Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Риторика. Лидерство. Манипуляции. Тренер Дмитрий Устинов. Новости Октябрь 2008


 
Автор и ведущий Дмитрий Устинов: dmitry(@)ustinow.ru
Сайт рассылки: www.ustinow.ru


 

Интернет-рассылка
Риторика. Лидерство. Манипуляции. Тренер Дмитрий Устинов.

В этом выпуске:

«Постановка на публике». Полная редакция статьи Дмитрия Устинова о создании первого впечатления при публичном выступлении. Как начинать выступление, чтобы вызвать уважение и доверие у публики? Полностью и с иллюстрациями смотрите на сайте в разделе Авторские материалы .

Очередной тренинг "Креативность и Остроумие в речи" состоится 25-26 октября в Москве. Этот тренинг всегда проходит с огромным творческим вдохновением и креативным настроем. Тренинг заключает в себе 10-летний авторский опыт по ведению тренингов по ораторскому мастерству и дает возможность познать психомеханику креативности и начать использовать ее в своей речи. Оригинальные упражнения на тренинге направлены на развитие «подвешенности» языка, нестандартность, юморотворчество в речи, на метафоричность, образность, богатство языка, расширение активного словарного запаса и секреты острого ума. Особенно тренинг рекомендуется прошедшим курс «Искусство речи: риторика и ораторское мастерство», но будет полезен для любого заинтересованного участника.

Ближайший тренинг "ЛИДЕР и ХАРИЗМА" состоится 8-9 ноября в Москве. Тренинг полезен для тех, кто стремится познать психологию власти и влияния на людей, узнать, что же такое Харизма, как ее повысить, как с помощью личной Харизмы управлять другими людьми. Это тренинг для тех, кто стремиться изучить инструменты воздействия, усилить свое влияние на окружение, развить лидерские качества личности. Тренинг о закономерностях харизматической власти над людьми и как эти законы заставить работать на себя. Уникальная программа тренинга рассчитана на руководителей, на потенциальных руководителей, на Лидеров по жизни, которые хотят усилить свои харизматические качества и добиться еще большего с помощью познания психотехнологии власти и влияния.

Серия тренингов "Искусство Речи: риторика и ораторское мастерство" за последние месяцы состоялась в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, Якутске, Казани, Саратове, Ю.-Сахалинске. Очередной тренинг начался 15 сентября. Ближайший открытый тренинг состоится в Москве с 10 ноября.
Тренинг посвящен влиянию на публику, убедительному владению словом, мастерству воздействия на любую аудиторию. А также развитию такого инструмента успеха, как речь, голос, ясному мышлению в ситуации публичного внимания, уверенному поведению, воздействию на людей живым словом. По отзывам участников, для многих тренинг являлся для них одним из главных событий в жизни за последнее время.

Очередные тренинги "ПОБЕДИТЕЛИ (психология влияния)" с успехом прошли в Москве, Казани, Петропавловске-Камчатском, С.-Петербурге. Очередной тренинг в Москве с успехом состоялся 18-19 октября. Ближайший открытый тренинг пройдет в Москве 15-16 октября. Это жесткий курс, посвященный методам психологической защиты и нападения, развитию внутренней силы, мягким и жестким переговорам, психологии влияния на людей. Тренинг состоит из уникальной теории, практических упражнений, психологических поединков, "обратной связи" на участников. В разделе ОТЗЫВЫ смотрите отчеты о подвигах, достижениях и результатах участников по итогам тренинга.

 

ПОСТАНОВКА НА ПУБЛИКЕ 
Дмитрий Устинов

В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего
заключено не меньше красноречия, чем в словах.
(Ларошфуко)

Многие выступающие сталкиваются с проблемой - как же начинать выступление, чтобы сразу понравится? Как появиться на сцене? Как встать, чтобы это выглядело естественно? Как сразу завоевать доверие публики? С чего начать? Как произвести благоприятное первое впечатление? Известно, что у нас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление - поэтому важно использовать шанс первый и единственный. Существуют закономерности впечатления и восприятия, которые должен учитывать любой человек, появляющийся в центре внимания. Есть важное наблюдение, много раз проверенное опытными ораторами:

ПОСЛЕ ТОГО, КАК ВЫ СКАЗАЛИ "ЗДРАВСТВУЙТЕ", ВЫ ПРОИЗНЕСЛИ 70 ПРОЦЕНТОВ СВОЕЙ РЕЧИ!

А после приветствия вы уже будете только дополнять уже сложившееся впечатление о вашей личности. В психологии существует понятие «импритинг» - то есть «впечатывание» образа человека в сознание публики. Если первое впечатление позитивное - оно начинает работать на вас неким «шлейфом», все ваши слова будут подкрепляться положительным образом в сознании зала. Если негативное - против вас будет работать отрицательный «шлейф», подсознательно публика будет уже настроена скептически.

Автор неоднократно становился свидетелем ситуаций, когда компетентные, умные, знающие люди не могли произвести убедительного первого впечатления и откровенно проваливали свою речь. Причина провала была только одна - неудачное начало, слабое первое впечатление, которое уже не получилось исправить. В результате даже потенциально сильные и содержательные выступления и  презентации не достигали своей цели, или даже оратор становился посмешищем в глазах публики.

И наоборот. Автор много раз наблюдал, как после удачного начала, подкрепленного дальнейшим выступлением, публика меняла отношение к человеку. Он становится полубогом. Ну, если не полубогом, то, как минимум, человеком гораздо более уважаемым! За счет чего происходит этот эффект? За счет того, что значимость, или психологический вес человека, становится в наших глазах гораздо выше, когда мы видим, что он обладает каким-либо мастерством, талантом, редким умением. Когда мы видим, как работает мастер, мы как бы присутствуем при рождении маленького чуда. А разве красивое, убедительное, увлекающее,  радующее людей публичное выступление не чудо и не шедевр? Без сомнения,  речь - это маленькое (или большое) чудо, сравнимое с чудом сотворения на наших глазах музыки, чуда актерского перевоплощения или рождения картины-шедевра.

Так как же произвести сильное и убедительное первое впечатление? Каковы закономерности восприятия? Что должно происходить в самом начале выступления? Прочитаем еще раз заголовок. В самом выражении «постановка на публике» заключен некий двойной смысл. Первый смысл, прямой и буквальный, происходит от слова «ставить» или «стоять» - куда и в какую позу себя поставить, какое положение тела принять? И зачастую это является проблемой для оратора, который не знает, какое место на сцене, в зале ему занять, как встать, как сесть, что делать с ногами и куда девать руки? И второй смысл - переносный. Есть такое устойчивое словосочетание в нашем языке - «он поставил себя в коллективе». Что имеется ввиду? Что этот человек заслужил уважение, авторитет, положение в негласной ранговой иерархии коллектива. Если же оратор является новым человеком для слушателей - он должен заслужить уважительное отношение. Сразу! Времени на раскачку у оратора мало! И  даже если выступающего знают, положение на сцене обязывает на особую роль. И в этой роли - он все равно новый человек для публики.  

При этом первый и второй смысл словосочетания «постановка на публике» тесно связаны между собой. От расположения в зале и позы сильно зависит первое впечатление, произведенное нами на зрителей. А от первого впечатления, как следствие, зависит и дальнейшее отношение зрителей к вам - симпатия и доверие к вашим словам, либо холодная нейтральность и желание поспорить. И наша задача, разумеется, за счет своих знаний и мастерства добиваться максимально убедительного первого впечатления.

Кредит доверия от сцены. Это важное явление, которое выступающий обязан использовать. Само по себе знание об этом кредите доверия должно прибавить уверенности вам, как оратору! Сцена или любое место выступления дает не только испытание на прочность для оратора, но и несет некий изначальный положительный для оратора эффект. Главное место дает некий кредит доверия и уважения оратору от публики. Сцена поднимает человека не только физически, но и психологически, в глазах слушателей. Мы готовы слушать человека, вошедшего на сцену,  только потому, что он занял это центральное, главное место. Может быть, вы и на своем опыте замечали, что, когда сидишь в зале, а на сцену выходит человек, он автоматически вызывает некое «притихание» слушателей и первоначальную долю уважения. И это только благодаря тому, что он появился на этом главном месте. Этот эффект изначального кредита доверия и уважения идет еще откуда-то с подсознательных детских времен. Когда мы были школьниками, в класс входила учительница, она занимала главное место - и мы автоматически начинали уважать, слушать и бояться. А кто это забывал делать, тому напоминали, кто здесь главный. Более того, вся система образования закрепляла этот эффект и в институтах, училищах, академиях, а потом и на работе. Главный тот - кто на сцене! Это усвоилось нами с молоком всех наших «альма матерей». И осталось в нашем подсознании. Мы не всегда знаем, кто и почему доверил человеку сцену, но раз ему доверено, значит, так и надо! Значит, он имеет право стоять перед нами и внушать нам свои мысли! Изначально сцена наделяет оратора некоторой властью над умами людей, и люди уже готовы к этому - ведь именно оратор находится на сцене, а они сидят в зале. Ведь именно оратору доверено вещать перед публикой!

Изначальный кредит доверия и уважением - это закономерность, но, конечно, она не исключает, что в зале  могут находиться люди, еще до этого настроенные против вас, пришедшие специально сорвать выступление или поглумиться. Как их нейтрализовывать - это отдельная тема. А закономерность первоначального кредита доверия важно знать и использовать - то есть увеличивать, а не обесценивать своим поведением этот кредит уважения от зала.

Правило семи секунд. В течение какого времени формируется первое впечатление? Это не часы, не десятки минут и даже не минуты. Психологами подсчитано, что первое впечатление формируется всего лишь за первые семь секунд появления человека перед людьми, а далее только закрепляется. И мы уже знаем, что первое впечатление всегда одно. Конечно, теоретически можно попытаться сгладить и исправить, но это очень сложно. Первое впечатление похоже на отпечаток пятерни на еще влажном мягком цементе или след ботинка на свежем асфальте - оно застывает и закрепляется на века. При появлении человека на сцене у зрителей в сознании, в мозгу, начинает формироваться наш образ, представление о нас, или, как я говорю, новый «файл», которого раньше не было. И этот файл мы формируем сами именно нашим поведением за это короткое время. Уже через семь секунд люди думают, что они многое про нас поняли. Уже через семь секунд зрители думают, что они нас уже прочитали. К этому времени зритель уже оценил оратора и сделал вывод: интересен - неинтересен, симпатичен или нет, нравится - не нравится, умный - глупый, сексуален - несексуален. В реальности, наша личность может совершенно не соответствовать этому образу в сознании, но это представление рождается как результат нашего поведения и судить будут по нему. При этом слушатели могут совершенно ничего и не знать ни про первое впечатление, ни про формирование образа, все это работает помимо их воли, то есть подсознательно, помимо сознания, не подчиняясь осознанному решению. Этот эффект работает не только для публичного ораторского случая, но и для личного общения. Наверняка вы когда-то ощущали на себе, что если человек сразу при знакомстве не понравился, это шлейфом несет отпечаток на дальнейшее к нему отношение. И наоборот, если сразу понравился, расположил, то и дальше хочется с ним общаться и сближаться.

  • Говорят, что бывает даже любовь с первого раза.

Показательны результаты следующего психологического исследования. Были опрошены работодатели, начальники, кадровики с одним вопросом - когда, в какой момент вы для себя принимаете внутреннее решение о приеме или нет человека на работу? И по статистике получился интереснейший результат. Большинство работодателей приходили к выводу, что это внутреннее решение созревало у них в течение всего лишь первой минуты. А чем, спрашивается, работодатель занимается в следующие двадцать минут собеседования? Правильно. Убеждает самого себя, что решение верное. И тогда, если человек понравился, начальник пропускает минусы и преувеличивает плюсы, не обращает внимания на недостатки и жадно ловит достоинства. Пусть не семь секунд, а минута, но в любом случае, это очень короткий промежуток времени.

Вы были студентами? Вспомните, тот же воздействие первого впечатления часто наблюдается на экзаменах. Если студент сразу произвел положительное, приятное впечатление, профессор начинает его «тащить»: задавать хорошие вопросы, исключать трудные вопросы, не замечать слабые ответы, прощать ошибки, помогать формулировать, подсказывать, давать новый шанс. А если сразу не понравился - то дело труба. Профессор будет всячески топить вредными вопросами, выискивать ошибки, пропускать хорошее, и при первой возможности отправит на пересдачу. И все это также происходит подсознательно, начальник, как и профессор не осознают этого эффекта, они находятся, можно сказать, в плену первого впечатления, которое управляет их отношением и действиями.

Когда начинается выступление? Совершенно верно, тогда, когда пошло формирование первого впечатления, а не когда вы открываете рот! Когда начинаются эти семь секунд? Когда оратор появляется в поле внимания публики, а не когда начинает говорить! Когда вы встаете со своего места в зале и начинаете идти на сцену - семь секунд уже начались. Когда выходите из-за кулис - впечатление автоматически начало складываться. Идете по проходу в зале - вы уже в поле внимания. Внимание публики автоматически реагирует на движущиеся и новые объекты - и вся публика повернет к вам голову - «та-а-к, ну, кто это там сейчас будет у нас выступать, вот этот, что ли, ну давай, давай, сейчас посмотрим, чего ты стоишь…» Все зрители невольно начинают вас оценивать - что такое, кто такой, как идет, как двигается, куда идет? Поэтому помните - выступление начинается с вставания с места или появления вашего кончика носа из-за кулис!

Никакой кухни! Разберем типичные ошибки неопытного оратора. Видел много раз следующую картину. Выступающий, полагая, что речь еще не началась, встает с места, идет на сцену, по дороге поправляя одежду, судорожно поводя плечами, застегиваясь, почесывая затылок, потирая подбородок и причесываясь пятерней. Затем он торопливо вытирает нос, хорошо, если платком, одергивает одежду на ходу и чуть ли не застегивает брюки. К тому времени, пока он дойдет до места, можно считать, что выступление уже закончилось. Какое впечатление складывается в эти семь секунд? Любая подобная суета работает против оратора. Люди в зале не должны видеть никакой «кухни» и никаких приготовлений.

  • Представляете, если мы увидим приготовления президента к торжественной речи на Новый Год - как его гримируют, напомаживают, подкрашивают, повторяют ему в ухо текст, дают наставления, одергивают, застегивают и причесывают? Мы разочаруемся, это снижает значимость человека.

Поэтому - никакой кухни на людях, вы должны уже быть абсолютно «ОК», без признаков того, что у вас может быть что-то не в порядке.

Поведение Хозяина. В этом емком слове - Хозяин - заключены все сильнейшие качества человека: уверенность, независимость от мнения других, внутренняя сила, стопроцентный психологический комфорт, несмотря ни на что. А также неспешность, допустимая вальяжность, отсутствие суеты. Такое поведение ассоциируется с властью, надежностью, смелостью, лидерством, с вожаком и даже вождем. Уверенный и внутренне сильный человек вызывает уважение, люди ему невольно подчиняются, впечатление о нем сильное, слова его имеют особенную значимость.

  • Если Вы хотите успех, Вы должны выглядеть так, как будто Вы его уже имеете. (Древний афоризм.)

К сожалению, публика заставляет оратора все делать быстрее и провоцирует его на суету, вследствие дискомфорта и психологического давления, которое она создает самим фактом присутствия. В чем причина суеты? В том, что когда мы испытываем неприятные и дискомфортные ощущения, понятно, хочется побыстрее от них избавиться. А как это сделать на сцене? Убежать, мы понимаем, нельзя. Но зато можно побыстрее справиться со своим номером и свалить со сцены с глаз долой. Поэтому я на тренингах рекомендую участникам, наоборот, двигаться на публике чуть более замедленно, неторопливо, как будто слегка тормозя (по своим ощущениям), и тогда суета скомпенсируется и будет золотая середина.

Выход на сцену. Отсюда вывод. Идем на сцену уверенно и спокойно, с видом Хозяина и абсолютно независимо - так, как будто в зале никого нет. Не допускайте еще одной типичной ошибки - коммуницирования на ходу. Это когда оратор общается с публикой, еще не дойдя до места выступления, с помощью улыбочек в зал, веселых приветствий, помахиваний залу рукой, обращений к старым знакомым и расшаркиваний. Это смотрится, как жгучее желание завоевать доверие дешевым способом, понравится публике и сразу демонстрирует зависимость от нее. Такое кокетство уважения у публики не вызовет, сразу становится понятно, что человек очень хочет понравится. Наоборот, вызывает уважение поведение Хозяина - абсолютная уверенность, независимость от аудитории, то, что оратор не стремится набрать дешевых бонусов, проявляет выдержку и хладнокровие, и раньше, чем нужно, говорить не начинает. Никакого заигрывания!

ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК СПЕЦИАЛЬНО НЕ ХОЧЕТ ПОНРАВИТЬСЯ - ОН НРАВИТСЯ БОЛЬШЕ! 

Как ни парадоксально, но это так. Потому что мы уважаем сильных людей и восхищаемся уверенными личностями. В этот момент такой человек становится в наших глазах лидером, вожаком и даже вождем.

Важно знать, что желательно идти не через центр зала, потому что в эти семь секунд вы будете демонстрировать зрителям свою… спину, что не совсем правильно для первого впечатления. Лучше выходить как будто бы сбоку, заходя через один из флангов сцены. В идеале, желательно выйти из-за кулис и там же скрыться после выступления, но кулисы сейчас сохранились только в театрах. Во время уверенной ходьбы смотрим только вперед, оценивая, как дойти до главного места. Главное место всегда расположено по центральной оси зала и на удобном расстоянии от первых рядов, не слишком далеко, но и не слишком близко - не наваливаясь на первые ряды.

Занимаем центральное место. Ошибкой будет начинать говорить где-нибудь сбоку, не в центре сцены. Особенно, часто так бывает, когда выступление короткое и выступающий внутренне для себя это оправдывает маленьким временем на речь. Что он транслирует в зал в этом случае? Он делает аудитории такое невербальное сообщение - извините, я тут с краю постою, я, простите, ненадолго, я вообще случайно тут зашел, ничего, что я вас отвлекаю…? И это уже не Хозяин - а маленький человек… Хозяин всегда достоин главного места. Поэтому не обесценивайте себя речью с краю, а смело ищите главное место, достойное вас!

Кроме центрального расположения, главное место должно удовлетворять «правилу прямого угла». То есть угол обстрела, или сектор охвата аудитории, должен быть 90 градусов, если вы вытянете, стоя в центре, руки по флангам аудитории. Если подойдете слишком близко, угол обстрела будет под 180 градусов, и в этом случае боковые зрители будут выпадать из вашего влияния, а на первом ряду слишком напрягутся. Если слишком далеко, угол будет градусов 45 и расстояние для выступления будет слишком далекое и неудобное. Найдя взглядом во время спокойной ходьбы на сцену главное место, смело занимаем его, как и подобает Хозяину, поворачиваемся к залу и фиксируемся на нем.

……………………………………………………………………………………………………………………………………….

Полностью статью смотрите на сайте в разделе Авторские материалы .

 

 

 

 

 

 

 




В избранное