и тело и душу? Этот вопрос оказался самым сложным. Потому что современная медицина, делает акцент на медикаментозную терапию и совсем немного на исцеление души. Хотя на приеме с больным во время беседы, врач обращается и к психике больного, существуют ведь мнение, что если больному после беседы с врачом не становиться лучше, то врачу стоит задуматься, а правильно ли он выбрал профессию? Мы с группой научных сотрудников- практиков, изучали раннее развитие ребенка, особенности детско-родительских отношений, начиная с периода беременности и до сформирования болезни. Выявили особенности отношения матери и ребенка у детей, больными соматическими болезнями. В формировании болезни играют роль отношения родителей к рождению данного ребенка, первые минуту общения матери с ребенком, первое прикладывание к груди, первые ощущения, состояние матери после родов и многое-многое другое. Насколько (особенно первые три месяца жизни) складываются отношения ребенка с матерью и матери с ребенком и как эти отношения будут развиваться в дальнейшем, будет зависеть дальнейшая судьба ребенка. Так как в дальнейшем большая психическая работа проходит у ребенка по разделению с мамой. Это основная проблема (разделения), которая играет роль в формировании симптома болезни. Хочу еще сказать, что в каждом случае болезни, причины разные, но универсально одно, что имеется конфликт между желанием ребенка и непониманием его желании окружающих. Это абсолютно не означает, что окружающие совсем не понимают ребенка. Иногда для некоторых детей достаточно одного случая в жизни, чтобы он запомнил его на всю жизнь. Если вам будет интересно об этом узнать, то вы можете задавать вопросы, и мы попытаемся ответить на них. В исключительных случаях можно проконсультироваться у нас. Тел. Для связи 132-74-58, Даирова Раиса Алтаевна. Доктор медицинских наук, профессор МГПУ Даирова Р. А., Канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник НИИСО МГПУ Лисачев О.Ю. г. Москва. Практические рекомендации по физическому воспитанию при детском церебральном параличеЕще одна статья про ДЦП. Сегодня - практические рекомендации по лечебной физкультуре. Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела [1]. С одной стороны, нет способа лечения, дающего возможность восстановить поврежденный мозг. Однако, если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Руководитель, тщательно проанализировав особенности двигательной среды каждого больного церебральным параличом, должен составить программу, дающую возможность стимулировать двигательные функции. При составлении комплексов упражнений надо быть внимательным к больным с церебральным параличом (спастической диплегией или в атонической форме), так как выполняемые ими упражнения требуют большей активности, чем непроизвольные мышечные движения. У больных с церебральным параличом отмечается недостаток силы восприятия, и его можно устранить в какой-то степени посредством реализации программы упражнений. Дефекты восприятия в основном восполняются программой упражнений для развития зрительных и тактильных ощущений. Программа коррекционной работы направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений. Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются:
Приводим способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:
Больные с церебральным параличом могут развивать мышечную силу посредством выполнения упражнений с постепенно увеличивающейся интенсивностью. Если не проводить таких тренировок, то потенциальные двигательные возможности останутся нереализованными. Е.И. Левандо (1972), отстаивая позиции функциональной тренировки всех систем организма, указывает на то, что "основными недостатками лечебной гимнастики при церебральном параличе являются недооценка принципа общей тренировки и сведение всей гимнастики только к специальной". Специальная физкультура путем использования ограниченных упражнений для больных церебральным параличом, которые не могли освоить основные функциональные движения, должна обеспечить возможность наибольшего развития их физической силы. C. Laskas (1985) предлагает способ восстановления нервных путей, содержащий два предварительных условия.
При участии больных с церебральным параличом в спортивных играх необходимо применять игры, соответствующие их двигатель ной силе, или упрощать правила общеизвестных игр и условия их проведения. Например, если больные с церебральным параличом играют в футбол, следует отрегулировать величину ворот или расставить детей на местах игрового поля, где требуется меньше движений. Многие виды спорта предъявляют различные требования к степени двигательной активности, поэтому следует пересмотреть правила и используемый инвентарь. Важно тщательно учитывать индивидуальную двигательную активность каждого больного с церебральным параличом. Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича: спастической диплегии, атонической и астатической формах - отличаются своеобразием. Если при спастической диплегии сравнительно легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническая форма выдвигает несколько другую проблему. Больные с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на поддержание равновесия. Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха - варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений. Важны также порядок и степень трудности упражнений. Программа упражнений с постепенным возрастанием степени сложности дает возможность выбрать движения, соответствующие силе больного ребенка. Для выполнения на первой стадии занятий, в начальных классах школы, предусмотрены ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки, броски, удары ногой, прием мяча и др. В средних классах школы в программу занятий по физической культуре входят движения, дающие возможность оптимально разработать физическую силу. В старших классах предусматривается овладение техникой разных видов спорта, эффективно поддерживающих достаточный уровень развития силы: ручного мяча, стрельбы из лука, бадминтона, плавания, гольфа, а также вольные упражнения. Это дает возможность встречаться со многими людьми, расширять социальные контакты и по окончании школы с пользой проводить свободное время. Больным с церебральным параличом после выпуска из школы должна быть предоставлена возможность продолжить освоение техники того или иного вида спорта, так как людям с затруднением в движениях для освоения техники требуется больше времени, чем всем остальным. С 1978 г. проводятся спортивные состязания по таким видам спорта, как кегли, бильярд, настольный теннис, стрельба из лука, поднятие штанги, плавание, велосипедный спорт, слалом на колясках, позволяющим больным с церебральным параличом соревноваться и участвовать в общественной жизни. Функциональные возможности каждого участника состязаний уравниваются [4]. Литература
Ли Ю Сан Московский педагогический государственный университет У моего ребенка олигофрения.Опыт мамы с комментариями специалистаЭту тему на форуме http://gold-child.ru/forum/index.php?showtopic=360&pid=2213&st=0entry2213 "Города Золотого" открыла Аленушка. Иногда я сама удивляюсь: это сколько надо веры в свои силы и мужества, чтобы вот так искать и, главное, работать не покладая рук без какой-либо надежды на результат… Конечно, многое созвучно в этом рассказе практикам в ЦЛП и у Алексея Ивановича Бороздина. И, все же, давайте порадуемся открытиям и наших героев: они до всего дошли своим умом в Петровске-Забайкальском Читинской области, что само по себе – уже подвиг во имя ребенка. Итак, читаем историю Валеры и его мамы. У моего ребенка- олигофрения. Я знаю, есть диагнозы хуже, но это меня не утешает. Сейчас ему 15 лет. В 2000 году, когда установили инвалидность, обучение ему не дали. Сказали - НЕОБУЧАЕМ. Два года мы ездили на МСЭ, а на третий год я взяла то, что было у нас – буквы, которые печатал Валера, его рисунки, и отправилась на МПК. Стала просить: "ну, ведь может". "Попробуйте",-сказали нам, - "но обучение на дому ,индивидуальное". Это было что-то… Я была рада! Только что мне подтвердили, почти подтвердили, что не все так безнадежно. Мне разрешили самой обучать сына - я учитель начальных классов, да и было бы смешно - дали всего 4 учебных часа в неделю. Я смогу больше, каждый день понемногу!Трудности начались почти сразу - учебников коррекционных не было …В гороно сказали – нет ничего. Букварь для школ 8 вида прислала мне одногруппница с Находки, математику, ну мне и этого было достаточно. Главное - мой завуч, которому я отчитывалась каждую четверть, настолько поняла ! Итак, за 4 года мы прошли 1 класс. Ура! Я сейчас порылась в своих бумагах и нашла характеристику, почти отчет о первом годе обучения Валерия, которую я предоставила на МПК и в школу. И я думаю , там есть многое . Итак –то ли характеристика ,то ли отчет о проделанной работе. Слишком уж я там расписалась. За 1 ОКТЯБРЯ 2002 г. по 21 марта 2003. ВАЛЕРЕ- 10 лет. Начал обучение с 1 октября 2002 года. Обучение проводится индивидуально на дому, по программе вспомогательной школы- спец. коррекционного образования с трудовой подготовкой.4 часа в неделю. Ребенок, к моменту обучения, пытался писать некоторые буквы, рисовал, считал до 10, иногда ошибаясь. Ознакомясь со " Стандартом образования и особенностями его реализации в школе для детей с нарушениями интеллекта" Бгажниковой, было решено обучать ребенка по индивидуально составленной программе, которая включает в себя материал 0 и 1 классов 2 уровня вспомогательной школы. Основной упор был на такие предметы :
А также вводились занятия по внеклассному чтению ,проводились беседы с ребенком с целью его социальной адаптации. Выявились также некоторые нарушения речи ребенка. Валера проявляет интерес к обучению, но до конца значимости в этом не осознает .Пока это для него, как игра .Мальчик приветлив, вежлив, коммуникабелен, вместе с тем бывают периоды раздражительности, некоторой возбужденности, порою неусидчивости, Внимание рассеянное. Домашнее задание выполняет с готовностью. В этом отношении – ответственен. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. За период 1 октября2002 по 21 марта 2003 года. Были изучены 13 букв: А, У, И, Ы, Э, О, Н, П, Т, К, Б, М, Х. Вначале процесс шел легко, но по мере включения согласных -усложнялся. Мальчику стало трудно ,поэтому изучение букв, слогов, слов было решено проводить в несколько занятий, а потом временами возвращаться и возвращаться к изученному.Буквы запоминает неплохо. Слоги в группах читает хорошо, слоги в словах, порою, с трудом. Он как бы не узнает их отдельно, "в других местах" ,так скажем .Хотя, бывает, что читает неплохо. Возможно, это зависит от состояния его здоровья, его основного заболевания. Часто бывает рассеян ,постоянно приходиться его настраивать, стимулировать, заинтересовывать. Мальчик неплохо заучивает четверостишия, стишки из раздела-"Пальчиковая гимнастика." В процессе чтения путает некоторые буквы .Для него сложно определить на слух ,есть та или иная буква – звук в слове. Но, тем не менее, успехи в чтении прослеживаются. Ребенок может прочесть, к примеру, такие слова: Нина, Анна, папа, мама, мох, кот, муха, нитки, танки, окуни, Никита… Конечно, по слогам. Какие-то с успехом, какие-то с трудом. Читает с желанием ,если его заинтересовать. Полегче Валере дается ПИСЬМО, хотя, он не всегда может прочесть написанное .Здесь он отличается усердием, достаточно аккуратен. Хорошо переписывает с написанного, делает успехи, переписывая с печатного текста. Учится писать буквы легко, хорошо соблюдая строку. Пишет хорошо под диктовку буквы и прописные и строчные. Слоги – с ошибками, но в общем, неплохо. Может попытаться написать по памяти слова, которые ему запомнились. Иногда, работы выполнены небрежно, из-за того что Валера торопится или возбужден. МАТЕМАТИКА. Путает понятия длинный - короткий, высокий – низкий, глубокий –мелкий, близко - далеко. Некоторые понятия до конца не усвоены, поэтому, время от времени, к ним приходится возвращаться. Плохо ориентируется во времени, путает понятия времена года и время суток. К изучению цифр только приступили – пока изучена цифра 1. Считает до 10. Пишет некоторые цифры, но назвать какая это цифра еще не может. Может выполнить просьбу - Принеси 5 карандашей и т.п. Хорошо усвоил геометрические фигуры, понятие- большой - маленький, толстый - тонкий, много - мало, вверху – внизу, тяжелый - легкий, рядом, под, в, над…Хорошо складывает пазлы. Валера любознателен, нетерпелив, стремится узнать новое, хотя, кое-что из узнанного и забывает или путает. ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА. Трудолюбив, усерден, хорошо лепит, делал игрушки на елку, умеет забивать гвозди, делает аппликации под руководством учителя. В домашней обстановке умеет: мыть посуду, мести полы, застелить постель, носить дрова, укладывает их. Любит наводить везде порядок: в доме и во дворе. Вынослив, физически долго не устает. В процессе занятий были введены занятия по внеклассному чтению, читались в основном русские народные сказки – "Колобок", "Репка", " Теремок" и другие. Стал проявлять интерес к слушанию сказок, усидчив, чего ранее не наблюдалось. Слушает внимательно. Пересказывает с трудом, речь непоследовательная. Вообще, речь Валеры иногда тороплива и потому непонятна. Он "проглатывает" некоторые слоги и буквы. В процессе работы над этим речь стала более ясна, понятна. Пополнился словарный запас. Появились новые обороты "конечно", "обязательно" и другие . Речь сопровождается соответствующей интонацией. Валера в начале занятий был неусидчив, быстро уставал. В настоящее время одно занятие длится от 20т до 30 минут. Во время недомоганий занятия имеют щадящий характер ,во время болезни – исключаются. Попытка введения оценок не имела успеха, хотя оценки и практикуются, особенно по письму, математике в целях подготовке к оценкам вообще. Лучше всего Валера реагирует на похвалу, поощрение: картинка, конфетка, игрушка…смысл самих оценок мальчик не осознает .Лучше слово "молодец",чем цифра или какой-либо символ. Валера любит рассматривать книги, очень любит рисовать и складывать пазлы. В целом ребенок обучению по данной программе поддается. Это был мой отчет – характеристика после первого года обучения Валеры . Комментарием к этому рассказу Аленушки – небольшая статья Н.С. Жуковой и Е.М. Мастюковой "Если ваш ребенок отстает в развитии" С ЧЕГО НАЧАТЬ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ, ОТСТАЮЩЕМУ В РАЗВИТИИ: ОТ ИГРЫ К ЗАНЯТИЯМ Постепенно в игры с ребенком необходимо включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Для этого надо развивать умение правильно воспринимать, сличать и сортировать предметы по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности. Важно также начать формировать умение терпеливо выполнять постройки по образцу, развивать подражание и запоминание. Такие игры-занятия следует проводить регулярно, желательно ежедневно и лучше 2 раза в день. Их продолжительность может быть самой разнообразной: от 2-3 мин в первые дни занятий до 20-30 мин с детьми более старшего возраста, которые сумели приобрести необходимую "умственную работоспособность". Чем продолжительнее урок, тем больше разнообразных упражнений надо в него включать. Задания располагайте по степени трудности их выполнения детьми.
Литература: Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.
|
В избранное | ||