Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ошибки мышления или беседы для осознания: Убеждения - защита от страхов.


 

выпуск_118

Ошибки мышления или беседы для осознания: Убеждения - защита от страхов.

Или почему мы не отпускаем свои убеждения.

 

  В предыдущее статье «Как работать с убеждениями» (http://o-vni2.blogspot.com/2011/11/blog-post_21.html) мы остановились на том, что ослабление или смена убеждения – это временная мера. Заменяя одно убеждение другим, мы опять оказываемся рабами, но уже нового убеждения. Каков же выход? Освободиться от власти убеждений.

 

  На словах мы можем согласиться отпустить свои убеждения, но когда доходит до дела, мы мертвой хваткой начинаем держаться за свое убеждение, приводя массу доводов, почему нельзя отпустить его. Потому что наше убеждение – это наше видение «как должно быть».

 

  Например, убеждение, что все люди должны поступать порядочно. Имеем убеждение и ожидаем от окружающих такого поведения, забывая, что для каждого «порядочное поведение» – это что-то свое. Для кого-то, например, порядочное поведение – это говорить прямо о своих мыслях. Для другого – не высказывать свои мысли, чтобы не расстроить собеседника. Разве возможно создать какие-то четкие правила поведения? Ведь жизнь – не фиксированная точка и ситуация ситуации рознь. Правила можно создать для машины, но не для живого человека. Мне нравится цитата И.Калинаускаса по этому поводу: «Когда я в одной книге прочитал, что правда – это очень занятная вещь: кусок дохлой коровы и превосходная говяжья вырезка – это правда об одном и том же объекте, у меня случилось озарение». Так и с убеждениями – каждый их воспринимает и интерпретирует так, как ему считается верным. Четких правил нет, и не будет, каждое убеждение – это личный взгляд каждого на то «как должно быть», чтобы не так страшно было жить в этом мире. А отказ от убеждений вызывает очень сильный страх потери ориентиров.

 

  Зарисовка с форума центра «Осознанное внимание».

 

  «В моем конкретном случае я ведусь на надежду, которая основывается на определенном убеждении, как должно быть. То есть, получается, что есть две "сама хочу". Одна хочет добиться осуществления надежд и реализации ожиданий (вне зависимости от реальности), а другая - убить надежду и найти удовлетворение в реальности. Налицо внутренний конфликт, который к тому же сопровождается страхом - что же будет без надежды; как можно жить без надежды и убеждений; на что опираться? Вот и получается, что одна из "сама хочу" бережет лучик надежды с закрытыми глазами, потому что так привычнее и кажется безопаснее. Но в данном случае надежда - это зацепка для манипуляции».

 

  Какие основные страхи при отказе от убеждений можно выделить, на что чаще всего ссылаются:

  • не будет опоры, основы;
  • не будет надежды;
  • отсутствие безопасности;
  • могу стать беспринципным;
  • останусь в одиночестве;
  • потеряю себя.

 

  Давайте, исследуем, на самом ли деле спасают наши убеждения от этих страхов или это иллюзия спасения?

 

  Страх: не будет опоры, основы.

 

  Каждое свое убеждение мы действительно рассматриваем, как опору или основу своего существования. Например, убеждение, что дети должны помогать родителям в старости. Мы для себя это принимаем и вроде бы можем не бояться своей старости, предполагая, что наши дети будут разделять это убеждение и у нас не возникает страха остаться в старости без помощи своих детей.

 

  Но так ли это на самом деле? Если мы полагаемся на это убеждение и ничего не делаем для того, чтобы наши дети захотели проявлять о нас заботу, то убеждение не оправдывает себя, и мы начинаем возмущаться и требовать от детей, чтобы они оправдывали наше убеждение, загоняя своих детей в чувство вины. Подобное действие еще больше разрушает наше отношение с детьми и не способствует проявлению детьми любви и заботы о нас.

 

  Или другое убеждение, что если мужчина создает семью, то он должен заботиться о своей семье и обеспечивать ее материально. Убеждение есть, а по факту не всегда так происходит. И как опираться на это убеждение? Тоже требованиями соответствия? Решит ли это проблему?

 

  Очень многие убеждения нам с детства «дарят» родители. Например, родители могу внушить нам, что отличная учеба в школе – это залог успеха и хорошей работы в будущем.

 

  Ребенок с таким убеждением входит в мир и сталкивается с тем, что даже красный диплом не является гарантией того, что он найдет интересную ему работу и при этом хорошо оплачиваемую. Более того, ребенок попадает в реальность, где те, кто учился на тройки, кто на первый взгляд был не перспективным, как раз и имеют эту самую интересную и хорошо оплачиваемую работу. Дает ли это убеждение опору и основу?

 

  Даря своим детям такое убеждение, родители заранее обрекают своего ребенка на ощущение несправедливости в мире. И на что теперь опираться ребенку? Я не пытаюсь осудить родителей, они действуют из своих убеждений, в надежде, что у детей-то это сработает, что детям будет легче жить, а по существу загоняют своих детей в то же самое рабство от убеждений, в котором находятся сами.

 

  Может быть лучше все-таки выйти из убеждений и просто делать и поступать так,

  • чтобы дети захотели заботиться о своих родителях,
  • выбирать такого мужчину, который готов взять на себя ответственность за семью,
  • не требовать от ребенка отличной учебы ради светлого будущего, а помочь ему учиться с интересом и найти то занятие, которое станет в дальнейшем для него одним из смыслов его жизни.

 

  Убеждение лишает нас действия, а то, что лишает нас действия, не может быть опорой или основой, это скорее источник страдания, так как убеждения имеют свойства не реализовываться, если мы ничего не сделали для этого.

 

  Страх: не будет надежды.

 

  Не будет какой надежды? Надежды на то, что все само собой сложится, опять же без нашего участия?

 

  Состояние надежды парализует наши действия, именно поэтому оно само по себе не продуктивно. Так чего мы боимся на самом деле? Начать действовать? Или мы боимся потерять надежду на то, что нам кто-то что-то должен по нашему убеждению?

 

  Мы можем надеяться, но должны быть готовы к тому, что наша надежда может и не оправдаться. Убеждение – это не гарантия того, что наша надежда оправдается.

 

  Страх: отсутствие безопасности.

 

  На первый взгляд нам кажется, что наши убеждения дают нам какую-то гарантию, какую-то безопасность. Но ведь это не стопроцентное состояние. Мы получим эту безопасность, если наше убеждение подтвердится. А если нет? Что мы будем ощущать?

 

  Например, убеждение, что люди должны быть разумными. Да, с разумными людьми очень даже безопасно. А если рядом люди не разумные? Что мы чувствуем? Мы боимся оказаться в подобной ситуации, поэтому и придумываем себе убеждение, чтобы зацепиться за него, как за спасательный круг, чтобы убежать от напряжения. Но разве мы оказываемся в безопасности? Разве это убеждение спасает от неразумных поступков людей? Наши убеждения – это иллюзия безопасности и мы боимся потерять именно эту иллюзию.

 

  Страх: могу стать беспринципным.

 

  Человек, не имеющий убеждений, кажется нам беспринципным. Это происходит потому, что мы ограничили свой мир своими убеждениями и нам трудно осознать возможность другого бытия, которое находится за пределами знакомого нам.

 

  Беспринципный человек – это человек без твердых убеждений. Но это совершенно не говорит о том, что беспринципный человек аморален. Потому что принципы изначально могут быть неверны или аморальны. Например, «око за око», «кто не с нами, тот против нас», какие-то религиозные принципы, когда не принимается другая религия и т.п.

 

  Принципиальный человек – это упрямый и упертый человек, со своими жесткими стереотипами поведения, не гибкий, с ограниченным сознанием. Мы этого боимся лишиться?

 

  Страх: останусь в одиночестве.

 

  С одной стороны этот страх оправдан, потому что наше общение строится на выборе и принятии тех, кто разделяет ценности наших убеждений.

 

  Тогда получается, что те, кто разделяет наши убеждения – они хорошие, они свои. А те, кто не разделяет наши убеждения, либо объявляются врагами, либо им навязываются наши убеждения, либо не достойны нашего внимания.

 

  Результат такого взаимодействия – игнорирование человека как такового – с его чувствами, с его переживаниями, с его индивидуальностью, идет общение только на соответствии нашим убеждениям. Ты разделяешь мои убеждения, значит, ты мне друг. Не разделяешь, тогда я постараюсь перетащить тебя на свою сторону, переделать под себя, а если ты бяка такой не переходишь на мою сторону, то ты мне совершенно и не нужен, иди восвояси. По моему убеждению, ты должен любить меня так-то и так-то, а если ты любишь по-другому, то это и не любовь.

 

  Именно поэтому мы и ищем людей, которые разделяют наши убеждения и ценности, чтобы была гарантия, чтобы не испытывать разочарований. И это единственный, почти гарантированный способ, уйти от живого мира людей, уйти от знания себя истинного. Потому что жить среди живых людей, с разными ценностями и с разными убеждениями – это самое трудное, почти невозможное. Для такой жизни необходимо уйти из-под власти убеждений, воспринимать себя, как живого, в котором присутствует все. Остаться без принципов.

 

  При взаимодействии на основе убеждений мы теряем самое основное – общение человека с человеком. Не происходит не открытия одного человека другим, не узнавания себя истинного. Все известно и предсказуемо. Оставаясь в своих убеждениях, мы не можем войти в другое пространство, где нам интересен человек такой, какой он есть, где мы интересны сами себе такие, какие есть.

 

  Способность освободиться от убеждений наоборот дает нам возможность общения и взаимодействия с большим количеством людей, а не только с теми, кто разделяет наши убеждения.

 

  Страх: потеряю себя.

 

  Небольшое отступление для понимания:

 

  Я часто сталкиваюсь в своей работе с тем, что человек не может определить, что он чувствует. Единственное чувство, о котором он говорит – это чувство раздражения или чувство вины. О чем это говорит? О том, что родителям был не интересен сам ребенок, не интересны его увлечения, его желания, его чувства, их главной целью было – навязать свои убеждения и требовать соответствия им. И тогда, когда ребенок исполняет требования – он хороший, не исполняет – плохой.

 

  Что в итоге дает такое воспитание? Ребенок отходит от себя истинного и старается соответствовать тому образу, который придумали для него родители. Если у него в силу его индивидуальности не получается соответствовать этому образу, он начнет испытывать чувство вины перед родителями. Он может застрять в этом чувстве, и станет переносить это состояние на свое взаимодействие с другими людьми, ощущать себя постоянно виноватым за то, что он не вписывается в придуманный для него образ уже других людей. А может начать доказывать своим родителям и окружающим, что его можно и есть за что любить, доказывать, что он чего-то стоит, находиться в постоянной борьбе, вместо того, чтобы жить своей жизнью и радоваться.

 

  Доказывать и соответствовать убеждениям – это не означает того, что ребенок будет самим собой. Наоборот, это будет еще больше уводить его от самого себя. И основными чувствами, которые будет испытывать ребенок в своей уже взрослой жизни, будут чувство вины за свое несоответствие или раздражение за неприятие.

 

  Если мы считаем, что «Я» - это наши убеждения, тогда мы должны согласиться с тем, что мы машина, действующая по программе, которую заложили в нас наши родители, социум. Ведь убеждения – это и есть программа. В таком случае, что мы на самом деле теряем, если уходим из-под власти убеждений? Нашу запрограммированность.

 

  Как только мы освобождаемся от навязанных нам убеждений, как только мы становимся беспринципными, уходим от навязанного  или придуманного образа себя, тогда у нас появляется возможность познакомиться с собой истинным. Только в этом состоянии мы начинаем видеть в себе все хорошее и плохое, все правильное и неправильное без осуждения и освобождаемся от всех защит и иллюзий о себе.

 

  Пережив состояние принятия себя истинным, мы приобретаем силу, основу, безопасность, все то, что нам не дают наши убеждения. Но в этом состоянии, без убеждений, мы начинаем чувствовать себя живыми.

 

  Когда мы приходим к СЕБЕ, мы уже ничего не боимся. Любой страх идет от незнания себя, от отождествления себя со своей личностью, со своими убеждениями, со своими привычками, со своими принципами, мыслительными конструкциями, со своими ролями в социуме, со своим телом. А «Я» истинное ничего не боится. Мы дома. И это самая высшая гарантия, которую можем себе дать.

 

  Вы все еще боитесь расстаться со своими убеждениями?

 

  Выберите любое свое убеждение и распишите: что оно вам дает, и какую цену вы за него платите. И сделайте осознанный выбор – стоит ли за него держаться.

 

  С уважением,

  Татьяна Ушакова.

 

  При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на источник  http://o-vni2.blogspot.com/2011/11/blog-post_30.html.

 

Блог автора

ЖЖ автора

 

  У вас есть возможность исследовать свои убеждения, чтобы предотвратить страдания: дистанционный курс «Развитие осознанного внимания» (http://o-vni3.blogspot.com/2010/11/1.html).

 

  Начинается набор на бесплатный дистанционный курс «Хозяин своего настроения» (http://o-vni3.blogspot.com/2011/09/blog-post.html). Это последний бесплатный набор. Отправляйте свои заявки, перед началом курса я вышлю вам приглашение. О сроках проведения подверяйтесь здесь (http://o-vni3.blogspot.com/2010/12/9-2010.html).

Архив Рассылки   Блог автора


В избранное