Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Риторика. Лидерство. Влияние. Тренер Дмитрий Устинов Новости январь 2011


 
Автор и ведущий Дмитрий Устинов: dmitry(@)ustinow.ru
Сайт рассылки: www.ustinow.ru


 

Интернет-рассылка
Риторика. Лидерство. Влияние. Тренер Дмитрий Устинов.

В этом выпуске ответ на вопрос и новости:

Игра в бисер или Как реагировать на конфликтогены? Отвечаем на вопрос от участницы тренинга и читательницы рассылки Татьяны о реакции на конфликтогены. На первый взгляд ее вопрос узкий, но при ближайшем рассмотрении касается каждого из нас. Все люди регулярно попадают под обстрел конфликтогенов и не всегда знают, что с этим делать. Коммуникация – дело творческое, вариантов много, очень много зависит и от ситуации и от того, с кем общаешься, это понятно. Но основные принципы реагирования психологически подготовленный человек должен иметь наготове, чтобы не думать, что с этим делать только на лестнице.
Тренинг по ораторскому мастерству
Серия тренингов "Искусство Речи: риторика и ораторское мастерство" за последние месяцы состоялась в Московской Академии Ораторского Мастерства, в Центре Синтон, в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, Якутске, Саратове, Ханты-Мансийске. Очередные открытые и корпоративные тренинги с успехом состоялись в Казани, в С.-Петербурге (см. отзывы на тренинг в Питере). В Москве очередной тренинг состоялся 11-12 декабря. Ближайший открытый тренинг начинается в Москве с 24 января. Тренинг посвящен влиянию на публику, убедительному владению словом, мастерству воздействия на любую аудиторию. А также развитию такого инструмента успеха, как речь, голос, ясному мышлению в ситуации публичного внимания, уверенному поведению, воздействию на людей живым словом. По отзывам участников, для многих тренинг являлся для них одним из главных событий в жизни за последнее время.
Ближайший открытый тренинг "ПОБЕДИТЕЛИ (психология влияния)" состоится в Москве 29-30 января. Очередной тренинг прошел в столице 27-28 ноября, в С.-Петербурге и Казани в сентябре и октябре. Это жесткий курс, посвященный методам психологической защиты и нападения, развитию внутренней силы, мягким и жестким переговорам, психологии влияния на людей. Тренинг состоит из эффективной теории, практических упражнений, психологических поединков, "обратной связи" на участников. Тренинг дает участникам психологическое оружие, концепцию харизматического воздействия, испытание своих силовых, лидерских качеств, уникальный опыт поведения в ситуациях конфронтации и психологического противостояния, систематизирует знания в области психологии влияния. В разделе "Отзывы участников" смотрите "Подвиги Победителей", т.е. отчеты о достижениях и результатах по итогам тренинга.
Ближайший тренинг "Черная Риторика" состоится 1 февраля. Это одно-вечерний тренинг в формате риторической дуэли ораторов. Это мастер-класс, позволяющий потренировать свои полемические качества. Тренинг посвящен "запрещенным приемам", которые помогают давать психологически грамотный отпор агрессии, достойно отстаивать свои позиции и даже - захватить новые.


Игра в бисер или Как реагировать на конфликтогены?

Вопрос от участницы тренинга и посетительницы сайта.

У меня вопрос про конфликты и реакцию на них. Недавно я пошла на курсы бисероплетения. Шла я на курсы с большим желанием - для получения вдохновения и изучения техник. На курсах преподавательница решила активно "продвинуть" меня в бисероплетении, и вообще, "наставить на путь истинный". Выглядело это примерно так:

- Вы используете "золотой" бисер? Какая безвкусица!
- Вы используете крупный бисер? Какая дешевка!
- Вы плетете на леске? Нормальные люди плетут исключительно на нитке!
- Вы используете пластиковые бусины? Ужас какой, использовать надо исключительно натуральные камни!
- Вы плетете длинные колье? Да кто ж вообще такое надевает?

Причем говорилось это мимоходом, с пренебрежением, с постоянными намеками на плохой вкус, вроде бы даже не мне, но именно мне. Внешне получается, что вроде бы огрызаться не на что, но такие вещи, повторяемые постоянно, достаточно сильно цепляют. И после этих курсов мне сложно было сесть за бисероплетение - вдохновение и творчество она "убила" напрочь. И мне не очень понятно, как себя вести в таких ситуациях.
Сразу уходить после первого подобного занятия? Но жалко потраченных денег. И деньги требовать обратно вроде не за что - схемы она дает, технику плетения рассказывает, а то что она обгаживает все, что делается не по ее методике - так это она вкус курсантов развивает.
Молча отходить все занятия, раз заплачено? Я так и сделала, но вдохновение и творчество она мне просто "убила" - и зачем мне схемы и техники, если я больше после этого не хочу этим заниматься?
Начать огрызаться и конфликтовать? Но формально вроде бы не на что. И с ее стороны, я думаю, это усилит опускание - типа с плохим вкусом, да еще и плохо воспитана.
Раньше обычно на подобных курсах я молча сидела на галерке, брала то, что мне надо, свой вкус не показывала, критику на себя не вызывала, а просто потом делала, как мне нравится, и все. Но если идет ярко выраженное внимание ко мне, то так отсидеться невозможно.
Я не понимаю, как вообще реагировать на такие ситуации???
С уважением, Татьяна.

Как реагировать на конфликтогенное поведение другого человека? Не каждый из нас занимается бисером, но в подобной ситуации, уверен, оказывается каждый, и довольно часто. Так стоит ли метать, фигурально выражаясь, бисер перед конфликтогенным человеком? А если стоит, как это делать правильно?

То, что поведение преподавателя конфликтогенное, т.е. ущемляющее достоинство другого и провоцирующее конфликт, не вызывает сомнения. Что здесь происходит? Преподаватель регулярно делает замечания в резкой форме, осуждает вкус ученика, его мнение, владение предметом. Как известно, то, чем мы обладаем, это тоже мы, тоже наше «я». Если другой человек в общении обесценивает наши качества и наше мнение, он ранит и само наше «я», нашу самооценку. Это, по-умному, называется конфликтоген «осуждение», плюс конфликтоген «обесценивание личности партнера». Как и любое конфликтогенное поведение, это психологически болезненно, дискомфортно, ведет к разрушению контакта и холоду в отношениях. Причем в данном случае ситуация еще сложнее, потому что конфликтоген поступает от преподавателя, человека по-статусу более высокого, который право делать эти замечания как раз, вроде бы, имеет. А вот наоборот, возражать ему ученик в этом распределении социальных ролей даже и не должен, поскольку этим он сам провоцирует неприятие и конфликт.

В этой ситуации есть несколько важных аспектов.

Первое. Важно понять причину поведения конфликтогенного человека, от нее во многом будет зависеть и наша реакция. Чаще всего, причина такого поведения психозащитная, т.е. человек добивается повышения психологического комфорта за счет других людей. В данном случае преподаватель греет свою профессиональную самооценку, за счет «опускания» самооценки своих учеников. По-принципу: чем другие ниже, тем ты сам выше. Причем, если спросить самого преподавателя, правда ли это, он, разумеется, будет отрицать и последуют какие-то другие, более благородные причины, например, я хочу научить их лучше, показать правду жизни, забочусь ради их же блага, они сами напросились и так далее. И он не врет, он по-своему говорит правду, т.е. верит, что говорит. Сам человек причину такого своего конфликтогенного поведения не видит, это происходит неосознанно, или, по-другому говоря, «подсознательно».

Есть понятие «психозащитный механизм» - это такое поведение или стиль общения, с помощью которого человек самоутверждается, защищает или восстанавливает свой психологический комфорт и, что характерно, обычно такое поведение сознанием не осознается. Как правило, если мы понимаем, что и по какой причине мы делаем и как мы защищаемся, психозащитный механизм перестает быть актуальным, надобность в нем пропадает. Как, например, если ребенок уже научился ходить, необходимость в держании руками за опору пропадает. Если же мы опять разучимся ходить («упал, потерял сознание, очнулся, закрытый перелом»), то костыли нам вновь понадобятся и нам сердобольная родня принесет их из ближайшей аптеки. Так и здесь, психозащитный механизм – это некоторые «костыли» нашей психике, которыми она помогает себе (читай, нам) справляться с душевно-психологической нагрузкой при необходимости. Для того, чтобы признаться себе в этих костылях, необходимо душевное мужество, умение честно признать свою слабость, а этого, как раз, психике и не хватает, иначе она бы могла обойтись и без них.

Поэтому, можно сказать, что у женщины-преподавателя существует по-жизни личностный дискомфорт, вследствие неустойчивой самооценки, которую она пытается восстановить хронически менторским, осуждающим стилем общения с учениками. Главный вывод – примите поведение и пожалейте оппонента, сделайте скидку на то, что ему некомфортно жить, заниженная самооценка вынуждает его самоутверждаться за счет других людей.

Второе. Самому, однако, не стоит попадать в эту приятную ловушку осуждения этого преподавателя, как и осуждения других людей. Если вы понимаете этот механизм, то следующий мудрый шаг – отказаться от него в своей жизни, потому что этот психозащитный механизм неконструктивен, он дает сиюминутный комфорт, но стратегически ведет к ослаблению душевных мышц и к ухудшению отношений с окружением. Думаю, вы и в своей жизни вспомните ситуации, где вы напоминали этого придирчивого преподавателя – ведь как приятно сделать замечание подчиненному, указать на недостатки товарищу по работе, покритиковать друзей за неправильные решения. Все это имеет причину в том же самом психозащитном механизме – «осуждение» и «обесценивание личности партнера».

Вывод. Ловите себя на этом, «не ведитесь» и не разрешайте своей психике идти по легкому пути! Не провоцируйтесь на осуждение других людей, осознавайте и помните, что это подсознательное желание нашей психики придти легким путем к относительному и дешевому комфорту.

Третье. Если этот человек и это обучение действительно важны для вас, то вполне нормально будет смириться с таким конфликтогенным поведением преподавателя ради пользы, которую вы получаете. Конечно, его слова задевают, но помните, что оскорбить человека нельзя, человек может только сам оскорбиться. (Происхождение слова «оскорбиться» – «оскорбить себя»). Если чьи бы то ни было слова вас «цепляют» и доставляют дискомфорт, это симптом вашей собственной неустойчивой психики и заниженной самооценки. По-настоящему сильного человека никто и ничего оскорбить не может. Примите занятия у этого педагога как испытание и жизненный тренинг на устойчивость самооценки и умение держать удар.

Пример из своей жизни. Когда я учился на факультете психологии, будучи студентом вуза, я попал «в милость» и стал любимым учеником знаменитого профессора, преподавателя психологии личности, но имеющего очень сложный характер. Быть любимым учеником означало быть в центре внимания, выдерживать завышенные требования и постоянно быть виноватым во всех мыслимых и немыслимых студенческих грехах и провинностях, которые профессор мне приписывал, в связи со своей вспыльчивой натурой. Много раз мне хотелось все бросить, начать защищаться, нажаловаться, уйти, но я понимал, что польза, которую я получаю, стоит того, чтобы выдерживать эту ситуацию. Я знал, что плотное общение со звездой выдерживали немногие, но держался, и с каждым днем набирал знаний, которые, пожалуй, никакой другой преподаватель мне дать не мог. Со временем я окончательно адаптировался к его несдержанному стилю общения, стал далее сотрудничать, повышать под его руководством свой профессионализм, и мне стало даже вполне комфортно. Как результат, я до сих пор благодарен этому преподавателю за те профессиональные знания, которые у него приобрел. Если бы я пошел на поводу у своих амбиций, этого пласта бесценного профессионализма я был бы лишен.

Четвертое. Ответное поведение. В случае, если преподаватель и занятия столь важны, что вы готовы держать этот удар, то оптимальным ответным поведением является метод амортизации. Этот метод хорошо позволяет смягчать ситуацию и уходить от конфликта и, что немаловажно, сохранять свое достоинство перед преподавателем и товарищами по несчастью. Заключается он в том, что вы соглашаетесь с мнением преподавателя, несколько смягчая его свой формулировкой. Самое важное в этом методе, это останавливать импульсивное желание начать возражать и находить хорошие формулировки для ответа, вначале вроде бы соглашаясь, а затем слегка расширяя выдвинутый как обвинение тезис оппонента. В результате переформулирования, конфликтогены оппонента сглаживаются.

- Вы используете "золотой" бисер? Какая безвкусица!
- Да, действительно, этот вид бисера на всем нравится …

- Вы используете крупный бисер? Какая дешевка!
- Вы правы, этот материал более экономен, иногда это выручает…

- Вы плетете на леске? Нормальные люди плетут исключительно на нитке!
- Да, в самом деле, нитка в ряде случаев действительно бывает удобнее, я учту…

- Вы используете пластиковые бусины? Ужас какой, использовать надо исключительно натуральные камни!
- Да, совершенно верно, в дорогом изделии натуральные камни будут лучше смотреться…

- Вы плетете длинные колье? Да кто ж вообще такое надевает?
- Да, конечно, Вы правы, это исключительно украшение на любителя и редкого ценителя…

Метод амортизации тормозит конфликт, останавливает спор, гасит противостояние в самом начале.

Пятое. Управляемая конфронтация. Если преподаватель и занятия не столь для вас важны, и вы готовы рискнуть, то можно действовать жестче и вступить в управляемую конфронтацию. Также конфронтация уместна, если вы находитесь с оппонентом в равных социальных ролях, и он ведет себя конфликтогенно по отношению к вам. Суть ее в том, что вы не пропускаете конфликтогены, и даете соразмерный отпор оппоненту с помощью своей личной силы. Если вы умеете психологически грамотно «показывать зубы», это вызывает некоторое отрезвление, заставляет оппонента придти в себя и более уважительно реагировать на вас. По форме конфронтация имеет следующий вид – вы просите, а далее настаиваете на том, чтобы оппонент обращался к вам другими словами, был более тактичен, исключил осуждение и обвинения, используете рычаги влияния и манипуляции. Лучше проводить конфронтацию без свидетелей, наедине, тогда добиться конструктивного решения будет проще.

Шестое. И самое прагматичное решение. Ошибкой будет полагать, что вам не вернут деньги за обучение. По закону о защите прав потребителей вы имеете право забрать деньги за услуги, которые вам не оказаны или оказаны некачественно. Т.е. как минимум, за непройденные занятия, как максимум за все занятия. Этот путь проще, чем иногда кажется. Нужно только иметь некоторую долю личной смелости, настроиться на независимость от мнения оппонента и уверенно выдвинуть свое требование администратору заведения. Вряд ли с вами захотят связываться, если почувствуют внутреннюю силу, настрой и решительность. Это будет себе дороже.

Успехов!

 

















В избранное