Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Папам и мамам об особых детках"


 

"Папам и мамам об особых детках"


Выпуск N 83

2007-04-01

Тираж: 2594 экз.


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!"


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Сайт рассылки:
Gold-Child.Ru

Архив рассылки:
На Gold-Child.Ru

Дружественные проекты:


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня Вы можете прочитать:




 

Колонка редактора

Здравствуйте, дорогие друзья.

Сначала – объявления.


На форуме сайта «Город Золотой» проводился фотоконкурс "Мое маленькое чудо"

Участие могли принять лишь форумчане – размещая фотографии, рассказывающие о "подвигах" своих малышей.

8 марта мы подвели итоги.


Победила Надежда с фотографиями, которые рассказывали о её сынишках, об их повседневных делах и заботах.

Второе место разделили Катерина и Alenka.

Третье – у Иринки.

Участвовали еще Вика Данилова, Саша (8 месяцев), сынишка Наташи Кардополовой - Савелий и племянница Натальи - Езерская Олечка. Все участники получат грамоты на электронные адреса. Лауреаты – уже получили небольшие подарки – книжки по абилитации деток и дипломы "в бумажном варианте".

Все фотографии в ближайшие дни будут размещены в галерее сайта на страничке http://gold-child.ru/gallery/_gallery.html

Еще раз, спасибо всем участникам!


А мы продолжаем

И объявляем новый конкурс. Теперь уже для малышей чуть-чуть постарше.

Итак...

Конкурс рисунка "Забавные наши друзья".


Правила конкурса:

1. В конкурсе могут участвовать как дети, так и взрослые, всех возрастов из любой страны мира.

2. Для того чтобы принять участие в конкурсе, нужно прочитать образец стихов, расположенный здесь же, ниже объявления о конкурсе, и прислать заявку на e-mail admin.gold.child@gmail.com Стихи в течение суток будут высланы на электронные адреса.

3. Сроки проведения конкурса:

работы принимаются с 1 апреля по 1 июля;

информация об условиях голосования будет предоставлена участникам ко дню начала выставки;

выставка рисунков на сайте "Город Золотой" будет проходить с 15 июня;

сообщение об итогах конкурса и награждении участников будет выложено на сайте с 15-го июля.

Каждый участник может представить краткую информацию о себе, фотографию (по желанию) и не более 5 рисунков.

Сканы или фотографии рисунков следует присылать по электронной почте на адрес: admin.gold.child@gmail.com

4. В ходе конкурса предполагается отбор рисунков для иллюстрации книжки для детей. Вопрос её издания в настоящий момент решается.

Кроме того, все участники конкурса получат награду в качестве постоянной странички на платном хостинге в сети Интернет http://ruweb.net с публикацией на ней, в том числе, присланных работ.

Администрация сайта "Город Золотой".


Образец стихов для иллюстрации.

Автор: Елена Фалилеева


Пес Вояж.

На дворе собака лает ,

Сквозь забор людей пугает.

В щелку сунет черный нос-

Вдруг, там тоже страшный пёс.


Мухтар.

На цепи сидит Мухтар.

Он сидеть на ней устал!

Он мечтает о свободе,

О хорошей о погоде...


Следующее объявление – от давних друзей и коллег.

В Санкт-Петербурге в Центре Интегрированного Обучения будет проходить однодневная конференция по интегрированному обучению детей с особыми образовательными потребностями.

Планируются мастер-классы, публикация статей.

Приглашаются специалисты.

Предварительная запись и более подробная информация – по телефону (812) 945 40 90 или по e-mail ozontova@yandex.ru

О. В. Зонтова,

Директор Центра Интегрированного Обучения РОСТ


И, в завершение, - немного информации, появившейся у нас буквально в последний момент. Почему она меня заинтересовала? Потому что, в 69 выпуске рассылки, вышедшей 24 декабря прошлого года (её адрес в сети http://subscribe.ru/archive/psychology.pedagogika/200612/24133500.html), мы уже рассказывали Вам про "наладку по ладошке". Сегодня – дополнение к тому давнему разговору, которое Alenka из Луганска принесла на наш форум http://gold-child.ru/forum/index.php . Приглашаем всех, заинтересованных в диалоге, к нам. Возможно, здесь вы найдете друзей или коллег.


Играть по типу игры "Сорока-Белобока"

Мышки бегают по кругу:

Друг за другом, друг за другом!

Утащили мышки сыр,

Затевают мышки пир!

Водят мышки хоровод,

Делит сыр усатый кот:

Вот тебе, держи, кусочек,

Заворачивай в платочек!

Вот тебе кусочек сыра,

Запивай его кефиром!

Вот тебе, не прозевай,

Поскорее уплетай.

И тебе кусок достался,

Ты голодным не остался.

И последний, наконец!

Вот так котик, молодец!


При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца.

Есть у нас игрушка:

Это – погремушка,

Это – толстый мишка,

Это – чудо-книжка,

Это – неваляшка,

Это - кукла Машка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем снова проверять!


Указательный и средний пальцы "бегают" по столу;

те же движения производить пальцами левой руки;

те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("соревнование")

Ножки, ножки,

Топ-топ-топ!

Ножки, ножки,

Шлеп, шлеп, шлеп!

Раз шажок, два шажок,

Догони меня дружок!

Шел бобер, нес топор,

Шел бобер через бор.

Шел бобер через болото,

Шел бобер искать работу!


Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их

Глазки у волчонка,

Глазки у зайчонка,

Глазки у котенка,

Глазки у козленка,

Глазки у цыпленка,

Глазки у утенка,

Глазки у лисенка,

Глазки у ребенка!


Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;

У пушистой белочки

Круглая тарелочка,

У полосатой кошки

Маленькая плошка!

Вот что пишет Alenka: "С рождения Никитки играем. И учу сама такие вот стишки. Ему нравятся, да и доченьке уже тоже.

Каждый раз нахожу что-то новенькое. Сама разучиваю, а потом деткам рассказываю. Никитке больше нравится, когда я сама рассказываю, а не по книжке. Вот такие стихи – тоже."


МЫШОНОК

За маленький кусок пирожного

Мышонок делал невозможное:

Он корчил рожицы забавные,

Он совершал движенья плавные,

Потом плясал что было сил,

Смешно усами шевелил,

Свивал в колечко хвостик узкий

И даже говорил по-русски!


ЁЖИК

Хозяйственный ёжик

Ходил без сапожек,

Ходил без калош и штиблет,

Без шляпки, берета

Ходил он по свету.

Во что же был ёжик одет?

Зимою и летом

Ходил он одетый

Надежно и очень тепло

В колючую шубку

И даже не в шутку

Считал, что ему повезло.


КОТ ВАСИЛИЙ

У меня есть кот Василий,

Он до ужаса красивый!

Он пушистый, он большой

И с прекрасною душой.

Любит кот Василий рыбку,

Добродушную улыбку,

Любит греться на коленках

И дремать со мной у стенки.

А когда его я глажу,

Он поёт мне песни даже.

С удовольствием поёт.

У меня чудесный кот!



Молодец, мамочка! Давайте пожелаем ей удачи!



 

Жизнь в другом мире

ДЦП — детский церебральный паралич. Это заболевание официально диагностируется у годовалых детей и старше, а лечение лучше начинать сразу после рождения. У детей с таким диагнозом в основном сохраняется интеллект, но из-за сложности передвижения они оторваны от детских коллективов. Кроме того, двигательные нарушения очень заметны — и родители с детьми, больными ДЦП, оказываются в вынужденной изоляции от нашего негуманного общества. Эти проблемы пытаются параллельно решать врачи, педагоги, психологи и социальные работники. Каждый по-своему. Но иногда таким семьям нужно просто внимание и участие.

...Я знаю про то, что значит быть мамой ребенка-инвалида. Настроение прыгает вверх-вниз. От детского восторга до жестокой депрессии...

Лежу дома. Тепло. Батареи греют. Вода горячая есть. Телевизор работает. Электричество, газ. Есть еда, есть одежда. Не боролась, не старалась, с утра до ночи не вкалывала. Молодая, здоровая, красивая. Ну, сын нездоров... Ну, нездоров. Не может же везде все отлично быть? Ну, инвалид. И инвалиды нужны. А чего не быть инвалидом в такое распрекрасное время?...

(из письма мамы ребенка-инвалида)

Всегда, когда наша собеседница видит эту пару — красивую, улыбающуюся женщину, которая катит в инвалидной коляске своего сына, — отводит взгляд. Чтобы не обидеть их своим чрезмерным любопытством, чтобы не поняли, как она им сочувствует, и… боится, как будто бы болезнь мальчика может как-то отразиться и на ее ребенке:

— Этот страх возник, когда я была еще беременная и постоянно видела маму с сыном-инвалидом в одном из микрорайонов Слонима, — рассказала корреспондентам слонимчанка. — Какая мужественная женщина! Не приведи господи мне такое испытание! Ведь самое страшное для матери — нездоровый ребенок.

Она боится их до сих пор, хоть ее и миновало испытание страшным недугом ребенка. И восхищается мужеством женщин, у которых деткам диагноз звучит как приговор — ДЦП. На сегодняшний день в Слониме и районе около 70 женщин совершают каждодневный подвиг — растят своих детей-инвалидов, находясь в раздумьях, как совмещать зарабатывание денег (больших, чтобы хватало на лечение) с присмотром за ребенком.

...Случись эта история лет 20 назад, задолбали бы, застыдили, заставили бы отказаться. А сейчас красота, никому ни до кого дела нет. Государство не помогает, но ведь и не мешает? Я могу заниматься с сыном, любить его, баловать...

В Советском Союзе инвалидов не было, их изолировали от общества, вот общество и не знает, как к ним теперь относиться. Что общество, я сама лет до двадцати была уверена, что инвалиды рождаются только в семьях, где пьют-курят-матерятся. Людей в инвалидных колясках я видела редко и издалека и ничего, кроме брезгливости, к ним не испытывала. Я жила в другом мире и ничего не понимала. Чтобы что-то понять, мне нужно было родить такого сына...

(из письма мамы ребенка-инвалида)

Обычно мамы, которые столкнулись с таким горем, стесняются просить помощи у кого бы то ни было. Мол, это их крест, который они несут всю жизнь. Поэтому и борются в одиночку со своими проблемами, а некоторые даже отказываются от того, что предлагает государство, мотивируя это тем, что, например, на оформление необходимых документов для лечения в санатории нужно пройти массу инстанций, пройти через все объяснения и порой ненужное, чрезмерное сочувствие людей. Они не клянчат помощи у более состоятельных. Чужое горе никому не нужно. Зачастую они просто замыкаются, общаются лишь с узким кругом людей, у которых похожие проблемы с детьми…

Недавно корреспонденту "ГС" стало известно, что 13-летнему Артуру из Слонима, который болеет ДЦП (интеллект у мальчика сохранен), очень хочется... велосипед. “К нам в гости приходил Денис, у него тоже ДЦП, у него есть велосипед, — рассказала корреспонденту мама мальчика. — Артурка покатался и тоже такой захотел, но он стоит дорого”. Да уж, действительно дорого — специализированный велосипед для инвалидов стоит 400 тысяч рублей, и купить его можно только в Минске. Родителям, которые тратят огромные деньги на лечение своих детей, негде взять “лишние” деньги на велосипед для ребенка...

...В нашем дворе на нас уже давно никто не глазеет. Мы приучили к себе всех. Выходит человек из подъезда, увидит нас с сыном, кивнет: "Гуляете?" И я улыбнусь: "Гуляем!" Вот такой короткий разговор.

Но я знаю подтекст. На самом деле это пароль, расшифровывается так:

— Привет, вы молодцы, я желаю вам с сыном добра, сочувствую вам, но не знаю, чем помочь и что сказать, кроме "Гуляете?".

— Здравствуйте, спасибо, и я вам желаю добра, я все понимаю, и ничего не надо говорить. "Гуляем!"...

(из письма мамы ребенка-инвалида)

Васе можно сказать "повезло" — его мама, что называется, "пробивная". И в санаторий Вася ездит по нескольку раз в год, и операции ему делали в разных клиниках, и курсы реабилитации он проходил у хороших специалистов. Даже на лошади ходил кататься к военным на хоздвор (такое катание очень полезно для опорно-двигательного аппарата). А главное, во дворе к нему все привыкли: здороваются, спрашивают, как дела, а мальчик шепчет в ответ: "Нормально". И улыбается — открыто и по-доброму… Живет Вася с папой и мамой на 5-м этаже, под самой крышей. Ежедневно он и мама совершают свои "восхождения" на непреступную гору: если идут на прогулку, сначала мама спускает инвалидную коляску, потом — несет на руках Васю; если идут домой — сначала Вася, потом коляска. Через несколько лет эти спуски-подъемы будут не под силу Васиной маме. Но ведь кто-то же давал им квартиру, зная, что в семье ребенок-инвалид?

...Я неправильная мама. На меня равняться не надо. Я не верю, что можно вылечить моего ребенка. Уже не верю. Мы были с ним в Москве, в Казахстане, плавали в дельфинарии, ездили по святым местам. Конечно, медицина не стоит на месте, но его болезнь тоже не стоит на месте. Она поражает мозг, те самые нервные клетки, которые не восстанавливаются...

(из письма мамы ребенка-инвалида)

— Впервые с диагнозом "детский церебральный паралич" столкнулась на УПК. В группе была девочка Даша, — рассказывает наша собеседница. — Когда она вошла в класс, все заметили, что Даша "не такая, как все". И она действительно оказалась не такой: целеустремленной, стойкой, мужественной. В свои 16 она спала по нескольку часов в день, занималась лечебной гимнастикой, часами сидела за учебниками. Уже на втором курсе престижного факультета БГУ работала в научной лаборатории… Недавно встретила Дашу… с мужем и ребенком. Чудесный здоровый малыш. А говорят, ДЦП — жизнь в другом мире…

Преодоление... Собственными силами, стиснув зубы, надеясь на чудо. Или просто проживая день за днем… Это смысл их жизни, жизни "не таких, как все"…

Ольга ШИНКЕВИЧ, Янина МЕЛЬНИКОВА

Слонимская правда



 

Двигательное развитие Вашего ребёнка

Сегодня завершаем публикацию брошюры, созданой педагогами Центра ранней помощи Даунсайд Ап. Разговор пойдет о формировании навыков письма и как научить малыша одеваться

ОБЩАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ПИСЬМУ

Прежде Всего следует иметь в виду, что разные дети могут осваивать их по-разному и в разные сроки!

1. Берет в рот мелки или ручки, мнет бумагу.

2. Ударяет мелком или ручкой по бумаге.

3. Рисует каракули.

4. Спонтанно (случайно) двигает мелок или карандаш в горизонтальном и/или вертикальном направлениях.

5. Спонтанно (случайно) двигает мелок или карандаш по кругу.

6. Подражая взрослому, двигает мелком или карандашом в горизонтальном /вертикальном/ направлениях или совершает круговые движения.

7. Подражая взрослому, рисует горизонтальные /вертикальные/ круговые линии.

8. Копирует нарисованную горизонтальную /вертикальную/ линии.

9. Копирует нарисованный круг и имитирует вслед за взрослым рисование креста.

10.Копирует нарисованный крест и имитирует вслед за взрослым проведение диагонали справа налево.

11.Копирует нарисованную справа налево диагональ и имитирует вслед за взрослым рисование квадрата.

12.Копирует нарисованный квадрат и имитирует вслед за взрослым проведение диагонали слева направо.

13.Копирует проведенную слева на право диагональ и имитирует рисование косого креста.

14.Копирует косой крест и имитирует рисование треугольника.

15.Копирует треугольник и имитирует ромб.

16.Копирует ромб.

Занятия, способствующие развитию захвата щепотью:

Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей ладонью. Примерно с трех с половиной лет можно предложить малышу упражнения, которые помогут ему впоследствии держать карандаш щепотью.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ ПИСЬМА

1. Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками двух пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость.

2. Чтобы ребенку легче было научиться держать карандаш щепотью, предоставьте ему возможность пользоваться толстыми мелками длиной 7 см или кусочками мела. Такие мелки неудобно держать в кулачке, и малыш скорее возьмет его так, как нужно для письма. Можно также использовать толстые фломастеры.

3. Детям с синдромом Дауна обязательно надо ПОКАЗЫВАТЬ, как держать карандаш "по-новому".

4. Чтобы ребенку было удобно писать, совсем необязательно, чтобы он держал карандаш тремя пальцами абсолютно правильно. Если ваш ребенок до определенного возраста не может овладеть щепотным захватом и управлять движениями мелких мышц руки, не волнуйтесь. Нужны лишь время и практика.

Вот некоторые занятия, которые развивают навыки мелкой моторики и помогают тренировать движения отдельных пальцев:

Предложите ребенку катать маленькие кусочки глины или замазки, удерживая их кончиками большого и указательного или большого и среднего пальцев. Можно играть с нетугими бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами, перемещать плоские предметы (например, ключ) от ладони к кончикам пальцев, не помогая себе другой рукой.

Кроме того, можно предложить ребенку:

1. рисовать линии и копировать геометрические фигуры кремом для бритья, пальчиковыми красками, вычерчивать их пальцем на песке;

2. рисовать картинки, изображающие людей, дома, деревья, машины или животных, с помощью педагога или родителей;

3. рисовать простые картинки, соединяя точки.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОДЕВАНИЯ

Навыки самообслуживания, в частности - навыки одевания, совершенно необходимы в повседневной жизни. Овладение этими навыками поможет ребенку чувствовать себя уверенно, успешно находиться в детском саду, школе. Учтите, пожалуйста, что ребенку легче научиться снимать одежду, чем надевать ее, и что позже всего малыш может научиться расстегивать кнопки, молнии, пуговицы и завязывать шнурки.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ ОДЕВАНИЯ?

Уметь сохранять устойчивую позу, владеть достаточно большим объемом движений;

Иметь представление о собственном теле и его частях;

Уметь действовать двумя руками одновременно, либо совершая синхронные действия, либо используя одну руку как ведущую, а другую, как помогающую;

Уметь выполнять ряд специфических движений, необходимых для одевания: тянуться рукой вперед, вверх, заводить руки за спину, за голову и т.д.;

Владеть необходимым объемом мелких движений рук и пальцев: у ребенка должен быть сформирован щепотный и пинцетный захват.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОСВОЕНИЯ НАВЫКОВ ОДЕВАНИЯ

Снимает шапку и варежки;

Снимает носки и ботинки;

Надевает шапку;

Снимает расстегнутую взрослым куртку;

Спускает и стаскивает с себя штаны;

Стаскивает с себя через голову свитер, футболку;

Заканчивает застегивать и расстегивать молнию (замок молнии соединяет взрослый);

Снимает с себя свободную пижаму (кофточку и штаны);

Вставляет ноги в штанины и натягивает на себя штаны;

Вставляет руки в рукава джемпера или футболки, после того, как ему помогли надеть их через голову;

Обувает туфли, ботинки, тапочки, не застегивая их;

Надевает носки;

Просовывает голову в ворот, а руки - в рукава джемпера или футболки;

Надевает куртку, не застегивая ее;

Надевает рубашку, не застегивая ее;

Застегивает одежду на пуговицы;

Застегивает разъемную молнию, предварительно соединив замок;

Зашнуровывает ботинки и завязывает шнурки.

Этот список поможет вам сориентироваться, в какой последовательности дети учатся одеваться. В то же время не следует забывать, что ребенок может осваивать несколько навыков одновременно.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ ОДЕВАНИЯ?

Есть много способов помощи: очень важно поместить малыша в подходящую позу, можно выполнять действие совместно, положив свои руки поверх рук малыша, хорошо побуждать его подражать вашим действиям или давать четкие пошаговые инструкции. Важно помнить, что вы оказываете временную помощь, и степень вашего непосредственного участия в процессе овладения навыком. Ваша цель - научить ребенка действовать самостоятельно!

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА ОДЕВАНИЮ

" Ребенок должен находиться в правильном, устойчивом положении, чтобы он мог сосредоточиться непосредственно на одевании, а не тратить лишних усилий на удерживание равновесия.

Каждое действие следует разбить на несколько простых шагов. В процессе обучения новому навыку, вы выполняете все шаги, предоставляя малышу возможность самостоятельно выполнить последний шаг. Число самостоятельных шагов постепенно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий и не начнет выполнять ее без вашего участия. Некоторые дети предпочитают не заканчивать последовательность самостоятельно, а начинать ее. В этом случае, вам необходимо "начать с другого конца", помогая малышу завершить цепочку действий и постепенно увеличивая его самостоятельное участие. Имейте ввиду, что освоение каждого шага может потребовать достаточно длительного времени.

Обязательно хвалите малыша за любой, даже самый малый успех.

Правильно выбирайте время для занятий. Важно, чтобы вы никуда не спешили, а у ребенка был стимул для одевания. К примеру, для обучения одеванию и раздеванию хорошо подходит ситуация сборов на прогулку или подготовки ко сну.

Помогайте ребенку, положив свои руки поверх его рук и направляя его движения до тех пор, пока ему не удастся выполнить действие самостоятельно.

Активно используйте способность ребенка подражать действиям других людей. Если у вас есть другие дети, малыш будет с удовольствием выполнять непростые для него действия вместе с братом или сестрой.

Постепенно переходите от непосредственной физической помощи к словесной инструкции, а затем начинайте просто напоминать ему последовательность действий, используя указательный жест.

Если ребенок ходит в детский сад, позаботьтесь о подходящей одежде, чтобы не создавать ему лишних трудностей при одевании и раздевании. Пока ребенок не научился уверенно одеваться, используйте одежду, которую легко снимать и надевать.



Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!



© Наталья Гузик. "Папам и мамам об особых детках", 2005-2007 гг.

В избранное