Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ошибки мышления или беседы для осознания: А Вам зачем нужны новые знания?


 

выпуск_150

Ошибки мышления или беседы для осознания: А Вам зачем нужны новые знания?

Подошел к концу первый сезон работы Мастерской Центра «Осознанное внимание». Получаю огромное удовольствие от тех результатов, которые демонстрируют участники.

До сентября я планирую сделать перерыв в Мастерской. Вернее даже не так, перерыв будет у меня, Мастерская не закрывается, и участники будут работать самостоятельно, помогая друг другу, тем более им дано большое задание для практики на это время перерыва.

Я понимаю, что перестала уделять внимание своим подписчикам. Но я думаю, что вы меня понимаете, хочется делиться информацией, технологиями и инструментами с теми, кому это действительно надо, кто готов эту информацию изучать, применять на практике и давать обратную связь. То есть видеть результаты своего труда.

Но поскольку блог создан и рассылка открыта (т.е. я взяла на себя определенные обязательства), периодически я буду делиться результатами работы в Мастерской в надежде, что эти результаты окажутся полезны и вам, мои подписчики.

А сегодня мы поговорим о том, зачем человеку нужны новые знания и инструменты, если он не планирует переводить их в практику.

Судя по огромному количеству сайтов по духовному и личностному развитию, эта тема востребована и каждый из нас периодически читает подобную информацию. Знакомство с новой информацией подразумевает под собой развитие сознания. Но так ли это?

В основном новая информация – это жвачка для ума, чтобы ум был чем-то занят. Вы можете не согласиться с этим и быть абсолютно уверены в том, что прочитав что-либо, вы уже владеете новыми знаниями до такой степени, что способны применять их на практике.

Но когда начинается практика, оказывается, что это совсем не так.

Из записей участников Мастерской:

«...чем вредна жвачка для ума?».  

А чем алкоголик хуже меня?  У него, по крайней мере, наблюдается физическая зависимость, зависимость на уровне тела от химического вещества. У меня же мой Ум получает кайф от того ощущения всезнайства, которое  у него появляется только при изучении новой информации - и это диспансером не лечится))). Короче, опять игры Ума, опять не я управляю своей жизнью.

Но это еще полбеды. Мы не замечаем главного: чем больше мы развиваем свой ум, тем более неудовлетворенными мы становимся. Мы как на наркотик подсаживаемся на информацию, и нашей целью становятся не изменения, а знания.

Прочитали что-то новое, получили новые знания, удовлетворили свой ум, свое сознание, а проблемы как были, так и остались. Знания дают нам объяснение, как должно быть и как правильно. С этими знаниями мы ныряем в реальность и видим, что мир не соответствует этим новым знаниям, не соответствует не тому, как должно быть, не тому, что правильно. В итоге проблемы не решаются, а неудовлетворенность начинает расти все больше и больше.

Неудовлетворенность растет и у нас появляется желание от нее уйти. И мы опять уходим от нее привычным для нас способом – заполнением себя новыми знаниями.

Когда у вас случается какая-то проблема, что вы делаете? Начинаете искать ее решение в интернете, так? Нашли ответ на свой вопрос и временно успокоились. Но решилась ли при этом проблема?

И чем больше мы знаний получаем, чем более умными и знающими себя считаем, и заметьте – тем более нетерпимы к чужому мнению становимся. И так по кругу. Новая информация дает только временное облегчение и только в тот момент, когда мы ее поглощаем.

В итоге знания становятся источником получения энергии для сознания, для ума, но это одновременно и источник неудовлетворенности, как мы выяснили. «Многие знания – многие беды» или «горе от ума».

Вообще существует два типа людей:

  • первый – это те, кто накапливает знания, и копаются внутри этих знаний;

  • второй – это те, кто направляет свои знания на жизненные процессы через практику, опыт, закрепление того, что проникло в сознание.

Давайте посмотрим, что делаю те, кто накапливают знания.

Во-первых, они повышают свою информированность и совершенствуют интеллект. Они очень много знают и начинают учить других, не имея жизненного опыта, а в итоге все усложняют. Указывая другим, что и как правильно делать, они лишают и себя жизни и мешают жить другим. При этом они все знают и все могут обосновать.

Вы замечали, что от человека, который много знает, мы ожидаем проявления лучших человеческих качеств. Но с чем мы сталкиваемся в итоге? С нетерпимостью, с требовательностью иногда даже с агрессией и циничностью. Простой душевной теплоты у людей ума нет, так как их мало интересуют другие люди, как таковые. Для них главное высказать и навязать свою точку зрения.

Со стороны кажется, что эти люди реально много знают и умеют, но на самом деле информация вошла в них без усилия и душевной работы и осталась там только в виде установок: как правильно и как должно быть.

Такие люди не могут на простой вопрос дать простой и искренний ответ. Обязательно будет установка, совет, правило, мораль.

***

Татьяна: Вот смотри, у тебя народилось много крапивы (знаний) и ты ходишь и всем предлагаешь эту крапиву. Теперь переверни. Тебе предлагают крапиву, говорят, что она поможет от всех болезней. Какова будет твоя первая реакция?

О.: Моя реакция - отторжение, «не учите меня жить».))

К.: Вот вот, об этом Татьяна и говорит, по-моему. Когда действуешь на автомате «людям будет нужна моя информация» без про чувствования ситуации и человека с которым разговариваешь, у человека и будет такая реакция типа «да че она лезет со своими советами» (может ему и не нужны были советы) и он может не захочет с тобой общаться. Еще может сложиться представление о тебе, как о постоянно «льющей воду». 

У меня лично ни то, ни другое впечатление о тебе не сложилось. Это, по-моему, потому что я тоже грешу «литьем воды» ))) Как мы с тобой тут хорошо друг другу цитировали, помнишь, пока Татьяна нас на землю не вернула. Так бы и цитировали и ничего бы в жизни нашей не поменялось.

Люди второго типа не приобретают знание в виде информации, а делают любое знание своим внутренним знанием через осознание, через опыт, через переживание. А когда знание входит через переживание, тогда любое знание созидательно, тогда нет желания навязать его кому-то как установку. Это уже образ жизни, когда слова и поступки не расходятся, когда появляется внутренняя структура и человек понимает что, зачем и как он делает.

Давайте сейчас посмотрим, что происходит с нами, когда мы читаем тексты действительно выдающихся авторов, таких как И.Калинаускас, Ошо, Ч.Трунгпа, Н.Д.Уолш, Лиз Бурбо и других.

Когда мы находимся в пространстве книги, в пространстве автора у нас возникает иллюзия сопричастности, иллюзия понимания, и мы пытаемся через слова, которые воспринимаем, вызвать переживания. Но в этот момент мы обращаемся к своей фантазии, считая, что это и есть переживания.

Но так ли это на самом деле?

Смотрите, стоит нам отложить книгу, информация, с которой мы знакомились, с которой отождествились, начинает сужаться. Половину того, что мы прочитали, мы уже не помним. Мы оказываемся в своем пространстве, в том, в котором были и до чтения книги. Да, знания или понимания прибавилось, но реальные изменения не произошли, хоть нам и кажется, что мы стали другими.

Из записей участников Мастерской:

Татьяна, хочу тебя поблагодарить, что направила мое внимание в нужную сторону (в очередной раз).

Вчера сижу, посмотрела-послушала ИНК (И.Н.Калинаускас), зафиксировала что «все понятно», хорошо так. Потом выключила и через минуты три уже пронаблюдала изменение в своем «все понятно» - я прямо почувствовала, КАК мое пространство отличается от его пространства. И вспомнила тут же твои слова, что пока мы в пространстве лектора, нам все понятно. Потом минут через десять, когда я еще обдумывала, что ИНК сказал,  зафиксировала легкое раздражение и неудовлетворенность(!) потому что «все понятно» стало улетучиваться постепенно, и захотелось еще ИНК послушать. Я тоже это прямо прочувствовала. Вот так когда свое пространство не меняешь внутренней работой, через какое-то время наступает неудовлетворенность и опять хочется послушать ИНК или еще кого. Мне захотелось. Действительно - наркотик для ума. А в жизни-то ничего от этого не меняется! И от этого еще больше неудовлетворенность - и опять «вперед за знаниями». Я это осознала.

Так и ходим туда-сюда, фантазируя себе, представляя себя в какой-то роли или на месте автора книги, считая, что мы уже чуть ли не целостные и просветленные, все можем и все умеем.

Это самый страшный момент обмана себя, именно в этот момент мы уходим от себя, перестаем слышать свои собственные импульсы, свои собственные потребности. А если мы не слышим себя, то от чувства неудовлетворенности нам не избавиться.

Кто часто посещает психологические тренинги или курсы личностного роста, с этим явлением тоже сталкивался. Пока вы находитесь в пространстве тренера, вам кажется все понятно и все просто, у вас много энергии и вы уверены, что после тренинга со всем справитесь. Но после тренинга пыл начинает угасать, находится куча ограничений, почему вы не можете сделать то, чему обучались на тренинге и в итоге возвращаетесь к начальной точке и снова идете на тренинг. Такое явление я называю «духовная наркомания», уход от самого себя.

Как можно увидеть, что мы уходим от себя и входим в свои фантазии?

У нас сразу появится неудовлетворенность. Явно или фоном, но она появится. Придет ощущение, что нам чего-то не хватает, чего-то недостает, что-то с нами или в мире не так, мы чему-то не соответствуем или мир чему-то не соответствует.

Спровоцировать нас на осознание, на переживания может только живой человек в какой-то конкретной для нас ситуации. Иногда просто одним вопросом. Потому что есть вещи, которые мы можем усвоить только через переживание, которые не предназначены для понимания.

Книга пережить не поможет, она обращена ко многим, там построены логические цепочки для сознания. А значит для понимания и все. Тренинги не направленные на индивидуальные ситуации тоже не помогут получить переживания.

Только живое индивидуальное взаимодействие, практика в вашей конкретной ситуации при помощи наставника, через его пространство, тогда у вас могут возникнуть эти переживания. Не переживания ума, фантазии, как в книгах, а реальные переживания, когда вы не просто понимаете что-то, а ваша жизнь начинает меняться.

Истинные, глубинные знания приобретаются через напряжение ума, осознание, переживание и практические действия.

Мой опыт показывает еще одну интересную особенность: когда человек приходит на курс, поведение его в учебе – это следствие его поведения в жизни. Если человек в жизни ответственен и организован, то и к учебе он относится так же.

Если он не работает на курсе, то не работает только потому, что в голове полное состояние беспорядка, с которым он не хочет разбираться. Но при этом он имеет точное представление, как все должно быть. И вместо того, чтобы разобраться с собой, начинает требовать от других соответствия своему представлению, начинает учить других.

Человеку вообще очень трудно удержаться от того, чтобы не учить. Учить любят все, и вы можете за собой это пронаблюдать. А вот встать в позицию ученика – это самое сложное, намного сложнее, чем учить. И не у всех на это хватает мужества.

Проведите такой тест: загружая себя информацией, задавайте себе вопрос «что этой информацией я хочу сделать?». И дайте себе искренний ответ: увеличить свою информированность; или подтвердить свои знания, свои догадки; или применить эти знания на практике. Что?

С уважением,

Татьяна Ушакова.

С 15 июля на берегу красивейшего залива Белого моря в Карелии пройдет трансформационный тренинг-путешествие развития внутренней свободы «Свобода быть разным». Вы с нами?

Подробнее смотрите по ссылке http://o-vni2.blogspot.ru/2013/05/blog-post.htm.

Архив Рассылки   Блог автора


В избранное