Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ошибки мышления или беседы для осознания: Что необходимо знать о восприятии


 

выпуск_133

Ошибки мышления или беседы для осознания: Что необходимо знать о восприятии

Что необходимо знать о восприятии, чтобы научиться управлять им.

 

  В предыдущей статье мы обратились к термину «восприятие» и увидели, что от нашего восприятия зависит наша жизненная энергия. В данной статье мы разберемся:

что влияет на наше восприятие и рассмотрим основные способы изменения восприятия.

 

  Что влияет на наше восприятие и к чему это приводит.

 

  1. На восприятие влияет выборка информации.

 

  Если внимательно пронаблюдать за тем, как мы воспринимаем какое-то событие или человека, мы можем заметить, что из всего потока информации, мы обращаем внимание только на малую (понятную) ее часть и на основе этой малой части создаем свою субъективную картину события или образ человека.

 

  Для примера предположим, что какой-то наш знакомый не выполнил данное им обещание. Не вдаваясь в подробности, по какой причине это получилось, мы отмечаем для себя конкретный факт и на основе этого факта выстраиваем отношение к человеку как к необязательному. Вполне может этот человек оказаться необязательным, а может это был всего единичный случай, но по одному факту мы уже вынесли «приговор». Ошибка, совершенная им значительно повлияет на характер отношений вообще. Человек один раз опоздал, а мы уже присваиваем ему ярлык «не обязательный» и, исходя из этого ярлыка, строим с ним отношения.

 

  Вам доводилось сталкиваться с тем, когда на основе одного какого-то поступка партнер выносил вердикт «ты всегда…»? Это из той же серии, когда выбирается одиночный случай и переводится в разряд «всегда».

 

  Подобным же образом мы вытаскиваем «удобную» для нас информацию и на основе этого создаем свое мнение.

 

  Метаморфозы нашего восприятия заводят нас в полную уверенность, что наша интерпретация факта наиболее полно отражает действительность, и уже на этой уверенности мы строим взаимодействие, которое может оказаться не эффективным, так как другой человек тоже будет уверен, что его интерпретация, отличная от нашей, наиболее полно отражает действительность. В такой ситуации очень трудно найти общий язык, так как каждый будет отталкиваться от своей «правды». (http://o-vni2.blogspot.com/2012/01/blog-post_27.html)

 

  2. На восприятие влияют чувства, вызванные ситуацией или людьми.

 

  Зарисовка

 

  «Многие ситуации воспринимаются мной с раздражением, потому что имеют для меня совсем не то значение (я им придаю), какое есть на самом деле. Пример: мама спрашивает в разговоре: «Деньги-то есть? не надо?» (имеется в виду одолжить). У меня тут же возникает реакция - раздражение. Его причина в том, что, как мне кажется, она отрицает мою само- и состоятельность в денежном вопросе, в планировании собственного бюджета и т.д. и т.п. Я  увидела эту ситуацию с другой стороны: ну а, по сути, что такого? Ведь у большинства мамы спрашивают, есть ли деньги, или еще что-то, не зависимо от возраста, дохода и пр. Спрашивают не чтобы проконтролировать, взять под свой контроль, не для того, чтобы все знать, а потому, что просто переживают, волнуются, просто спрашивают на случай «а вдруг нет и сама не попрошу». Если так посмотреть на эту ситуацию, то тогда действительно мое раздражение выглядит как раз нелепо, и у мамы может вызвать реакцию, обратную предполагаемой. То есть, меня раздражают такие вопросы, и своим раздражением я достаточно ясно даю понять, что больше их задавать не надо, а получается наоборот, если есть раздражение на такой вопрос – значит, за ним я прячу то, что тема актуальна, вот он и задается с периодичностью».

 

  Из примера хорошо видно, что восприятие – это активный процесс, в котором задействованы наши чувства, вызванные ситуацией или людьми, и напрямую зависят от наших представлений о реальности.

 

  Выбрав определенное чувство к ситуации или к человеку, мы окрашиваем в него любое наше взаимодействие с человеком или отношение к подобным ситуациям.

 

  3. На восприятие влияют наши потребности, интересы и ограничения.

 

  Процесс восприятия имеет личностную основу. Опираясь на зарисовку – если участница курса не вполне уверена в своей самостоятельности, то она и воспринимает, что именно на это ей и указывают. Другими словами, мы будем «слышать» то, что нас в данный момент больше всего волнует, т.е. восприятие основывается на наших интересах, потребностях и ограничениях.

 

  Если мы себе что-то запрещаем, то нас будет возмущать в других, если они себе это разрешают. Если мы встретим человека, интересы которого схожи с нашими, то мы скорее всего вынесем этому человеку положительную оценку.

 

  Так же и с потребностями. Если человек удовлетворяет наши потребности, мы будем хорошо к нему относиться. Если не удовлетворяет наши потребности, то будем осуждать. И дальнейшее взаимодействие будет восприниматься как желание «зацепить» нас, «вогнать в негатив» и т.п., что не способствует нормальным человеческим отношениям.

 

  4. На восприятие влияет наш личный опыт.

 

  Часто при восприятии другого человека, мы отталкиваемся от того, что считаем людей похожими и имеющими один и тот же опыт. Это наше представление ведет к ожиданиям, требованиям, обидам, обвинениям, осуждениям, непониманию.

 

  Предположим, у нас есть какой-то свой личный опыт решения проблемы и, сталкиваясь с людьми, у которых схожие проблемы, но не решенные, мы невольно начинаем их осуждать. А когда есть обвинение, осуждение, не проговоренные обиды и требования, возможно ли эффективное взаимодействие?

 

  Зарисовка:

 

  Я заметила, что смотрю надменно на полных людей. Считаю их ленивыми и слабыми. Мол, что ленятся заняться собой и объедаются от того, что с жизнью своей не могут справиться и заедают проблемы. Еще и глупыми их считаю, что, мол, ума не хватает найти другое решение для своих проблем и не заедать, или ума не хватает, чтобы увидеть, что они с собой творят. Себя соответственно считаю лучше. И умнее, и сильнее. У меня ж лишнего веса-то «всего» 10 кг и то он недавно появился, а так была всегда стройная и подтянутая.

 

  Мы не можем знать всех тонкостей – почему человек имеет лишний вес, но однозначно осуждая его, допускаем серьезную ошибку восприятия человека в целом, да еще основанную на сравнении с собой или с другими людьми.

 

  Есть опыт – «заедая» проблему, человек полнеет, соответственно восприятие полных людей, людей с проблемами, не желающих их решать, неприятие их, высказывание претензий или внутреннее осуждение. И так с любой решенной внутри нас проблемой. Мы-то решили, что все люди похожи и имеют одинаковый опыт, только не хотят решать свою проблему.

 

  Зарисовка.

 

  У меня есть ожидание, что нашему приезду родственники мужа должны быть очень рады. Это ожидание связано с нашими семейными традициями - у нас всегда гость на первом месте, соответственно, чтобы при встрече выйти поздороваться между прочим, или не накрыть на стол - об этом не может быть и речи. В семье мужа традиции другие (при этом я не считаю, что нам НЕ рады). Каждый раз разочаровываюсь, когда встречи проходят не так. И создается впечатление, что нам особо не рады.

 

  Или еще пример:

Молодая семья. Жена имеет опыт из своей семьи того, что мужчина (в данном случае ее отец) полностью берет на себя обеспечение семьи, а мать занималась домом и детьми. В семье мужа родители одинаково занимались материальным обеспечением, домом и детьми, не деля на мужские и женские обязанности. Для мужа естественно, когда работают и зарабатывают оба и оба же занимаются домом и детьми, а для жены - нет. Жена ожидает от мужа такого же поведения, как и от своего отца, но не получает его и начинает упрекать мужа, что он не обеспечивает семью. Упрек мужу совершенно не понятен, и он начинает упрекать жену в необоснованности ее требований, перечисляя все, что он делает для семьи. Так, на основании своего опыта мы строим свое восприятие и считаем его единственно верным и не пытаемся понять другую половину.

 

  Спасти подобную ситуацию может только откровенный разговор об ожиданиях и поиски совместного решения, а не настаивание на своей позиции.

 

  5. На восприятие влияют наши ярко выраженные черты характера.

 

  Иногда мы пользуемся проекциями, приписывая другому черты, присущие нам самим, но которые у человека могут отсутствовать. Например, если мы никогда не позволяем себе  повысить голос на незнакомого человека, то невольно симпатичному для нас человеку мы тоже припишем это качество. Если же мы упрямы или подозрительны, то будем именно эти качества замечать в других и т.п. Подобные явления еще называют «принцип отзеркаливания».

 

  6. На восприятие влияет авторитет.

 

  Замечали ли вы, что ваше восприятие легко может поменяться, если какая-либо информация о событии или человеке исходит из значимого источника информации?

 

  Если мы услышим какие-то доводы от авторитетов, то, скорее всего, мы поверим им. Почему? Потому что мы обратим свое внимание только на те суждения, которые нам понятны и легко принимаются нашим сознанием. Или мы не владеем информацией и просто берем на веру, как исходящие от значимых для нас людей.

 

  Если же мы более осведомлены о ситуации или о человеке, то мы оказываемся более избирательны в восприятии информации от авторитетов.

 

=====

 

  Мы рассмотрели только основные факторы, которые влияют на восприятие и как наше субъективное восприятие влияет на отношения и взаимодействия и на наше общее психическое состояние.

 

  Если мы основываемся только на своих первых восприятиях, не пытаемся узнать человека глубже, понять причину его поступков, понять его восприятие на какую-то ситуацию и чем оно вызвано, то мы делаем выбор взаимодействовать не с конкретным человеком, а с образом этого человека, который мы создали на основе наших восприятий. А если мы общаемся с придуманным нами образом, а не с конкретным человеком, то о каком взаимопонимании и эффективном общении вообще может идти речь? Образ придумали мы, человек может быть с этим образом не согласен, сопротивление и разногласия обеспечены.

 

  Более того, если мы на одном-двух примерах убедились, что созданный нами образ соответствует действительности, то у нас никогда не появится желание узнать человека, так как мы уже сделали свое заключение «что это за человек». И на это заключение зачастую очень сложно повлиять. При этом часто какое-то неблагоприятное впечатление об одном качестве человека переносится на все его другие качества. Вердикт подписан, человека из своей жизни исключили.

 

  Все наши ошибки в оценке ситуаций и в межличностных отношениях происходят потому, что мы не объективно воспринимаем друг друга, и не отдаем себе в этом отчета.

 

  Мы всегда выносим отрицательную оценку, если проблема или действия другого нам не понятны. Но если мы заинтересованы в том, чтобы общение нас удовлетворяло, то не стоит идти на поводу у нашего восприятия, а лучше разобраться в ситуации и глубже узнать человека, чтобы определить, что же происходит в реальности и не наказывать другого за ошибки осуждением и себя одиночеством.

 

  Возьмите за аксиому, что не всегда наше восприятие человека или события, основанное на перечисленных пунктах, отражает реальную картину. Способность видеть реальную картину зависит от умения слушать и слышать другого и от глубины нашего восприятия.

 

  Если мы это понимаем, то мы можем помочь себе более точно выстроить свое отношение к человеку или к ситуации.

 

  Способы работы с восприятием.

 

1. Рассмотрите альтернативы.

Большинство наших оценок субъективны. И первое, что необходимо для расширения своего восприятия, признать это. Второе – рассмотреть все возможные альтернативы восприятия. Для этого запишите их и рассмотрите каждую в отдельности.

 

2. Посмотрите с разных сторон.

То, как мы думаем о чем-то, неизбежно формирует наше состояние. Представьте себя разными участниками события и посмотрите с разных сторон и позиций.

 

3. Отделите причину от следствия.

Мы часто путаем причину и следствие. Определите – что есть причина, а что – следствие, рассмотрев конкретный поступок или событие и отделите одно от другого.

 

4. Увеличьте размер выборки.

Никогда не судите о человеке по одному факту. Вспомните разные ситуации, как подтверждающие, так и отрицающие вашу оценку. И только на основании большего размера выборки делайте свой вывод.

 

5. Определите свое состояние.

Прежде чем поддаться своему первому восприятию, определите свое состояние. Если вы раздражены, расстроены чем-то, то сначала дайте себе время успокоиться. Обратите внимание, не настроены ли вы заранее на негатив, чтобы не поддаться сиюминутным порывам (навешиванием ярлыков).

 

6. Чему учит ситуация?

Вместо того чтобы дать оценку ситуации или человеку через свое восприятие, задумайтесь, чему учит вас эта ситуация.

 

7. Определите выгоды и затраты.

Когда мы выдаем какую-то реакцию, у нас не всегда остается возможность в дальнейшем изменить ситуацию. Задумайтесь, насколько лично вам выгодно ваше восприятие и какие затраты в дальнейшем вы можете понести, если будете от него отталкиваться.

 

8. Примите ответственность за свое восприятие.

Обоснуйте свое восприятие, а дальше представьте, что вам придется отвечать за его последствия.

 

9. Время «созреть».

Если вы импульсивны и получаете сиюминутное удовольствие, когда срываетесь на человеке, а через какое-то время жалеете об этом, то всегда перед тем как вынести вердикт задавайте себе вопрос: «Как я восприму это свое решение завтра?» Отвечая на этот вопрос, вы поможете себе отличать сиюминутную, ближайшую выгоду от завтрашней, отдаленной. Если вы определите, что ваш порыв сиюминутный, то дайте себе время «созреть» для восприятия.

 

10. Определение главного.

Отталкиваясь от факта, исключите слухи и домыслы, посмотрите на ситуацию со стороны и определите главное в этом факте.

 

  Выберете любой или несколько приемлемых для вас способов и поработайте со своим восприятием. Удачи вам в эффективных межличностных отношениях!

 

  Если вы, читая статью, отметите про себя, что это все вам известно, то ответьте на вопрос: На каком уровне это вам известно? На уроне информации или на уровне навыка?

 

  Как написала одна из участниц курса «Развитие осознанного внимания»: «Вот что меня убило, я-то ведь все это знаю на уровне теории, что так делать не правильно и знаю как правильно... И Татьяна на протяжении курса несколько раз говорила, что тождество знаю=делаю не работает...
И соглашалась я с ней на уровне "знаю".
И вот меня это догнало....
А самое неприятное, сколько во мне еще таких "черных дыр"!»

 

  Если ваши знания на уровне информации, а не на уровне навыка, если ваши знания не делают вас счастливыми, приглашаю вас на Первый модуль дистанционного практического курса «Развитие осознанного внимания», чтобы эти знания стали вашим навыком. Открытая, дружеская атмосфера курса поможет это сделать наиболее безопасно, с ежедневной поддержкой от меня.

 

  Начало курса по темам с перерывами для отработки и осознания планируется на 17 сентября. Знакомьтесь с информацией о курсе и отправляйте свои заявки на адрес o-vni@yandex.ru

 

  В статье использованы зарисовки из дистанционного курса «Развитие осознанного внимания».

 

С уважением,

Татьяна Ушакова.

 

Блог автора

ЖЖ автора

 

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник http://o-vni2.blogspot.com/2012/09/blog-post.html

Архив Рассылки   Блог автора


В избранное