← Май 2007 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
10
|
11
|
12
|
||
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
29
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.gold-child.ru
Открыта:
12-04-2005
Статистика
0 за неделю
"Папам и мамам об особых детках"
Здравствуйте, дорогие друзья!Сегодня Вы можете прочитать:
Центр Образования РОСТПРОГРАММА-ПРИГЛАШЕНИЕКонференция:"Интегрированное обучение: теория и практика"1 июня 2007 годаСанкт-Петербург, ул. Лужская, дом 4, корпус 3.Организаторы: Центр Образования РОСТ при поддержке: НПО Азимут при участии: РГПУ им. А.И. Герцена, СПб НИИ ЛОР, ассоциации родителей детей-инвалидов АРДИС, Института Раннего Вмешательства, ГАОРДИ и др. Цель конференции:
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ1 июня 2007 года, пятница 9.30-10.30 Регистрация участников конференции, ознакомление с выставкой современных дидактических и методических пособий 10.30-11.00 Открытие Конференции 10.30 - 10.45 Приветственное слово Генерального директора Центра Образования РОСТ Климакиной И.Г. 10.45 - 11.00 Вступительное слово директора Центра Интегрированного Обучения Зонтовой О.В. 11.00 - 14.00 Теоретическая часть Научно-практические доклады. Предлагаются для рассмотрения следующие темы:
интегрированное обучение в России и за рубежом 14.00 - 15.00 кофе-брейк 15.00 - 18.00 Практическая часть: 15.00 – 17.00 Мастер-классы
17.00-18.00 Завершение конференции
Для получения дополнительной информации обращайтесь: Директор – Зонтова Ольга Викторовна e-mail: ozontova@yandex.ru Тел., 8-905 284 37 78; (812) 9454090 Адрес Центра: Санкт-Петербург, ул.Лужская, дом 4, корпус 3. Обратная сторона дельфинотерапииМы столько уже об этом говорили, что создалось, возможно, впечатление о панацее. А панацеи нет и быть не может. Кроме того, небрежное обращение с природой нас и наших детей может больно ранить. Об этом и пишет автор статьи,которую сегодня помещаю в рассылку. Люди, как и другие живые существа хотят жить. Это естественно и прекрасно. Люди растят детей — и хотят чтобы их дети росли здоровыми. Тоже вполне естественное желание, особенно для матерей, которые в самом начале новой жизни связаны с ней в наипрямейшем смысле слова, общим кровообращением, а позже долгие-долгие годы обучают своих детей, оберегают их от бед... Дельфинихи точно так же как люди — носят в себе будущую жизнь, а потом долгие-долгие годы защищают своего новорожденного от опасностей внешнего мира, учат жить в море, общаться с сородичами и совсем чужими пришельцами... Иногда маленький дельфиненок умирает — и тогда мать может больше суток носить его тельце с собой, то ли пытаясь вернуть к жизни, то ли просто не в силах расстаться с неслучившимся будущим... Это НЕ автоматическая реакция — дельфины знают друг друга лично и индивидуально, обладают долговременной памятью (в этом убедились и те, кто плавал с вольными дельфинами и те, кто так или иначе соприкоснулся с невольными... если в первом случае реакция узнавания выражалась в предпочтении конкретного человека как партнера-в-игре-по-имени-жизнь, то в неволе дельфин четко помнил, от кого ему было плохо....), их эмоциональная жизнь может служить нагляднейшей иллюстрацией к высказыванию "животные МЫСЛЯТ эмоциями". Логическое (а-ля человек) мышление они тоже используют, по необходимости. Дельфины оказались способны разобраться в лингвистических конструкциях искусственного языка-посредника (в неволе) или же разобраться в отношениях между ученой и ее практикантами, в море... Большинство людей нашли бы первую, а особенно вторую задачу весьма непростыми... Это с учетом богатейшей базы знаний человечества, которая копилась по крупицам тысячи и десятки тысяч лет... Дельфины же смогли вплыть в тему за время, меньшее чем одно поколение! И все же, чистая "вычислительная" логика слишком прямолинейна для сложнейшего живого мира — дельфины ощущают его так, как это необходимо для их жизни — непосредственно и остро. Так что для матери-дельфинихи потерять сына или дочь — ОЧЕНЬ болезненно. А теперь представьте, как мать, ее сыновей, сестер, дочерей (и возможно более старших дельфинов, которые не все время живут в этом сообществе) окружают в одно страшное утро сетью. Тех, кто не запутался в сети намертво — вытащат из воды и повезут в дельфинарий... В большинстве случаев заберут молодых — они легче... А дельфинихи-матери будут тут же, возможно сражаясь за своих детей, возможно просто в шоке ожидая развития событий... Однажды, родственники дельфина, которого увозили в неволю так и плыли за лодкой... Смотря в глаза людям. Один человек не забыл этот взгляд до сих пор — хотя прошло уже около 25 лет... Doug Cartlidge, простите Дуг, я не могу перевести вашу фамилию корректно... Этот Человек работает очень интенсивно, как врач, как защитник дельфинов, как эксперт... И при всем при том, он ЛИЧНО просит тех, кто оказался рядом с невольными дельфинами — посмотреть на ситуацию с дельфиньей стороны. Теми глазами, что во многих случаях помнят пленение и смерть близких... Ок, но ведь не все дельфины мира попали в дельфинарий таким путем? Нет, не все... некоторые — куда более кровавым... Желающие посмотреть каким именно — Google в помощь, по ключевым словами "Japan, drive hunts, dolphin, captivity". Еще иногда дельфинов, выбросившихся на берег, в дельфинарии лечат... только вот "платой" за лечение это будет вся жизнь дельфина, целиком, до самого конца. Я знал дельфиниху, Дину... Только один раз она подошла ко мне "по своей воле". Говорят, на дельфинотерапии она вела себя так же... Одна неудачная беременность, постоянные проблемы со здоровьем... В конце-концов она снова оказалась в море — только вот в ее состоянии помочь ей могло только чудо... Вы еще верите в доброту "спасателей" от дельфинария? Я — нет. А вот другой мой личный случай... Дельфиниха, Даша... и ее родившийся в неволе Малыш. Передставьте себе ребенка, у которого отняли детство... Дельфиненок действительно "исследует свое окружение" — только вот много ли наисследуешь в пустом бассейне? Такое "исследование" закончилось в Москве для маленького дельфиненка плачевно — он запутался в сети и утонул. Я видел, как дельфиненок взлетает в воздух — возможно это была им же инициирования игра, взлетать с помощью более сильных дельфинов (матери-Даши и тетки-Музы... кажется, последняя его и запускала ...) — только вот приземлится он мог уже на твердый пол... Инцидент такого рода (со смертельным для того дельфиненка исходом.... умер он не сразу...) был в 2006-ом году, в одном из зарубежных зоо. В любом случае, даже переживший свой первый год в неволе дельфин обречен на совершенно неестественный образ жизни, грозящий опасностями, от которых не скрыться (перевозки, неадекватная по химическому составу вода, стресс от тренировок, невозможность выбирать социальное окружение... это в добавок к опустошенному детству, приз за взрослость...). Среди всего прочего, такого дельфина могут использовать для дельфинотерапии... Да, возможно это существо действительно способно понять и как-то повлиять на больного ребенка — лучше, чем это сделали бы люди. Потому что они оба — несчастные. Только несчастье невольного дельфина было заранее спланировано, и из него обязательно извлекут прибыль... Легко быть гуманистом на бумаге — сложнее на деле... Вот, совсем свежее воспоминание: встретился я с одной девушкой, она побывала в дельфинарии, ну и ей в душу дельфины да белухи заплыли... В общем она с сестрой и ее дочерью (своей племянницей) пошли с дельфинами плавать... Поплавали. Довольно необычно для подобного рода "плаваний с невольными". Явно уставшие от очередного вала воскресных представлений дельфины все же поплавали с этой компанией, поиграли с девочкой... А у девочки — порок сердца оказывается был... Т.е. он никуда не исчез, но все же возможно попытка этого детского общения с абсолютно чужим существом что-то да изменит к лучшему... в человеке. Дельфины мне ближе, чем люди — но переступать через кого-то живого совсем не приятно.... Этот случай позволяет присмотреться к дельфинотерапии, и понять как же ее можно расширить в другую сторону — на дельфинов. Что такое обычная дельфинотерапия? Ребенок и дельфин находятся в одном водном пространстве... Хм. Опа... Вода в дельфинарии может быть слишком холодной для человека — это в Спб так... так что тут вся дельфинотерапия вырождается в очередное "вытаскиваем на помост дельфинов и организуем какой-нибудь шум". Маленький теплый бассейн? Ага, с полуработающими очистными сооружениями... Даже если водоочистка нормальная — дельфины НЕ любят (читай: не выносят) маленьких пространств. Очень вероятно излишне нервное поведение невольного "врача"... Это можно сдерживать, но не вечно... В конце концов, вполне "терапевтическое" для дельфина воздействие может оказатся "слегка через бортик", т.е. излишне сильным... Причем, без всякого злого умысла со стороны дельфина... Дельфинихи. Человеческие дети со своей стороны тоже могут бояться непонятного зубастого существа. А могут и причинить ему вред, боль — просто по незнанию... или из страха. Вольеры в море? Ага, 5*5=25м2 — причем в прибрежной зоне скапливаются все отходы с ближайшего слива городской канализации... Среда опасная как для дельфина, так и для человека...Если дельфин (или, что более вероятно, дельфиниха) не могут сами выбрать способ, время воздействия, пациента, если все что от них требуется — быть громадной пищащей игрушкой — то о какой особой дельфинотерапии может идти речь? Если для "врача" — пациент всего лишь условный стимул, на который надо (потому что тренер так приказал) реагировать? Да, мой случай не подпадает под эту категорию — но только потому, что никакой официальной дельфинотерапией тут и не пахло! Невольный дельфин может помочь человеку — если человек поможет невольному дельфину! Во-первых — время... У дельфинов должно быть время "для себя", а НЕ так, чтобы после 4 представлений — 3 сеанса "плавания-с". У людей должно быть время присмотреться к поведению дельфинов, достаточно времени, чтобы найти момент, когда к ним присоединиться, и когда уйти. У дельфинов ОБЯЗАТЕЛЬНО должно быть пространство, где они могут плавать не опасаясь вторжения людей. Играть — по правилам дельфинов, ни в коем случае не пытаясь заставить их что-то делать (типа заставить дельфина прыгать "к руке". Это только поощряет "зацикливание", да вносит нервозность "обманутого ожидания". Такого "командира дельфинов" вообще нельзя допускать до бассейна...). Можно [и даже нужно, с учетом бедности окружающей обстановки] делать что-то необычное (моя новая знакомая например пела белухам), но внимательно смотреть на дельфинов — не все что кажется человеку хорошим, будет таковым для дельфина! Не бойтесь требовать элементарных условий для дельфинов! Знания и любовь — сила, которая при достаточном количестве своих носителей-людей способна сделать чудо — вытащить помаленьку дельфинов из той ямы, в которую их погребли заживо... А живые в полном смысле этого слова дельфины — способны совершить и второе чудо — помочь детям... Правда, это будет уже другая история — вольная... Рандрианасулу Андрей Эмилианович (г. Санкт-Петербург). Чтобы состояться в жизни...5 мая в России отмечается День борьбы за права инвалидов. Сегодня в России насчитывается более 14 миллионов людей с ограниченными возможностями. Это одна из самых слабозащищенных категорий населения. Каждый человек хочет прожить свою жизнь достойно, заниматься любимым делом, он хочет, прежде всего, состояться. Такую мысль всегда внушали мне мои родители Антонина Александровна и Альфред Николаевич. Молодые инженеры, они в далеком 59-ом не растерялись, не сломались после рождения сына с детским церебральным параличом (ДЦП). Папа все время таскал меня на природу, мама сразу начала изучать медицину. В возрасте полугода стала делать мне массаж, доставала где-то дефицитные и дорогущие лекарства. Однако о таблетках вскоре пришлось забыть, да и учебе в школе они мешали. Зарплаты моих родителей тогда еле-еле хватало не еду. О бесплатных медикаментах для детей-инвалидов в ту пору никто и не говорил, пособия нам начинали платить лишь в 16 лет, и то мизерные. Нам государство ничего не обещало, и мы от него ничего не ждали. Жили отдельно и тихо, не соприкасаясь с ним. У меня, кажется, и не было особых проблем в подростковом возрасте, что я не такой как все. Сам выходил во двор, мне помогали дойти до лавочки, подсаживали на качели-карусели. А если кто-то начинал дразниться, быстро объясняли, почему этого нельзя делать. Я там был своим. Чудесная ситуация для ребенка-инвалида, у которого есть теплый дом, любящие родители. Нам, инвалидам, видимо, лучше всегда оставаться детьми и никогда не задаваться взрослыми вопросами. Если бы только не старели наши близкие, если бы не изменялся мир вокруг... От слов до дела... Сегодня власти много чего обещают людям с ограниченными возможностями. Однако получить с них обещанное и принадлежащее нам по праву - ой, как не просто! Чего стоит недавняя вакханалия вокруг лекарств? Когда из-за простой несогласованности действий двух-трех мелких чиновников тысячи инвалидов и пенсионеров были вынуждены томиться в аптечных очередях, а некоторые из стоявших умирали прямо в аптеке - в учреждении, где должны, наоборот, спасать. Часто результаты нашего "поиска правды" в чиновничьих кабинетах не оправдывают затраченных на них усилий. Чтобы, например, получить материальную помощь в размере ста рублей, нужно обойти три инстанции: в ЖЭКе и Пенсионном фонде взять справки, отнести их в районное отделение соцзащиты вместе с заявлением о матпомощи. Если же нуждаешься в более крупной сумме или живешь не один, а в семье, справок надо собрать еще больше. Власти продолжают потихоньку внедрять в России устаревшую систему соцобслуживания, при которой человек с теми или иными проблемами здоровья является лишь предлогом для существования соцслужб. Подобная система была на Западе создана лет 50 назад, когда число инвалидов там резко возросло после Второй мировой войны. Однако тогда в Западной Европе и США на одного получателя пособия приходилось примерно 5-7 работающих, т.е. налогоплательщиков. Госбюджеты западных стран собирали неплохие средства и могли себе позволить содержать пенсионеров и людей с ограниченными возможностями. Нашей стране такая ситуация не грозит в самых радужных снах! У нас на одного получателя пособия приходится, дай Бог, если два работника, и то с "серой" зарплатой. И больше в обозримом будущем вряд ли станет. За рубежом давно отказались от желания решить все проблемы нашего брата только за счет госбюджета. Там для решения проблем инвалидов активно привлекают к данным мероприятиям и средства спонсоров, конечно, гарантируя им определенные налоговые льготы. Я далек от мысли, что о данных схемах не знают наши законодатели или чиновники. Тогда почему они не примут строгий, но четкий Закон о спонсорстве и меценатстве? Ведь, чтобы спасти чью-то жизнь, деньги могут понадобиться порой в считанные дни, а то и часы. Судьба инвалидов в нынешней России, увы, мало кого волнует кроме них самих. А происходит это из-за непонимания наших проблем окружающими, их нежелания вникать в наши трудности. Тут, по-моему, больше простой боязни людей чего-то неведомого, страха "утонуть" в бедах другого. Ведь у нас до сих пор нет четкой программы реабилитации инвалидов, нашей полноценной интеграции в общество. Нет стройной, понятной системы стимулирования для тех, кто рядом с нами: наших близких, врачей и соцработников. Для тех, кто помогает нам встать на ноги в прямом и в переносном смысле. Чиновничьи парадоксы Чтобы найти нехитрую, копеечную работу, нужно получить Трудовую рекомендацию Медико-социальной экспертизы (МСЭ). При этом существует большая вероятность того, что МСЭ срежет тебе добрую половину пособия. То есть примерно ту сумму, которую ты рассчитывал получить за свою работу. Доходит до парадокса, я, к примеру, могу писать статьи и публиковать их в газетах, а получать за них гонорар не имею права без справки МСЭ. Ради гипотетических 100-200 рублей в месяц мне надо отказаться от полутора тысяч пенсии, т.е. в здравом уме и твердой памяти понизить группу инвалидности на медкомиссии. Очень мало российских инвалидов ищут работу через госструктуры. Кто-то из нас, в основном люди постарше, семейные, трудится нелегально, по чужим документам. А молодые даже с легкой степенью инвалидности и не думают работать. Их приучают наши чинуши просить и тупо требовать всего подряд. Сегодня сложилась довольно парадоксальная ситуация: тебе могут записать на МСЭ в Индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПРи) какие угодно хорошие и нужные рекомендации, но ответственных за их выполнение можно найти с великим трудом. Моя знакомая колясочница, получив ИПРи, добилась от родного ЖЭКа строительства пандуса у подъезда. Не стану писать про то, каких нервов это ей стоило. Замечу одно, что органы соцзащиты все время оставались только наблюдателями за данной ситуацией. Пандус женщине, в конце концов, сделали, но узкий, его ширина меньше расстояния между колесами коляски, и под углом градусов под 70, вместо 25! Пользоваться таким сооружением, разумеется, она не смогла. Теперь об него лишь спотыкаются соседи да поминают недобрыми словами мою знакомую. Она обзвонила всевозможные инстанции по несколько раз, просила переделать пандус или убрать его совсем. Ей отвечали, что деньги выделены только на его постройку. Самые чуткие советовали обратиться в суд и взыскать эту сумму. Ну, как колясочнице пойти в суд, если она не может самостоятельно выйти из дома? Как ей попасть в само здание суда? Значит, придется брать с собой нескольких помощников, отпрашивать их с работы минимум на полдня. Стоят ли эти жертвы 6-8 тысяч рублей? Именно такова себестоимость пандуса. Потерянные люди По Закону "О трудовых пенсиях" человеку с ограниченными возможностями, как и любому другому работнику, надо отработать не менее пяти лет, чтобы получить право на страховую часть пенсии и гипнотическую возможность повышать ее год от года. Не уверен, что государство сильно выиграет, от того что инвалид будет пять лет тупо клеить конверты, мастерить коробочки за копейки ради стажа. Но, если он потеряет веру в себя, даже призрачную возможность улучшить свое благосостояние, наше общество серьезно проиграет и морально, и материально. Поскольку чем больше таких потерянных людей, тем выше налоги. Налоги на каждого работающего в России. Так может, тяжелому инвалиду достаточно для страхового стажа отработать 6-12 месяцев или проучиться несколько лет в ВУЗе? Проблема не в наших болезнях или в том, что мы что-то не можем делать. Если вдуматься, редкий человек во всем дока! Беда в том, что если ты выпадаешь из общего ритма, тебя просто перестают воспринимать всерьез. Винить в этом окружающих, думаю, не стоит, да и вряд ли продуктивно. У них своих проблем куча. Многие искренне хотят нам помочь, но не знают как. Люди инстинктивно сторонятся нас. Нет у нас сейчас, к сожалению, мостика между нами и обычными людьми. Все чаще наши беседы между взрослыми инвалидами стали, увы, заканчиваться долгой, тяжелой паузой. Она повисает в воздухе пока кто-то из нас не задаст вопрос, мучающий всех давно: что будет дальше, когда не станет наших близких, когда некому будет помогать по дому? Неужели дом престарелых где-нибудь в дальнем районе области, казенная кровать и 4-разовое "сбалансированное" питание? А как же интересы, увлечения человека, его уникальный микромир?... Да, общество еще видит в инвалидах только объекты помощи и заботы. Оно по-прежнему не воспринимает нас как своих полноправных граждан. Игорь Глушенков, Самара, Россия Читатель сайта BBCRussian.com Адрес статьи на bbcrussian.com http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/hi/russian/talking_point/newsid_6624000/6624493.stm Дата и время публикации: 2007/05/05 01:32:29 GMT О роли музыки в развитии наших детейНа сайте Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения "НАШ ДОМ" - статья Татьяны Степановой о роли музыки в развитии наших детей. В ней мы обнаружим как рекомендации по организации таких уроков, так и предупреждения о негативных воздействиях определенной музыки на развитие ребенка. От души поздравляем коллег с этой публикацией. Статья расположена по адресу http://www.centre-our-home.org.ru/library/music/musical_program.htm Программа по музыке и музыкальному движениюРоль музыки в развитии детей, требующих особого душевного ухода. Значение музыки в воспитании любого человека трудно переоценить, а в работе с детьми, имеющими глубокие нарушения развития, занятия музыкой, музыкальным движением (ритмикой) приобретают особое, совершенно исключительное значение. Искусство вообще и музыка в частности должны занимать центральное место в лечебно-педагогическом процессе. Как сердце и легкие в человеческом организме, не зная усталости, ритмично работают всю его жизнь, так и музыка, наряду с другими искусствами, ритмично и постоянно пронизывает весь день ребенка в школе, способствуя непрерывному душевному дыханию его существа. Живой ритм, являющийся золотой серединой между хаосом и мертвой режимной сеткой, точкой неустойчивого равновесия, возникающей лишь благодаря непрерывному движению, это постоянно меняющееся повторение - и есть важнейшая основа здорового, гармоничного развития человека. Вот почему столько песен и стихов звучит в стенах нашей школы. С музыки (утренней песни, мелодии) начинается каждый школьный день, песня звучит перед едой, сопровождает кукольный спектакль (или другую театральную постановку), и заканчиваются занятия в школе прощальной вечерней песней. Стихи, ритмические упражнения, живые художественные образы сопровождают все занятия с детьми: от математики до ручного труда. Ни один праздник не обходится без музыки, танцев, пения. Но особое значение имеют регулярные уроки музыки и музыкального движения в каждом классе школы. Цели и задачи урока музыки. Требования к педагогу. Работая с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития, мы выделили основные задачи, стоящие перед учителем музыки Это: 1)гармонизация, уравновешивание душевного состояния детей (терапия); 2) социализация детей в группе; 3) стимуляция общего развития ребенка; 4) приобщение к шедеврам музыкального искусства. Разберем их отдельно. 1) Терапия. Терапевтический эффект музыки был замечен людьми очень давно. В Древней Греции музыкой лечили различные недуги. Позднее европейцы утратили древние знания об исцеляющем свойстве музыки и музыкального тона. Правда, в последние годы интерес к музыкальной терапии начинает в обществе пробуждаться вновь, ведь возможности музыки очень велики: она может успокоить или возбудить человека, уравновесить его дыхание, или, наоборот, спровоцировать душевное волнение. Музыка - сильное "лекарство", и использовать его нужно очень осторожно. Поэтому музыканту, работающему с больными детьми, необходимы глубокие знания психологии, лечебной педагогики, музыкальной терапии. Но самое главное - это чуткое отношение к детям, эмпатия - способность глубоко сопереживать состоянию ребенка. 2) Социальность, коммуникабельность. Хороводы, народные игры, пляски, песни - социальны по своей природе. В них обыгрываются на самом глубинном уровне различные ситуации взаимодействия людей. Ведь круг (хоровод) есть социум, и, находясь в кругу, человек действительно переживает себя членом этого социума. Хороводы, игры и танцы в кругу - все это приобщает человека к группе людей, что для особенного ребенка является большой проблемой. Народные танцы "стенка на стенку" (типа известных "Бояр") есть по сути двигательный диалог между двумя группами людей. Активное действие здесь ритмично чередуется с активным слушанием. В процессе таких занятий постепенно развивается способность к восприятию музыкального звука. Это очень важно для воспитания ребенка, поскольку только внимательный к звуку человек в состоянии услышать и понять обращенную к нему речь другого человека. Музыка дает возможность общаться с неговорящими детьми на "музыкальном языке" с помощью хорошо звучащих элементарных музыкальных инструментов. 3) Развитие. Каждый человек в своем развитии проходит стадии развития всего человечества. Для любого ребенка очень важно постепенно и последовательно проходить эти стадии, не перескакивая через ступени, но и не тормозя на них. Ребенок с нарушениями развития как бы застревает на определенных, сложных для него этапах. От лечебного педагога требуется особая внимательность, чтобы, настроившись на данного ребенка, душевно встретиться с ним и, как бы "взяв его за руку", помочь его дальнейшему развитию. А музыка может стать чуть ли не единственной областью такой душевной встречи с глубоко умственно отсталым человеком. Эмоционально затрагивая ребенка, музыка способствует как развитию речи, так и активизации и гармонизации его двигательной сферы. Даже парализованные дети, душевно отзываясь на плясовую мелодию, начинают активно и ритмично двигаться. У неговорящих детей появляется лепет в ответ на певучую мелодию. 4) Душевное "питание". Каждый живой человек, больной или здоровый, нуждается в пище, как телесной, так и душевной, и мы не имеем права отказывать в ней детям, имеющим серьезные нарушения развития. Но очень важно, чтобы "пища" эта была подлинной, а не суррогатом, поэтому музыка, звучащая на занятиях, должна быть прежде всего "живой", не электронной. Чем младше ребенок, чем тяжелее его нарушения, тем вреднее для него прослушивание музыки в записи. Доставляя удовольствие и не требуя от человека активной внутренней работы, она становится своеобразным наркотиком, тормозящим развитие личности. Чтобы приобщить детей к шедеврам музыкального искусства, последовательно знакомя их со стилями различных эпох, педагог-музыкант должен обладать глубокими знаниями истории музыки (в том числе и древней), так как звучащая на занятиях музыка должна соответствовать возрасту и развитию детей. А чтобы музыкально отзываться на различные душевные состояния детей, педагогу важно уметь импровизировать и сочинять музыку в различных стилях и жанрах. Владение голосом и различными инструментами, пусть не виртуозное, но тонкое и музыкальное, также совершенно необходимо в работе с особыми детьми. То есть педагог должен стать настоящим универсалом в своей области, и только тогда он сможет решить стоящие перед ним задачи, такие важные и непростые. Форма и содержание урока. Постоянство формы урока, привычный ритуал способствуют стабильности и созданию спокойной атмосферы на занятиях. Это особенно важно для эмоционально неустойчивых аутичных детей. Содержание же занятий постоянно меняется, музыкальный материал периодически обновляется в зависимости от времени года, предстоящих праздников, настроения и состояния детей. Последовательно сопровождая взрослеющего ребенка, постепенно "взрослеет" и сама музыка. От архаичных мелодий и ритмов в младших классах до современной серьезной музыки в старших. Музыкальные инструменты, на которых играют дети, - настоящие, хорошо звучащие. Они даются детям в том порядке, в каком они возникли в обществе. Качественная музыка, пусть элементарная, но не пошлая, простая, но не примитивная, качественный звук инструментов и качественное исполнение - все это необходимо в работе с детьми, требующими особого душевного ухода. Творческая свобода - необходимое условие работы настоящего музыканта, поэтому ни музыкальный материал, ни план ведения урока не может быть навязан извне. Но очень важно понимать, почему сделан тот или иной выбор. Мы можем лишь поделиться своим опытом и объяснить причины нашего выбора. В процессе работы с детьми, имеющими глубокие нарушения развития, мы ищем наиболее адекватную форму музыкальных занятий. Мы считаем целесообразным проводить объединенные занятия ритмики (музыкального движения) и музыки в каждом классе два раза в неделю. Причем очень важно начинать именно с двигательно-ритмической части, осознанно строить урок таки образом, чтобы от активности внешней, телесной прийти к внутренней душевной активности, от действия к восприятию. Именно таким образом можно добиться известной концентрации внимания у наших детей. Неизменное музыкальное приветствие и прощание обрамляют каждый урок, создавая привычный ритуал. Первая часть, двигательная, состоит из ритмических упражнений, хороводов, народных игр и танцев в кругу (в зависимости от возраста и ситуации). Вторая часть, "тихая", где дети сидят маленьким кругом, посвящена музицированию и, самое главное, внимательному слушанию, восприятию музыки. Каждая минута тишины, наполненной вниманием, поистине бесценна. Особенности музыкальных занятий в зависимости от возраста детей. 7-8 лет (1 класс). Дети младшего школьного возраста активны, подвижны, неустойчивы. Их внимание как бы растворено во внешнем мире, поэтому, создавая гармоничное, спокойное, мягкое окружение, мы можем способствовать уравновешиванию внутреннего состояния детей. Важнейшей задачей в это время является гармонизация дыхания ребенка, обретения некоторого баланса между вдохом и выдохом. Ритм дыхания и пульса в этом возрасте еще не достаточно уравновешены даже у здоровых детей. Обычно это происходит к 9-10 годам, а у наших воспитанников этого может не произойти никогда. Музыка непосредственно связана с дыханием человека и помогает его развитию, если сам музыкальный материал соответствует возрасту и состоянию ребенка. В этом возрасте дети нуждаются в сказочных образах, и нежные, ритмически свободные мелодии с большими паузами для вдоха помогают их возникновению. Такие мелодии, создающие воздушно-небесное сказочное настроение (настроение квинты) лучше всего рождаются в пентатонике - древнем ладу, построенном чистыми квинтами от ля первой октавы вверх и вниз. Дремлюще-мечтательное состояние души в этом возрасте целительно так же, как сон для маленького ребенка. Этому состоянию способствует тембр струнного щипкового инструмента, лиры или кантеле, настроенного в пентатонике. Пентатонический металлофон (медный или стальной), обладающий прозрачным небесным звуком, незаменим в волшебных сказках. Совсем другой характер у детских и древних народных песен, попевок-закличек из 1-3 звуков. Эти простые, но своеобразные и яркие песенки действуют пробуждающе, способствуя развитию двигательной активности детей. Фольклорные игры, хороводы помогают почувствовать собственное тело, освоить окружающее пространство, развить чувство движения. Пробуждает и собирает внимание звук блокфлейты сопрано (или пентатонической), а элементарные ударные (шумовые) инструменты усиливают переживание ритма в теле. 9-10 лет (2 класс). Работа с дыханием, простые ритмические упражнения остаются столь же актуальными в этом возрасте. Фольклор: игры, хороводы, пляски с пением так же, как и раньше, являются основой двигательно-ритмического развития, однако сами эти песни (народные, хороводные) становятся более сложными, мелодически богатыми. А в мелодиях для слушания (и пения) ощущается поиск точки опоры, "приземления" - тоники. Примеры таких мелодий - старинные народные песни в диатонических ладах (дорийском, ионийском и т.п.) как нельзя лучше соответствуют данному настроению. Подлинной духовной пищей являются древние церковные распевы: знаменный и григорианский. Именно в этом возрасте дети становятся готовыми к восприятию многоголосия. На занятиях звучат первые каноны - раунды. Плавные и текучие, они способствуют развитию координации движений. Появляется также остинатное сопровождение - бурдон. Замечательно звучащие бурдонные лиры фирмы "Хорой", отдельные тоны металлофона помогают нашим ученикам участвовать в коллективном музицировании. Кроме этих инструментов дети слушают звучание диатонической лиры (кантеле или гусли), скрипки (лучше барочной), флейты-сопрано (иногда альтовой). Ударные инструменты - медные тарелки среднего диаметра (16-20 дюймов), разновеликие треугольники, альтовый металлофон - неизменно присутствуют на уроках. Реже используются инструменты шумовые. 11-12 лет (3 класс). Многоголосие, многозвучие, ритмическая прихотливость, свойственная музыке эпохи барокко, хорошо соответствуют переживаемому в этом возрасте нестабильному душевному состоянию. Образно говоря, человеку в это время необходимо ощутить твердую почву под ногами. И барочная музыка этому помогает. Мелодия с помощью характерных кадансовых оборотов утверждается в ладу, сначала в мажоре, а потом и в миноре. Секвенции в мелодии способствуют глубокому освоению тональности, ритмический рисунок усложняется, становится более четким. Четырехдольный размер и квадратная фразировка также приводят к большей "приземленности", однако подвижная, богатая мелизмами мелодия уравновешивает данный процесс. Шестидольный размер, сочетающий в себе устойчивость двухдольного с плавностью трехдольного, тоже способствует гармонизации. Можно найти немало старинных песен и танцев в данном размере. В этом возрасте с детьми можно разучивать парные танцы, бальные и народные. Музыка эпохи барокко и раннего классицизма звучит на различных инструментах. Появляется теноровая флейта, виолончель, альтовая хроматическая лира, с этого времени можно использовать на занятиях фортепиано. 13-14 лет (4 класс). Очень непростой переходный возраст характеризуется нестабильностью, дисгармонией в эмоциональном состоянии. И музыка должна отвечать душевным волнениям, переживаемым молодым человеком в эти годы. Это чаще минорная музыка с хроматизмами в мелодии, модулирующая в различные тональности, ритмически более сложная. Синкопы, полиритмия, переменный размер пытаются разрушить устойчивость квадратной структуры. В этом возрасте работа с ритмом вообще должна доминировать на занятиях. Усложняется и гармония, в ней звучит всё больше диссонансов, требующих разрешения. Поздний классицизм и романтизм в музыке прекрасно отвечают взволнованному состоянию души подростка. Наряду с этим молодые люди чутко воспринимают авторскую песню под гитару, выражающую глубоко личные, субъективные переживания человека. Программные требования. В работе с детьми, имеющими глубокие и множественные нарушения развития, вопрос оценки качества усвоения программы всегда является большой проблемой. В нашей школе учатся дети, страдающие различными заболеваниями. Это - гидроцефалия, микроцефалия, эпилепсия, ДЦП, миопатия, синдром Дауна, нарушения зрения и слуха, туберозный склероз и другие органические нарушения; психические болезни: ранний детский аутизм, шизофрения, психозы и другие заболевания. Ни о каких единых требованиях к этим детям не может быть и речи. Особенно неуместными являются в нашем случае количественные оценки - баллы. Каждый больной ребенок требует сугубо индивидуального подхода. Поэтому нами разрабатывается форма индивидуальной карты, позволяющей отслеживать состояние здоровья и тенденции развития каждого ребенка. Учителю музыки, ритмики и музыкальному терапевту мы можем предложить следующую схему. Индивидуальная карта развития ребенка. Фамилия, имя ребенка; год рождения, основной диагноз. Рекомендации врача, психолога, лечебного педагога. 1.Общие наблюдения: первые впечатления, описание внешности. 2.Сфера движения: походка, осанка, особенности движения. 3.Эмоционально-волевая сфера: поведение в группе и на индивидуальных занятиях; контактность, эмоциональная отзывчивость. Способность концентрировать внимание. Особые проблемы. Музыкальные предпочтения. 4. Развитие мышления и речь. Особенности памяти. Тембр голоса и интонация. Освоение собственного голоса. Слух, внимание к звукам. 5. Игра на музыкальных инструментах: выбор инструмента, особенность звукоизвлечения, характер звука. Усвоение навыков игры. Узнавание тембров инструментов на слух. 6. Состояние здоровья. 7. Основная музыкально-терапевтическая задача. Перспектива развития. Результат. Карта подробно заполняется при первом знакомстве с ребенком. Далее периодически (каждую четверть) отслеживаются и кратко записываются все изменения, происходящие с ребенком. Т.К.Степанова
|
В избранное | ||