Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ошибки мышления или беседы для осознания: Три мотива, по которым мы обращаемся к специалистам.


 

выпуск_101

Ошибки мышления или беседы для осознания: Три мотива, по которым мы обращаемся к специалистам.

Три мотива, по которым мы обращаемся к специалистам, Учителям и Мастерам.

 

Продолжение статьи «Зачем мы обращаемся к психологам, проходим психологические курсы и тренинги?»

 

 

  Мотив первый – просто снять напряжение, ничего не меняя в себе.

 

  То, что напряжение мы испытываем постоянно и о том, что напряжение нам необходимо для действия, мы уже говорили в предыдущей статье. Но часто вместо того, чтобы использовать его, мы стараемся от него освободиться.

 

  У каждого из нас найдется хотя бы одна причина, по которой мы чувствуем себя не очень хорошо, и она вызывает напряжение. Но проблема в том, что, даже заявляя специалисту о том, что мы хотим разобраться в этой причине – почему нам нехорошо, все-таки реальная цель остается – снять напряжение. При этом нам кажется, а иногда мы бываем просто уверены, что сможем что-то такое услышать от специалиста, что-то узнать, получить какое-то объяснение и наше напряжение спадет. Ожидаем, что напряжение снимется без особых усилий с нашей стороны, как бы «рассосется» само собой, потому что нам необходимо только одно – убежать от напряжения, сознаем мы это или нет.

 

Зарисовка:

 

— Ну почему он так поступает со мной, почему он полностью игнорирует меня?

— Если ты узнаешь ответ на этот вопрос, тебе будет легче?

— Конечно!

— Предположим, что он решил, что у него своя жизнь и тебе нет места в этой жизни. Тебе стало легче?

— Нет. Но ведь нам же было хорошо вместе!

— Кому было хорошо? Тебе или ему?

— Наверно все-таки мне… Да и он говорил, что ему тоже хорошо со мной! Так почему же он игнорирует меня?

— Интересно, а что такое я должна тебе сказать, чтобы тебе стало легче?

— Честно, не знаю, что вы можете такого сказать, чтобы стало легче. Я просто хочу, чтобы он вернулся.

 

  Нет, я не сторонница того, чтобы доводить напряжение до крайней точки. Ведь если не освобождаться от напряжения, то стресс неминуем. Вопрос в другом, осознать, что наш мотив обращения к специалистам именно желание просто снять напряжение.

 

  Если мы осознаем, то с такой заявкой и необходимо искать того или тех, кто готов помочь нам снять напряжение, не напрягая нас действием, кому можно рассказать о своих проблемах, где можно получить поддержку и сочувствие.

 

  Необходимо осознать, что мы ищем убежище, которое будет нас ограждать от бурь в пространстве-мире. Убежище, где все друг друга любят, жалеют, проявляют сочувствие, обещают лучшую жизнь когда-то, но не сейчас. Убежище, где мы можем спрятаться, после того, как потолкались в пространстве.

 

  Но с таким мотивом жизнь невозможно сделать лучше, все равно в нашей жизни «хорошо» будет сменяться «плохо», когда на нас снова кто-то окажет давление. А мы снова пойдем туда, где снимут напряжение, опять пообещают, что все будет хорошо. Помните фильм «Анализируй это»? Мафиози Пол Витти (Роберт Де Ниро) постоянно выдергивал психоаналитика доктора Бена Собеля (Билли Кристал), чтобы снять напряжение, не желая углубляться в проблему. Но с таким подходом не говорите, что психолог вам не помог, у вас же не было задачи – решить проблему, а значит действовать, у вас была задача – снять напряжение. А снять его можно только временно.

 

  Лучше всего для этой цели подойдут курсы самосовершенствования, или курсы уверенности в себе, любви к себе, курсы вхождения в особые состояния переживания, «общества хорошего самочувствия», группы позитивного мышления и т.п., но только те, где не нужно совершать действий, где вы только общаетесь и поддерживаете друг друга, повышаете свою самооценку, переключаете свое внимание с негатива на позитив.

 

  Но помните – эта мера временная и проблем она не решает.

 

 

  Второй мотив – усовершенствовать то, что имеем.

 

  Что чаще всего под этим подразумевается? Избавление от напряжения путем изменения окружающего мира, вернее, объектов в этом мире-пространстве. Нам хочется усовершенствовать мир, исходя из своих представлений «как должно быть».

 

  Если вы внимательно пронаблюдаете за собой, то увидите, что это естественное желание – чтобы изменились другие и не оказывали на нас давление.

 

  «Если ты будешь продолжать делать то-то и то-то, то я уйду от тебя (лишу чего-то)». И все в этом духе.

 

  Мы хотим, например, чтобы муж перестал выпивать, если это происходит часто, или чтобы после работы он сразу шел домой, а не встречался с друзьями или задерживался на работе, или чтобы он не ворчал по пустякам, не заигрывал с другими женщинами и т.п. Мы хотим, чтобы наши дети не обманывали (учились хорошо, слушались и т.п.), чтобы родители перестали что-то требовать (обвинять, упрекать и т.п.).

 

  А в целом мы хотим убрать давление на нас, чтобы не было напряжения. Интересно, кому-то удалось решить проблему, не изменяя себя или свое восприятие?

 

  Вот просто понаблюдайте, что вы делаете, когда ваш муж, например, постоянно задерживается на работе. Скорее всего, выказываете свое недовольство, обижаетесь, а может еще хуже – устраиваете бойкот или лишаете его чего-то (ужина, внимания, секса). Таким поведением проблему можно решить? Вряд ли. Станете вы меняться, если на вас постоянно давят, что-то требуют? Вот и муж не меняется. Так может разобраться вначале, почему муж задерживается? Может быть, сталкиваясь с вашей агрессией, ему просто не хочется идти домой? А может быть это связано с вашим неумением организовывать свой день? А может у мужа творческая работа и ему легче работать, когда он остается один в офисе?

 

  Напряжение возникает не как ответ на реальное событие, оно возникает на нашу интерпретацию этого события. И работать необходимо с нашим восприятием.

 

  Для решения проблемы нам необходимо совершать какие-то непривычные действия. Например, встречать мужа с радостью, самой организовать свой вечер, чтобы не злиться, что муж задерживается, а заниматься в это время своими любимыми делами и т.д.

 

  Но, к сожалению, человек устроен так, что ему всегда хочется сохранить свою энергию и приложить минимальные усилия для какого-то действия (другими словами минимум усилий, максимум результата).

 

  Используя эту потребность человека, создается огромное количество курсов, где обещают чудо или перерождение. Но любое перерождение все равно основано на действии, на изменении своего поведения и восприятия. В противном случае мы никогда не сдвинемся с мертвой точки.

 

  Если мы сопротивляемся действиям, не применяем полученные знания на практике, то честнее признаться себе, что наша цель – просто снять напряжение.

 

Зарисовка:

 

— Для моей мамы манипуляции – привычный способ общения, и с самого детства было так. Она активно манипулирует – оскорбляет, пассивно – вызывает чувство вины: «Я так старалась, а ты…». Или безразлично, если я хочу сделать по-своему: «Ну и делай, как знаешь! Мне все равно!», но не отдает ответственность, а говорит со злостью и обидой. И во мне ее манипуляции вызывают чувство беспомощности, обиды и злости. Я прочитала о способах противостоять манипуляциям, пытаюсь с мамой применить, но ничего не получается. Она только еще больше «уходит» в манипуляции и обижается.

— Это нормально, маме хочется сохранить прежний способ взаимоотношений, к которому она привыкла. Если ты будешь продолжать противостоять манипуляциям, то ей придется искать другой способ взаимодействия. Если сама опять «скатишься» на прежний способ реагирования, то ничего не изменится. Напиши вариант твоего нового поведения с мамой, посмотрим, может, ты делаешь то же самое, что и всегда.

 

  Хорошо, действовать мы готовы, но готовы ли взять на себя ответственность за свои действия? Если мы ждем от специалиста четких указаний – что, как и когда делать, то мы ищем не специалиста, а родителя, который поведет нас по жизни.

 

  Найти такого специалиста не проблема, так как есть психологи, учителя, наставники или коучи, которые готовы привязать вас к себе, чтобы вы стали постоянным источником дохода. Не хочу осуждать такие действия, потому что в этом реально нуждаются некоторые из нас и готовы платить тому, кто будет их поддерживать по жизни. Если вам нужен такой специалист, то именно такого и ищите, кто будет готов разделить с вами ответственность за вашу жизнь.

 

  Здесь необходимо помнить еще об одном нюансе: получая желаемое, мы начинаем слепо верить специалисту, и пропагандируем его систему, в случае, если мы не получаем желаемого, то, скорее всего, ответственность за свои действия полностью переложим на специалиста, обвинив его в некомпетентности.

 

  Еще хочется остановиться на одном моменте. Если мы для желания усовершенствовать то, что уже имеем, идем на курсы по развитию возможностей (например, развитие интуиции), то должны иметь представление, как мы сможем реализовать эти развитые возможности.

 

  Если мы не видим возможности практического применения новым способностям, то это очередной тупик. К сожалению, часто новые приобретенные знания мы не можем превратить в навыки, так как мы пользуемся старыми способами восприятия Мира или старыми способами решения проблем. И мы опять упираемся в необходимость пересмотра своего восприятия. Если этого пересмотра не будет, а мы увеличим свои умения и знания, не найдя возможности реализовать их в жизни,  то мы только увеличим свою неудовлетворенность и усилим напряжение.

 

  Поэтому с расширением своих возможностей необходимо сознательно увеличить объем деятельности по реализации этих возможностей, и пересмотреть свою картину Мира.

 

  Запомните, человек не может измениться, не говоря уже о том, чтобы трансформироваться, если он постоянно убегает от давления. Давление человека формирует, учит действовать, принимать решения и осуществлять их, ощущая радость бытия.

 

Зарисовка.

 

— Если я себя не люблю, какой же я главный человек? Все противится, чтобы себя принять. Стала думать, зачем мне это? Что мне дает ненависть к себе? Бытовой, домашний пример – дома сижу в страшном старом халате, ругаю себя, ненавижу. Увидела, что выбираю ненавидеть, вместо того, чтобы что-то делать, например, купить новый халат, действовать. Т.е. ненавидеть – это способ не действовать.

— Классное наблюдение! Теперь, как только почувствуешь к себе ненависть или нелюбовь, спроси себя: «Какого действия я боюсь или не хочу?» А честный ответ тебе уже подскажет вариант выхода. Чем больше ты будешь задавать себе вопросов, тем быстрее начнешь понимать себя. А понимая себя и понимая то, что ты хочешь на самом деле, действовать намного легче.

— Да, я явно ощущаю себя лучше, когда действую. Пример – день рождения дочки. Я почти неделю собиралась с духом, чтобы обзвонить ближайшие кафе, а потом, когда стала действовать, почувствовала большой прилив энергии и радость, что могу делать сама, не боюсь.

— Результат видишь? Действуешь, появляется энергия и уверенность в себе, бездействуешь – начинаешь болеть и бояться.

 

  Третий мотив – принципиально новый способ жизни.

 

  Третий мотив возникает, когда мы перепробовали уже все, снимали напряжение, пытались усовершенствовать то, что имеем, но не получили нужного результата, поэтому готовы изменять себя, действовать, двигаться. Осталось определиться: как и куда.

 

  Мы приходим в жизнь абсолютно не подготовленные к ней и проходим в течение жизни свои уроки. К сожалению, ни школа, ни родители, не дают нам целостных знаний по искусству жизни. И чаще всего все знания, которые мы получаем от родителей, от воспитателей, от учителей, от нашего окружения раздроблены и часто противоречат друг другу.

 

Зарисовки из выводов по курсу «Развитие осознанного внимания»:

 

— Я считаю курс базовой психологической гигиеной, которую нужно проходить как обязательную школьную программу.  Как есть минимум образовательных стандартов для общества, так должны быть минимальные стандарты для полноценного (читай гармоничного) члена общества. Кто-то может все это знать, у кого-то может получаться легче и проще, у кого-то интуитивно. Но в принципе - это практический базовый курс по ликвидации одной из важнейших безграмотностей. Кроме того, это базовое практическое руководство для самостоятельной работы как понимать себя и найти путь к прекращению иллюзий и страданий.

 

— Согласна, что навыки, которые мы получили на курсе, надо давать в школе, тогда бы было меньше ошибок и разочарований. К сожалению, наши родители не могут нас всему научить, потому что сами страдают от своего незнания. Принятие себя  через вопросы, через осознание, а не с помощью навязанного чужого мнения работает гораздо лучше. Мы не можем изменить других людей, но можем изменить себя и попытаться стать счастливее. Жизнь настолько коротка, что жаль тратить время на негатив, на осуждения.

 

  Но даже двухмесячный курс «Развитие осознанного внимания» не способен дать всех знаний по искусству жизни. А если почитать популярную психологическую литературу, то вы увидите, что все пишут, кто во что горазд, и вместо помощи, на которую рассчитываем, мы еще больше запутываемся, что и как делать, чтобы получить желаемое.

 

  И это не смотря на то, что все мы хотим одно и того же: счастья, любви, благополучия. Но только у разных людей разное видение, что это такое и как этого достичь.

 

  Кто-то считает, что это все можно достичь с помощью достижений (получить образование, выйти замуж, стать богатым, известным и т.п., т.е. прийти к какой-то цели), а кто-то – с помощью постижения и преображения (изучения себя – кто я и зачем). Это совершенно разные подходы к смыслу бытия. Именно на это и необходимо обратить внимание, когда вы выбираете специалиста.

 

  Пусть достижения – это развитие всего, что связано с личностью, с успехом, с эго, как бы это не называлось – саморазвитием, самосовершенствованием, изучением себя и т.п. На пути достижения всегда будут соревнования – кто лучше, кто успешнее, и он не даст нам полного освобождения от напряжения, потому что первый может быть только один, а нас много.

 

  Путь постижения и преображения – это самоисследование, или все, что связано с нашим истинным «я», с душой, с нашим предназначением.

 

  Лично мне ближе второй путь – постижения и преображения, где человек испытывает радость бытия, а не кладет свою жизнь на алтарь достижения. Как написал И. Калинаускас: «Что нужно для жизни? Перечень необходимого и достаточного: ты и жизнь… Ты - субъект и жизнь - это все, что нужно. Необходимое и достаточное».

 

  Но и на пути достижения и преображения, люди делятся на два типа: одним нужен наставник (учитель, гуру, ретранслятор), который их поведет за собой. Другим нужен «…механик, специалист, который скажет: у тебя так, так, так, вот тут проводочки надо припаять, потому что их с детства забыли припаять. Вот эти части нужно переставить, т.е. этим людям нужна техническая, технологическая духовная практика. Как сделать это все так, чтобы оно хорошо работало? Их не интересуют трансляторы, их интересует, «как» использовать то, что дано. Поэтому одни ищут мастера по ремонту аппаратуры, а другие ищут папу или маму, которые утешат, скажут: «В следующий раз, а пока отдыхай, все хорошо будет потом» (И. Калинаускас).

 

  Учителя, гуру, ретрансляторы создают себе учеников, а «механики» работают с такими же творцами, как и они сами и именно они способны вывести нас на принципиально новый способ жизни, где вы и автор, и режиссер, и исполнитель, т.е. создатель своего напряжения. А значит, и менять все в своей жизни вы можете сами, если видите причину и следствие.

 

  Причем принципиально новый способ жизни возможен только тогда, когда мы готовы стать взрослыми (взять ответственность за свою жизнь), готовы познавать и исследовать себя, мир вокруг нас, готовы применять свои знания на практике.

 

  Как отличить Учителя (гуру, ретранслятора) от Мастера («механика»)?

 

  • Для Мастера главное – интерес, для Учителя – знание.
  • Мастер действует из практического опыта, Учитель – из знания, из концепции.
  • Мастер радуется появлению другого Мастера, Учитель сопротивляется появлению другого Учителя.
  • Мастеру нужны такие же Мастера, Учителю – ученики.
  • Мастер уважает любую точку зрения, любое видение, любой путь, любую картину Мира. Учитель настаивает на своей точке зрения, на своем видении, на своем пути, на своей картине Мира.

 

  Так какой же ваш истинный мотив из перечисленных трех, при обращении к специалисту?

 

  Определитесь, кто нужен именно вам – Мастер или Учитель?

 

  Какой путь ваш – достижения или постижения и преображения?

 

  Только ответив на эти вопросы, вы найдете своего психолога, тренера, наставника, учителя, гуру, мастера.

 

  В статье использованы зарисовки из курса «Развитие осознанного внимания».

 

С уважением,

Татьяна Ушакова.

 

Блог автора

ЖЖ автора

 

Начинается набор на дистанционные курсы «Искусство задавать вопросы или секрет успешного взаимодействия» и «Развитие осознанного внимания».

Архив Рассылки   Блог автора


В избранное