Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Риторика. Лидерство. Манипуляции. Тренер Дмитрий Устинов. Страшные истории.


Информационный Канал Subscribe.Ru

 
Автор и ведущий Дмитрий Устинов: dmitry@ustinow.ru
Сайт рассылки: www.ustinow.ru


Интернет-рассылка
Риторика. Лидерство. Манипуляции. Тренер Дмитрий Устинов.

Мы временно отойдем от темы «Манипулятивное Влияние и Защита» в пользу другой актуальной темы. Однако тема манипуляций и защиты от них будет еще нами продолжена, углублена и расширена.

А в этом выпуске:

Страшные истории. Страх публичных выступлений и что с ним делать. Журнал «Деловая презентация», посвященный деловой риторике и публичным выступлениям,  опубликовал интервью с Дмитрием Устиновым и другими ведущими специалистами по презентациям. Сегодня этот материал и предлагается вашему вниманию, и когда вы будете выходить на публику, не говорите, что вы этого не знали.

Новости тренингов:

Ближайший открытый тренинг ИСКУССТВО РЕЧИ: риторика и ораторское мастерство в Москве начинается с 23 ноября по средам. Очередной двухдневный тренинг состоялся в последние выходные октября и следующий ожидается 24-25  декабря. Это эффективный голосо-речевой тренинг для заинтересованных научиться красиво говорить, влиять на людей, повысить выразительность речи и мастерство воздействия на аудиторию. Очень хорошо отбивает страх публичных выступлений.

Только что закончился очередной тренинг ПОБЕДИТЕЛИ (психология влияния), о чем с прискорбием констатировали его участники, не желая расходиться. Ближайший тренинг начинается в Москве с 14 ноября по понедельникам. Это практический курс, посвященный повышению харизмы, методам психологической защиты и нападения, развитию внутренней силы, мягким и жестким ситуациям и переговорам.

 

СТРАШНЫЕ ИСТОРИИ. Страх публичных выступлений и что с ним делать.

Согласно результатам многих исследований, проводившихся в США и Европе, страх публичных выступлений входит в десятку основных страхов, наряду со страхом смерти, боязнью высоты, и т. д. Иногда он побеждает в подобных хит-парадах, выходя на первое место. Для многих презентаторов это является серьезной проблемой. Большое разнообразие методов работы со страхом говорит о том, что победить его практически невозможно. Как научиться взаимодействовать с этим явлением и обращать его себе на пользу? Об этом рассказывают специалисты по публичным выступлениям: Дмитрий Устинов, Радислав Гандапас, Александр Любимов и Марик Хазин.

 

Дмитрий Устинов

Тренер, психолог, автор и ведущий тренингов по ораторскому мастерству и риторике, психологии влияния и манипуляциям, лидерству, деловому и межличностному общению. Проводит в России, СНГ и Европе многочисленные корпоративные тренинги и семинары, консультации и индивидуальные тренинги для представителей власти, среднего и крупного бизнеса, сотрудников министерств. Автор публикаций и обучающих материалов по практической психологии. Автор и ведущий популярной Интернет-рассылки «Риторика. Лидерство. Манипуляции», занимающей первое место в рейтинге Subscribe.ru в разделах «Психология» и «Обучение».

Почему страх публичных выступлений соседствует со страхом смерти? Да потому что провал на публичном выступлении сам по себе является маленькой смертью. И человек, естественно, ее боится. Выступление подобно экзамену: если вы его не сдали, публика вычеркивает вас из числа равных себе, вы перестаете для нее существовать. Вы уничтожены.

Истоки этого явления – биологические. Каждое живое существо стремится выжить. Человек – не исключение. И для человека выживание тесно связано с положением в обществе, рангом. Чем выше ранг, тем надежнее человек защищен. Ранг обозначает социальную значимость. Несмотря на многие рассуждения на тему равенства, братства и т.п., все же есть люди более значимые, уважаемые, есть – менее. К уважаемым людям мы, как правило, прислушиваемся, их слово имеет вес. Их решения имеют большее значение, у них больше власти, и чем выше ранг, тем сильнее власть. Что означает прежде всего доступ к ресурсам. У высших животных – это пища и самки. В человеческом обществе универсальным эквивалентом пищи являются деньги. А кого, как правило, больше любят женщины? Тех, кто более успешен.

Так что все мы заинтересованы в значимости, в повышении своего ранга. Даже если человек и не осознает этого явно, на подсознательном уровне это все равно имеет место. В результате u1084 мы хотим публичного успеха и одновременно страшно боимся ситуации экзамена, когда этот успех может быть подорван. Выступление – это проверка на успешность. Успех означает выживание, провал – смерть. Маленькую смерть.

Маленькая смерть вовсе не влечет за собой смерть физическую, однако способна снизить самооценку. Маленькая смерть – очень сильный удар по самооценке, которая, в свою очередь, тесно связана с комфортом. А человек, так или иначе, стремится к комфорту. Это стремление – видимая часть айсберга. Его подводная часть – биологическое выживание, о котором мы уже говорили.

Поэтому публичное внимание – всегда испытание. Даже если просто молча пройти через аудиторию, чтобы перенести стул с места на место, можно почувствовать дискомфорт. Все на нас смотрят, и создается ощущение оценки, экзамена. «Как прошел», «как выглядит», «во что одет», «мало ли что подумают» – мы часто взвинчиваем себя подобными мыслями, даже если внимание публики не столь уж пристально. И тем более когда начинаем говорить: сами загоняем себя в ситуацию экзамена.

Не бояться совсем – невозможно, в той или иной мере этот страх испытывают все люди. И даже великие. Известна история с Наполеоном, когда ему нужно было выступить с приветственной речью перед своим войском. Он вышел, увидел множество внимающих ему людей и от страха упал в обморок. Хотя каждого из них он спокойно мог отправить на смерть.

Избавиться от страха невозможно. Это – факт, это – реальность. С ним лучше подружиться, принять его. Принять то, что он есть у всех. Не стыдиться этого и взять страх под свой контроль. И такая позиция уже сама по себе несколько уменьшает его.

Не существует радикального и универсального метода работы со страхом. Среди довольно большого числа приемов есть два пути. Первый – «быть». Второй – «казаться». На своих тренингах я говорю, что надо начинать с того, что проще. Что проще: быть уверенным и бесстрашным или им казаться? Проще, как правило, казаться. Замаскировать страх можно и нужно, и с этого надо начинать. Если вы сделаете это умело, никто не заметит вашего волнения. В душу дано забраться очень немногим, и тем более для того, чтобы это сделать, нужно иметь специальное намерение. У сидящих же в зале людей вряд ли такое намерение возникнет. Они, как правило, заняты совсем другими вещами и видят только то, что видят. И часто обманываются. Если вы научились обманывать, это – ваш первый шаг к уверенности в себе.

Как показаться бесстрашным? Если мы сравним поведение уверенного и неуверенного в себе человека, то первоначальные рекомендации вытекают именно из этого сравнения. Что ассоциируется с неуверенностью? Прежде всего суетливость, лишние движения, торопливость речи, отведение взгляда в сторону, сутулость. Рекомендации: стоять прямо, силой воли подавлять лишние движения, направлять взор на аудиторию. Если у вас есть склонность к убыстрению речи, старайтесь – снова усилием воли – замедлять ее. Следите за своими движениями: они должны быть неторопливыми и их не должно быть очень много. Если вы выглядите, как уверенный человек, хозяин положения, тогда как минимум произведете такое впечатление. Может, однако, выдать голос, но чтобы этого не произошло, отрепетируйте твердый и по возможности несколько более низкий голос, который обычно ассоциируется с «Хозяином».

«Казаться» – это путь от внешнего к внутреннему. Обмануть легко. И если вы научились обманывать, это умение постепенно станет частью вас самих, и ваш страх уменьшится. Но можно идти и в противоположном направлении, – от внутреннего к внешнему, то есть «быть». Можно уменьшить страх внутренним настроем. Например, принять то, что страх может быть полезен. В самом деле, если страх не слишком сильный, он может оказывать позитивное тонизирующее воздействие. Как перед состязанием или, например, перед вручением премии. Отчасти приятное волнение, адреналин, стресс со знаком «плюс». И можно настроиться на такое приятное волнение. Оно мобилизует ресурсы организма, что пойдет только на пользу.

Как еще можно настроиться? С помощью визуализации. Перед выступлением представить себе, как вы выходите на сцену, как вы ее видите, как начинаете бодро и красиво говорить, как люди восхищаются вашей речью и как вы заканчиваете с триумфом. Прогнать выступление, как видеозапись. Прожить эту маленькую жизнь и добиться положительных ощущений от этого. Например, что делает перед тем, как пробить пенальти, футболист? Он настраивается, о чем-то думает, смотрит в одну точку. О чем он думает? Он мысленно прокручивает то, как он будет бить. Как он бежит, замахивается, как мяч летит и попадает в ворота. Как только он почувствует этот момент уверенности, он начинает разбегаться. Он активизирует свое сознание и мышечную память, заставляет себя вспомнить, как все это выглядело и чувствовалось раньше. И тогда он точно забивает.

Еще способ – настроиться на роль «хозяина». Произнести себе внутренним голосом несколько слов: «я – хозяин», «я абсолютно уверен в себе», «я хорошо себя чувствую на сцене», «я все знаю» и т. п. Мы так устроены, что внушающие фразы на нас действуют. Внушить можно как в положительную сторону, так и в отрицательную. У многих перед выступлением в голове вертится нечто противоположное – «у меня не получится», «может быть, не надо было и пробовать» и т. п. Такие мысли обладают формирующим воздействием. Как будет выглядеть человек, в голове которого вращается именно это? Соответственно мыслям. Это будет написано на его лице. Соответственно он снижает шансы произвести хорошее впечатление. Поэтому следует настроиться только на позитивные мысли. Само собой разумеется, если вы говорите себе «я все знаю», вы должны безупречно владеть своей темой и заранее предвидеть возможные вопросы из зала.

Эффективны оба метода: и «быть», и «казаться». Если вы научитесь внутренне настраиваться или мастерски скрывать волнение, публика неизбежно попадет под магию вашей уверенности, и в конце выступления вас ждут аплодисменты.

 

Радислав Гандапас

Обладатель Премии Trainings в номинации «Тренер 2005». Самый популярный тренер России 2004 года. Президент «Академии ораторского мастерства». Входит в десятку тренеров-брэндов России (по рейтингу журнала «Секрет фирмы»). Автор и ведущий тренингов по харизме, публичным выступлениям и презентациям. В 2004 году вышел в свет его видеотренинг «Учимся выступать публично», в 2005 году – книги «Камасутра для оратора» и «Презентационный конструктор».

Все было хорошо. Все шло по сценарию. Я говорил, говорил,… но вдруг замолчал, и не знаю, что говорить дальше. В зале нарастает шум. Слышен смех. Люди громко смеются надо мной. А я стою молча как дурак и хлопаю глазами. Нахлынувшая волна ужаса сковывает все тело, и я уже не могу ни произнести ни слова, ни уйти прочь со сцены…

Насмешка. Самый страшный сон оратора перед выступлением. В подобных снах оратор оказывается на сцене с расстегнутой ширинкой, с разорванным на спине пиджаком. Все видят нечто, вызывающее смех, а он не может понять, в чем дело, и от этого оказывается в еще более ужасном положении. Если меня осмеяли, – я изгой, а изгой обречен на смерть. И это действительно страшно. По моим наблюдениям самый большой страх во время выступлений – боязнь показаться смешным. Оказаться в глупом положении. Быть публично осмеянным.

Этот страх неизбежен, он лежит в поле базовых инстинктов. И наша основная задача не в том, чтобы понять, откуда он пришел, а в том, чтобы снизить его. Когда страх зашкаливает, он обладает парализующим действием, и публика моментально это замечает, от чего выступающему становится еще хуже, и далее по нарастающей. Но при небольшой силе страха он может быть для нас даже полезен, поскольку, когда нам страшно, мы находимся в ресурсном состоянии: лучше кровоснабжение головного мозга, лучше реакция, выше тонус мышц. Это позволяет нам выступать с большим успехом, добавляет куража, энергии. Такое позитивно-возбужденное состояние часто наступает сразу после того, как вы произнесли первые несколько слов. Первоначальный страх при этом уменьшается.

Волнуются же все без исключения, в большей или меньшей степени. Я выступаю перед публикой почти ежедневно и все равно волнуюсь перед выступлением. Но не дай вам Бог избавиться от волнения совсем! Почему? Давайте перенесем это на ситуацию свидания мужчины и женщины. Мужчина идет на свидание и очень волнуется. Волнуется, поскольку эта женщина дорога для него и ему хочется проявить себя в ее глазах с лучшей стороны. Для него важна эта женщина и эта встреча. Когда мужчина не волнуется? Когда ему безразлично. Точно так же оратор не волнуется (или почти не волнуется), когда ему глубоко безразлична аудитория или тема выступления. А зачем вообще выступать в таком случае? Люди почувствуют это безразличие, оно моментально им передастся, и им попросту станет скучно. И это провал, ничуть не меньший, чем тот, что может произойти при чрезмерном волнении и страхе.

Поэтому волноваться нужно, волноваться важно, только не до такой степени, чтобы не иметь возможности выступить. Чаще всего на моих тренингах люди интересуются тем, как снизить этот парализующий страх до приемлемого уровня комфортности, чтобы он не мешал выступлению.

Прием «узаконить диверсию» отчасти позволяет уменьшить этот страх (Подробнее о приеме «узаконить диверсию» читайте в статье «Не дайте вампирам шанса!», с. 20. – Прим. ред.). Он заключается в том, что если случилось нечто, чего вы не предполагали заранее и что нарушает весь ход вашего выступления, нужно прямо обратить на это внимание публики и посмеяться вместе со всеми. Тогда этот фактор перестает быть значимым. На экране случайно пошли не ваши слайды – тот, кто запускает слайды, запустил не ваш файл; все смеются, поскольку вы представились, назвав свое имя, а на слайде имя другого человека. В этом случае можно замолчать, покраснеть, встать в угол и ждать, пока поменяют файл, но лучше перевести на это внимание и посмеяться вместе со всеми, сказать: «Ну вот, какие случаются вещи, когда нет согласованности между выступающими». Как-то обыграть эту ситуацию. Что-то упало, погас свет, перегорел проектор... Не пытаться бежать от этой ситуации, а наоборот, самому идти на нее, сделать на ней акцент, чтобы аудитория в конце концов подумала: «Хватит об этом, давайте о деле!»

Есть еще приемы, снижающие первичное волнение. Можно дать себе физическую нагрузку, например энергично поприседать, пробежаться, если позволяют условия. Важно только, чтобы к моменту выступления у вас восстановилось нормальное дыхание. Или использовать статическую нагрузку: давить одной рукой на другую. Следите за дыханием: глубокое медленное спокойное дыхание низом живота приводит психику в нормальное рабочее состояние.

Помимо работы над собой можно предпринять ряд профилактических мер. Возьмем опять ситуацию свидания. Мужчина идет на свидание. Он волнуется. Больше, чем женщина. Почему? Для мужчины существует фактор – индекс непредсказуемости. Поскольку в большинстве случаев не он, а именно женщина определяет, чем закончится свидание. В руках женщины – обозначить границы этого свидания и то, как оно вообще пройдет. Для того чтобы снизить индекс непредсказуемости, мужчине лучше назначить свидание на своей территории. Этой территорией может быть и хорошо известный ресторан, где его знают, и парк, где он знает каждую тропинку. Любое место, которое ему хорошо известно. Индекс непредсказуемости в этом случае снижается. Что еще? Если мужчина идет на свидание к незнакомой или малознакомой женщине и мало что о ней знает, индекс непредсказуемости высок. Он не знает, как она себя поведет, какова будет ее реакция на те или иные слова. Поэтому лучше узнать о ней все, что можно, заранее. То же самое – в случае выступления. Выступайте на своей площадке. Если она – не ваша, за сутки придите в зал. Похлопайте в ладоши, поговорите в микрофон, посмотрите, как выглядит сцена из зала. Освойте это пространство и в день выступления, придите первым. Все собирающиеся уже будут для вас гостями, а вы – хозяином. Это позволяет существенно снизить напряжение. Постарайтесь узнать максимум о тех людях, которые будут сидеть в зале. Каков их возраст, род занятий, где они живут, как они предположительно будут одеты.

Снова вернемся к свиданию. Мужчине всегда хорошо иметь союзника. Хорошо к моменту свидания успеть понравиться маме возлюбленной, ее ребенку или подруге. В случае если произойдет что-то непредсказуемое, союзник может выступить посредником, и уладить конфликт будет, возможно, легче. Точно так же и с публикой: хорошо, если в зале есть знакомые люди, которые поддержат вас во время вашего выступления. Если таких людей нет, ничто не мешает вам заранее, перед выступлением, познакомиться с кем-то из аудитории, обменяться визитками и даже попросить задать какой-то вопрос. Этот человек уже будет вашим союзником, встречаясь с ним глазами, вы всякий раз будете чувствовать поддержку. Вам будет легче.

Как еще снизить индекс непредсказуемости? Мужчине нужно быть готовым к свиданию полностью. Готовым во всех отношениях. У него должно быть свежее белье и достаточно денег, счет на мобильном телефоне должен быть пополнен, у него должна быть свободная квартира или возможность снять гостиничный номер в случае, если встреча закончится порывом страстей… Иными словами, все это означает готовность к любому повороту событий. Так же и оратор. Он должен быть полностью готов. Выступление должно быть без запинки отрепетировано, и не один раз, и не два, и не три. И каждый раз его нужно пройти от начала до конца. Заранее предугадать те вопросы, которые могут быть заданы, и иметь на них готовые ответы. Вопросы бывают каверзные, острые, и необходимо ясно представлять, как реагировать на такие вопросы. Наличие тезисов выступления обязательно. Именно тезисов, а не текста выступления. Это – страховка. Их наличие в кармане уже придает значительную долю уверенности.

Что еще? Конечно, мужчина меньше волнуется, если встречается с одной и той же женщиной уже много раз. Оратор, выступающий перед хорошо знакомой аудиторией, волнуется намного меньше.

Способность успешно выступать и умело управлять своими эмоциями – это сумма врожденного и приобретенного. Многое зависит от темперамента, от того, кто вы: интроверт или экстраверт. Экстравертам проще. Это врожденное. Но даже если явных задатков нет, можно научиться. Суворов был рожден слабым ребенком, изначально лишенным лидерских качеств, однако смог стать великим полководцем. Мне известен случай, когда руководитель, осознавая, что ему от природы дано не так много коммуникативных способностей, настойчиво работал над собой, и сегодня его выступления собирают большие аудитории. Люди заранее интересуются, будет ли этот человек выступать.

Подобный случай – далеко не единственный.

Любое публичное выступление чревато ошибками. И мы испытываем страх, предвосхищая возможность их совершения. Но так же и любое другое действие человека, как-то меняющее этот мир, чревато ошибкой. И тот, кто производит такие действия, ошибается больше. Однако иначе мир оставался бы без изменений, что несовместимо с жизнью, которая сама по себе и есть изменения. Всю нашу жизнь, каждый день, мы совершаем массу ошибок. Это – жизнь. И ошибка – один из важнейших элементов, включенных в понятие «жить». Так что не стоит этого бояться.

 

Александр Любимов

Психолог, M.A. NLP, ведущий тренер «Тренингового центра на Тульской». Проводит большое количество тренингов самой различной направленности: коммуникация и межличностное взаимодействие, публичные выступления, моделирование успешности, НЛП-терапия. Также занимается корпоративным и индивидуальным консультированием. Проводит тренинги с 1989 года. Автор книги «Мастерство коммуникации».

Во-первых, страх выступлений есть не у всех, хотя есть у многих. Некоторым людям удалось частично сохранить ту непосредственность, которая бывает в детстве, и для них, как для детей, выступление на сцене – это праздник. Во-вторых, для кого-то этот страх – не самое важное при выступлении. В-третьих, если страх есть, то это – очень полезная вещь, нужно просто хорошо научиться ею пользоваться.

Специально бороться со страхом вовсе не обязательно. Чем больше человек будет поглощен борьбой со страхом, тем сильнее будет увязать в этом состоянии.

Поводы для страха могут быть самые разные. Кто-то боится забыть содержание выступления, кто-то – быть непонятым, кто-то – показаться смешным и т. д. Самое неприятное, когда человек боится не того, что он знает, а того, что «нечто» может произойти, а что конкретно, ему неизвестно. Что-то абстрактное, большое, страшное, как у ребенка под кроватью. Иногда страх выступлений – это такая же реакция, как, например, боязнь пауков. Реальной опасности нет, но человек боится по-настоящему, потому что ему когда-то внушили, что это «просто ужасно».

Страх человеку нужен. Мы любим смотреть ужастики, слушать страшные истории. Или раньше любили, когда были детьми. Страх делает две важные вещи. Он сообщает об опасности, с которой можно справиться, и сообщает, что нужно прилагать некоторые усилия, чтобы этой опасности избежать. Он дает энергию, адреналин. Но если человек просто сконцентрировался на своем страхе, то он в нем же и застревает, не зная, что делать. В этой ситуации стоит вспомнить один из принципов айкидо: если есть энергия, ее можно куда-то направить. И результат будет зависеть от того, куда и как именно будет направлена эта энергия. Либо мы преобразуем энергию в позитивное состояние, либо вовсе убираем ее источник: существуют специальные техники, полностью снимающие подобные фобии.

Главное – понять, чего именно человек боится. Далее необходимо научиться взаимодействовать со страхом. Проблема не в том, что та или иная ситуация наступит, а в том, справитесь вы с ней или нет. На моих тренингах нет специального фокуса работы со страхами, мы с ними работаем попутно. Мы начинаем работать, даем человеку инструменты, он пробует, учится успешно справляться с ситуацией. К концу обучения у большинства страх снимается сам собой.

Например, вот такой страх: «будет «вредный клиент», с которым я не смогу справиться». Человек заранее этого боится, хотя, может быть, у него никогда в жизни этих «вредных клиентов» еще не было. Чаще всего «вредных клиентов» люди создают себе сами, именно потому, что ожидают их встретить. Существуют техники, эту фобию снимающие. Есть такое упражнение, оно называется «убей тренера». Собирается группа специалистов, всем назначаются роли самых «вредных клиентов». Задача – продержаться 15 минут. Просто продержаться. После этого страх исчезает, потому что когда пять специалистов изображают пять самых вредных для этого человека клиентов и когда человек осознает, что он с этим справился, все остальное уже не страшно.

Фрэнк Пьюселик, один из основателей НЛП, рассказывал, что он страшно боялся выступать, потому что не хотел выглядеть дураком. Его коллеги дали ему следующее задание: в течение года первые пять минут любого выступления выглядеть полным идиотом. Причем каждый раз разным способом. И он в течение года выходил, спотыкаясь, падал на ведущего, опрокидывал микрофон, коверкал слова, проливал кофе, ходил с незастегнутой молнией и т. п. Через год все его страхи прошли, поскольку все самое страшное он уже изобразил.

Есть менее экстремальные способы, например техника переноса ресурсов. Это что-то вроде работы на уровне условных рефлексов. Например, неким специальным образом, причем достаточно быстро, состояние страха перекрывается состоянием спокойствия.

Интересен метод, основанный на том, как мы воспринимаем других людей. Один вариант: я смотрю на них сверху вниз – я их воспринимаю ниже себя. Другой: они надо мной нависают – они занимают более высокую позицию. Третий вариант – на равных. И мы учимся управлять этим взглядом. Для многих людей, когда они боятся, аудитория в их внутреннем мире как бы нависает сверху. Чтобы справиться со страхом, человеку нужно научиться менять эту картинку, управлять ею и произвольно выбирать тот или иной оптимальный вариант. Тот или иной, поскольку для разных аудиторий нужны разные взаимодействия. Для одной аудитории очень хорошо, когда вы на равных, иначе они не начнут с вами взаимодействовать. Другая аудитория, если вы не займете позицию сверху, вас уничтожит. Для третьей аудитории необходимо то одно, то другое. То, как мы видим ситуацию, дает нам необходимую возможность управления, динамику.

Есть мнение, что страх может исчезнуть при тщательной подготовке к выступлению. Отчасти это так, многое зависит от того, как именно человек готовится. Но у подготовки, состоящей только из заучивания текста, есть несколько минусов. Она хороша, когда у вас что-то вроде лекции. Интерактивность не предполагается. Когда же она появляется, тщательная подготовка может сыграть злую шутку. Если ход выступления отклонится от того сценария, который был заранее отработан, человек может попасть в ситуацию, когда он не знает, что говорить, поскольку он этого не репетировал. Такой поворот может резко выбить из состояния уверенности. Поэтому на своих тренингах я учу не только грамотно готовиться к выступлению, но и гибко реагировать на ситуацию, управляя аудиторией.

Для каждого конкретного случая необходимо выбирать свой способ работы со страхом. Универсального метода не существует, и каждый будет эффективен только для отдельных людей. Если работает, – замечательно, если нет, – есть множество других способов, которые можно предложить.

 

Марик Хазин

Магистр гуманитарных наук, гештальт-терапевт, художник, режиссер театра и кино, тренер по эффективной коммуникации, личностному росту и познанию себя. С 1995 года работает с крупнейшими компаниями разных стран мира, тренирует лидеров политики и бизнеса, менеджеров, торговых представителей, страховых агентов, офицеров израильской армии и полиции, а также простых смертных. Его российский проект – «Тренинг-центр Марика Хазина» – начал работу в Москве в 2000 году. В основе работы Марика лежит разработанный им экспрессивно-творческий метод. Эта практика родилась в результате интеграции различных направлений и методов искусства, современной психологии и психотерапии, духовных дисциплин Ближнего и Дальнего Востока.

Я не встречал людей, у которых нет страха сцены. На мои тренинги приходят самые разные люди, в том числе журналисты, актеры, дикторы телевидения и радио. Даже им знакомо это явление. Часто профессиональный актер, выходя к микрофону перед тренинговой группой, волнуется. Почему это происходит? Да потому, что в данном случае он играет самого себя, а не заранее заготовленную роль.

Лоренс Оливье – великий актер. Незадолго до смерти он написал мемуары, где описывает, как некая молодая особа пришла к нему за кулисы после очередного спектакля и принесла большой букет цветов. Представившись, сказала, что она – его поклонница, и что он – ее кумир. Поведала о своем восхищении легкостью и непринужденностью, с которыми он держался на сцене и перед кинокамерой. Рассказала, как она сама выступала в течение нескольких лет, и, поняв, что не сможет справиться с волнением, бросила сцену. И что он, Лоренс Оливье – особенный, замечательный, уникальный, поскольку у него нет волнений и страхов, и она ему завидует. Услышав такие слова, Оливье искренне удивился. И рассказал поклоннице о том, что на самом деле всю жизнь, каждый раз выходя на сцену, чуть не умирал от страха, хотя выходить приходилось по нескольку раз в день. И как каждый раз в полном смятении он вспоминал, какой в данный момент идет спектакль, какой текст он должен произнести, с чего ему начать, к кому подойти, что сделать. Действовать надо было очень быстро, забыть что-то было никак нельзя, и у Лоренса просто не оставалось времени обращать внимание на мучивший его страх.

Страх сцены – одна из многочисленных фобий. Сам по себе страх ни хорош, ни плох. Скорее хорош. Это –энергия жизни, и часто он бывает полезен: например, предупреждает нас об опасности. Не боятся только мертвые. Живым людям свойственно чувствовать страх. Зацикленный страх – это уже фобия. Испытывать страх по поводу того, что страх возникнет, – это невротическое состояние. Причина зацикливания – в абсолютно бредовых по сути изначальных установках. Например, «что обо мне скажут» или, еще того хуже, «что обо мне подумают». Представляете, люди выходят на сцену c совершенно абсурдной мыслью забраться в душу сидящим в зале. Как же она популярна, эта вечная общечеловеческая болезнь: «что они скажут», «что они подумают»!

Хуже всего, когда вследствие таких ложных установок люди начинают избегать выступлений или человеческого внимания вообще. Причем если этого внимания избежать все же не удается, тогда есть известная альтернатива – моментально стушевываться и вгонять себя в краску. Кровь приливает к лицу, происходит зажим в мышечном корсете, перекрывается дыхание, и тело автоматически делает то, что вовсе не стоит делать. И чем больше человек избегает внимания, тем чаще запирает себя в собственной клетке, из которой со временем ему все труднее будет вырваться на свободу. Тот, кто всю жизнь бежит от страха, парадоксально обрекает себя на пожизненное заключение, попадая в плен этого самого страха и любых его проявлений.

Обратим внимание на то, что довольно часто раскованно ведут себя на сцене дети, и чем они младше, тем раскованнее. Им еще неведомо, что такое страх публичных выступлений. Просто взрослые еще не успели им внушить, что, выходя на сцену, надо чего-то бояться. Они и не боятся и ведут себя спонтанно, как в обычной жизни, вне сцены. Да, в зале есть люди. Но люди – повсюду, везде, и, идя с родителями по улице, дети ведут себя естественно. Так же и на сцене: ничего принципиально для ребенка не меняется, когда он туда выходит или его просто приводят за руку.

Но далее дети получают от взрослых мощный «тренинг» в виде фраз «смелей», «главное – не бояться», «не думай об этом» и т. п. Не думай о маленьком зеленом слонике… Эффект, естественно, обратный. Вначале ребенка пугают, а затем заставляют бороться со своим страхом. Так человек учится бояться – и так возникает фобия. Бороться с этим страхом так же бесполезно, как бороться с огромным диким чудовищем. Мне приходилось слышать от дрессировщиков, как следует обращаться с агрессивными животными. Самый лучший способ – их приручить. Приручите своего дракона. Познакомьтесь и подружитесь с ним. Поиграйте с ним. Это – единственный способ. Здесь важнее всех техник и методов изначально занять принципиальную позицию: идти прямо навстречу страху, ни в коем случае не избегать его. Догадаться, что страх – это ваш друг, или, в крайнем случае, гость, пусть даже незваный. И тот, кто готов взять его подмышку и вместе с ним решительно или даже нерешительно выйти на сцену, преуспеет в жизни во всем.

Я часто наблюдаю на тренингах, как люди, выйдя к микрофону, задыхаются, дрожат и говорят: «Я уже седьмой раз на тренинге и ни разу не выступал перед группой. Все эти тренинги я сидел и думал: когда же я выступлю, когда же я выступлю…» На тренингах мы раскручиваем далее эту тему и в конце концов освобождаем человека от сценических и других популярных фобий. Людям предоставляется множество способов, как быстро помириться со своими страхами. В течение многих лет я преподавал актерское мастерство и на основе этого наработал ряд собственных методик. Далее, изучая психологию, я прибавил к ним психодраму, гештальт-терапию, клиническую психологию, психологию групп и многое другое. Для каждого случая подбирается свой оптимальный путь, и на снятие фобий может уйти всего две, иногда – пять-десять минут. Подобные проблемы можно решить очень быстро. На тренингах мы подводим людей к самому краю, к стрессу, к пределу дискомфорта. Когда человек переживает его, фобия нейтрализуется. И дальше уже не страшно. Вспомним момент выхода на сцену. Часто самое страшное – именно это. Стоит произнести первую фразу, вторую, третью – страх постепенно убывает. И чем дальше, тем легче.

Никогда не забуду случай, когда я испытал на сцене сильнейший стресс. В 1995 году Александр Городницкий и Сергей Никитин пригласили меня выступить на Грушинском фестивале бардовской песни на Волге, недалеко от Самары. Я – переводчик песен русских бардов на иврит. То, что я по привычке ожидал увидеть, – обычный зал, в среднем человек на двести. Может быть, на пятьсот. В крайнем случае на восемьсот, не более. Когда я услышал, что буду выступать перед 250-тысячной аудиторией на открытом воздухе, у меня начался приступ стенокардии. Два дня перед выступлением превратились для меня в настоящий ад. Я не мог ни спокойно дышать, ни спать ночью. И наконец настал этот день. Сцена была построена в виде гитары, на которую вел узкий мостик, вся конструкция –прямо над водой. Мостик, по которому мне нужно было взойти на сцену, предусмотрительно сделали без перил. Если закружится голова, шанс упасть в воду – 99 процентов! Я шел с гитарой, и как не упал, до сих пор не знаю. В тот момент упасть в воду было бы для меня настоящим спасением. Но я шел, ничего не видя перед собой: от страха все вокруг затуманилось. Крики, свист, аплодисменты, зажженные свечи. Я взял микрофон, начал говорить. Сказал несколько приветственных слов, которые обычно говорю. Пошутил. Не уверен, вполне ли удачно. Взял гитару… Первый аккорд… И только после того как запел, я наконец расслабился. Это был, пожалуй, самый страшный случай в моей жизни. После такого испытания все остальное, что происходило позже, казалось мне уже мелочью. Несколько лет спустя я проводил тренинг на открытом воздухе, где присутствовало около 2000 человек. К своему удивлению, я почти не испытал волнения. И был даже отчасти разочарован этим. Я часто наблюдаю на тренингах, как людям удается оседлать своего монстра, как они раскрепощаются. Вслед за этим неизбежно меняется вся их жизнь: в ней все становится возможным!

 

 

 




Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.oratormanipul
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное