Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Папам и мамам об особых детках №15


Информационный Канал Subscribe.Ru

 
«ПАПАМ И МАМАМ ОБ ОСОБЫХ ДЕТКАХ»

Выпуск №15
От 2005-11-26
Тираж: 768


* * *

«Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО...»


* * *

Пишите мне:
natali-dok@mail.ru

Архив рассылки:
psychology.pedagogika

Ссылка для подписки


* * *

Дружественные
проекты:


Дружественная рассылка на Subskribe.ru «Детский невропатолог о здоровье и болезнях новорожденных».
Очень рекомендую!




Сайт Комаровского Олега Евгеньевича, детского доктора.




Сайт для семей с детками СД «Мыс доброй надежды».




Путь к замужеству. Все о реальных возможностях современной женщины счастливо выйти замуж. Золотая рассылка.




Секреты Любви!(сохраните ее от скуки). Как сберечь любовь и страсть для долгой счастливой совместной жизни.




Комплименты-учимся говорить Рассылка о том,как превратить слово в волшебную палочку успеха.




Как стать независимой и сильной женщиной




Сайт Лены Станив, автора этих рассылок




Форум "В защиту жизни"




Здравствуйте дорогие друзья! У меня был выбор: рассказывать об этом фонде на протяжении 4-5 рассылок, или всю информацию "выложить" сразу. Решилась на второе.Итак,знакомьтесь: Фонд поддержки интегративного образования "Шаг навстречу".Сайт http://www.stepto.org.ru

  • Что это за фонд "Шаг навстречу" и чем он занимается[прочитать]
  • О проектах фонда: что удалось сделать, а что еще в планах[прочитать]
  • Из писем родителей наших детей[прочитать]



 

Что это за фонд "Шаг навстречу" и чем он занимается

Немного о прошлом и будушем

Фонд поддержки интегративного образования "Шаг навстречу" был создан в 2000 году как некоммерческая общественная организация. Инициаторами создания Фонда выступили ведущие сотрудники интегративных детских садов № 1465 и № 1067 (с 2001 г. - ГОУ начальная школа - детский сад № 1709, а с 2005 г. - Центр "Наш Дом") в 2002 году к работе фонда присоединился Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Тверской", одна из Уставных задач которого - содействовать развитию интегративного воспитания детей с особенностями развития.

Эти организации последовательно проводят в жизнь идеи и развивающие методы совместного воспитания и образования детей с различными особенностями развития и "обычных" детей.

Работа по интеграции началась в Москве в 1991 году по инициативе Центра Лечебной Педагогики и при непосредственном участии учредителей Фонда. На территории Юго-Западного округа был организован интегративный негосударственный, некоммерческий детский сад, в котором впервые в России дети с особыми потребностями и их обычные сверстники воспитывались вместе. За последующие три года был накоплен достаточный положительный опыт работы и в 1993 году детский сад №1067 получил статус, а в 1995 году прошел аттестацию и получил лицензию государственного дошкольного учреждения. В 1997 году по предложению администрации Центрального округа часть сотрудников этого детского сада организовала новый детский сад №1465, также работающий по интегративным программам.

Для некоторых детей с тяжелыми нарушениями развития обучения даже во вспомогательной школе все же остается недоступным. Но право на образование есть у каждого. Поэтому в 1997 году 18 детей школьного возраста продолжили обучение в Школе равных возможностей - втором звене детского сада "Наш Дом". В 2001 году детский сад "Наш Дом" получил статус начальная школа - детский сад и новый номер №1709, где сегодня обучаются более 40 детей школьного возраста с тяжелыми нарушениями развития.

За 12 лет более 100 детей с различными особенностями развития, такими как синдром Дауна, ранний детский аутизм, задержки психо-речевого развития различного происхождения и др., прошли обучение и первичную социальную адаптацию в этих детский садах, были подготовлены к дальнейшему обучению в массовых и вспомогательных школах.

За годы работы был накоплен большой опыт, создан коллектив профессионалов, интегративные детские сады стали популярны среди населения и получили признание в профессиональных кругах. В 10998 году коллектив детского сада № 1465 стал обладателем диплома II степени Всероссийского конкурса "Памяти Матери Терезы", а в 2000 году диплома II степени второго Всероссийского конкурса "Памяти Матери Терезы" была удостоена интегративная программа детского сада № 1067 (в сотрудничестве с МОО "Дорога в мир"). Получил поддержку программы "Помощь детям-сиротам в России" (ARO) проект "Развитие интегративных программ воспитания и образования в учебном комплексе "Наш Дом" (в сотрудничестве с МОО "Дорога в мир"), которым предусмотрено создание интегративного класса. Мы расширяем нашу деятельность, постепенно включая в нее школьную часть.

В сотрудничестве с МОО "Дорога в мир" и Школой равных возможностей был реализован проект "Создание терапевтических мастерских", поддержанный программой "Помощь детям сиротам России" (АРО).

В перспективе развития Фонда - содействовать созданию новых интегративных образовательных учреждений. В Управлении образования ЦАО г.Москвы находится на рассмотрении проект создания интегративной школы. В Юго-Западном округе поставлен вопрос о профессиональном обучении и создании рабочих мест для подростков и молодых людей с особенностями развития. Мы планируем распространять наш опыт в различные регионы России.

Центр лечебной педагогики и дифференциального обучения "Наш Дом".

Экспериментальная площадка по теме: "Включение детей с особенностями психоречевого развития в образовательный процесс в условиях государственного образовательного учреждения начальная школа - детский сад компенсирующего вида"

Научный руководитель - О.С. Никольская

Центр лечебной педагогики и дифференциального обучения "Наш Дом", включающий в себя  дошкольное отделение и школьное отделение, создан Приказом Московского Комитета Образования № 508 от 12.07.2001 г. в целях удовлетворения потребностей обучающихся в различных формах получения образования и учета индивидуальных возможностей детей.

Наши педагоги ведут экспериментальную работу по включению в образовательный процесс детей с особенностями психического, интеллектуального и речевого развития, детей с тяжелыми и сочетанными нарушениями развития. Наши воспитанники - дети с такими проблемами как ранний детский аутизм, эпилепсия, органические поражения ЦНС, генетические нарушения, в том числе - влекущими за собой тяжелое отставание интеллектуального, психического, двигательного и речевого развития.

Слаженная команда специалистов (невропатолог, психоневролог, нейропсихолог, игротерапевт, логопед, дефектолог, педагоги и воспитатели) подбирает каждому "особенному" ребенку оптимальный режим посещения занятий, составляет индивидуальную программу, занимается с ним в группах и индивидуально.

Раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитие его самостоятельности, возможностей самореализации в процессе социальной интеграции - так мы понимаем основные задачи образовательного процесса и в соответствии с этим строим гибкие, вариативные, ориентированные на личность ученика, его самобытность, учебные планы и программы.

Мы разрабатываем и реализуем методы, позволяющие постепенно включать особенного ребенка во все более широкое взаимодействие с другими людьми, раскрывать его образовательный потенциал. Мы используем при этом научные и практические разработки Центра Лечебной Педагогики, Института Коррекционной Педагогики, психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и собственный опыт работы с такими детьми.

Интегративный подход включает в себя взаимную адаптацию ребенка и образовательной среды. Среда должна быть развивающей для каждого конкретного ребенка, поэтому мы выстраиваем цепочку "вложенных друг в друга" сред - начиная от индивидуальных занятий, через микрогруппу (группу кратковременного пребывания), в собственно интегративную группу, где созданы условия для наиболее полного раскрытия социального и образовательного потенциала и, в идеале, далее - включение в общее образовательное пространство.

 

Дошкольное отделение.

Дошкольные группы формируются по интегративному принципу, когда основу группы составляют дети, не имеющие выраженных особенностей развития, и в нее включаются 3-4 "особенных" ребенка. Такое объединение дает "особенным" детям опыт нормальной, обычной жизни.

Дети живут общим коллективом, вместе, не делая различий между теми, кто "может" все, что положено по возрасту, и теми, кто "не все может". Вот что говорят об этом сами дети: "Маша еще маленькая, вырастет, тоже всему научится", - говорит Лиза, и ее отношение к ровеснице, имеющей достаточно серьезные проблемы в развитии, и в самом деле похоже на отношение старшей сестры к младшей.

Специальные занятия чередуются с общими, обычными для любого детского сада занятиями рисованием, лепкой, музыкой, развитием речи и др. Школьники изучают основы чтения, письма, счета, занимаются музыкой, рисованием, физкультурой. При этом каждому занятию присущ как собственно образовательный, так и коррекционный, терапевтический, развивающий, аспекты. Занятия керамикой, ткачеством, шитьем, литье свеч из воска являются такой же обязательной частью программы, как и занятия по развитию речи, навыкам счета, знакомству с окружающим миром и др.

 

Школьное отделение.

Для детей школьного отделения учеба в Центре "Наш Дом" - первая возможность обучаться в школе, общаться со сверстниками. Те, кто раньше считался необучаемыми, сейчас осваивают основы чтения, письма, занимаются музыкой, рисованием, физкультурой, знакомятся с различными ремеслами, приобретают социально-бытовые навыки.

Наряду с другими методиками, в работе со школьниками используется метод лечебной педагогики на основе антропософии (Р.Штайнера). Основной акцент в данном методе - на решении душевно-телесных проблем ребенка через использование комплекса терапевтических средств художественного элемента, образности, ритма и ритмической закономерности. Мир красок, форм, тонов непосредственно действует на детей. Художественным элементом пронизан и практический труд детей. Это дает детям внутреннюю активность и понимание связей между явлениями окружающего мира.

Большое внимание уделяется развитию коммуникативных и социально-бытовых навыков. Мы готовим, гладим, подметаем...

Лечебная педагогика

Каждый ребенок, приходящий в "Наш Дом", попадает в теплую атмосферу, где его принимают независимо от его особенностей, помогают найти свое место в детском коллективе.

Отдельно необходимо подчеркнуть, что семьи, воспитывающие детей с серьезными нарушениями развития, также нуждаются в реабилитации. В учреждении предусмотрено проведение групповых и индивидуальных занятий психолога с родителями, возможность для родителей отдохнуть в период ожидания ребенка.

Учебный комплекс "Наш Дом" - неофициальное название долгосрочного плодотворного сотрудничества Юго-Западного окружного управления образования (детский сад №1030 - 1067, Центр лечебной педагогики и дифференциального обучения "Наш Дом"), Межрегиональной общественной организации помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям "Дорога в мир" и Региональной благотворительной организации "Центр лечебной педагогики".

Несколько проектов, разработанных и осуществленных на базе "Нашего Дома", получили поддержку различных благотворительных фондов и программ:

В 1999 году проект "Интегративный комплекс "Наш Дом" - детский сад - школа равных возможностей" занял второе место на конкурсе "Памяти Матери Терезы" Института Открытое Общество (Фонд Сороса).

Проект "Развитие программ интегративного воспитания и образования в учебном комплексе "Наш Дом" трижды получал поддержку Программы АРО "Помощь детям-сиротам в России" - в 2000, 2001и 2004 годах.

Проект "Терапия творчеством в процессе интеграции детей с особенностями развития в детском саду" получил поддержку Грантовой Программы "Новый день", организованной Акционерным коммерческим банком "РОСБАНК" совместно с UNICEF.

Детский сад №1465

Наш детский сад называется интегративным. Мы пытаемся интегрировать детей с различными программами развития в сферу нормально развивающихся детей. У нас есть дети с очень разными нарушениями - с синдромами Дауна, раннего детского аутизма, а также дети с логопедическими проблемами. Мы стараемся подготовить группу к принятию нового ребенка, создав для этого особую атмосферу. Ведь многие их этих детей были лишены коллективного общения. Помимо традиционных методов, мы используем форму арттерапии. Для работы с детьми мы выбрали глину. Глина это такой материал, с которым легко добиться успехов. Она гибка, пластична, легко принимает различные формы, не вызывает аллергии, не раздражает детей. Мы пытаемся найти такие приемы, которые позволяют расширить творческие возможности детей. Вначале дети отбивают глину колотушками, чтобы сделать ее однородной. Это хороший способ разрядки внутреннего напряжения. Затем раскатывают в пласты, придают форму. Эти формы зависят от внутреннего развития ребенка. Мы готовим среду для ребенка, способствуем улучшению общения. Поэтому для нас важна работа детей в группе. Приведу несколько примеров.

Один из наших детей мальчик Миша, 8 лет, пришел к нам осенью этого года. У него ранний детский аутизм. В группе он практически не общался с детьми, и их раздражало то, что он выступал в роли разрушителя. Занятия глиной его не привлекли. Когда мы попросили детей слепить змею, Миша выложил змею так, что, по его словам, она стала похожа на вазу. Он украсил ее бусами, и это послужило толчком к его целенаправленной лепке. Позднее мы заметили изменения в его отношении к детям и к занятиям в лучшую сторону.

Дети с синдромом Дауна из-за сильного отставания в умственном развитии, полноценного участия в занятиях, конечно, принять не могут. Для них более подходят занятия музыкотерапией, арттерапией. Там они могут общаться со своими сверстниками. Мальчик Ваня производил впечатление очень депрессивного ребенка. Он сидел в углу, наблюдал, контактировал только со взрослыми. При этом он умеет разговаривать, читать, говорит достаточно разборчиво. Но искусственно создать подходящую обстановку для него не удавалось. Когда он взял в руки глину, то освоение этого материала далось ему очень легко, и приемы работы с ним он освоил очень быстро. Он повторял за ребятами то, что они делают. Одновременно с этим он начал общаться с детьми вербально, что очень порадовало всех нас. Работа с глиной полезна не только с точки зрения психо-эмоциональной коррекции, мелкой моторики, координации движения, но и компенсирует нехватку сенсорного опыта. У нас есть комната мокрой терапии, где дети могут вволю навозиться в жидкой глине, восполнив свой сенсорный недостаток.

Так же мы столкнулись с низкой самооценкой детей, но, к сожалению, это зачастую связано с влиянием родителей, которые не верят в их творческие способности. Они забывают о том, что в большей степени дети являются не созерцателями, а созидателями. Наши дети с большой радостью ждут занятий с глиной. Мы стараемся создать атмосферу внимания, терпимости на занятиях. Глине удается помочь нерешительному ребенку побороть эту черту в себе. Осторожному - проявить какую-то настойчивость, порой упрямство. Каждый ребенок может иметь свой темп в работе с глиной. Мы находимся в состоянии творческого поиска, очень любим глину, но не только это доставляет нам удовлетворение. Мы видим, как горят глаза детей, которые готовы впитать все то, что мы им скажем, и тут же их руки это воплощают.

Центр "Тверской"

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Тверской" открылся на территории Центрального административного округа в сентябре 2002 года. Директор - Марина Львовна Семенович. Основной задачей Центра является комплексное, психолого-медико-педагогического сопровождение детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.

Дети и их родители могут получить помощь высоко квалифицированных специалистов наиболее актуальных и современных специальностей, В центре работают известные специалисты в области нейропсихологии, психологии развития, логопедии и дефектологии, специалисты в области наиболее современных медицинских технологий. Среди них:

  1. Доктор психологических наук, профессор, психотерапевт Рейнальдо Перес Ловелле;
  2. Доктор медицинских наук, профессор, один из ведущих детских психиатров страны Нина Михайловна Иовчук;
  3. Кандидат психологических наук, ведущий специалист в области нейропсихологии детского возраста, профессор Анна Владимировна Семенович;
  4. Кандидат психологических наук, доцент Наталья Яковлевна Семаго;
  5. Кандидат педагогических наук, дефектолог Еремина Анна Александровна;
  6. Кандидат медицинских наук, специалист в области детской неврологии Ольга Юрьевна Чиркова;
  7. Кандидат медицинских наук, профессор, один из ведущих клинических генетиков Владимир Григорьевич Солониченко.

Основной отличительной чертой работы Центра "Тверской" является взаимодействие специалистов в междисциплинарной команде, сфокусированной на развитии потенциала ребенка и его максимальной адаптации в этом мире.

К специалистам Центра можно обращаться с самыми разнообразными вопросами, связанными с развитием, воспитанием и обучением, в том числе:

  1. с проблемами, связанным с поведением ребенка;
  2. трудностями в обучении;
  3. при проблемах, связанных с речевым развитием ребенка
  4. при проблемах общения с взрослыми, взаимодействия со сверстниками;
  5. при сложностях, возникающих у ребенка непосредственно в семье, с родителями;
  6. для психологических консультации детей с хроническими соматическими заболеваниями.

Центр "Тверской" располагает необходимым для этой работы оборудованием и материалами. В Центре имеется тренажерный и спортивные залы, комната "мокрой терапии" (для игр с водой, песком, глиной и пр.), кабинет игротерапии, кабинет нейропсихолога, логопедический класс, кабинет врача и др.

Специалистами Центра проводится большая работа по развитию и, если это необходимо, коррекции развития ребенка. В Центре проводится работа по следующим направлениям:

  1. Развивающие групповые занятия для детей раннего возраста "Песочница" (от 1 до 3-х лет). Занятия проводятся специалистами совместно с родителями;
  2. Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по коррекции познавательной сферы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе с детьми с речевыми нарушениями "Переменка";
  3. Групповые занятия по подготовке детей с недостаточно сформированными предпосылками к школьному обучению "Умница";
  4. Групповые и индивидуальные занятия по психомоторной нейропсихологической коррекции (с детьми дошкольного и младшего школьного возраст) "Хоровод", "Змейка";

В Центре ведется работа по наиболее современным направлениям игро- и психотерапии с детьми разного возраста. В том числе:

  1. Групповая и индивидуальная психотерапия с детьми дошкольного возраста с помощью игровых методов;
  2. Индивидуальная игротерапия с детьми от 4-х до 12 лет.

Одним из наиболее важных направлений деятельности специалистов Центра является комплекс оздоровительных и профилактических программ для детей до 12-ти летнего возраста.

Родителям детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, оказывается консультативная, психотерапевтическая помощь как в рамках консультативно-диагностической работы, так и самостоятельно. Центр работает также с попечительскими семьями.

Отдельным направлением деятельности центра является просветительская работа с целью повышения родительской компетентности - регулярные лекции, семинары, игровые тренинги и практические занятия для родителей. На них родители узнают больше о специфике развития ребенка, учатся новым формам взаимодействия.

На базе центра "Тверской" действует городская экспериментальная площадка "Внедрение современных психолого-педагогических технологий в работу интегративного детского сада". Специалисты Центра поддерживают дошкольные учреждения, которые воспитывают детей со значительными отклонениями в развитии в среде здоровых сверстников.

Также на базе Центра действует психолого-медико-педагогическая комиссия для детей с проблемами зрения, генетических нарушений и раннего детского аутизма.

Специалисты центра сотрудничают с ведущими научными институтами и университетами страны, ведут постоянный поиск наиболее эффективных путей помощи, в том числе профилактической работы по предупреждению отклонений в психическом развитии и социальной адаптации детей раннего и дошкольного возраста.

Всем известно, что сегодня предоставляется обширный выбор развивающих и образовательных программ. В "Тверском" можно получить информацию об актуальных и потенциальных возможностях ребенка, которая позволит более осознанно отдать предпочтение той или иной педагогической программе.

Не секрет также, что поступление ребенка в детский сад и школу связан с очень значимым для этих семей кризисом. Ведь из-под Вашего крыла он впервые попадает в абсолютно незнакомый для него мир. Родительское желание опекать и защищать его в это время - понятно. Однако именно от того, насколько Вам удастся именно в этот период дать ему возможность ощутить себя взрослым, во многом зависит вся его самостоятельная дальнейшая жизнь. Эта, казалось бы, очевидная истина, не всегда реализуется успешно. Мнение специалистов и своевременная грамотная профессиональная поддержка, как правило, снимает целый ряд напряженных моментов, которые могут и должны быть преодолены, чтобы не осложнять Вашу жизнь. Их и так предостаточно, чтобы мы могли позволить себе "наступать на чужие грабли".



 

О проектах фонда: что удалось сделать, а что еще в планах

..Из переписки: "...даже с диагнозом F-72 (идиотия, если по-старому) и мам узнают, и радуются, и радуют... У нас один такой ученик (15-ти лет) потряс на приеме районного психиатра "Так он у вас читать умеет??" А мы и сами этого не знали. Просто учили, без всяких ожиданий".

Завершенные проекты

Социальная адаптация и абилитация детей с генетическими нарушениями в условиях интегративного детского сада

Организация керамической мастерской в интегративном детском саду

В спортзал и во двор - все вместе!

Терапия творчеством в процессе интеграции детей с особенностями развития в детском саду

Незавершенные

Организация консультативно-психологической помощи для детей с особенностями психоречевого развития

Оздоровительная программа для детей с особенностями психоречевого развития

Трансляция опыта создания интегративного образовательного пространства с целью профилактики социального сиротства в г. Томске

Социальная адаптация и абилитация детей с генетическими нарушениями в условиях интегративного детского сада

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Основной целью настоящего проекта является оказание социальной помощи детям-инвалидам и детям с особенностями развития, используя для этого одновременную, многостороннюю психолого-педагогическую и медицинскую коррекцию и социализацию ребенка, приводящие в конечном итоге, к интеграции его в общество здоровых сверстников.

Все усилия направлены на решение в рамках проекта следующих задач:

  1. Адаптация и абилитация детей с особенностями развития в обстановке интегративного детского сада (формирование психоречевой и когнитивной компетентности, самостоятельности, развития эмоционально-волевой сферы, произвольности. Снятие симбиотической взаимозависимости, расширение границ мира общения ребенка с проблемами).
  2. Приобретение обычными детьми нравственного опыта позитивного общения с "необычными" сверстниками, воспитание у них способностей к социальному сотрудничеству.
  3. Выстраивание развивающей среды для детей с учетом динамики их актуальных возможностей. Разработка как индивидуальных программ развития, так и программ, рассчитанных на совместную деятельность детей с разным уровнем развития.
  4. Организация социально-психологической работы с семьей в процессе интеграции. Формирование уважительного отношения собственных родителей к "проблемному" ребенку, как к человеку с особыми потребностями. Создание благоприятного психологического климата в сообществе семей здоровых детей и детей с проблемами .
  5. Пропаганда интегративного движения в районе, городе, России (публикация статей, методических рекомендаций, создание страницы в Интернете).

РЕЗУЛЬТАТЫ

В модели интегративного детского сада использован опыт отечественной и зарубежной лечебной педагогики, возрастной психологии, детской нейропсихологии и неврологии. Регулярное наблюдение за состоянием детей позволяет оценить эффективность интегративного подхода, обозначить перспективу дальнейшего развития личности и адаптации в социуме ребенка с проблемами. Первые результаты нашей работы в этом направлении обнадеживают. У семьи ребенка с проблемами появилась возможность получения активной профессиональной поддержки. Многие из родителей избавились от депрессивных состояний, разделив груз забот о больном ребенке со специалистами. Атмосфера доверия в стенах детского сада способствует наращиванию личностного, познавательного и социального потенциала детей.

Наши дети, получив многостороннюю реабилитационную помощь в детском саду, поступают и успешно учатся в обычных массовых школах города Москвы и Московской области, а дети со сложными нарушениями развития, перспектива которых без такой помощи - надомное обучении или интернат, - в коррекционных школах.

Накопленный опыт свидетельствует о том, что грамотное объединение детей с нарушениями развития и без них при правильном подходе оказывается благотворным и для тех и для других. Реализуя на практике процесс интеграции детей-инвалидов в сообщество своих сверстников, мы тем самым вносим свой вклад в гуманизацию нашего общества.

 

Организация керамической мастерской в интегративном детском саду

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Основной целью проекта является коррекция развития, социализация и адаптация детей с особенностями развития, посещающих детский сад №1465, на базе занятий в керамической мастерской с использованием различных терапевтических возможностей глины и работы с ней.

Задачами проекта являются:

  1. Создание керамической мастерской в детском саду №1465;
  2. Разработка программы и методик коррекционных занятий с детьми с синдромом Дауна и другими особенностями развития на базе керамической мастерской;
  3. Организация и проведение регулярных занятий в керамической мастерской с детьми с особенностями развития индивидуально, в малых группах и в интегративных группах;
  4. Проведение выставки работ из глины, выполненных детьми - в рамках выставки детского творчества и самостоятельной выставки.
  5. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным творчеством.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Занятия в керамической мастерской благоприятно сказываются на эмоциональном, сенсорном, эстетическом развитии детей с особенностями развития. Во время совместных занятий творческой деятельностью создаются благоприятные условия для установления глубоких эмоциональных контактов и дружеских отношений между детьми, в том числе между детьми с особенностями развития и без таких особенностей. Таким образом, результатом работы керамической мастерской является усиление коррекционно-развивающего и интегративного эффекта наших программ в целом. Терапевтические занятия с использованием глины позволяют разрешить ряд специфических индивидуальных проблем детей с особенностями развития.

Занятия с глиной предоставляют возможности для безопасной и эффективной разрядки излишних внутренних напряжений, освобождают, "расковывают" ребенка. Глина - один из материалов, позволяющих предъявить детям "на деле" и дать осуществить достаточно длинную и при этом понятную для них технологическую цепочку: от замеса через лепку, сушку, обжиг к раскрашиванию и наконец использованию готового изделия.

Еще одна задача, решаемая с использованием глины - эстетическое развитие ребенка, знакомство с мастерством изготовления изделий в известных школах: Дымковская и Филимоновская игрушка, Гжель, Дулевский фарфор, керамика Прибалтики и т.д.

Выставки детского творчества и глиняных поделок ёдемонстрируют, в какой степени керамическая мастерская позволила нашим детям найти новые возможности для самовыражения, раскрыть внутренние способности, развить чувство формы и цвета. Демонстрация достижений каждого ребенка имеет важное социальное значение, поднимает авторитет и самоуважение каждого ребенка - участника работы в мастерской, является наглядной демонстрацией его возможностей и способностей. Наблюдения врачей-специалистов до начала реализации проекта и в конце показали эффективность терапевтического воздействия работы в керамической мастерской для разных детей.

 

В спортзал и во двор - все вместе!

Социализация и адаптация детей с особенностями развития в процессе совместных занятий физкультурными, спортивными и игровыми занятиями в дошкольном учреждении, осуществляющем программу интегративного образования в ЦАО г.Москвы, р-н Пресня

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Основная цель проекта - социализация и адаптация детей с особенностями развития на базе занятий ЛФК в спортивном зале и организации оздоровительной и коррекционной игровой деятельности этих детей и их обычных сверстников в условиях уличного спортивно-игрового комплекса на территории ДОУ № 1465.

Задачи проекта:

  1. создание спортивно-игрового комплекса на территории д/с, оборудование спортивного зала;
  2. организация занятий ЛФК интегративных групп детей на свежем воздухе с использованием оборудования игрового комплекса и спортивного зала;
  3. организация занятий по психомоторной коррекции с детьми в группах (от 3-х до 8-ми лет) в спортивном зале и на игровом комплексе на свежем воздухе;
  4. разработка методик интегративных занятий в спортивном зале и на спортивно-игровом комплексе;
  5. обучение детей правилам безопасного поведения в условиях спортивного комплекса;
  6. обучение правилам социального взаимодействия детей с различным уровнем психического и моторного развития;
  7. проведение семейным психологом занятий детско-родительских групп на свежем воздухе;
  8. проведение спортивных праздников с участием родителей, братьев и сестер для установления позитивных контактов не только внутри детского коллектива, но и между семьями.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Выполнение работы по данному проекту - очередной шаг реализации программы развития интегративного образования в г.Москве.

На территории ДОУ № 1465 создан спортивно-игровой комплекс и оборудован спортивный зал. С его использованием организуется регулярное проведение занятий по психомоторной коррекции в интегративных группах. В результате этих занятий улучшится физическое развитие детей. Дети смогут лучше понять друг друга, приблизиться к осознанию своего "Я".

Разработка и включение в систему коррекционной и интегративной работы занятий на спортивно-игровом комплексе, в спортивном зале позволило:

  1. проводить психомоторную коррекцию в игровой, непринужденной обстановке;
  2. работать одновременно с группой детей разного возраста и разным уровнем физического развития;
  3. обеспечивать безопасную и эффективную разрядку излишней внутренней напряженности детей с проблемами развития;
  4. способствовать развитию двигательной активности детей со сниженным тонусом (частая проблема у детей с синдромом Дауна);
  5. способствовать укреплению уверенности в себе каждого ребенка, личной и как члена группы, команды;
  6. способствовать развитию у детей культуры соревнования и взаимопомощи, и , таким образом, повышать эффективность нашей работы. Отработанные методики совместных физкультурно-оздоровительных занятий для детей с особенностями развития и без таких особенностей дадут возможность педагогам и воспитателям других детских учреждений включать детей-инвалидов в занятия своих групп.

По итогам работы проведены:

  1. анализ динамики психофизического развития детей педагогами и специалистами, приглашенными Фондом;
  2. разработка методики проведения коррекционных занятий с детьми в интегративной группе в условиях специально оборудованного спортивного зала и спортивно-игрового комплекса;
  3. семинар для преподавателей ФИЗО и ЛФК и руководителей ДОУ Центрального административного округа г.Москвы.

Надеемся, что совместные спортивные праздники для семей обычных детей и детей с особенностями развития, организованные в условиях спортивно-игрового комплекса и в спортивном зале детского сада станут долгожданными и традиционными.

 

Терапия творчеством в процессе интеграции детей с особенностями развития в детском саду

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Основной целью проекта является интеграция (включение) детей с особенностями развития в группы обычных сверстников, адаптация проблемных детей в группах интегративного детского сада, опираясь на методы арттерапии (терапии творчеством).

Еще одна цель проекта - наглядно продемонстрировать возможности детей с особенностями развития и перспективы их включения в общество через распространение нашего опыта - проведение выставки детского творчества, семинара для педагогов, выпуск информационного буклета.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Включение детей с особенностями развития в общие занятия художественным творчеством и проведение индивидуальных занятий способствует развитию потенциальных возможностей ребенка и интеграции его в общество.

Выставка детских работ наглядно продемонстрирует истинные возможности детей с особенностями развития, привлекла внимание широкой общественности к вопросам интегративного воспитания и образования.

Подробный рассказ о работе арттерапевтической мастерской на семинаре для педагогов с демонстрацией отдельных приемов провели участники проекта А.С.Федорова и А.В.Летучая для воспитателей и педагогов детских садов и реабилитационных центров г.Москвы и Московской области, работающих с детьми с особенностями развития.

Мы надеемся, что и выставка детских работ, и семинар для педагогов стали полезными для изменения общественного мнения относительно возможностей включения детей-инвалидов в обычную жизнь.

 

Организация консультативно-психологической помощи для детей с особенностями психоречевого развития

Социальное обоснование проекта

Данный проект является логическим продолжением проекта "Оздоровительная программа для детей с особенностями психоречевого развития", выполненного Фондом "Шаг навстречу" на базе Центра "Наш Дом" в сотрудничестве с инициативой "Иванушки" в январе - июне 2003 г.

В настоящий момент около 40 детей, имеющих тяжелые нарушения психо-речевого развития, посещают Центр "Наш Дом". Опытные педагоги ведут коррекционную работу с детьми, прежде считавшимися "необучаемыми", по обучению детей основным навыкам, воспитанию и общему развитию. К сожалению, количество детей, нуждающихся в такой помощи, много больше. К нам обращаются родители детей, имеющих весьма сложные нарушения, которых не принимают в другие специальные коррекционные школы Москвы.

Не имея возможности серьезно увеличить количество детей, постоянно посещающих школу, мы видим перспективу в развитии консультативно-психологической службы на базе школы №1709. Родители смогут приводить своих детей к нам на 1-1,5 часа в неделю на занятия с психологом и дефектологом, получать квалифицированные консультации семейного психолога

Цели проекта

Социально-психологическая и педагогическая реабилитация детей с тяжелыми нарушениями психо-речевого развития и их семей. Организация консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с такими проблемами.

Задачи проекта:

  1. Первичная консультативно-диагностическая помощь детям и семьям, обращающимся в начальную школу - детский сад №1709.
  2. Решение эмоционально-волевых и иных психологических проблем особенного ребенка методами игротерапии и музыкальной терапии.
  3. Развитие коммуникативной, двигательной и когнитивной сферы особенного ребенка.
  4. Психологическая поддержка семей, воспитывающих особенного ребенка.

Организационные этапы

Для решения поставленных задач необходимо отремонтировать и оборудовать в Центре "Наш Дом" комнату для игротерапии, кабинет для индивидуальных занятий психолога, кабинет врача, кабинет дефектолога, комнату ожидания для родителей, комнату для групповых занятий психолога с родителями, раздевалку и санузел.

Вести работу с родителями будет профессиональный семейный психолог Березкина О.В., занятия с детьми - психолог-игротерапевт Кадиева Е.Х.,. Продолжит свою работу музыкальный терапевт Виноградова Ж.Е. и специалист по лечебной физкультуре Артамоненкова С.И..

Руководить проектом будет ведущий педагог Курьянова О.Я.

 

Оздоровительная программа для детей с особенностями психоречевого развития

Социальное обоснование проекта

Воспитание ребенка с психо-речевыми нарушениями требует от семьи достаточно большой работы и мужества, чтобы противостоять невежеству общества. К сожалению, в России еще только создается, в основном не государственная, система социальной, психологической и педагогической помощи этим детям и их семьям, а ведь по статистическим данным до 70% нарушений составляют именно психоневрологические. Общеизвестно, что если такой ребенок не получает своевременной и квалифицированной коррекционно-воспитательной поддержки, его патология все более и более инвалидизируется, он все более и более уходит от нормального развития, а его семья оказывается "выброшенной" из обычной жизни. Несмотря ни на что, все больше родителей оставляют родившихся у них детей с нарушениями развития в семье, а не сдают их в интернаты.

В настоящий момент более 30 детей, имеющих тяжелые нарушения психоречевого развития, посещают Центр "Наш Дом". Опытные педагоги ведут коррекционную работу с детьми, прежде считавшимися "необучаемыми", по обучению детей основным навыкам, воспитанию и общему развитию.

Большинство детей, приходящих в школу, не имеют развитых пространственных представлений, плохо осознают своё тело, имеют слабо развитую моторику. В результате работа на листе бумаги, с книгой, карандашом, кистью представляет для них серьезную проблему.

У ряда наших детей имеются сопутствующие проблемы развития опорно-двигательного аппарата. Часть детей не может передвигаться без использования вспомогательных средств (колясок). Подъем и спуск по лестнице представляет порой серьезную проблему.

Большая часть детей, посещающих школу, имеет серьезные проблемы эмоционально-волевой сферы, нарушения коммуникации, отсутствие целенаправленной деятельности.

Для оказания помощи ребенку мы используем комплексный подход, предлагая различные виды терапии - музыкальную, арттерапию, лечебную физкультуру, сенсорные занятия, и т.д.

Цели проекта

Социально-психологическая и педагогическая реабилитация детей с тяжелыми нарушениями психоречевого развития методами музыкальной терапии, лечебной физкультуры и сенсорной стимуляции.

Задачи:

  1. Развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира детей с тяжелыми нарушениями развития.
  2. Решение эмоционально-волевых проблем с использованием методов музыкальной терапии.
  3. Развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела в терапевтических занятиях лечебной физкультурой.
  4. Формирование позитивной самооценки ребенка.

Организационные этапы

Для достижения поставленной цели мы планируем приобрести недостающие инструменты для музыкальной терапии (гонг, гротто, и другие ударные, шумовые, струнные инструменты), тренажеры для занятий лечебной физкультурой (балансиры, опоры, мячи и др.). Планируем оборудовать сенсорную комнату, приобрести дидактические материалы.

Вести работу по данным направлениям будут опытные педагоги - Виноградова Ж.Е., музыкальный терапевт, Рахманова А.В. - инструктор по лечебной физкультуре, Моржина Е.В. - педагог, психолог.

Мы предоставим для отчета все необходимые документы и материалы.

Данный проект выполняется в сотрудничестве с ГОУ №1709 и германской инициативой "Иванушки".

 

Трансляция опыта создания интегративного образовательного пространства с целью профилактики социального сиротства в г. Томске

Цели и задачи проекта

Цель данного проекта заключается в том, чтобы создать условия для развития интегративного образовательного пространства в г.Томске. Мы убеждены, что это является наилучшим из путей профилактики социального сиротства среди детей с особенностями развития (детей-инвалидов). Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:

  1. систематизировать, обобщить и культурно оформить накопленный в г.Москве за 10 лет опыт интеграции детей с особенностями развития в группы сверстников.
  2. сформировать в административном и педагогическом сообществе города позитивное отношение к возможности включения ребенка с особенностями развития в группы здоровых сверстников.
  3. вооружить педагогов и администрацию детских учреждений города эффективными методами работы в интегративном пространстве.
  4. поддержать процесс формирования интегративного пространства в г.Томске, консультативно и методически (методические брошюры, супервизии, обмен информацией, консультации).

Описание ожидаемых результатов проекта

В ходе реализации I этапа проекта будет систематизирован московский опыт интегративной работы, подготовлены и изданы методически брошюры (6-8 брошюр, тираж 300 экз.), описывающие этот опыт. Будет снят публицистический фильм об интеграции. Эти материалы будут распространены среди специалистов, администрации, общественности г.Томска. В результате II этапа - проведения установочного и тематических семинаров - специалисты г.Томска познакомятся с развернутой системой организации интегративной работы в дошкольном учреждении, группе, получат конкретные методики, приемы, системы упражнений, приспособленные для использования в интегративном пространстве. В результате III этапа будут выявлены проблемы практической организации интегративного пространства в г.Томске, специалисты получат конкретные рекомендации по преодолению этих проблем, будут поставлены задачи для последующей совместной работы.

В результате работы по проекту в целом в г.Томске будут созданы реальные возможности для создания интегративного пространства в дошкольных образовательных учреждениях. Мы рассчитываем, что одним из итогов деятельности по проекту станет региональный проект положения об интегративных группах, разработанный совместно с организациями-партнерами и администрацией и управлением образования города. Организации-партнеры получат базовый пакет нормативных документов и методических материалов. Педагоги получат первичные навыки работы в команде, действующей в условиях интегративного пространства. Уровень готовности к самостоятельной работе в интегративной среде будет выявлен в результате супервизии и подведении итогов работы по проекту.

Критерии оценки результатов проекта

Мы будем оценивать эффективность работы по проекту совместно с партнерами методами проведения анкетирования и рефлексии на семинарах, опроса родителей детей, включенных в интегративные группы. Организации-партнеры предоставят отзывы о полученных результатах в ходе трансляции опыта. Ведущий специалист, в процессе супервизии, оценит то, как полученные знания и навыки найдут отражение в практической работе. При подведении итогов работы по проекту будет проведена конференция-рефлексия московских специалистов по эффективности трансляции своего опыта.

Данный проект получил поддержку Программы "Помощь детям-сиротам России"



 

Из писем родителей наших детей

"Человек имеет право быть, раз он родился и есть"

Мой сын Саша пришел в это детский сад в 5 лет. До этого мы сменили два детских сада и нигде не находили такого понимания, как здесь. Мой сын не глупый, сообразительный, но очень активный и энергичный и нам было очень сложно в массовом детском саду. А здесь небольшие группы, очень внимательные воспитателя, опытные логопеды и к каждому ребенку индивидуальный подход. И это совсем не плохо, что в группах дети с проблемами в развитии и обычные дети. Они дети, и быстро находят общий язык. Слабый учится у сильного, а сильный учится понимать слабого и защищать его, конечно с помощью воспитателей и психологов. Занятия проводятся очень интересно и в игровой форме. Детей учат самостоятельности, доверяют им, развивают их способности, ведут работу с родителями, как правильно помочь ребенку.

Н. Я.

Со своей стороны я хочу поделиться своим опытом. Возможно, это поможет осветить вопрос: нужен ли "интегративный" садик или нет.

Моему младшему сыну - 4 года, старшему - 7 лет. Им пришлось ходить в разные районные детские сады и только садик № 1709 они считают "вторым домом". (Примечание редакции сайта:  до недавнего времени Центр "Наш Дом" имел официальное название "Начальная школа/детский сад №1709". Здесь и далее родители, говоря об интегративном детском саде №1709, поэтому, имеют ввиду Центр "Наш Дом", как он называется только с сентября 2005 года.) Ни в каком другом саду я не встречала такого искреннего и живого участия в жизни ребенка! Здесь работает команда профессионалов. Мне удивительным и важным кажется умение воспитателей отдавать свое безраздельное внимание детям, оставляя за стенами садика такие свойственные всем нам бытовые и житейские проблемы…

Моему старшему сыну была необходима помощь логопеда и нейро-психолога (он начал говорить в 4 года). Детские невропатологи, с которыми мне пришлось столкнуться в двух районных поликлиниках, советовали в нашем случае принимать таблетки для активизации мозга. И даже с таблетками прогноз о начале учебы в школе были такой: к 7-ми годам он не успеет наверстать упущенное. Я была против медикаментозного вмешательства. И только "интегративный" садик дал мне возможность выбора: попытаться решать проблему педагогическими методами. В своем садике Г. восполнил пробелы в рекордные сроки без ущерба для здоровья и психики только благодаря индивидуальному подходу специалистов-воспитателей с их уникальной методикой! В садике раскрылись лучшие стороны его характера. В школу он пошел в 7 лет с чувством ответственности и готовностью получать и усваивать новые знания.

Н. Ш.

В сентябре 2002 г. наш старший сын пошел в детский сад. У него не было никаких патологий, но от рождения он был слишком робок, всего страшился, совершенно не умел постоять за себя. В обычном саду его бы просто забили. Поэтому выбор походящего сада был для нас настоящей проблемой.

К счастью, сложилось так, что в нашем районе появился новый детский сад - ГОУ № 1709. Это интегративный детский сад, в котором рядом друг с другом занимаются и общаются здоровые дети и дети с особенностями развития, инвалиды. Группы в саду небольшие - до 15 человек. Детям здесь очень комфортно, они не устают. Обстановка в саду напоминает домашнюю. Продуманная программа учебных занятий и прикладного творчества позволяет детям раскрыться и успешно развиваться. Здесь найдены нестандартные решения - дети лепят из глины, пекут, рисуют за мольбертами, шьют. Некоторым наиболее возбужденным детям делают расслабляющий массаж.

Коллектив ГОУ № 1709 - это не только опытные педагоги, но и медики. Они исподволь, без нажима помогают детям преодолеть свои страхи, снять "зажимы", найти свое место в коллективе. Проблемы детей не заканчиваются. Их "вытаскивают наружу" с ними работают и успешно решают, помогая ребенке двигаться вперед. Для каждого здесь находится и время, и свой подход, а ведь это очень важно не только детям-инвалидам, но и так называемым "здоровым" детям. Здесь успешно решается и прямая задача детсада - подготовка к школе, а также социализация их, умение жить в человеческом обществе.

Нас совершенно не смущает, что в группу, одновременно со здоровыми, ходят дети с особенностями развития, иногда даже с тяжелыми диагнозами. Их присутствие не тормозит развитие остальных. Зато все ребята с детства привыкают и знают, что есть люди, которым нужно наше особое, внимательное отношение, помощь. Они учатся доброте, пониманию и терпимости. А ведь этого нам всем так и не хватает.

Ю. Ч.

Моя дочь посещает детский сад № 1709 в течение 2-х лет. Несмотря на то, что сад в прошлом году переехал на 4 остановки метро от нашего дома, мы с удовольствием продолжаем его посещать. Это объясняется несколькими причинами. Уровень подготовки педагогического состава, атмосфера в группах, отношениями между детьми - все это позволило моему ребенку (склонному к заиканиям) уверенно чувствовать себя в детском саду. Только в этом коллективе, благодаря наличию детей-инвалидов, у детей формируется адекватное отношение к другим детям с различными отклонениями. То же можно сказать про педагогический состав - мы не встречали в других детских учреждениях более чуткого отношения к проблемам дочери.

А. Ш.

Принятое в детском саду воспитание детей и я, и моя жена, считаем превосходным, намного лучше, чем в обычных рабочих детских садах. Отдавая своего сына в этот детский сад, я исходил из того, что система т.н. интегративного воспитания просто-таки вынуждает воспитателей и технический персонал относиться к детям с большей любовью, чем это обыкновенно бывает. Мне, как профессиональному биологу, хорошо известно, что границы т.н. "нормы" гораздо более размыты, чем принято считать в традиционной педологии, и что общение людей (в частности детей), не похожих друг на друга, очень содействует воспитанию доброты и терпимости качеств, в которых так нуждается наше, да и любое другое общество.

В. Г.

Принятая в этом детском саду система работы смешанных групп детей, в которых на равных воспитываются и играют как дети с особенностями развития, так и обычные (такие, как моя дочь), нравится и мне, и моей жене, и дочери. Тот объем внимания, который получают дети в этом саду, объем развивающих игр, объем ненавязчивого социального обучения заметно превосходит то, что получают в соседних с нашим домом детских садах ровесники моей дочери. Для самой же Оли общение с детьми, которые "не как все", дает, я считаю, бесценный навык терпимости и уважения к другим людям, который есть не у каждого взрослого.

В. Ш.

я являюсь мамой девочки с синдромом Дауна. Когда наша семья узнала диагноз ребенка, трудно передать, что мы пережили, тем более что ребенок был долгожданным и желанным. К тому моменту, когда дочери исполнилось три года, и мне нужно было выходить на работу, мы уже имели опыт посещения районного детского сада. Он был негативным, не потому, что ребенка не принимали родители детей или дети неадекватно реагировали, а в основном потому, что воспитатели обычного детского сада или не имели педагогического образования или были не знакомы с проблемой. Нам пришлось уйти. В это время, в "Ясенево" открылся детский сад № 1709, и нас приняли. Я смогла работать, а Катя получать очень квалифицированную педагогическую помощь, а главное- ребенок находился с обычными детьми, имел возможность общаться, наблюдать за играми, учиться не только в процессе занятий с педагогами, но и в процессе игры. Наблюдая и играя с детьми, у которых нет проблем, наши детки тянуться к уровню обычных здоровых детей. Особенно это важно, если ребенок в семье один. В саду очень теплое, сердечное отношение к детям. Я не помню ни одного дня, что бы дочка отказалась идти в детский сад. Являясь членом организации, которая объединяет родителей детей с синдромом Дауна, я хорошо знаю проблемы, которые возникают при устройстве детей в детские сады. Мне очень часто говорят родители: "Как вам повезло, что вы попали в такой детский сад, к сожалению в нашем районе такого сада нет". Потребность в подобных детских садах очень велика, многие мамы не могут работать, только по тому, что некуда деть ребенка. Очень часто семьи распадаются и удел мамы с проблемным ребенком на руках - нищенское существование, невозможность реализовать себя профессионально. Вот почему, так важно что бы были детские сады подобные нашему. Думаю, что не только проблемные дети получают пользу от посещения такого детского сада, но здоровые проходят школу милосердия. Я знаю, что в Англии и США дети с проблемами посещают обычные детские сады и школы и это является нормой и охраняется законом. Хотелось бы что бы и в России подобная практика имела бы место.

Е. Щ.

Наш сын Саша начал посещать интегративный детский сад в 6 лет.

До этого Саша был сложным ребенком. В обычном детском саду, в который он ходил с 4 до 5 лет, Саша ни с кем из детей не общался, играл в одиночестве с машинками, часто пугался и плакал. Речью он пользовался неохотно и, как правило, предложения состояли из одного-двух слов, без употребления личных местоимений. Часто Саша пребывал в состоянии страха - боялся новых незнакомых звуков, новых мест (магазин, театр, цирк), людей. Большие трудности были связаны с чрезмерной избирательностью в еде. Например, в детском саду он ел только пищу принесенную из дома и пил только домашний компот. В тоже время, у Саши была хорошая память (в три года он знал весь алфавит и цифры), а в 5 лет научился читать.

К сожалению, к 5-ти годам нервные срывы и страхи стали увеличиваться, а речь не улучшилась. На обследовании в ДКБ №6 психиатры поставили Саше диагноз "Задержка психического развития" и предложили отдать ребенка в детский сад-интернат. На консультациях у Ольги Сергеевны Никольской из НИИ Коррекционной педагогики диагноз был другой - детский аутизм, и мы получили конкретные рекомендации по обращению с ребенком в семье.

С 6-ти лет Саша начал ходить в интегративный детский сад. Благодаря особенному доброжелательному отношению ко всем детям со стороны сотрудников и воспитателей Саша очень быстро освоился на новом месте.

Ребенок в детском саду постоянно находился под наблюдением специалистов - психоневролога, невропатолога, психолога. Специальные занятия по игровой терапии в группах из нескольких детей проводились психологом. Регулярно Саша занимался с логопедом. Особенно Саша полюбил сеансы массажа у дяди Сережи. В последний год в детском саду проводились специальные занятия по подготовке к школе - математика и письмо (в тетради и на классной доске).

От специалистов и воспитателей мы постоянно получали консультации и ответы на волнующие нас вопросы (как научиться преодолевать страхи, как развивать речь, как научить ребенка самостоятельности и т.д. - множество вопросов, волнующих родителей).

За два года пребывания в интегративном детском саду Саша научился общаться с детьми и взрослыми людьми, у него появились друзья. Постепенно у него исчезли страхи и нервные срывы. Сейчас он с удовольствием ходит в музеи, театры, на концерты. В театр Саша любит ходить с кем-нибудь из дет-садовских друзей. Ребенок научился хорошо говорить и писать. Исчезла избирательность в еде и одежде.

Интересно, что раньше Саша был настолько пуглив, что подраться с другим ребенком он никогда не мог, как бы его ни обижали. Сейчас он стал побойчее, знает что такое бокс и самбо. Возможно, это произошло благодаря общению с более агрессивными детьми из его группы.

На примере нашего ребенка мы считаем, что интегративная педагогика является действенным средством для помощи детям, не вписывающимся в понятие "нормы". "…"

Сейчас Саша успешно учится в массовой школе. У него, несомненно, еще есть проблемы в общении со сверстниками, но он вполне успешен в занятиях (учится на 4 и 5), ходит вместе с одноклассниками в музеи и театры. Учиться в школе Саше, по его словам, очень нравится.

И. М.

Есть такая поговорка : Учат не сказом, а показом. Что может дать ребёнку среда - детская среда, и что - специальные занятия? Можно ли как-то измерить это влияние среды и что это вообще такое? Что дают для развития человеческих способностей (физических, умственных) общение со сверстниками? Что такое детские отношения, детские разговоры, игры, дружбы, ссоры? Чем-то отличаются игры, проводимые взрослыми, и игры, рождающиеся у самих детей. Это и есть само детство, как воздух необходимое каждому человеку, чтобы он стал нормальным взрослым. Но этого лишены нестандартные дети. Совсем не просто пойти просто погулять во двор на детскую площадку с нестандартным ребёнком, сходить в зоопарк, в театр. Наши дети чаще всего не посещают студии и кружки. Им негде встречать обычных детей, негде видеть образцы нормального детского поведения. Любой ребёнок учится очень многому просто от своего окружения - что-то делать, новое для себя, играть, общаться.

Моя дочка - нестандартный ребёнок, или, как сейчас принято формулировать - ребёнок с особенностями развития. Такого ребёнка с рождения в семье окружают взрослые, которые любят и заботятся о нём, но сами испытывают гораздо большие трудности по сравнению с обычными родителями. У меня есть старший сын и я могу сравнить. Сами родители, испытавшие стресс после рождения ребёнка, зачастую нуждаются во внешней помощи. Часто такие семьи ещё и неполные - кто-то не выдерживает постоянного сильного напряжения и уходит. Забота о будущем ребёнка, о здоровье, о хлебе насущном… Семья конечно даёт ребёнку заботу и любовь, ищет и находит специалистов (врачей, педагогов), изучает книги, ищет новые методики и т. д. Но она не в силах дать ребёнку здоровое детское окружение, то, что каждый обычный ребёнок может получить везде и свободно. И ещё семья не в силах изменить отношение, которое распространено в настоящее время к таким детям.

Дочка несколько лет посещает детский сад и, наряду с работой специалистов сада, я особенно хочу отметить ценность интегративного подхода, практикующегося там.

Важны не только занятия с дефектологом, логопедом, нейропсихологом, которые дочь посещает индивидуально, но и участие в совместных занятиях группы, где она бывает в окружении здоровых детей (лепка, физкультура, фронтальные логопедические занятия, музыка и т. д.). Очень ценно, что у неё есть возможность под руководством психолога включаться в игру со здоровыми детьми.

Но и время, просто проведённое в среде здоровых детей (в раздевалке, на прогулке, в столовой, при умывании, в группе - за произвольной игрой) - это тот кусочек её жизни, когда она может видеть и впитывать, копировать, и, затем, использовать в своей жизни образцы нормального, естественного поведения во всём его разнообразии. Учиться не только сказом, а, как свойственно её возрасту - показом.

Ещё очень важно, что растёт новое поколение, которое сможет по-иному относиться к людям, отличающимся чем-то от большинства. Не снисходительное приятие "сверху-вниз", а приятие, как проявление жизни, загадки.

Человек имеет право быть, раз он родился и есть. Здоровые дети в саду привыкают к нормальному человеческому отношению к детям, путь которых в этой жизни намного сложнее.

С.Л.



Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!


© Наталья Гузик. «ПАПАМ И МАМАМ ОБ ОСОБЫХ ДЕТКАХ» 2005 г.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.pedagogika
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное