[sbo] О диструктивных группах.
Выпуск номер 375
Доброго времени суток!
Предлагаю вашему вниманию статью Алексея Ивакина "КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕСТРУКТИВНОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ ТОТАЛИТАРНЫХ ГРУПП".
Материал идёт к ранее поднимавшейся теме о людях предлагающих помощь и приглашающих
посетить то или иное мероприятие.
Предложенная вам статья это приложение к книге. Серьёзные данные, представленные
группами специалистов, которые не первый год занимаются диструктивными группами
и реабилитацией пострадавших.
Также, вы можете прочесть небольшую подборку о наиболее известных преступлениях
диструктивных культов против общества, личности и самоубийства.
http://matroskinshouse.narod.ru/clab/distrukts/prestupleniya.html
Алексей Ивакин
АнтиАнастасия
По ком звонят кедры
МОСКВА "ПРЕССКОМ." 2005
Аннатация
Дуэль в наше время, возможно ли? Откройте книгу, и вы поймете, что ничего невозможного
нет. Место действия - весь мир. Время действия - сегодняшний день. Оружие - ясный
ум и глубокие знания автора плюс вера во все хорошее. Так отчего же не скрестить
шпаги в благородном поединке с теми, кому нет места на Земле, - с различного
рода сектами? В частности, с одной из них, взявшей прекрасное имя Анастасия.
Кто эта женщина, что смотрит на нас с обложек многочисленных изданий, словно
желает поведать о чем-то сокровенном?
Дай Бог, чтобы эта книга помогла читателю отличить зерна от плевел, чтобы звенящие
кедры и белочки, приносящие орешки по щелчку пальцев, остались в мире сказок
и не увлекли за собой тех, кто еще по наивности верит, что страшное слово <секта>
не таит в себе опасности. Быль, стоящая за этой сказкой, повергнет в ужас посвященного,
а непосвященного заставит призадуматься.
Приложение 3
КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕСТРУКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТОТАЛИТАРНЫХ ГРУПП
Однажды мои студенты поставили надо мной эксперимент.
Они испробовали техники изменения поведения на своем преподавателе. Во время
лекции студенты улыбались и внимательно слушали, когда я переходил влево. Когда
я переходил вправо, студенты делали вид, что им скучно. Скоро я начал дрейфовать
влево и через несколько занятий читал лекции, опираясь на левую стену. Когда
студенты рассказали о шутке, я возразил, что ничего такого не заметил.
Я не видел ничего странного в том, чтобы облокачиваться на стену, и стал
настаивать: мол, это мой профессиональный стиль, я это делал по своей воле.
Забавно, ведь я сам не так давно рассказывал об этом эксперименте студентам.
Более того, по роду деятельности мне приходится изучать подобные методики.
Одно дело - целенаправленное психологическое воздействие на не подозревающую
об этом личность. Но зачастую личность сама активно участвует в собственном <порабощении>,
иными словами - подпадает под контроль других людей. В частности, это происходит
в группах с сильным психологическим воздействием. Их можно называть по-разному:
культами, религиями, сектами, движениями, партиями, бандами и так далее. Объединяет
их то, что личность испытывает сильное групповое давление и невольно изменяется
в желаемом для группы направлении, не замечая этого.
В американской психологической науке существует несколько основных моделей
деструктивного воздействия тоталитарных групп. Классической является модель Р.
Дж. Лифтона, изложенная в работе "Реформирование мышления и психология тоталитарности"
(Lifton, R. J. Thought Reform and the Psychology of Totalism, 1961). Лифтон выделяет
восемь элементов, приводящих к катастрофическому изменению сознания (я выделю
в его признаках то, что до боли напоминает предложения Анастасии.
1. Контроль окружающей обстановки (среды) - жесткое структурирование окружения,
в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется.
Сюда входит: занимающая все свободное время деятельность в группе; пространственная
изоляция от мира в отдаленном месте; правила, исключающие общение с какими-то
людьми, например, смотрение телевизора или чтение "морально разлагающей" литературы.
"Правильный" участник группы должен заниматься только санкционированной практикой
"школы". Спрашивать о "технологии" можно лишь у руководителя.
2. Мистическое манипулирование - использование запланированной или подстроенной
<спонтанной>, <непосредственной> ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам.
Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское
питание объясняются <нисхождением святого духа>. Выступление капельки крови на
темени может истолковываться как <установление связи с высшим миром>, онемение
каких-то частей тела как <поступление энергии>.
3. Требование особой <чистоты> - резкое деление мира на <чистый> и <нечистый>,
<хороший> и <плохой>. Тоталитарная секта - <хорошая> и <чистая>, все остальное
- <плохое> и <грязное>. Группа единственная и исключительная, ее учение доступно
только избранным.
4. Культ исповеди - требование непрерывной исповеди и интимных признаний
для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины. У человека не должно
быть никаких тайн, никакого собственного пространства. Он должен быть полностью
открыт группе, чувствуя себя в неоплатном долгу перед ней. Любой участник "школы"
считает себя вправе спрашивать о самом сокровенном и получать полный ответ. <Грехи>
объясняются <происками дьявольских сил>, <недостаточным уровнем> или <недостаточной
посвященностью>. (В случае с анастасийцами мы имеем дело с происками жрецов,
евреев и биороботов, а также с нечистотой помыслов.)
5. <Святая наука> - объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной.
Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной.
Тот, кто не знает информации школы, - ущербный, обделен и не может практиковать
<правильно>, претендовать на полноценные знания. Подобной школьной <науки> более
чем достаточно, чтобы объяснить все что угодно. Эта наука <секретна>, ее корни
уходят в глубь веков, её объем огромен, поэтому её не может вместить <простой
смертный>. (Такое ощущение, что Мегре Лифтона в подлиннике читал!)
6. Насыщенный культовыми понятиями язык - создание специального клишированного
словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного
и критического мышления. Человек часто теряет способность полноценно общаться
вне группы. (Сравним с шекспировским ритмом текста, а также со словосочетаниями
типа <мельчайшая событийность>, словами <первоистоки>, <осмыслить> и т.д.)
7. Доктрина выше личности - доктрина более реальна и истинна, чем личность
и ее индивидуальный опыт. Любое внутреннее противоречие с доктриной - показатель
<незрелости>, внутренних недостатков.
8. Распределение существования - лишь члены группы имеют право на жизнь и
существование, остальные - нет, т. е. <цель оправдывает любые средства>. Группа
- <Богом избранный народ>, остальные <идут к гибели>. (В данном случае анаста-сийская
община - это чистые: барды, дачники и прочая интеллигенция.)
Подобные методы контроля чаще всего используются явно или скрыто.
В некоторых группах могут быть свои методы воздействия. Результат - личность,
идеально вписывающаяся в шаблон культа. Сами шаблоны могут быть самыми разными
- от совка до фашиста, от клуба вегетарианцев до любителей современных наркотиков
или психотехник.
Полезно различать влияние отдельной харизматической личности, умеющей вызывать
доверие и действительно обладающей определенными способностями и умениями; и
влияние слившейся в одно целое толпы, когда люди теряют индивидуальность и разум,
даже не подозревая об этом. <Учитель>, воздействуя на <ученика>, постоянно контролирует
правильность своих действий. А толпа часто становится бесконтрольным сгустком,
которым управляют только подсознательные влечения и стремление группы к самосохранению.
Лидер в таком случае становится лишь частью этой толпы, теряя всякий контроль
над ситуацией, становясь заложником созданного им монстра. Известны печальные
истории лидеров, которые невольно превратились в идолов своих групп, потеряв
всякую связь с реальностью. Немногие проходят испытание медными трубами, властью
и поклонением.
Большинство попавших в культовую группу задерживаются только на короткое
время. Получив какие-то знания и опыт в группе, они стремятся к достижению новых
целей. А очень часто уходят в другую подобную группу.
Другие застревают в качестве добровольных рабов. Бывает, что некоторые сохраняют
контакт с группой, в то же время осознавая намеренное <порабощение> новичков.
Со временем начинает преобладать значение пользы для группы, а не для личности.
Наглядный пример: вы летите на самолете в Париж. По просьбе пилота садитесь в
кресло и пристегиваете ремень. Если оказывается, что ремень расстегнуть нельзя,
это уже подозрительно. Если вам начинают показывать виды Магадана, это странно.
А если пилот заявляет, что он лучше вас знает, куда вам лететь, это опасно. Если
оказывается, что вы теперь всю жизнь будете лететь на <Ту-154> к альфе Центавра,
есть повод задуматься, как выбираться отсюда.
Так что стоит помнить о том, для чего вы пришли в группу, проверять достижение
цели и после достижения перейти к достижению чего-то нового. Группа, как правило,
с целью самосохранения создает бесконечную программу того, что нужно сделать.
Но человек устроен так, что наибольший эффект дают первые секунды, часы, дни
определенной практики. Открывается окно в новый мир. Затем упражнение становится
автоматическим, отшлифовываются детали, оно усваивается как привычка. Анализируя
опыт тех, кто быстро и успешно избавился от излишней вовлеченности в культы,
можно выделить то, что помогло им сохранить свободные взгляды: большое количество
источников информации по изучаемой теме. Например, доступ к компьютерной сети
Internet, изучение аналогичных групп, изучение критики данной группы. Возможность
читать материалы в оригинале, знание иностранных языков, хорошее образование.
Развитое логическое мышление, а также здоровый юмор, занятость во многих областях,
вовлеченность в разнообразные виды деятельности.
В современной психологии, изучающей деструктивные культы, существует так
называемая BITE-модель, объясняющая феномены распада личности в тоталитарных
сектах. Эта модель состоит из четырех компонентов: контроль поведения, контроль
мыслей, контроль эмоций, контроль информации. Каждый компонент испытывает воздействие
трех других. Манипулируя этими компонентами, культы контролируют личность человека.
Стивен Хассен, ведущий мировой специалист по помощи жертвам тоталитарных
сект, обозначил эти факторы как BITE (Behavior - поведение, Information - информация.
Thoughts - мысли, Emotions - эмоции).
С уважением,
Алексей Любимов
mailto:orientati***@m*****.ru
icq:250909688
Дискуссионный лист: "Вопросы ориентировки в пространстве незрячих и слабовидящих"
Сейчас на лист подписано: 91 человек
Модераторы: Алексей Любимов и Светлада Светленова
psychology.orientation-owner@subscribe.ru
Адрес сайта рассылки:
http://orientation.ioso.ru