Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Риторика. Лидерство. Манипуляции. Тренер Дмитрий Устинов.


Информационный Канал Subscribe.Ru

 
Автор и ведущий Дмитрий Устинов: dmitry@ustinow.ru
Сайт рассылки: www.ustinow.ru


Интернет-рассылка
Риторика. Лидерство. Манипуляции. Тренер Дмитрий Устинов.

 

В выпуске:

 

Манипулятивное Влияние и Защита (часть 5). Продолжение публикации Дмитрия Устинова о скрытом влиянии с помощью чувств. Сегодня мы бесстыдно разберемся со стыдом, а потом бессовестно разберемся с совестью. Мы увидим, как эти чувства формируются социумом и далее используются для манипуляции. Для тех, кто не читал первые части материала рекомендуем читать на сайте сначала .

 

Ближайший тренинг "ИСКУССТВО РЕЧИ: риторика и ораторское мастерство" состоится 21-22 мая (суббота-воскресение), в Сокольниках. Для участия необходимо прислать заявку по адресу: info@ustinow.ru . Это тренинг для заинтересованных повысить свое мастерство влияния речью и голосом. Программу тренинга смотрите на сайте .

 

Ближайший тренинг "Лидерский Потенциал" состоится 28-29 мая. Информация – на сайте .

 

Тренинги в Европе. Тренинговая программа Дмитрия Устинова "Манипулятивное Влияние и Защита" состоится 3-4 июня в Германии (г. Зинген) для русскоязычного населения. Предварительная запись у организаторов: Olga-Plagge@yandex.ru или по телефону 0049 (0) 8682-955630, 0049(0) 160-979-33-408. Все тренинги в Германии и Франции смотрите на сайте Центра "Разумный Путь".

 

Прямой эфир. В четверг 19 мая с 22.00 Дмитрий Устинов будет в телевизоре как эксперт и психолог программы "Сексуальная революция" (НТВ+). Для желающих прославиться, организован прием звонков и вопросов по одной из горячих тем.

 

 

МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ И ЗАЩИТА (ЧАСТЬ 5)

Дмитрий Устинов
www.ustinow.ru

 

Для продолжения темы разберем одно из интересных писем читателей, пришедших по мотивам предыдущих  выпусков. Читательница Юлия пишет:

Разрешите задать вопрос. Цитирую Ваш абзац: "Чувство вины - это смешанное чувство собственной неполноценности и страха за возможное наказание." Почему же нужно каким угодно способом уйти от этого чувства "некомфортности", почему надо бежать от собственной неполноценности и почему, наконец, обязательно страх за возможное наказание??? Чувство вины - это голос совести в человеке. И если совесть не чиста, то почему возможное наказание не принять, как справедливое возмездие за содеянный поступок? И почему чувство собственной неполноценности не принять, как реальность, соответствующую сегодняшнему дню.

И почему все эти чувства не толкают к позитиву, к самореализации, к конкретным действиям, направленным на то, чтобы стать более полноценным, принять ряд мер, чтобы загладить свою вину, а не бояться наказания??? Совесть, справедливость высшие и необходимые понятия человека. А Вы предлагаете подмену, суррогат чувств в виде «комфортность» и «некомфортность». Ведь это очень низкий уровень человека, когда он руководствуется только чувством «комфортности».

Именно это чувство стыда, вины толкает человека к благородным поступкам, к совершенству, поэтому оно конструктивно, именно потому, что заставляет стать лучше. А если учить себя любыми способами убегать от «некомфорта», то каким монстром человек в итоге окажется, и даже сможет ли такой  человеком называться. Защитой от всяких манипуляций опять-таки, есть чистая совесть. Если я знаю, что не виноват, то ни какие инсинуации с чьей-либо стороны и на какое угодно чувство на меня не подействует. Подействуют, конечно, на нервы, но это уже другой вопрос.

Конец цитаты.

 

Хотя поток сознания у читательницы весьма эмоциональный и слегка путаный, но зато она ставит интересную тему. По сути, здесь несколько вопросов, поэтому разберемся по-частям:

 

Почему же нужно каким угодно способом уйти от этого чувства "некомфортности", почему надо бежать от собственной неполноценности и почему, наконец, обязательно страх за возможное наказание?????

Автор никого не убеждал, что обязательно нужно. Стремление избежать дискомфорта - это всего лишь свойство человека и всей живой материи в целом. И даже свойство амебы, которая дрейфует именно в сторону более физиологичного для себя состава жидкости. И даже свойство венца природы человека, который всей  своей историей и всем своим прогрессом стремится к новым ресурсам и, следовательно, к удовлетворению своих потребностей и еще большему физическому и психологическому комфорту. Конечно, человек существо сложное и полностью его описать на уровне всего лишь двухполярных чувств невозможно. Однако в данном случае, для того, чтобы разобраться, необходимо смотреть более масштабно, укрупненно, и поэтому автор и  ввел две основные полярные категории «комфортно – некомфортно», в которые можно вписать все человеческие чувства. А после можно вновь усложнить и углубить, и более подробно исследовать человеческие переживания, чувства, состояния.

 

Именно это чувство стыда, вины толкает человека к благородным поступкам, к совершенству, поэтому оно конструктивно, именно потому, что заставляет стать лучше.

Совершенно согласен. Рад, что разделяете мою точку зрения. Желание избежать дискомфорта, а именно, вины, страха, неполноценности и прочего, приводят к тому, что человек стремиться стать совершеннее и выше и загладить свою вину и получить индульгенцию. За что мы этим чувствам вполне можем быть благодарны! Только вот я еще не встречал человека, который по доброй воле хотел бы испытывать эти чувства и состояния, думаю, что и читательница Юлия в том числе себе этого не желает...

Интересно, что даже самые благородные люди имеют одним из главных движущих мотивов своей деятельности получение еще больше психологического комфорта от собственного величия и благородства. А также имеют мотив избегания дискомфортных чувств вины за собственное бездействие и жалости к страдающим. Вспомните хотя бы Мать Терезу, и решите сами, к высокому или низкому уровню человеческой личности вы ее отнесете.

 

А если учить себя любыми способами убегать от «некомфорта», то каким монстром человек в итоге окажется, и даже сможет ли такой  человеком называться.

Если научить себя избегать дискомфорта, жить с психологическом комфорте (читай, счастливо) и не зависеть от манипулятивного воздействия других людей, то из этого вовсе не следует, что человек становится монстром. Более того, это есть обязательно условие осознанности своих поступков. Поступков от собственного решения и сознательного выбора, а не от избегания дискомфорта. Это и есть условие настоящей нравственности, а не видимой, которая происходит от того, что наступили на хвост и прижали к стенке. Настоящий нравственный выбор начинается там, где человек с ясным сознанием и незамутненными чувствами решает, какой поступок он сейчас готов сделать. При этом внешне поступок может быть идентичным поступку человека под воздействием чувств и манипуляций, но внутренним содержанием существенно отличаться.

Для примера: два бизнесмена, жертвующих деньги на детский дом. Только один это делает потому, что к нему в кабинет пришел и удачно поработал и накрутил ему щемящее чувство жалости к сиротам сотрудник фонда социальной поддержки, а другой потому, что он хочет сделать мир лучше и добрее. Почувствуйте разницу.

Еще пример. Наемный убийца, которого святая церковь запугала наказанием за грехи и страшным судом и поэтому он, наконец, покаялся и завязал с мокрыми делами. И бывший боец группы Альфа, который может убить и рука не дрогнет, но одновременно имеющий принципы, которыми не хочет поступиться, и поэтому отказывающийся убивать людей за деньги. Кто из них «монстр», решите сами.

 

Защитой от всяких манипуляций опять-таки, есть чистая совесть. Если я знаю, что не виноват, то никакие инсинуации с чьей-либо стороны и на какое угодно чувство на меня не подействует. Подействуют, конечно, на нервы, но это уже другой вопрос.

Вполне может быть, что вам удастся не зависеть от воздействия и не поддаться навешиваемым чувствам. Манипуляция действует далеко не каждый раз, да и не каждый раз она бывает изящной и качественной. И хорошо. Вот только на бытовом языке «нервы» - это и есть чувство на языке психологии. Чувство досады, раздражения, агрессии, желание отстоять справедливость и другие «нервы». И если кому-то удалось воздействовать вам на нервы, это уже половина успешной манипуляции.

 

Чувство вины - это голос совести в человеке. И если совесть не чиста, то почему возможное наказание не принять, как справедливое возмездие за содеянный поступок?  Совесть, справедливость -  высшие и необходимые понятия человека.

Юлия озвучила понимание подавляющего большинства людей нашей цивилизации о понятии СОВЕСТЬ. И теперь мы, с чистой, так сказать, совестью, можем перейти к этому, главному вопросу в письме. Тем более, что это следующий вид манипуляции. А именно:

 

 

МАНИПУЛЯЦИЯ НА СТЫДЕ, СОВЕСТИ

 

-          Что ты там прячешь?

-          Не скажу, это секрет!

-          У кого чистая совесть – у того нет секретов!

Диалог из мультфильма про ежика и поросенка.

 

Этот вид манипуляции демонстрирует нам поросенок, который пытается воздействовать на кнопки совести ежика. Надо сказать, что у него получилось - ежик раскололся и сдал свой секрет.

 

На что похоже и как нами переживается чувство стыда и близкое к этому чувство совести? Это особо острое чувство собственной неполноценности, недостойности своей личности или своего поступка. Такое сильное, что даже несовместимо с нахождением среди других людей. Поэтому мы интуитивно в такие моменты стремимся избежать взглядов, лиц, и стремимся покинуть свидетелей нашего позора. И при невозможности это сделать может наступить даже физиологическая неконтролируемая реакция покраснения кожи. Где кроется причина реакции покраснения? Организм бы хотел физически убежать из этой ситуации и готовится к этому мышечному движению всеми своими ресурсами: дыханием, сердцебиением, приливом крови, адреналином - но сознание его останавливает. Вот эти физиологический прилив крови и бросается человеку в голову, шею, плечи, но видимыми становятся только на лице. Сознанием эта реакция почти не контролируется, поэтому мы имеем возможность сразу видеть наиболее «совестливых» людей.

 

Как формируются механизмы воздействия на личность? Интересно, что поначалу у новорожденных детей нет ни стыда, ни совести. Ведь поначалу ребенок, как Адам с Евой в раю, не знает, что надо стыдиться обнаженного тела, прятаться, когда переодеваешься или писаешь, вести себя прилично и здороваться, испытывать чувство вины, когда говоришь неправду. Взрослые  формируют все это в процессе воспитания. Есть даже такое педагогическое понятие «воспитание чувств». Каких, спрашивается, чувств? Тех самых, стыда и совести, в основном. Ведь без них ребенком будет практически невозможно управлять. Так и формируются кнопки управления личностью, в которой начинают работать эти механизмы чувств с помощью воспитанных взрослыми и культурой кнопок. Нажал – получил результат. И чем более воспитан человек, тем более стабильный результат можно получить.

Если покопаться в памяти, можно найти технологию формирования этих кнопок. Социум в лице родителей, учителей и других авторитетных взрослых с детства возлагает на нас ответственность плюс некую социальную роль:

 

-          Ты же мальчик, ты должен уступать девочке…

-          Ты же девочка, должна быть аккуратнее…

-          Ты же старше, ты должен уступить…

-          Ты же умный мальчик, что ты связываешься…

-          Девочка не должна так себя вести, это неприлично…

-          Мальчик, тебе же должно быть стыдно, это же некрасиво…

-          Так поступать нехорошо, только плохие дети так делают…

 

И чем авторитетнее взрослый, тем лучше запечатлеваются и остаются в детском подсознании его слова.

 

Как «воспитывает» наши чувства культура? С помощью воспитательных рассказов, например. Неизгладимое впечатление на ранимую детскую психику таких рассказов можно сравнить разве что с первой влюбленностью. Помните?

 

Огурцы. Маленький мальчик бежал вечером домой и оказался на грядках с огурцами. Сообразив, что можно порадовать маму, он быстренько набрал полный подол огурцов и, несмотря на вопли сторожа, вприпрыжку добежал до своей хаты.

-          Мама! Смотри, что я принес! – искренне радовался маленький кормилец.

-          Та-а-к… Рассказывай, где ты их нарвал!? – чуя неладное, расспросила его строгая мама.

Когда выяснилось, что огурцы колхозные, мама собрала их все до единого обратно в подол и отправила рыдающего мальчика в ночь, обратно на колхозное поле.

-          Как же я их назад отнесу?! Ведь там же дяденька с двустволкой…!!! – плакал мальчик.

-          Как нарвал, так и отнесешь! – непреклонно отвечала Макаренко в юбке.

Делать нечего. Всхлипывая и сопя, мальчик добрел до колхозных грядок и встретился там со сторожем.

-          Ага! – недобро сверкнул глазами страж колхозного добра, - Вот Вас то мне и надо! Изволили Вы съесть колхозный огурец!

-          Простите, дяденька, я больше не буду! – завел свою пластинку маленький воришка. Возьмите Ваши огурцы… Тут они все, кроме одного, который я уже съел. Что теперь со мною будет?

Сердце старика-сторожа оказалось не камнем. И после недолгих переговоров он провозгласил съеденный огурец подарком лично от себя и этим облегчил морально-нравственные страдания мальчугана.

Вывод. Мальчик хотел-то как лучше. Накормить маму, угостить братьев и сестер, самому подкормиться и окрепнуть. А вышло - натерпелся горя и мучений. Вот и разберись после этого, что делать в этом взрослом мире? Но когда надо испытывать жуткий стыд за свои поступки мальчик, а вместе с ним и юный читатель, запомнили очень хорошо.

 

Совесть. А это рассказ про то, как одна девочка не пошла в школу. Вернее, пошла, собрав учебники и взяв свой завтрак, но не дошла, а стала бродить по солнечному весеннему лесу, радуясь, как она умело обвела всех вокруг пальца. Но потом что-то в ней внутри надорвалось. И обломалось. И разорвалось. Потому что проснулась совесть. А потом девочка сидела на пеньке и плакала, несмотря на погожий денек. И помочь ей не было никакой возможности, потому что в книжку не залезешь. И читательское детское сердце продолжает надрываться, переживая за бедную девочку на пеньке.

 

Двойка. Продолжая эту душераздирающую тему, нельзя не вспомнить рассказ, как еще одна школьница  подчистила двойку в классном журнале (Кстати, вы использовали подобные технологии в собственном дневнике, еще помните или уже нет?) А дальше наступило самое ужасное. Сначала страх за возможное обнаружение поступка. Потом муки совести. Потом жгучий стыд, при представлении, как это все может быть обнародовано. Наконец, несчастная девочка чуть не упала в обморок, когда учительница раскрыла журнал и стала изучать его, недоуменно поднимая брови и хмуря лицо. Наконец, полуживая от всех этих мучений девочка на перемен подошла к учительнице и во всем призналась. Вы знаете, ей стало легче… Теперь вы хорошо понимаете, что надо делать в подобных случаях?

 

Формирующие и поучительные стихи. Это один из методов «воспитания чувств». Особенно хорошо это получалось у Маяковского:

Крошка сын к отцу пришел,

И спросила кроха,

Что такое хорошо,

И что такое плохо?

Папаша, не сомневайтесь, поведал не только сыну, но и всему поколению, поскольку оно подслушало этот разговор с помощь обязательной школьной программы.

 

Интересно, как из поучительного стиха можно сделать современную и весьма двусмысленную песню. И всего лишь с помощью изымания последних строчек и заполняя их выразительной паузой и гитарным проигрышем. В результате, можно сказать, радикально меняется смысл. Стих приводится полностью, изымание строчек делайте самостоятельно.

 

Синенькая юбочка

Ленточка в косе

Кто не знает Любочку

Любу знают все

Девочки на празднике

Соберутся в круг

Ах, как танцует Любочка…

(Лучше всех подруг)

 

Кружится и юбочка

И ленточка в косе

Все глядят на Любочку

Радуются все

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом

Там вы эту девочку…

(Узнаете с трудом)

 

Синенькая юбочка

Ленточка в косе

Кто не знает Любочку

Любу знают все

Случается что девочки

Бывают очень грубыми

Но не обязательно…

(Они зовутся любами)

 

А ведь это был воспитательный стих советской поэтессы А. Барто.

 

Пассажир с Экватора. Как известно, важнейшим из искусств для нас является кино. Красивый пример формирования чувства стыда у зрителей – подростков в этом советском фильме 70-х годов. Морской лайнер совершает вояж по разным дружественным и не очень странам. Бдительные советские школьники заподозрили одного из пассажиров, что он шпион и везет оружие. И вот пионеры – шпиоманы собираются на совет в трюме. Самый боевой мальчик предлагает:

-          Надо обыскать его каюту.

-          Это не наше дело, это дело взрослых! – отвечает самый рассудительный.

-          Ты знаешь, один мудрый югославский писатель сказал: Храбрый умирает один раз. А трус – сто!

И вся компания, вместе с девочками, выразительно смотрит на предполагаемого отщепенца.

-          Я не трус! Ну, ладно, ладно, давайте обыскаем… - поддается тот на манипуляцию.

 

Ни стыда, ни совести. Можно вспомнить, как родители совершают вклад в формирование стыда и одновременно добиваются правильного с их точки зрения, поведения. Мама на диване смотрит телевизор, а ребенок рядом читает смешные рассказы Драгунского. В ключевой момент тележурналистского репортажа с места событий следует возмущенная мамина фраза:

-          Тут дети умирают! А ты смеешься над веселой книжкой! Ни стыда, ни совести!!!

Притихшему ребенку ответить, как вы понимаете, нечего. Но в какой момент положено стыдиться, у него уже отложилось.

 

Далее важно грамотно использовать сформированные кнопки, а то все труды пройдут зря. Хороший родитель, в данном случае мама, умеет ненавязчиво рассказывать поучительные истории типа такой:

-          Вот когда я первый раз встречалась с мальчиком, он плохо пахнул. Мне было противно, а ему, когда я сказала, стало стыдно. Так что обязательно надо мыться.

 

Исторический пример манипуляции. В конце сталинградской битвы, в уже безнадежной ситуации генерал Паулюс был повышен Гитлером до фельдмаршала. Телеграмма об этом пришла буквально за несколько часов до развязки. Что хотел Адольф добиться и на какое чувство он пытался воздействовать? На чем была манипуляция? Часто утверждают, что на чувстве долга. В данном случае  все ресурсы чувства долга уже были исчерпаны, это уже не первый месяц отчаянной обороны. Одна дополнительная деталь делает эту попытку более прозрачной. Еще ни один фельдмаршал Германии не попадал в плен. И когда выбраться из плена маршалу Паулюсу уже не представлялось возможным, фюрер и попытался спровоцировать его на самоубийство. И именно на чувстве совести и стыда, а не долга. Гитлер как бы сообщал своему новоиспеченному фельдмаршалу:

-          Что, и ты с этим сможешь жить, как первый фельдмаршал великой Германии, взятый в позорный плен?

Попытка не прошла. Фельдмаршал смог. Еще и показания давал на Нюрнбергском процессе.

 

Так что же делать с совестью, черт возьми? Это крик души одного из участников тренинга. Мы дети наших родителей, нашей культуры и нашего воспитания. И изменить это нельзя. Но повлиять на свои чувства мы можем. Как ни крамольно это звучит, я предлагаю вам отказываться от стыда и совести, как бы глубоко они не въелись в нашу душу. Эти чувства можно отслеживать, останавливать и контролировать. Иначе они начнут контролировать вас.

Перефразируем слова хоть и одиозной, но неглупой политической фигуры. А именно, слова Геринга:

-          У меня нет совести. Моя совесть – мой фюрер.

У нас же есть вещи и подостойнее. Заменяйте совесть на собственные нравственные категории. Ответственно скажите себе:

- У МЕНЯ НЕТ СОВЕСТИ И СТЫДА. У МЕНЯ ЕСТЬ МОЙ ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР!

 

И это единственное, чему я предлагаю вам верить. Себе.

 

 

Продолжение следует…

 

 

 

Рекомендуемые ресурсы:

 

Система самодиагностики и самопрограммирования на успех  «Эффект»! «Эффект» - компьютерная система повышения личной успешности на пути к выбранным целям. Содержит блок  выявления источников переживаний, инструменты для  перехода в состояние внутреннего спокойствия независимо от внешних обстоятельств, блок выявления и планирования  шагов по достижению личных целей, блок повышения самооценки, блоки расслабления и развития способностей, и многое другое. Это личный планировщик, консультант, психолог. Общий объем информации свыше 2,2Гбт. Разработчик – Александр Свияш.  Условия приобретения и демоверсия на сайте  www.effect.sviyash.ru

 

Германия на Разумном Пути психологические тренинги в Европе для русскоязычных. Сайт и рассылка Ольги Плагге.

 

Проекты и рассылка Геннадия Павленко , психолога, драматурга, режиссера. 

 

 

 




http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.oratormanipul
Отписаться

В избранное