← Июль 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.gold-child.ru
Открыта:
12-04-2005
Статистика
0 за неделю
Папам и мамам об особых детках # 005
Информационный Канал Subscribe.Ru |
"НЕВОЗМОЖНО - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. НЕВОЗМОЖНО - это не факт. Это только мнение. НЕВОЗМОЖНО - это не приговор. Это вызов. НЕВОЗМОЖНО - это шанс проверить себя. НЕВОЗМОЖНО - это не навсегда. НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО...".
Здравствуйте дорогие друзья!
Рада с вами встретиться вновь.
Сегодня в рассылке:
1. КОНКУРС!!!
Придумайте название нашего сайта. А мы придумаем, как Вас наградить. Одно обещаю – без награды Вы не останетесь!:)))
2.Продолжаем разговоры о центре Бороздина. И не только о нем.
3.И еще одна глава из «Этюдов…».
Готовы? Тогда начинаем!
Возможно, Вы уже догадались, что я человек «очень сложный», если поставила перед собой какую-нибудь «достойную» цель, то иду к ней «напролом». Недавно я «озадачила» своего сына «глобальной задачей» - создать сайт, реально помогающий родителям. Мы хотим видеть своих не очень здоровых детишек счастливыми. Юра проникся этой идеей и уже почти завершил разработку материалов. Совместными усилиями были найдены ведущие разных разделов сайта. Но тут прозвучал вопрос: «А как мы его назовем?». И поскольку вопрос адресовался мне – мне и пришлось «отдуваться» JJ. Почесав в затылке, я решила, что дешевле будет откупиться, и предложила КОНКУРС!!!
Думаю, что будет справедливо, если Вы будете присылать свои письма на мой e-mail: natali-dok@mail.ru, наш дружный коллектив их обсудит – и победитель получит приз в соответствии со своими пожеланиями. Не переживайте, призов много – хватит всем! Главное – до 1 сентября прислать мне ваши идеи. Заранее благодарю всех!
Недавно в мой адрес пришло письмо из Орла от Тихоновой Лены. Она спрашивала, существует ли в настоящее время Центр Бороздина или где в России работают его последователи?
К сожалению, конкретными делами могут похвалиться только на Алтае.
Вот ссылка, по которой Вы все прочтете о школе Бороздина и его сотрудничестве с другими организациями в России: http://www.aksp.ru/period/03-02-04.asp
Здесь ГлавАлтайСоцЗащита разместила материалы видеосеминара «Обучение необучаемых детей», проведенного у них школой Бороздина. Там все расписано достаточно четко – по какому принципу построено их сотрудничество с организациями, как к ним попасть, и можно ли это сделать самостоятельно. Одно могу сказать – «Дорогу осилит идущий». Удачи Вам!
И, напоследок, Главы из «Этюдов», которые написал САМ Бороздин и его коллега по музыкальным занятиям Е.Л. Мартынец. Я просто растерялась – так много всего, а разделить практически невозможно.
Бороздин А.И.
УРОКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В ШКОЛЕ БОРОЗДИНА
Известно, что музыкальный звук через слух проникает в потаенные глубины мозга, производя в нем сложнейший синтез раздражений, вызывая эмоциональные возбуждения, стабилизирующие старый и формирующие новый эстетический опыт.
Старый эстетический опыт... Ко мне в класс заходит существо, в полном смысле “живое растение” (по выражению некоторых врачей) и, кажется, никакого опыта там нет и быть не может: один его диагноз занимает полстраницы. Но вот я предлагаю ему спеть со мной простую песенку “как медведь”, и “живое растение” набирает побольше воздуха, надувается, становится большим и грузным и хриплым голосом пытается петь, изображая медведя. Значит, все-таки не “растение”, и предыдущий опыт есть, и опыт этот можно использовать для формирования нового!
— Ну, а как птичка летает? — спрашиваю я, и ребенок неуклюже машет ручонками: значит, видел птичку.
Как мы предвзяты! Как скоры мы на вынесение окончательных приговоров! Ну подвинься поближе к этому существу, попытайся услышать его, помоги ему и будешь отблагодарен судьбой тысячу раз за свою доброту.
Легче всего услышать его через музыку. И поэтому речь у нас пойдет о музыкальной терапии.
Музыкальная терапия это прежде всего мелодия, ритм и текст.
Поскольку мы имеем дело в основном с умственно отсталыми детьми, страдающими тяжелыми поражениями центральной нервной системы, плохо, а иногда и очень плохо говорящими, большое значение придается поискам музыкального материала, на котором, как на фундаменте, будет строиться нормальная речь, и будет развиваться интеллект. Эмпирическим путем, то есть путем проб и ошибок, занимаясь развитием музыкальных способностей у здоровых детей, желающих учиться музыке, я отобрал из сотен детских песен три-четыре десятка, наиболее интересных в музыкальном и познавательном смысле и расположил их по мере возрастания сложности. А начинаю я обычно с самой простой и удобной для плохо говорящих детей песенки “Василек”:
Василек, василек,
Мой любимый цветок.
Скоро ль, ты мне скажи,
Засинеешь во ржи?
Простейшая мелодия и ритмический рисунок, казалось бы, не представляют особой сложности и должны бы получиться сразу у любого ребенка. Но даже эта простая песенка является почти непреодолимым препятствием для наших детей.
Конечно, в процессе урока мы сразу выясняем, что василек — это не дом, не машина, а цветок. Люся Б. на второй урок принесла картинку с васильком, давая понять, что она уже знает, о чем песенка.
Для произнесения первого слога “ва” не требуется больших усилий, он получается у ребенка или сразу или в результате не очень сложного сольфеджирования. Слог “си” посложнее, но, когда получилось “ва”, ребенок тут же пытается найти и пропеть “си”. Соединяем “ва-си”, радуемся успеху. Настоящие сложности начинаются с последнего слога “лек”. В зависимости от состояния ребенка возникают проблемы и со звуком “л” и особенно со звуком “к”. Я прощаю ребенку нечеткое окончание первого слова, и мы переходим к слову “мой”. Если оно получилось сразу, следуем дальше по тексту. А дальше — слово “любимый”, а за ним — “цветок”, здесь и звук “ц, и опять ”к”...
Вот вам и “самая простая” песенка! Я уже не говорю о слове “засинеешь” — оно очень сложно для восприятия. В этом слове, прежде всего речь идет о цвете. Цвет синий: мы ищем на картинках синие предметы. Находим, конечно, но ребенок еще долго будет воспринимать это слово в отрыве от цвета, и вместо “засинеешь” будет петь “засияешь” или еще что-нибудь попроще. Ведь “засинеешь” — это не “будешь более синим”, а “вырастешь, расцветешь”. Этот переход очень труден для малыша.
И так мы идем по всему тексту песни, а заканчивается она самым сложным словом “ржи”, для городского ребенка вовсе непонятном, а для наших детей и подавно, не говоря уже о его неудобопроизносимости. Проходит много времени, прежде чем ребенок усвоит и произнесет это слово. Люся Б. первый слог “ва” пропела на первом уроке 1 июня 1991 года, а слово “ржи” сознательно и четко произнесла 1 июня 1992 года. К этому времени она уже сносно говорила, в ее репертуаре было около 20 других песенок, и она уже начала изучать нотную грамоту и, разумеется, узнала, что такое рожь...
Во время пропевания слов мелодия и ритм вынуждают ученика произносить слоги вовремя. Если что-то у него не получается, я стараюсь многократно четко и ясно пропеть, произнести трудное слово, слог или звук, но при этом не настаиваю на немедленном результате любой ценой, а, наметив задачу на будущее, перехожу к другому упражнению.
На первом уроке, да и на всех последующих, главное — поощрить ребенка за то, что получилось сейчас, ведь для детей, не привыкших к вниманию со стороны окружающих, к самостоятельной работе и успехам в ней, это особенно важно.
Любому ребенку для преодоления сложностей в освоении нового звука, слога или слова нужен образ ясный и понятный. К примеру, звук “к” Лиза Б. (5,5 лет) впервые произнесла в песенке про весну, где фигурирует кукушка. Изображая кукушку, Лиза почти сразу пропела “ку-ку”. Это был первый согласный звук, произнесенный ею. А на следующий урок она прибежала к нам, издалека громко и радостно крича “ку-ку”! А несколько позже она смогла произнести звук “к” и в песенке про василек. Это произошло спокойно и тогда, когда для этого была подготовлена почва, то есть, Лиза услышала свое четкое “к” в “ку-ку” и уже старалась получить его в более сложном сочетании, ведь слог “лек” куда сложнее “ку-ку”. А у Сережи К., у которого к началу наших занятий речь отсутствовала вообще, первый согласный звук получился в сочетании “ду-ду”, и от этого “ду-ду” начала формироваться речь.
На первых уроках, когда ученик привык ко мне, я выясняю его вокальные способности и разучиваю первую песенку в удобном для него регистре и при первых малейших успехах пропевания этой песенки стараюсь пропевать ее в различных тесситурах. Саша К. пока не понимает, как спеть эту песенку тонким голосом, и я ей говорю: “Давай споем песенку про василек ”как белочка”. Белочка маленькая, красивая, голосок у нее тоненький, хвост — пушистый...” Саша задумывается, видимо, вспоминая белочку, и не без труда пробует изобразить ее тонким голосом (через несколько уроков даже попадает в тональность!). Изображая волка, Саша поет в среднем регистре, медведя — в нижнем. И так мы проходим по всему зоопарку, а заодно и звуковысотному ряду. Я решаю несколько задач: не утомляя ребенка разучиванием новой песенки, расширяю диапазон его голоса и развиваю его фантазию и музыкальный слух.
Мне нравятся сборники детских песен, где есть красочные рисунки. Между музыкальными упражнениями мы с учеником рассматриваем картинки, определяем цвет, форму, количество разных предметов, то есть начинаем обучение счету (я заметил, что на фоне музыкального урока ребенок легче обучается и счету, и чтению и музыкальной грамоте). Это заодно разнообразит урок, делает его еще более интересным и более развивающим.
Повторение
Повторение — одно из мощнейших средств развития ребенка. Дети вообще с радостью узнают знакомые песенки и с удовольствием их поют. Это их качество я использую максимально. Мы поем быстро, поем медленно, поем громко, поем тихо, поем высоко, поем низко одну и ту же песню (при этом смена упражнений, скорость этой смены полностью зависит от возможностей данного ребенка в данный момент). Ученику нравятся эти перемены, ему весело, весело и педагогу. Время урока бежит незаметно, невзирая на большую нагрузку.
Нужно иметь в виду, что переход от быстрого исполнения к медленному, от громкого — к тихому, от высокого — к низкому является сложной задачей для наших детей. Задавая это упражнение, я хорошо чувствую возможности ученика и внимательнейшим образом слежу, чтобы эта задача не была для него чрезмерно сложной. И в тоже время я должен прогнозировать его успех. То есть, здесь неуместно механическое повторение предыдущего упражнения и предыдущего урока в целом. Малейшие изменения и вариации урока также помогают развитию ребенка.
При повторении текста в знакомых песенках у ребенка быстрее развивается речь, надежнее затверживаются трудные звукосочетания, развиваются память, чувство ритма, музыкальный слух и уверенность в себе (что, может быть, самое важное для наших детей).
После успешного повторения знакомых песен ребенок с удовольствием переходит к разучиванию новых, постепенно усложняя свой репертуар.
Ритм
Одним из важнейших начал, организующих волю ребенка, является ритм, этот могучий строитель движения. Он мобилизует все имеющиеся у ученика ресурсы на выполнение поставленной задачи.
Часть урока посвящается движению под музыку. Влияние ритмического рисунка марша огромно. Вспомним, что в старой русской армии была прекрасная традиция: перед входом в расположение полка стоял оркестр и поджидал возвращающихся с трудных учений солдат. Грянувший марш вливал новые силы в изнуренных людей, и они входили в расположение своей части бодрыми и веселыми. Конечно, состояние наших детей намного сложнее состояния просто уставших солдат, но они так же, как и солдаты, будут искать в нем новые силы на пути к выздоровлению.
Я играю марш и смотрю, как ритм этого марша вынуждает ребенка двигаться и нужно быть большим оптимистом, чтобы поверить, что когда-нибудь это неуклюжее существо попадет ногой в такт, изображая марширующего солдата. Но проходит год-другой, и тот же ученик под тот же марш уверенно шагает, пусть несколько хуже кремлевских курсантов, но достаточно хорошо, чтобы потом шагать в свою школу.
Продолжая аналогию с русской армией, вспомним, что офицер должен был уметь танцевать на балу вальсы, польки, кадрили и мазурки.
После марша я играю вальс, польку, мазурку, и смотрю, как ребенок подыскивает характерные движения и под эту музыку. Удивительно, но уже через несколько уроков ученик находит нужные движения сам!
Не обходимся мы на уроке и без прохлопывания ритмических рисунков. Начинаем, естественно, с простейших, так как некоторые из наших учеников даже просто хлопать в ладоши не умеют. Я хлопаю один раз и прошу: “сделай как я”. Не сразу, но один удар получается. Я хлопаю два раза, а ученик — один. Я хлопаю три раза, а ученик — один. Некоторые дети, наоборот, на один удар начинают безостановочно хлопать. Но, через несколько уроков, мы начинаем лучше понимать друг друга. Кроме всего прочего, у малыша начинает вырабатываться координация движений. С этого упражнения легко начать обучение счету. Это упражнение не занимает на уроке много времени, всего пару минут, но вкупе с другими упражнениями приносит большую пользу.
Что-то на уроке не получается сразу — не расстраивайтесь: получится потом, но главная задача урока будет выполнена, если ребенок уйдет после него счастливым. Поэтому еще раз скажу — не стоит добиваться окончательных результатов всех упражнений любыми средствами и сейчас (это может привести к необратимому), наберитесь спокойствия и терпения и, поспешая медленно, как говорили древние, идите к цели.
А цель, по большому счету, — собирание личности.
Постепенно репертуар ученика расширяется, упражнения усложняются, и работа с ребенком начинает походить и походит на уроки с обычными детьми.
У нас все педагоги работают с учеником индивидуально. Просто невозможно объединить детей со столь различными диагнозами хотя бы в небольшую группу. Но если необходимо для более динамичного развития детей и для этого имеются объективные условия, я объединяю двух учеников. Например, Марина Н. отставала в музыкальном развитии, но преуспевала в живописи и отличалась энергичным характером, тогда как Люся Б. была более музыкальна, но заторможена в остальном. В результате объединения этих двух подружек (а занимались они вдвоем на протяжении целого года) они показали поразительные результаты. Кроме общего ускоренного развития, дети преображаются и социально: на уроке музыки Люся была лидером, а на двух других — Марина. Надо было видеть, как неуклюжая Люся преувеличенно четко пропевает по нотам глуховатой Марине — “ре-бемоль, ре-бекар”, и та старательно повторяет, а на уроках живописи и общего развития — наоборот, Марина, ярко лидируя, тянет за собой Люсю. В результате обе получают так необходимые им уроки лидерства и уверенности в себе...
Мартынец Е.Л.
УРОКИ ФОРТЕПИАНО
Как я оказалась в Школе Бороздина?
Да как-то и естественно, и неожиданно одновременно. К тому времени я уже проработала в музыкальной школе семнадцать лет и все эти годы была концертмейстером в классе Алексея Ивановича. (Он преподает у нас виолончель).
Многие таланты водились за Алексеем Ивановичем и, вроде бы трудно придумать новые. Но как-то он рассказал мне о новой своей затее — школе для детей-инвалидов. Школа начала работать в декабре 1991-го года, а с сентября 92-го он позвал меня туда преподавать фортепиано. Честно говоря, всерьез это предложение я не восприняла и тут же о нем забыла. Но в начале сентября все же оказалась на организационном собрании. Пошла я туда с большой долей иронии, немного из любопытства, отчасти из-за того, что школа находилась в двух шагах от моего дома. Больших надежд на эту школу тогда я не возлагала.
И вот мы, преподаватели, сидим за столом, а напротив нас — мамы с детьми. Боже мой! Как продукту нашего общества и времени, мне было бы легче делать вид, что такого явления в нашей жизни, как инвалиды, просто не существует. Ну как бы не замечаешь ты этого, не попадаются они тебе на жизненном пути. Ей-Богу, тяжело смотреть в глаза этим детям и их матерям, ведь они сразу и безоговорочно верят в тебя, верят, что раз ты здесь, с ними, то именно ты и совершишь чудо. И становится просто невозможно отказаться и отвернуться от них. Да и неловко как-то перед ними, что у тебя, с твоей точки зрения, все на месте.
Вот таким образом я и оказалась среди педагогов этой школы.
Мне сразу дали пятерых ребятишек. Абсолютно у всех нарушение координации движений, суставные и мышечные проблемы, плюс проблемы психологические. И вот наощупь, шаг за шагом мы стали двигаться к намеченной цели. День за днем, год за годом... Одни дети заканчивали мой курс, другие приходили. Так в трудах и обретениях пролетели четыре года, за которые удалось накопить кое-какой опыт. Вот им-то я и попытаюсь поделиться.
Как я уже сказала, занятия на фортепиано с детьми в школе Бороздина я веду четвертый год, но стройную систему, методику занятий, описать трудно, так как с каждым ребенком идешь своим путем, очень индивидуально, наощупь. Но кое-какие общие положения вывести можно.
Много лет я преподаю фортепиано в музыкальной школе, поэтому при работе с детьми в Школе Бороздина, конечно же, отталкиваюсь от своего профессионального опыта, использую знания, почерпнутые из книг А.А.Шмидт-Шкловской, А.Артоболевской, Л.Боренбойма и др. Но все педагогические наработки и приемы приходится переводить в другую плоскость, на иной уровень восприятия и иную двигательную оснащенность.
Какие же задачи стоят передо мной при обучении детей в Школе Бороздина? Круг проблем можно разделить на следующие:
1) научить работать крупные мышцы руки, плечо;
2) координировать движения правой и левой рук;
3) разрабатывать пальцы, “слепить” кисть;
4) и, конечно же, учить общению, учить разговаривать словами и музыкальными звуками.
Некоторые дети ко мне приходят примерно через год занятий в Школе, некоторые — уже зная нотную грамоту. Диагноз мне неизвестен, да я в нем и не разберусь. Что ребенок может - не может, должен - не должен, я тоже не знаю. Знаю одно: я должна научить его играть на фортепиано.
Первое и главное условие — установить с ребенком контакт, почувствовать полное доверие и расположение друг к другу. Слова, интонации, прикосновения — все идет на “строительство моста дружбы”.
Разговариваем о кошках-собачках, любимых книжках, мультиках, подружках, бантиках. Круг ваших вопросов должен захватывать весь мир интересов ребенка. Не сюсюкать, не жалеть его, а искренне интересоваться им, как личностью. Вот пришел ко мне на урок мальчик Саша четырнадцати лет, пришел в первый раз. Замкнут, стесняется, сел ко мне чуть ли не спиной, боком к фортепиано, что-то бубнит в ответ на вопросы. “Достучаться” не могу. А живет он далеко от места занятий, за 30 км. И тут я стала его спрашивать, как же он добирается сюда к нам, на каких автобусах, метро, с какими пересадками, устает ли, замерзает ли, сколько времени тратит на дорогу? Саше этот разговор оказался очень близок, он почувствовал, что интересен кому-то как личность, что ему сопереживают. После этого разговора контакт был установлен.
Еще пример: открытый урок в Красноярске, куда мы ездили по приглашению местных психологов делиться опытом. Незнакомая девочка, маленькая, жизнерадостная. Похоже, ко всем остальным и без того тяжелым диагнозам надо прибавить еще и заболевание суставов. Знакомимся, и я предлагаю ей “помаршировать” на клавиатуре, то есть двумя руками по очереди, в темпе шага, нажимать две одинаковые ноты (“соль” — ”соль”) через октаву. Я ей в это время играю марш, то - есть девочка “шагает” под музыку руками. Но нам никак не удается “шагать” вместе, то она убегает, то отстает, то “шагает” неровно. Я ей говорю:
— Света, я в вашем городе в первый раз, ничего не знаю, могу заблудиться и потеряться. Вот мы с тобой вместе пошли на прогулку, а ты от меня убегаешь, я осталась одна и не знаю, куда идти. Пожалуйста, не оставляй меня, давай шагать вместе”.
И Света стала прислушиваться к моей игре и старалась “идти в ногу”. Дело пошло. Света почувствовала себя “старшей”, “нужной”, если взрослый человек просит ее о помощи.
Второй важный этап, который длится на протяжении всего времени занятий — заставить ребенка поверить в свои силы, поверить в себя.
Но не надо опускаться до жалости и сочувствия к ученику, а заниматься с ним с требовательной любовью. Не замыкаться в кругу его проблем, а “вытаскивать” ребенка из них в свой мир. И, главное, не бояться самому потребовать от ребенка “невыполнимого”.
Постоянно слышу от ученика вопль:
— Не могу!
— Я не знаю такого слова: “не могу”, давай еще раз попробуем!
И вот уже ручка ребенка умеет “вставать” на второй палец, затем научилась “вставать” на третий, а перешагнуть с третьего на второй — опять:
— Не могу!
Сначала шагаем принудительно, то - есть я беру эти два пальчика и переставляю, сначала по столу или крышке фортепиано, затем по клавишам, что гораздо труднее, так как клавиши “проваливаются”, и опора “уходит” вниз. Эта работа продолжается значительное время, но мышцы начинают привыкать, “запоминать” движения и ощущения. И в один прекрасный день ребенок сам делает “первые шаги”. И постепенно, урок за уроком, ребенок “расцветает”. Все, о чем было сказано выше, эмоциональная сторона занятий. Но есть еще сторона и техническая.
Приведу в пример Наташу К. Приходит девочка с явными нарушениями костно-мышечной системы (взгляд непрофессионала), все суставы выворочены наизнанку (я имею в виду руки), мышцы очень слабые, правая рука практически не работает. Клавишу может нажать, только стукнув всей рукой. Диагноз, поставленный на втором году жизни: ДЦП, правосторонний гемопорез, контрактура правой руки и ноги (полностью).
Работать начинаем сразу в нескольких направлениях: активизация работы крупных мышц, так как руки, в основном, безвольно висят вдоль туловища; координация движений плюс ритмическая организация всех движений, то есть воспитание чувства ритма. Оговорюсь сразу, что чисто пианистические задачи являются у нас второстепенными, а задачи музыкальные — сугубо прозаическими (исходя из музыкальных способностей ребенка) и изменяются по мере совершенствования двигательных навыков. Развитие двигательных навыков — это самое главное.
Вот основные упражнения, необходимые для этого.
1. Упражнение “Мельница” (для плечевого сустава). Вытянуть руку вперед и делать круговые движения всей рукой, от плеча, сбоку туловища. Махи вперед, затем назад, будто “плывешь на спине”. Те же самые движения повторить перед собой.
2. “Мельница” для локтевого сустава. Это упражнение не очень легкое для детей с вялыми мышцами, так как необходимо держать руку на весу, отведя ее в сторону, поэтому для начала можно выполнять простые сгибания руки в локте.
3. “Мельница” в кистевом суставе.
4. Можно использовать любые бытовые движения: достать с полки книгу, поставить на полку книгу, потрясти коврик, протереть пыль, и т. д.
Для развития координации хорошо поиграть в “Ладушки”, начиная с простых движений и постепенно усложняя их. При этом сразу приучаю ученика все движения делать ритмично, под счет. Игра в “Ладушки” имеет несколько вариантов (строго под счет):
а) хлопок в ладоши — хлопок с партнером: “раз” — “ладоши”, “два” — с партнером, “три” — ладоши, “четыре” — с партнером; “раз-два” — ладоши, “три-четыре” — с партнером; “раз-два-три” — в ладоши, “четыре” — с партнером и наоборот; можно считать до “шести” и разнообразить варианты хлопков;
б) хлопок в ладоши — хлопок по коленям; два хлопка в ладоши — два по коленям; три хлопка в ладоши — три по коленям; три хлопка в ладоши — один по коленям;
в) хлопок в ладоши — стук по клавиатуре (в различных ритмических сочетаниях);
г) “раз” — ладоши, “два” — колени, “три” — ладоши, “четыре” — клавиатура (это упражнение также можно ритмически разнообразить).
Еще можно шагать “по ступенькам”: сначала двумя руками вместе, а затем по очереди, как бы приставным шагом: “раз” — колени, “два” — клавиатура, “три” — пюпитр, “четыре” — верхняя крышка пианино. И так же под счет в обратном порядке спускаться. Ритмические фигуры можно усложнять. Особенно, когда играем марш. Ребенку показывают две клавиши, через октаву, по которым он должен ровно “шагать” под музыку марша, который играет педагог. Если ребенку сразу трудно ориентироваться на клавиатуре, то переносим “ходьбу” на стол. Ручки “топают” по столу сначала “ровным шагом”. Потом я говорю:
— Представь, что твоя левая (или правая) рука — это твоя бабушка, она идет тяжело и медленно, а другая рука — это ты, идешь быстро и весело. И пока бабушка сделает один шаг, ты прошла уже два (три, четыре) шага. Давай, попробуем.
Ритмические варианты тут могут быть разнообразными. В дальнейшем подключаем клавиатуру, просто, как плоскость, а затем уже и две клавиши. Таким образом, воспитывается внимание, умение работать в разных уровнях и ритмическая организация.
Но это работа всей рукой, где более крепкие мышцы, где помогают мышцы спины. А как же подобраться к пальчикам, которые торчат в разные стороны, как веер, и совершенно не слушаются? Для начала пытаюсь раскрепостить и организовать ладонь, параллельно играя одним пальцем знакомые мелодии и песенки: “Василек”, “Ку-ку” и прочие. Песенки играем в разных регистрах, правой и левой рукой по очереди. Так привыкаем к клавиатуре во всем ее объеме. Пытаемся определить, в каком месте клавиатуры “живут” зайчики, мишки, птички, как они передвигаются. Для организации кисти ищем движения, воображая различные ситуации: “Возьми яблоко”, “Поймай мячик”, “Погладь кошечку” и т. д.
Нужно отметить, что дети могут положить ладонь на колено, и ладонь повторит его округлые очертания. Они могут показать, как держат яблоко в руке, но стоит прикоснуться пальцу к клавише, и рука “рассыпается”, пальцы вновь беспомощно будут торчать в разные стороны. Но не надо опускать руки. У Наташи К. только на четвертый год занятий кисть стала принимать округлую форму. В декабре 1995-го года в Муниципальном детском психоневрологическом центре при обследовании Наташи отметили: тональная динамика, значительно улучшились движения в правых конечностях, особенно в кисти.
Следующее упражнение, формирующее нормальную кисть, я бы назвала так: “Здравствуй, первый пальчик!” Все пальцы по очереди прикасаются к первому пальцу. Хорошо таким же образом, то есть двумя пальцами (1-2, 1-3, 1-4, 1-5) брать карандаш, ручку, и другие предметы. Для формирования свода ладони очень хороша игра “Колокола”. Четырьмя или пятью пальцами разом ударяем по клавишам, имитируя звон колоколов, делаем это не спеша и в разных регистрах. Освоив эти движения (а процесс это долгий, и тянется он, как правило, многие месяцы), переходим к “ходьбе” двумя пальцами (1-2, 1-3, 1-4) по столу, чтобы ощутить под пальцами опору для суставов, а затем и на клавиатуре. На этом этапе можно поиграть в “разговоры” с учителем. Придумываем двусложные слова и поем их, обыгрывая два любых звука. Учитель: “Кис-ка” (скажем, соль-фа), ребенок: “Мур-ка”, учитель: “Пе-сик”, ребенок: “Бо-бик”, учитель: “Мя-чик”, ребенок: “Си-ний”. Затем 1-2, 1-3, 1-4 пальцами играем гаммы по белым клавишам. Играем non legato, затем стараемся перейти к игре legato. Играем гаммы до-мажор и ля-минор, то есть только по белым клавишам, каждой рукой отдельно и затем двумя руками расходящиеся гаммы. Детям они очень нравятся. Пальцы путаются, хотят влезть вне очереди, но глаза и голова контролируют ситуацию!
Освоив игру двумя пальцами, переходим к игре legato тремя пальцами: 4-3-2, при этом параллельно учимся крепко стоять на 1-5 пальцах, “строим домик, ворота”, это сооружение назвать можно как угодно. Постепенно к 4-3-2 пальцам прибавляем 5 и 1 пальцы. Так осваивается игра legato пятью пальцами. Ко всем этим упражнениям лучше сразу подставлять слова. Для упражнений из двух звуков: “ма-ма”, “ко-тик” и т. д. Для трехзвучных: “сол-ныш-ко”, “де-воч-ка”, “лас-точ-ка”. Хорошо составлять диалоги: левая рука в нижнем регистре “маминым или папиным голосом” спрашивает: “Как дела?”, а правая в верхнем регистре “голосом ребенка” отвечает: “Хо-ро-шо!”. Далее варианты: “Что ты ел?” — “Эс-ки-мо!” — “Где ты был?” — “Да-ле-ко!” и т. д. Гаммы можно играть под стихи. Например, “На-ша Та-ня гром-ко пла-чет, у-ро-ни-ла в реч-ку мя-чик”. Таким образом, ребенок играет не сухое упражнение, а песенку, а песенки можно петь медленно и быстро, таким образом, снимается страх перед быстрым темпом. Заодно формируется речь. Хорошее упражнение “Кукушка”. Сначала “кукует” одна рука без перерыва (левая и правая по очереди). Затем подключается голос. Играем в одном темпе, ритмично, без остановок, например, правая рука играет “соль-ми”, голос — “ку-ку”, левая рука — “соль-ми”, голос — “ку-ку”. Затем вместо “ку-ку” играем “соль-ми”. И все полученные на упражнениях навыки используются в пьесах. Затем переходим к игре гамм обычной аппликатурой, одной рукой и двумя — расходящиеся.
Переходим к пьесам. Лучше начинать со знакомых песенок, но уже различной аппликатурой и штрихами. Например, “Василек” (фа-фа-ми-ре-ре-до) играем 3-2 и 4-3-2-1 пальцами non legato, legato, staccato. Играем отдельно правой и левой руками. Затем придумываем аккомпанемент: правая рука играет мелодию, а левая — ноту “до” (половинками, четвертями). Так играем все знакомые песенки, по нотам и по слуху. Затем уже переходим к простейшему нотному тексту.
Пьесы сначала играем одной рукой, двумя руками по очереди. Переход к игре двумя руками одновременно достаточно сложен. Сначала выбираю пьесу, где аккомпанирующая рука играла бы только сильные доли и отбиваем их на коленке, в то время как другая рука играет мелодию. Научившись таким образом координировать движения, переносим руку на клавиатуру. Затем находим пьесу, где в аккомпанирующем голосе две доли и так далее.
Летом 1996 г. нашу Школу Бороздина пригласили поработать в Первой Летней школе для детей с особенностями развития и инвалидностью, организованную Институтом педагогических инноваций РАО в Нытвенском районе Пермской области. Поехать смогли только мы с Алексеем Ивановичем. В Летней школе собрались педагоги-инноваторы из многих городов России от Красноярска до Санкт-Петербурга, работающие с коррекционными классами. Школа проводилась на территории оздоровительного лагеря им Ю.А.Гагарина, расположенного в сосновом бору на берегу Камы, на недосягаемом расстоянии от ближайшего населенного пункта. Место это красоты необыкновенной. Золотистые корабельные сосны своими высокими кронами вонзаются в пронзительно синее небо с облаками фантастической формы и цвета. Чистый, почти белый песок, изумительно чистый воздух, которым невозможно надышаться “досыта” — все это отрывает тебя от повседневной суеты, очищает и возвышает мысли и дух. И, видимо, в создании атмосферы, которая царила в школе, атмосферы высокого творческого духа, доброжелательности, любви, немалую роль сыграла окружавшая лагерь природа.
Наша группа, в которую вошли два психолога из Москвы, Маргарита Гордон и Ирина Мухина, молодые, симпатичные, неравнодушные девушки, должна была заниматься с четырьмя детьми-инвалидами. Дети оказались очень тяжелыми, кроме одного мальчика, Дениса, которому диагноз “олигофрения в степени дебильности” был явно притянут за уши. Остальные дети имели следующие диагнозы:
Лева Г., 8 лет — болезнь Дауна, олигофрения в степени имбецильности;
Витя С., 7 лет — олигофрения в степени выраженной дебильности, легкая имбецильность;
Наташа, 5 лет — гидроцефалия и еще целый букет.
Работа Школы планировалась на 18 дней. Перед началом работы, еще до встречи с детьми, у всех нас брали интервью. Меня спросили, каких результатов я жду от работы в Летней школе, на что я ответила, что 18 дней — это слишком малый срок, чтобы ждать реальных результатов, чуда не будет, мы только сможем наметить пути работы с этими детьми. Действительно, неизвестно, как ребенок поведет себя, может быть, он все 18 дней будет привыкать к новым людям, к новой обстановке, может, например, просидеть все занятия под столом. Может случиться все, что угодно, так что говорить о чем-либо заранее очень сложно.
Режим работы наша группа заимствовала из работы Школы Бороздина: занятия индивидуальные, по 30 минут, каждый ребенок посещает 4 занятия у четырех преподавателей, с получасовым перерывом между 2 и 3 уроками. Сначала мы планировали заниматься с детьми каждый день, но на второй день занятий стало понятно, что дети не успели отдохнуть, “переварить” полученные впечатления и информацию, они капризничали, отказывались выполнять задания. Таким образом, дети сами продиктовали режим работы: через день.
Надо сказать, что условия работы оказались экзотическими — на открытой веранде медпункта лагеря, в сосновом бору. Хорошо, что веранда опоясывала медпункт с трех сторон, поэтому Рита, Ира и я смогли занять по одной стороне, поставили столы, стулья и таким образом смогли подготовиться к работе.
Занятия проходили на открытом воздухе, а погода нас баловала не всегда: часто лили дожди, и было просто холодно. А.И.Бороздин работал в клубе (там стояло фортепиано). Поскольку все занятия проводились в одно время, а второго фортепиано не было, то мне пришлось перестаиваться на ходу и заниматься не совсем привычным делом. Но главную линию своих занятий я решила сохранить: воспитание чувства ритма и организация двигательных навыков. Использовать пришлось подручные материалы: сосновые шишки, веточки, палочки. Были и игрушки: мозаика, мячик, лисенок, который участвовал в играх как посредник.
И вот начались занятия. Дети оказались открытыми, доверчивыми, контакт установился сразу. Пришлось придумать упражнения для развития ритмического и мышечного чувства с использованием подручных материалов.
1. Беру сосновую шишку (она очень хороша для развития тактильных ощущений), передаю ребенку. Сначала он берет шишку двумя руками, неловко. Но нужно, чтобы ребенок взял шишку одной рукой. Для выполнения такого задания вторую руку надо чем-то занять, дать подержать игрушку, карандаш. После того, как ребенок научился брать одной рукой осознанно, не изолируя вторую руку — упражнение усложняем: ребенок должен взять шишку одной рукой, передать в другую и этой рукой отдать шишку мне. Все движения стараемся выполнять ритмично, под счет. По мере освоения этого упражнения (а на это может уйти не одно занятие) задача усложняется: шишку нужно брать двумя пальцами (1-2, 1-3, 1-4, 1-5), передавать в другую руку, которая тоже берет двумя пальцами, а затем уже мне. Надо помнить, что эти дети нездоровы и на занятии могут закапризничать. Тогда в игру вступает лисенок. Он вместо учителя “берет” шишку своими лапками. Этот новый поворот сюжета детям нравится, они оживляются, и работать начинают с новыми силами. Учитель должен быть неистощим на выдумки, готов к любому повороту событий на занятиях. Если ребенок не может выполнить какое-то задание — не надо настаивать: отступитесь, займитесь другими вещами, время от времени возвращаясь к нерешенной проблеме, — со временем все получится.
2. Из веточек-палочек строим контур дома — стены, крыша. С двух сторон от дома кладем по нескольку шишек и начинаем их складывать в домик: “раз” — левая рука берет шишку 1-2 пальцами и переносит в домик, как подъемный кран, опуская на счет “два”, “три” — правая рука делает те же движения, “четыре” — опускает шишку в домик. И так до тех пор, пока все шишки не окажутся в домике. (Этим упражнением развиваем мелкую моторику, точность движений, координацию, глазомер и ритмическое чувство. Все следующие упражнения служат этим же целям). Затем домик “разгружаем” по этой же схеме. По очереди работаем всеми пальцами: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5. Когда это упражнение освоено, мы его усложняем: руки двигаются крест-накрест: правая рука берет шишки слева, а левая — справа, и обе кладут их в домик. Разгружаем домик также движением крест-накрест.
3. После того, как ребенок научился брать шишку двумя пальцами, переходим к более мелким движениям: собираем мозаику. Детали мозаики очень мелкие, поэтому нужны достаточно точные движения, чтобы ее взять и поставить в отверстие. Попутно стараемся решать и другие задачи: собирать мозаику только одного цвета, стараться создать какой-нибудь рисунок. Лева, например, любил составлять такой сюжет: по синему морю плывет белый пароход с трубой и над ним светит желтое солнце.
4. Строим из палочек дорогу от одного конца стола до другого, т.е. выкладываем палочки двумя рядами на расстоянии приблизительно 20 см друг от друга. И по этой дороге катаем мячик. Мы с ребенком сидим напротив друг друга, с разных концов дорожки, на счет “раз” я толкаю мячик партнеру, он ловит его двумя руками; “два” — толкает мне, стараясь не выходить за пределы дорожки. Получается не сразу, но навыки постепенно приобретаются, вырабатывается точность движения, глазомер, распределяется сила толчка, чтобы мячик не вылетел за пределы веранды.
Следующий этап. Ребенок ловит мяч одной рукой, т.е. останавливает его, придавив рукой сверху, передает в левую руку и толкает мяч мне ею. Можно взять в руки палочку и работать ею как клюшкой.
Все время занятий необходимо разговаривать с ребенком: “На, Витя, возьми шишку. Пожалуйста, Витя, лови мячик. Молодец, Витя! Спасибо, Витя! Дай мне, Витя, пожалуйста, шишку. Ах, как у тебя хорошо получилось!”. Похвала поддерживает, поощряет ребенка, дает стимул к дальнейшим действиям, он старается выполнять задания как можно лучше, пытается что-то сказать в ответ. Наташа (гидроцефалия), которая вообще не говорила, на третьем уроке сказала “на”, “дай”.
5. Выкладываю из палочек “забор”, т.е. палочки лежат на расстоянии 12-15 см друг от друга. Задача: “перепрыгивать” ребром ладони через палочки, не задевая их, опуская руку точно в середине между ними. Несколько раз ребенок “прыгает” вперед и назад, не спеша, мышцы руки запоминают ощущения: расстояние, высоту, длину “прыжка”. Потом я прошу ребенка закрыть глаза и повторить прыжки вслепую. Таким образом, заставляем работать мышечную, моторную память.
6. Раскладываю палочки на более близком расстоянии друг от друга (3-4 см) с тем, чтобы через них могли перешагивать пальцы. Начинаем шагать 2-3 пальцами, сначала с открытыми глазами, затем — с закрытыми. Затем можно попробовать “шагать” другими парами пальцев: 2-4, 1-2, 3-4, что гораздо сложнее, но попытаться можно.
Оба упражнения можно выполнять и в более подвижном темпе.
К сожалению, из Летней школы мне пришлось уехать дней на 10 раньше, поэтому полной картины тех изменений, которые произошли в наших ребятишках, у меня нет, я могу судить о них только по отзывам педагогов Школы, которые А.И.Бороздин записал на диктофон, и по его рассказам. Судя по ним, изменения произошли значительные: дети стали общительными, перестали дичиться, с упоением танцевали на дискотеках и притом ритмично. Дети “расцвели”. То, что я заметила сама: улучшилась двигательная активность пальцев, координация движений, речь.
Ну вот, на сегодня, вроде бы все. Нет, не все! В сети есть замечательный сайт для семей с детками с СД. На нем есть форум. Милые мои, не пожалейте времени и денег (за инет), зайдите на него, зайдите вне зависимости от вашего диагноза! Вот, что я там «вычитала».
«Девочки, не надо надеяться на правительство, особенно у вас в России. «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Даже спец. центры это еще не все, хотя и много. Вы же видите своих детей каждый день! Относитесь к ним, как к взрослым, занимайтесь, не покладая рук и очень терпеливо. Я со своим занимаюсь, как и со старшей, из всех методик повыбирала то, что мне ближе. Пусть результат не видно сразу, у здоровых детей то же самое!!! Верьте в своих детей! Я , например, очень верю, что мой Данилка все понимает, и уже пытается отвечать. Вчера я говорю: жили были дед и...........? А он сказал» баба», и улыбнулся. Можете думать, что это случайно, но у него в глазках была радость узнавания сказки! Поэтому сейчас я вспоминаю все стишки, какие только можно, и без конца их твержу ( уже вся семья выучила). Работу памяти не видно, но она идет!!!! Надо только не давать ей лениться, приучать работать. Как и со всеми обычными детьми. Особенно важен первый год, когда отдачи почти не видно, и надо только вкладывать и вкладывать. Верьте в своих деток, девочки! И не обижайтесь на жизнь, что она не такая, как мы ее себе представляли. Это вредно для здоровья».
Итак, адрес сайта в сети:
http://www.nesuetis.narod.ru/index88.htm
И, как обычно, удачи Вам и терпения.
Наталья Гузик natali-dok@mail.ru
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.pedagogika |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||