Здравствуйте, уважаемые участники рассылки!
Действительно, несколько лет назад наша организация занималась в
Бурятии созданием безбарьерной среды для людей с нарушениями зрения. Нами
были подготовлены рекомендации на основе зарубежных пособий. Ниже приведу
их.
С уважением, Цындыма Бойко.
Рекомендации по созданию безбарьерной среды для людей с нарушениями
зрения
С каждым годом становится труднее выйти незрячему человеку из дома и
самостоятельно добраться до нужного места. Необходимо преодолеть путь, где
на каждом шагу подстерегают неожиданные препятствия в виде открытых
канализационных люков, автомобилей, стоящих на тротуаре, рекламных щитов,
неогражденных ремонтных работ и т.п. Незрячим людям незаменимым спутником
здесь становится белая трость или собака-проводник, а для слабовидящего -
небольшой остаток зрения, который зачастую его подводит.
Проезд в общественном транспорте также дается нелегко. В первую очередь
нужно безошибочно найти остановку, найти нужный номер маршрута, сесть в него
и не проехать свою остановку.
Неотъемлемой частью нашей жизни являются походы по магазинам, которые
пестрят разнообразием товаров. Нелегко приходится тем, у кого плохое зрение
или не видят совсем. Человек попадает в магазин и сталкивается с множеством
проблем: слабое освещение витрин, мелко написанные цены, грубые ответы
продавцов на вопросы и т.д. А незрячий
На помощь людям со слабым зрением стали приходить современные
технологии. Так в мире широко используются возможности Интернет через
предоставление онлайнового сервиса, который позволяет незрячим
пользователям покупать товары и услуги в Интернете, причем без
использования какого-либо дополнительного оборудования. Например: система,
разработанная Tesco совместно с Национальным Королевским Институтом
Слепых Великобритании (RNIB), использует технологию, конвертирующую текст в
речевые сигналы, с помощью которых и описываются характеристики товаров
на сайте. Не менее интересным стало изобретение профессора университета
Юты (Utah State University) Владимира Калюкина. Он вместе с
коллегами-программистами создал робота, который помогает слепым людям делать
покупки в магазинах. Чтобы найти нужный товар, машина использует чипы для
радиочастотной идентификации (RFID), а препятствий избегает при помощи
лазерного дальномера. Все эти чудеса техники далеки от нашей
действительности и успешность путешествия незрячего человека по
многочисленным бутикам и супермаркетам зависит от уровня обслуживания,
вежливости прохожих и продавцов.
Посещение общественных зданий тоже связано с определенными
неудобствами, при устранении которых ситуация изменилась бы.
В данном докладе хотелось бы отразить те пункты, которые необходимо
соблюдать при благоустройстве города для комфортного проживания людей с
нарушениями зрения. Эти рекомендации не требуют больших дополнительных
затрат, но значительно облегчат жизнь не только инвалидам по зрению, но и
всем жителям города.
Безопасное движение по улицам города:
1. Объявления, предназначенные для всех, должны быть выполнены яркими
контрастными цветами и расположены на уровне глаз идущего. Если же они
выступают, то лучше поднять их выше человеческого роста.
2. Пешеходные маршруты должны быть безопасны и легки, свободны от
посторонних предметов.
3. а) Там, где это возможно, ступеньки должны сопровождаться изменением
качества поверхности под ногами.
б) Перед началом подъема (спуска) край каждой ступеньки должен быть окрашен
или обит контрастным покрытием, белым или желтым.
в) Группы ступеней должны быть снабжены перилами, чуть более длинными, чем
длина самого подъема (спуска). Перила должны подниматься или опускаться в
соответствии с подъемом или спуском лестницы.
4. Светофоры в местах, представляющих опасность для людей с полной или
частичной потерей зрения, должны дублироваться звуковыми сигналами.
5. Предупреждающую информацию для людей с полной и частичной потерей зрения
о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию
островка безопасности и пр.) следует обеспечивать изменением фактуры
поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров, направляющими рельефными
полосами и яркой контрастной окраской - (осязательные) полосы с выраженным
рифлением поверхности - тактильная полоса воспринимается тростью или
непосредственным прикосновением ног идущего.
6. Обращать внимание на открытые канализационные люки.
7. Дорожные работы и строительные леса следует устраивать и ограждать так,
чтобы избежать травм:
а) дорожные работы следует ограждать в прочные барьеры, окрашенные в яркие
цвета и освещаемые в ночное время. Эти ограждения должны доходить до уровня
пояса и быть сплошными, чтобы с помощью трости можно было бы их распознать.
б) столбы строительных лесов оборачивать ярко окрашенными материалами или
ярко красить краской. Их также следует освещать в ночное время и, по
возможности, оборачивать выступающие на уровне головы (или пониже) прохожего
части в мягкие материалы достаточной толщины.
8. Исключить нахождение на тротуаре припаркованных автомобилей или
велосипедов.
9. Корзины для мусора должны стоять на земле или быть закреплены на уровне
земли, чтобы их можно было идентифицировать с помощью трости.
Доступность общественного транспорта:
1. а) разработка или приспособление стандартизированных знаков общественного
транспорта, обозначающих автобусные остановки, автобусные вокзалы и
железнодорожные станции. Столбы на остановках следует окрашивать в хорошо
заметные цвета.
б) стандартизация изображения номеров маршрутов и пунктов назначения
автобусов, междугородных маршрутов и поездов, которые должны находиться на
передней стенке или сбоку транспортного средства, на уровне глаз.
Примечание: Ключевые факторы для каждого вышеуказанного пункта следующие:
- размер и четкость букв;
- контраст цветов;
- расположение надписей на уровне глаз;
- подсветка;
- информация, записанная на магнитофонную ленту.
2. Стандартизация общественного транспорта на общенациональном или
региональном уровнях. Следует избегать неравномерности в уровне пола внутри
автобуса (поезда), нужно обеспечить наличие ярких поручней в автобусах и
других транспортных средствах.
3. Покрытие мест автобусных остановок специальными материалами, которые
являлись бы сигналами для незрячих.
4. Крупные автобусные, железнодорожные станции, аэропорты:
а) знаки и объявления должны быть хорошо подсвечены и размещены на уровне
глаз в тех случаях, когда имеет смысл сделать их (объявления) доступными для
слабовидящих, но без ущерба тотально слепым;
б) хорошее общее освещение, подкрепляемое дополнительной подсветкой мест,
имеющих особое значение или представляющих опасность, например, ступени или
края платформ, входы и выходы;
с) края ступени и платформ следует окрашивать в белый или желтый цвета.
5. Когда это, возможно, объявлять пункты назначения перед отправлением
транспортного средства. Название каждой остановки должно быть объявлено
также по прибытии. Характерные детали остановок (станций) должны быть видны
в лобовое стекло и в боковые окна, находящиеся на уровне глаз сидящих.
6. Точки оплаты проезда (билетные кассы) должны быть хорошо обозначены и
освещены, чтобы облегчить покупку билетов.
7. Технические средства общего пользования, записанные на магнитную пленку,
расписания движения и другая информация должны быть использованы
максимально. Последняя (информация для всех) должна суммировать печатные
материалы и находиться под рукой, чтобы помочь тем, кто не может читать
печатный текст.
8. Места общего пользования должны быть хорошо обозначены и освещены.
9. Небольшие изменения уровня пола лучше осуществлять через подъемы и скаты,
т.е. наклонными плоскостями, чем через ступеньки.
10. Необходимо предусмотреть возможность беспрепятственного проезда незрячих
пассажиров с собакой-проводником в общественном транспорте.
11. Весь персонал служащих общественного транспорта должен получить
необходимую базовую подготовку по проблеме помощи слепым, слабовидящим и
другим инвалидам.
Доступность общественных зданий:
- все входы должны быть легко доступны и не загорожены препятствиями;
- около входа разместить информацию;
- качество освещения было высоким, так как это может помочь слабовидящему;
- цвета сочетались с освещением, облегчая зрительное восприятие;
- важные места/участки пространства должны быть выделены цветовым
контрастом;
- ступени (перемены в уровне пола), лифты должны быть вынесены из
окружающего пространства, выделенные контрастным цветом или контрастной
поверхностью;
- пешеходные дорожки должны быть свободными от посторонних предметов и
обозначались цветными поручнями;
- все указатели (надписи) были хорошо видны и читаемы, благодаря правильному
расположению - на уровне глаз, хорошего освещения, хорошей контрастности;
- звуковые сигналы, где это, возможно, дополняли визуальные;
- все служащие были ознакомлены с проблемами зрительной инвалидности и
могли, а также готовы были бы помочь.
1. Броские, легко читаемые надписи, констатирующие название организации
(заведения и т.д.), и характер ее деятельности, чтобы сделать главный вход в
здание хорошо заметным.
2. Хорошо освещенный вход и столик администратора, план этажей крупными и
четкими буквами и знаками, хорошо контрастирующие с фоном.
3. Хорошее общее освещение и дополнительное - для индикации важных точек и
опасных мест.
4. Хорошие указатели направлений, помещенные на уровне глаз там, где это
целесообразно и безопасно.
5. Ступени лестниц и эскалаторов должны быть белого или желтого цвета по
краям, хорошо освещены, снабжены поручнями, помогающими двигаться и
указывающими на подъем ступени вверх или их спуск вниз.
6. Стандартизация панелей управления лифтов и интерьеров их наверняка будет
полезна, например, форма и расположение кнопок; записанные на пленку
объявления этажей и их характеристик.
7. Мебель и отдельные детали должны быть спроектированы так, чтобы свести к
минимуму риск столкновения и травмы.
8. Дизайн стеклянной двери или окна должен предполагать наличие яркой
цветной полосы на стекле, чтобы было очевидно наличие препятствия.
9. Дизайн и расположение объявлений и вывесок общего пользования должны
соответствовать цели - быть легко читаемыми.
10. Хороший фон и подсветка, цветовой контраст, разнообразие в структурах
поверхностей стен и пола (или того, что под ногами, на полу) могут
значительно помочь слабовидящему почувствовать себя уверенно и в
безопасности.
11. Перила лестниц и пандусов могут обеспечить незрячему помощь и облегчить
ориентировку.
12. Лестничные подъемы, свободно располагающиеся в пространстве зала или
холла, должны быть окрашены (огорожены), чтобы человек, проходящий по залу,
не наткнулся на лестничный подъем.
13. Излишний шум может привести слепого или слабовидящего в замешательство,
но звук может существенно помочь передвижению, если хорошо организовать
пространство: например, звук дает информацию о лифтах, автобусных или
железнодорожных станциях и т.д.
14. Туалеты должны быть четко обозначены. Для этой цели подойдут выпуклые
контрастные буквы и символы:
- источники света не должны слепить глаза и быть слишком резкими;
- в местах передвижения пешеходов не должны попадаться грубо обработанные
поверхности и острые края, так как они могут стать причиной травмы;
- двери и окна не должны оставаться полуоткрытыми - в таком положении они
могут представлять угрозу для инвалидов по зрению;
- хрупкие предметы не должны стоять свободно в комнатах и на улице,
особенно - вблизи входов/выходов.
Магазины:
1. Хорошее общее освещение плюс вспомогательное освещение для выделения
общих точек и опасных мест в магазине.
2. План этажей у входа в магазин.
3. Цены товаров должны быть напечатаны крупно и настолько четко, насколько
возможно.
4. Персонал должен иметь базовую подготовку, чтобы ненавязчиво оказывать
помощь слепым и слабовидящим.
Рестораны:
1. Нужно, наряду с основным освещением всего помещения, обеспечить
дополнительное - за столиками, над входом и выходом.
2. Необходимы белые или другого контрастного цвета скатерти, чтобы столики
выделялись на фоне окружающей обстановки. В идеале, сервировка должна
контрастировать со скатертью.
3. Меню в крупнопечатном исполнении должно быть выставлено на обозрение
снаружи ресторана или за стеклом окна. Меню должно быть подсвечено.
4. Туалеты, кассы и другие удобства должны быть хорошо обозначены.
5. Упорядоченная расстановка мебели будет полезна и облегчит задачу.
6. Служащие должны иметь указание ненавязчиво оказывать, любую помощь, в
частности, прочитывать меню.
Список литературы:
<Доступная среда для инвалидов и других маломобильных граждан в Москве.
РООИ>. <Перспектива> М. 2002
Камлет Х.Ю. <Жилая среда для инвалида>. Стройиздат М. 1990
Леонтьева Е.Г. <Доступная среда глазами инвалида>. Научно-популярное издание
РООИ <Свободное движение> Екатеринбург 2001
<Рекомендации Английского общества слепых и слабовидящих по созданию
комфортной окружающей среды для людей с нарушениями зрения>.
Шершнев В.И., Гаскина И.Л. <Кабинеты здоровья на предприятиях ВОС>. - М.
1986
<Бурятия> 9.08.05. <Магазин: для незрячих> Бойко Ц.О.