Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Папам и мамам об особых детках


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте дорогие друзья!

В одной из многочисленных рассылок, приходящих в мой адрес, прочитала:

" НЕВОЗМОЖНО - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. НЕВОЗМОЖНО - это не факт. Это только мнение. НЕВОЗМОЖНО - это не приговор. Это вызов. НЕВОЗМОЖНО - это шанс проверить себя. НЕВОЗМОЖНО - это не навсегда. НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО... ".

Вы с этим согласны? Тогда продолжим наше знакомство…

7 лет назад я приехала в Россию из Беларуси, где очень активно работает с детьми – инвалидами Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам. Её сайт есть и в инете. Только умеют они хранить свои секреты…  А может быть за эти года и утеряны они. Одно хочу сказать – то, о чем я буду рассказывать с этих страниц  – суммированный опыт не только мой и БелАПДИ, но и многих - многих педагогов «от Бога» («иных уж нет, а те далече»). Вечная им память…

Но не будем о грустном…

Хотите расскажу «как я дошла до жизни такой»? Тогда слушайте…

В 1983 году в Белоруссии у меня родился сыночек с тяжелой патологией развития опорно-двигательного аппарата. Тут же, на родильном столе, мне предложили от него отказаться. Я ответила: «Я его вылечу». Юрочке было 18 дней, когда его загипсовали в первый раз. Лечили в районной больнице, а потом в НИИ травматологии и ортопедии в Минске. Ребенок был очень слабенький. Местные врачи говорили: «Не жилец он!». Сильно простывал. Трижды до года я «вытаскивала» его «с того света». Но выжил. В 1,5 года начал ходить, и пошел в детский сад. А в два с половиной года в Минздраве СССР, как печать: «Зачем Вы к нам привезли умственно отсталого ребенка?». Я к тому времени уже многое знала, умела заниматься с такими детками,- не опустила руки. В 6 лет мы пошли в школу. Сын был одним из лучших учеников класса. А через несколько лет мы оттуда уехали на мою родину,- в Россию.

Сейчас сыну 21 год. Он окончил гимназию, учится на юридическом факультете Московской Финансово–Юридической Академии. Работает. Нравится девушкам. И кто бы подумал 21 год назад…

Как вы думаете – тот диагноз мог быть ошибкой? Честно говоря, не очень верится в это. Более того, занимаясь с детьми – инвалидами уже в России, подтвердила одну закономерность, о которой пишет Глен Доман в своих книгах: заниматься с детьми «не поздно» до 7 лет. И, желательно, с первого дня жизни. К моему огромному сожалению, тот, кто не успел – тот опоздал.

Итак, начнем.

     Контрольный вопрос. Подумайте сами, когда мозг развивается больше: когда ребенок лежит запеленатый в толстое одеяло и смотрит в белый потолок или когда он ползает и смотрит в разные стороны, причем в разных комнатах и на разных  поверхностях?.. Ребенок развивается, общаясь с вами, и физический контакт родителей с ним - это, несомненно, форма общения. Все родители возятся со своим малышом, но мы предлагаем упорядочить эту "возню", превратить ее в ряд полезных целенаправленных упражнений.

И опять немного теории.

Некоторые безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители

Рефлексы

Действие яркого света

Глаза закрываются

Шлепок по переносице

Глаза закрываются

Хлопок руками возле головы ребенка

Глаза закрываются

Поворот головы ребенка направо

Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

Разведение локтей в стороны

Руки быстро сгибаются

Нажатие пальцем на подошву ребенка

Пальцы ног сжимаются и разжимаются

Нажатие пальцем на подошву ребенка

Пальцы ног сжимаются

Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

Поднимаем лежащего ребенка животом вниз

Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

Некоторые из этих рефлексов сохраняются, а некоторые бесследно исчезают. Если же вы не обнаружили у своего малыша одного или нескольких из вышеперечисленных рефлексов – немедленно приступайте к занятиям. Впрочем, и абсолютно здоровым они не повредят J.

Уже в первые часы после родов надо начинать интенсивно заниматься с ребенком.  Чем больше разнообразных движений вы будете совершать, тем богаче его опыт, тем мощнее становится его физический интеллект - это специальный термин, введенный Доманом. Когда вы делаете  сотни легких чередующихся упражнений, вы добиваетесь долгого физического контакта с ребенком. ЕСТЕСТВЕННО для ребенка (как это может быть естественно для животного) быть с матерью. Ни один из видов обезьян не отдает своих детей в чужие руки, в детские палаты родильных домов: матери держат детенышей постоянно на себе, не слишком портя им этим характер. Подобный контакт - кожа к коже - особенно энергетически важен при любом физическом неблагополучии. Можно ли делать упражнения при легкой желтухе новорожденного? Каждый случай должен быть рассмотрен отдельно, но чаще всего там, где врачи требуют полного покоя, нужна обязательно нетяжелая физическая активность.

Раз уж начали подобных контактах – поговорим о нормализации чувствительности тела малыша. Редкий родитель не сталкивался с этим в той или иной форме.

Итак.

Как научить малыша ощущать прикосновения?

Можно использовать мех, одеяло, песок, ковер, паркет и пр. Обязательно переходить от мягкого к твердому, использовать контрасты между грубой структурой материала и гладкой. Можно его укладывать в воду, ил, листву, в мятые газеты, сено и т. п. Благодаря манипуляциям над ним в этой среде, или в результате спонтанных движений, ребенок приобретает элементарные знания о своем теле. Реакции  малыша не являются самоцелью, но с их помощью можно контролировать его ощущения. Некоторые возможные реакции: ребенок моргает, вздрагивает, поворачивает голову, улыбается, замирает, переводит взгляд, прячет или протягивает руку. Понаблюдайте за его реакциями при втирании крема, поглаживании, постукивании, расчесывании.

Как научить ребенка не сопротивляться прикосновениям к его телу.

Эта способность развивается параллельно с нормализацией чувствительности и практически не отделима от нее. Отрицательная реакция на прикосновение может быть вызвана возможным страхом или попыткой защититься. Сопровождая действия разговором с ребенком, можно быстрее решить поставленную задачу. Попробуйте взять ребенка на руки и поднять его вверх, прижмите к себе, лягте и положите малыша на живот. Если это не удается – положите руку на какую-то часть тела, помассируйте, пощекочите. Побудите его дотронуться до своего тела. Установите контакт с помощью игрушки или какого-нибудь предмета и постепенно сокращайте расстояние между собой и младенцем.

Для толкования ответной реакции, а в отдельных случаях и понимания причины спазма (испуг, радость или неприятие) у ребенка, необходимо активное общение с ним.

Как снизить гиперчувствительность.

Нормальная чувствительность кожи – предпосылка для нормального развития ребенка. Однако у наших деток чувствительность кожи часто нарушена. Она может быть различной в разных частях тела.

Выявление нарушений надо проводить комплексно, что требует пристального внимания и регулярной работы.

Дети с гиперчувствительностью кожи часто реагируют на прикосновения беспокойством, сопротивлением или испугом. Энергичное прикосновение ими зачастую  воспринимается лучше, чем легкое;

 Тактильные контакты с ребенком лучше начинать, используя приятные для него раздражители, например вату, шерсть, мех, меховые игрушки, мягкую кисточку, пальцы, мяч, резиновую игрушку, варежку для купания, мягкую зубную щетку, одежную щетку или губку для мытья посуды. Ими можно ребенка поглаживать, щекотать, слегка постукивать, потирать или легко надавливать на какие-либо части тела.

Начинать лучше с той части тела, прикосновение к которой ребенку приятно.

Переходить к частям тела с повышенной чувствительностью рекомендуется после того, как ребенок стал доверять взрослому и привык различным раздражителям.

Длительность и интенсивность воздействия на начальном этапе должны быть приятны ребенку, чтобы не вызвать у него сопротивления.

Как развить чувствительность тела, если она низкая.

Таким деткам на начальной стадии необходима относительно интенсивная стимуляция, чтобы научиться воспринимать раздражения осознанно. Выясните, какие раздражения малыш воспринимает как сильные: туловища, рук и ног, кистей и стоп, лица. После того как ребенок ощутит раздражение (это фиксируется по наличию ответной реакции), можно постепенно снижать его интенсивность. Чтобы малыш лучше воспринимал раздражения занятия с ним лучше проводить в комнате, где ничто его не отвлекает. При необходимости затемните ее.

Следующий номер рассылки будет выпущен через неделю. По всем вопросам обращайтесь ко мне по электронке. Отвечу всем.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.pedagogika
Отписаться

В избранное