Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Риторика. Лидерство. Манипуляции. Тренер Дмитрий Устинов. Новости Февраль 2010


 
Автор и ведущий Дмитрий Устинов: dmitry(@)ustinow.ru
Сайт рассылки: www.ustinow.ru


 

Интернет-рассылка
Риторика. Лидерство. Манипуляции. Тренер Дмитрий Устинов.

 

В этом выпуске:

Продолжение материала «Работа с аудиторией: как отвечать на вопросы и возражения». В этой рассылке рассматривается очень творческий метод – ответ метафорой. Начало темы смотрите в предыдущих выпусках рассылки. Присылайте ваши вопросы и размышления.

Верона

Приглашаем на Тренинговый Фестиваль в Италии в город Ромео и Джульетты (апрель 2010 г.). Традиционное совмещение тренингов, познавательного отдыха и интересного общения, на этот раз в романтической Вероне, городе самых знаменитых влюбленных. Ведущие тренинговой программы - Дмитрий Устинов, тренинг "Креативность и Остроумие в речи" и Игорь Незовибатько, тренинг "Удовольствие жить: источники удовольствий". Одна программа посвящена развитию остроты языка, быстроты мышления и творчеству в речи. Другая - творчеству в самом процессе жизни, умению найти новые пути к наслаждению этим чудом, обновлению своего мироощущения. Кроме тренингов, участников ждет приобщение к средневековой красоте весенних Вероны, Флоренции, Венеции, Мантуи. При этом экскурсоводами будут наши друзья, живущие в Италии и хорошо знающие, где действительно стоит побывать. Как это было ранее смотрите в Архиве Фестивалей.

И снова День Радио! Встреча с Дмитрием Устиновым - на этот раз в прямом эфире "Радио Комсомольская Правда" состоится 20 февраля (суббота). Дмитрий Устинов выступит в качестве приглашенного психолога-эксперта в передаче, посвященной отношениям мужчины и женщины, ответит на вопросы радиослушателей. Частота "Радио Комсомольская Правда" - 97,2 FM. Время встречи с 15.00 до 16.00.

Серия тренингов "Искусство Речи: риторика и ораторское мастерство" за последние месяцы состоялась в Московской Академии Ораторского Мастерства, в Центре Синтон, в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, Якутске, Казани, Саратове, Ю.-Сахалинске. Очередной тренинг начался в столице с 18 января. Ближайший тренинг состоится в Москве 13-14 февраля и в Казани 25-26 марта.

Тренинг посвящен влиянию на публику, убедительному владению словом, мастерству воздействия на любую аудиторию. А также развитию такого инструмента успеха, как речь, голос, ясному мышлению в ситуации публичного внимания, уверенному поведению, воздействию на людей живым словом. По отзывам участников, для многих тренинг являлся для них одним из главных событий в жизни за последнее время.

Очередной тренинг "Креативность и Остроумие в речи" состоится 27-28 февраля. Этот тренинг всегда идет с огромным творческим вдохновением и креативным настроем. Тренинг заключает в себе 10-летний авторский опыт по ведению тренингов по ораторскому мастерству и дает возможность познать психомеханику креативности и начать использовать ее в своей речи. Оригинальные упражнения на тренинге направлены на развитие «подвешенности» языка, нестандартность, юморотворчество в речи, на метафоричность, образность, богатство языка, расширение активного словарного запаса и секреты острого ума. Особенно тренинг рекомендуется прошедшим курс «Искусство речи: риторика и ораторское мастерство», но будет полезен для любого заинтересованного участника.

Очередные тренинги "ПОБЕДИТЕЛИ (психология влияния)" с успехом прошли в Питере, Москве в сентябре (см. Фоторепортаж с тренинга), ноябре, декабре. Очередной тренинг в Москве состоялся в январе. Ближайший тренинг состоится 20-21 марта в Москве. Это жесткий курс, посвященный методам психологической защиты и нападения, развитию внутренней силы, мягким и жестким переговорам, психологии влияния на людей. Тренинг состоит из уникальной теории, практических упражнений, психологических поединков, "обратной связи" на участников. В разделе ОТЗЫВЫ смотрите отчеты о подвигах, достижениях и результатах участников по итогам тренинга.

Очередной тренинг "ЛИДЕР и ХАРИЗМА" состоится 13-14 марта в Москве. Тренинг полезен для тех, кто стремится познать психологию власти и влияния на людей, узнать, что же такое Харизма, как ее повысить, как с помощью личной Харизмы управлять другими людьми. Это тренинг для тех, кто стремиться изучить инструменты воздействия, усилить свое влияние на окружение, развить лидерские качества личности. Тренинг о закономерностях харизматической власти над людьми и как эти законы заставить работать на себя. Уникальная программа тренинга рассчитана на руководителей, на потенциальных руководителей, на Лидеров по жизни, которые хотят усилить свои харизматические качества и добиться еще большего с помощью познания психотехнологии власти и влияния.

Тренинг "Черная Риторика" прошел 20 ноября. Следующий состоится 16 февраля. Это одно-вечерний тренинг в формате полемической дуэли ораторов. Тренинг посвящен "запрещенным приемам", которые помогают давать психологически грамотный отпор агрессии, достойно отстаивать свои позиции и даже - захватить новые.

 

 

«Работа с аудиторией: как отвечать на вопросы и возражения»
(продолжение)

6. Ответ метафорой (поучительной историей, примером)

- Маленькая девочка приходит из школы домой:
- Сегодня мы читали сказку про Красную Шапочку!
- И чему же нас учит эта сказка?
- Она учит нас хорошо запоминать, как выглядят наши бабушки!

Метафора – в переводе с древнегреческого, это «перенос» откуда-то куда-то. То есть, получается, ответ метафорой – это ответ историей с переносным смыслом. История может быть рассказана из другой области жизни, а смысл истории переносится на нашу ситуацию.

С детства мы все росли и воспитывались на сказках, сказка – это тоже метафора, тоже поучительная история с переносным смыслом. И сказки действительно многому учат ребенка – как надо относиться к другим детям, взрослым, себе, людям в целом, природе, учат, что такое хорошо и что такое плохо. Сказки поясняют, что нельзя уходить без спроса из дома, как самоуверенный Колобок, что нехорошо не слушаться старших, как глуповатые Семеро безвременно погибших Козлят, что недостойно быть трусом, как подлый предатель Мальчиш-Плохиш. И, наоборот, на сказках нас научили, что надо быть трудолюбивым, как Золушка, смелым, как Буратино и настойчивым, как Герда. Причем по силе воспитательного воздействия на ребенка сказки и истории стоят на первом месте, далеко опережая морализаторство и чтение нотаций о правильном образе жизни. Волшебная сила искусства!

В более взрослом возрасте сильное поучительное воздействие на нас оказывают притчи. Притча – это типичная метафора, рассказывается притча о жизни животных, ослов, собак, птиц, а смысл переносится на мир людей. Притча может повествовать о монахах, странниках, мудрецах, учениках, а смысл мы видим в нашей нынешней ситуации. Притча может вести речь о природных явлениях, жизни ветров, облаков, дождей, а идеи истории будут быть близки нам.

Анекдот – это самая короткая и самая остроумная метафора, она же притча с неожиданным окончанием, которое заставляет нас смеяться, когда мы понимаем ее смысл. И анекдоты, при всей кажущейся легковесности жанра, при умелом использовании тоже несут немалый поучительный смысл.

Поучительные истории, случаи из жизни – этот жанр речи обладает универсальной силой воздействия на сознание людей. Хорошая история к месту может ответить сразу на все вопросы, занимающие людей и снять все проблемы с публикой.

Примеры – это тоже поучительные истории из жизни, только, как правило, имеющие короткий сюжет. Самая показательная попытка ответить на вопрос «зачем» что-то делать и доказать свою правоту с помощью примера – это «письмо счастья»:

- Один парень послал наше письмо двадцать раз и выиграл в лотерею, а другая девушка не послала наше письмо двадцать раз и у нее украли все деньги… Одна женщина послала наше письмо и удачно вышла замуж, а другой мужчина не послал наше письмо и развелся с женой… Один человек послал наше письмо и было ему счастье, а другой не послал и умер в страшных судорогах…

Конечно, это наивно, но как ни странно, даже так тоже было действенно в свое время. Если пример действительно актуальный и подходящий под ситуацию, он действует не хуже любой другой метафоры.

Пословицы, поговорки, афоризмы – и это тоже метафорические высказывания, обладающие поучительным смыслом:

Без труда не вынешь и карпа из пруда.

Баба с возу – автомобилю легче.

Яблоко от груши недалеко падает.

У семи нянек – дитя бандитом становится.

Сколько волка не корми – он все на зайца смотрит.

Как потопаешь – так и питаться будешь.

Не зная броду – не суйся под воду.

Семь раз отмерь – один раз аппендицит вырежь.

Чем бы дитя ни тешилось – лишь бы к родителям не приставало.

Кто старое помянет – том плохо видеть будет.

Кто старое забудет – тот еще и оглохнет.

В целом метафорическим, читай, поучительным смыслом обладают все эти виды творчества – притчи, сказки, анекдоты, истории из жизни, примеры, пословицы и афоризмы. Если присмотреться, и всеми любимые кинофильмы, театральные спектакли, не говоря уже о художественной литературе, тоже имеют много поучительных смыслов и несут ответы на многие вопросы. 

Сила метафор и поучительных историй в том, что заложенный в них смысл попадает в сознание людей помимо воли человека, незаметно, ненавязчиво – благодаря художественной форме текста. В этом и заключается волшебная сила искусства – в умении обойти критичность нашей психики, обмануть скептицизм нашего восприятия нового. Благодаря художественной форме сознание открывается к информации, в нем не включаются защитные, протестные механизмы психики и смысл истории становится частью личности человека. Можно сказать, что поучительные истории – это некий вирус, незаметно проникающий в жесткий диск головного компьютера человека и формирующий там уже свои порядки.

- Если вы заметили, поучительная история про проникающий в сознание человека вирус – это тоже метафора, отвечающая на вопрос, как действуют метафоры. Простите за каламбур.

Метафорический ответ с помощью поучительной истории снимает поставленный ответ, разжевывать даже не требуется, мол, ответ получен, делайте выводы сами.

Один боевой генерал в период военных действий в Чечне на пресс-конференции получил вопрос:

- Вас не смущает, что во время ваших операций по обезвреживанию боевиков гибнут мирные жители?

Он ответил так:

- А знаете ли вы, что в медицине во время операции по удалению раковой опухоли, вырезается еще около 1 сантиметра здоровой ткани?

Ответ получен, смысл ясен. Если этот смысл перевести с метафорического языка на человеческий, то ответ звучит так. Гибель мирных жителей – это необходимое зло, без которого победить боевиков невозможно. Однако прямым текстом, по понятным причинам, говорить нельзя, а на языке примера из медицины – можно.

Президента Ельцина во время официального визита в Польшу, с которой всегда были сложные отношения, польские журналисты спросили:

- Вскрылись факты, что во время Второй Мировой Войны войска Советского Союза сначала незаконно пленили, а затем уничтожили несколько тысяч ни в чем не повинных офицеров войска польского. Не считаете ли Вы, господин президент, что Россия должна нести ответственность за этот геноцид польского народа?

Ответ Ельцина был следующий:

- Российский народ сам пострадал в эпоху сталинизма, он испытал бесчеловечные репрессии, сам понес огромные потери в сталинское время, и такого количества жертв и такого масштабного геноцида в отношении российского народа не знала еще ни одна нация в мире...

Ответ понятен. Если перевести его с метафорического языка на прямой язык открытым текстом, получится следующее.

- Вы что, поляки, обалдели совсем? Мы сами пострадавшая сторона и никакой ответственности за Сталина нести не собираемся, и вообще, с такой мелочью стыдно обращаться…

В Советской истории в 20-е годы был легендарный и, по отзывам современников, очень талантливый нарком иностранных дел по фамилии Чичерин. Однажды турецкая делегация на встрече поставила жесткий вопрос:

- На каком основании Армянская Социалистическая Республика изображает на своем гербе гору Арарат, которая не является частью территории Армении?

И действительно, предмет гордости обеих стран, как известно, находится на территории Турции, хотя гора Арарат хорошо видна и из Армении. На это Чичерин ответил так:

- Ну, я же не спрашиваю, на каком основании Турецкая республика изображает на своем флаге полумесяц, хотя Луна не является частью территории Турции…!

Это был хороший ответ встречным примером. И турки заткнулись.

Помните замечательный фильм «Адъютант его превосходительства» с Юрием Соломиным в главной роли? Его устами звучит красивый ответ поучительной историей. Разговор адьютанта главнокомандующего белогвардейской армией, являющегося на самом деле большевистским разведчиком и мальчика-подростка, который начинает об этом догадываться. Мальчик задает по-детски прямой вопрос:

- Дядя Петя, Вы шпион?

- Видишь ли, Юра… Ты говорил, у тебя в имении был садовник…? И он ухаживал за вашим садом и сам жил очень бедно? У меня в имении тоже был сад, и я давно задумывался, почему те, кто ухаживает за садом, ничего не имеют, а те, кто бездельничает, имеют многое. Почему мир так несправедливо устроен, что у кого-то есть все, а у других ничего. Почему одни живут в сытости, а другие умирают от голода. И вот я и хочу, каждый человек жил в достатке, чтобы у каждого была возможность иметь сад, чтобы могли все люди были сытыми, и чтобы никто не голодал…

И впечатлительный Юра проникся этой поучительной историей.

Есть категория людей, которые чаще всего используют метафоры в качестве ответов – это многоуважаемые гуру. Под гуру мы понимаем учителей жизни во всех культурах. Индийские, китайские, тибетские, любые восточные гуру просто-таки разговаривают с паствой языком притч.  У настоящего гуру мудрые истории находятся на все случаи жизни, можно только позавидовать их богатому арсеналу. Пример ответа метафорой. Однажды ученики спросили у своего учителя:

- О, Учитель, ответь, что несет нам окружающий мир - благо или несчастье?

- Послушайте историю о том, как относится мир к человеку. Давным-давно жил великий правитель. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. И все залы дворца, стены, пол, двери, потолок были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясными, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, настолько точно они отражали предметы. Однажды во дворец забежала собака и в изумлении застыла посередине – целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы – и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхо повторило её лай. Собака лаяла всё громче. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами. На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными изображениями. Также и мир. Он не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен к человеку. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир – это большое зеркало.

Не только в восточном, но и в западном мире есть свои гуру, любящие отвечать на вопросы поучительными историями. Послушайте ответ Бодо Шеффера, гуру тренерского дела, на следующий вопрос:

- Почему в жизни всегда находятся люди, критикующие все на свете, любые идеи, какими бы замечательными они не были?

Ответ:

Однажды Скорпион подошел к реке и так как он не умел плавать, он спросил Лягушку, не перевезет ли она его на другой берег? Лягушка отказалась:

- Ну, нет уж! В реке ты ужалишь меня своим ядовитым жалом – и я умру!

Скорпион ответил:

- Уважаемая Лягушка! Подумай своим лягушачьим умом, если я тебя ужалю, и ты утонешь – я утону вместе с тобой…

Это показалось Лягушке разумным, и она согласилась перевезти Скорпиона на другой берег. Посредине реки Скорпион все-таки ужалил Лягушку в спину своим ядовитым жалом. Умирая, Лягушка сказала:

- Почему ты так поступил, теперь мы оба умрем!?

На что Скорпион растерянно ей отвечал:

- Почему, почему… Потому, что я – Скорпион…!

Также и в нашей жизни, есть категория людей, которая будет жалить всегда, потому что они – скорпионы…!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




В избранное