Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мусор в голове: генеральная уборка! Внеочередной выпуск. Системное мышление


Здравствуйте, дорогие читатели. Сразу же после выхода 13го выпуска, я получила в ту же ночь (!) много писем с просьбой разъяснить подробнее, как работает техника самомотивации. ОЧЕНЬ рада такому активному и скорому отклику! Значит, пишу не впустую. Хотя, в прошлый раз волновалась, видимо, от этого и получилось не очень понятно, за это перед Вами извиняюсь, и обещаю, что на эту тему в ближайшее выпущу еще один выпуск, постараюсь в нем разложить все по полочкам.

Но сегодня хочу рассказать немного о другом. Дело в том, что недавно я получила один из самых важных в моей жизни уроков. Называется он - формирование системного мышления. Вначале, небольшая предыстория.

Сидели мы с партнером по бизнесу как-то раз в кофейне на встрече с командой начинающих предпринимателей, и разбирали их бизнес-проект. Ребята были полны желания создать бизнес, но, несмотря ни на какие подсказки, не могли построить даже набросок стратегии развития своего будущего детища. У меня прикинуть кое-чего на эту тему получалось несколько лучше ))), но все равно присутствовало ощущение какой-то нехватки способности выстраивать взаимосвязи вещей и, соответственно, последовательности  действий по их использованию.

В тишине, как гром прозвучал голос Игоря: «Беда современных людей, особенно молодежи – мозаичное мышление!» - «В смысле?» – Переспросила я. – «В смысле, неумение выстраивать взаимосвязи! А значит, такой человек не может построить пошаговую стратегию реализации своей идеи!» Меня передернуло. Игорь попал в точку.

- Понимаешь, в школе самая любимая фраза, знаешь какая? – Не унимался Игорь, - «Переходим к новой теме», вот какая! А то, что взаимосвязи этой темы с предыдущей не видать, как своих ушей – никого не волнует! Вот и привыкает человек информацию воспринимать кусками! А поставить вопрос на уроке, например, истории: «А как одно сражение повлияло на другое?» - их на это не хватает… - сказал Игорь и погрустнел.

- А как научиться видеть эти самые взаимосвязи? – спросила я.
Этот вопрос Игоря на некоторое время напряг, поскольку сам он, по его словам, всегда обучался таким способом интуитивно,  но не объяснял это в деталях другим. Но ответ на этот вопрос я все же получила. Правда, несколько позже.

- Ну вот смотри… Берешь азы того, что хочешь освоить, и вникаешь сначала в связи на элементарном уровне. Затем, пробуешь их видоизменять. Например, что случится, если к «а+б» добавить еще «+1». Так ты научишься моделировать основу системы. А дальше – КАЖДОЕ последующее новшество воспринимаешь ТОЛЬКО во взаимосвязи с тем, что уже понимаешь. Например, есть сложная формула – а ты в ней видишь совокупность элементарных закономерностей.

- Да, но если я не понимаю, что будет, если к «а+б» прибавить еще и «+1»? У меня с математикой всегда было не особо, так, на 4 максимум…

Игорь с улыбкой ответил: «Это типичная защитная реакция. Не понимаю – значит, не могу это смоделировать. «а+б» же ты понимаешь?» - «Ну, да…» - «Ну, вот. Включай воображение».

- Пойми, ты не переходишь к новым темам! Ты просто смотришь, как изменится то, что уже есть, если добавить еще один компонент, вот и все. Причем, не лезешь сразу решать задачи из учебника, а, моделируя изменения системы, ты САМА СОСТАВЛЯЕШЬ ЗАДАЧИ и САМА ИХ РЕШАЕШЬ. И только потом, для подкрепления уверенности в себе, можешь решить пару примеров из учебника.

Вот такой короткий роман. А теперь, немного прозы из практики.

Придя домой с округлившимися глазами, я решила обязательно попробовать сказанное на себе. Что-то внутри подсказывало, что это – то самое, что дает ощущение уверенности в себе и внутренней свободы от того, чем тебя кормят СМИ. В общем, полезла на полку с книжками. Взгляд упал на сохранившиеся со времен ВУЗа учебники по социологии, политэкономии и т.п. Вооружившись книжками, я принялась ломать голову над вопросом, с чего же начинать. Учить «социологическую мысль древнего Рима» как-то не хотелось, хотелось просто понимания, как устроено современное общество, и какие процессы в нем происходят, на более глубоком уровне. К своему стыду, я, профессиональный социолог, знала теорию, но, опять же, кусками, как и абсолютное большинство. В общем, сформулировала четко вначале задачу, и начала с самых азов. Азами в данном случае явились просто три вопроса: «Что такое общество» и «Что такое государство», и «Какие функции выполняет государство». Помня рекомендацию Игоря относительно самостоятельного моделирования и составления задач, я отвечала на эти вопросы с точки зрения логики. А в рамках процесса составления задач, «поиграла» с функциями этих загадочных «общества» и «государства». 

 Теперь, внимание. На вдумчивые ответы на эти три вопроса вместе со всякими фигли-мигли простым русским языком у меня ушло в общей сложности минут 40. Затем я залезла в учебники и словари, и прочла соответствующие разделы, давно мной забытые, сразу же после экзаменов. Оказалось, совпадение на 90% (за исключением пары пунктов). Так, за 40 минут с чашкой чая на кухне я НА УРОВНЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ, а не зубрежки, усвоила программу первого курса социологии, по сути дела. Для сравнения, курс в ВУЗЕ – это год времени и несколько тысяч долларов за обучение (кто учится на платном отделении), оценки в зачетке и ноль - чувствования предмета. Во втором случае – это 40 минут с чашкой чая на кухне, книжка за 150 рублей, и способность в любое время дня и ночи ответить на самые заковыристые вопросы по пройденному материалу, сохраняющаяся НАВСЕГДА!

Но и это еще не все. Освоив оперирование элементарными элементами (то есть, какие функции выполняет то и другое, чем они отличаются, что будет, если какую-то функцию убрать/добавить и тому подобное), я обнаружила, что я могу ответить на каверзные вопросы, которых я не знала даже к 6 курсу соцфака, потому, что не изучала этого! Учила-то я только билеты, и то «до сессии», а чуть за рамки – ни-ни. Благодаря чему такие знания берутся? Благодаря тому, что уровень понимания предмета позволяет САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОСТРОИТЬ неизвестные элементы. Надо только чуть-чуть подумать.

Ну, и в качестве «побочного эффекта» - сам по себе процесс вызывает необыкновенные приятные эмоции! Почему? Потому, что, пытаясь впихнуть в себя тупо текст учебника, мы пассивны. А здесь ты постоянно находишься в творчестве – ты же у себя в голове СОЗДАЕШЬ модели, связи… То есть, ты становишься в некотором роде творцом. ТАКОЕ обучение – одно удовольствие! Кстати, вот и подсказка к следующему выпуску - о том, на чем основана самомотивация.

Вот такие дела, и огромное Игорю спасибо!

А теперь, еще раз резюме сказанного, как работает система.

1. Формулируем четко задачу, какую именно сферу мы хотим освоить (напри-мер: понять, какова структура общества);

2. Выделяем базовые понятия, в рамках задачи (например: общество, государст-во, община);

3. Задаемся вопросом: что это такое (базовые понятия), какую функцию они выполняют, как они связаны друг с другом;

4. Ответив на вопросы п.3, моделируем разные вариации (например: а что ты было, если бы государство не имело границ). Вариаций много, и самые раз-ные;

5. Когда п.4 получается свободно, можно добавлять новые компоненты (напри-мер: какие структурные образования делают возможным поддержание госу-дарством границ). И так добавляем новые компоненты до тех пор, пока не появится чувствование, как в этой сфере происходят разные процессы.

6. ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО, на «скелет», можно наложить детали – текущие реформы обороны, например. Но, к деталям переходим В САМУЮ ПО-СЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ, по необходимости.

Что дает такое обучение:
1. Видение целостной картины, способность быстро проанализировать что бу-дет, если произойдут определенные изменения,
2. Огромное сокращение времени на обучение в любой сфере,
3. Многократное повышение качества обучения (способность оперировать зна-ниями),
4. Сохранение навыка точного оперирования знаниями из данной сферы на всю жизнь,
5. Много приятных эмоций,
6. Уверенность в себе,
7. Ощущение себя «в своей тарелке»,
8. Способность построить стратегию действий.

 Вот такие пироги.

До встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Дарья.

solo_info@mail.ru


В избранное