Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск 1 (48). Возобновление выхода рассылки




Форум сайта
http://psi911.com

Книги по психологии. Рецензии и отзывы

Выпуск 1

Здравствуйте, дорогие читатели!

Вы получили это письмо, т.к. подписаны на рассылку «Книги по психологии. Рецензии и отзывы».

Прежде чем перейти к теме сегодняшнего выпуска, позвольте представиться. Меня зовут Галина Чаплина, я клинический психолог и руководитель проекта “psi911 – психология Вашего успеха”. С любезного разрешения администрации Subscribe я буду вести последующие выпуски этой рассылки. Поскольку рассылка давно не выходила, то нумерацию выпусков я начну заново.

Рынок психологической литературы очень обширен, поэтому рассказывать я буду, в первую очередь, о тех книгах, которые сама использую в своей работе (те, что проверены на собственном опыте и применяются мной на практике): как по популярной психологии, так и по академической (научной) психологии (учебники, учебные пособия, монографии, практикумы и т.д.).

Перебирая книги на полке, я остановилась на «Психологии и методике ускоренного обучения», которая, на мой взгляд, будет интересна как специалистам (психологам, педагогам, методистам), там и широкому кругу читателей, которых интересует практическое применение этих методик. В этой небольшой по объему книге уместилось огромное количество полезной информации.

Итак, сегодня в выпуске:

Бадмаев Б. Ц. Психология и методика ускоренного обучения. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 272 с.

Студентам-психологам Борис Циренович Бадмаев известен, прежде всего, как автор учебника «Методика преподавания психологии».

Книга Б.Ц. Бадмаева «Психология и методика ускоренного обучения» вышла в серии «Психология для всех». Как пишет в предисловии доктор психол. наук Н.Ф.Талызина, «опора на психологические закономерности учения позволяет сделать обучение правильным. … Это такое обучение, которое идет без «проб и ошибок», и поэтому достигает результата более высокого качества в более короткие сроки и с меньшими затратами усилий и материально-финансовых средств. Возможно ли такое? Да, возможно. И об этом – данная книга».

Изложенные в книге методики многократно ускоряют процесс выработки умственных и физических навыков высокого качества; делают обучение практически безошибочным для учащихся; предоставляют возможность самообучения любому, желающему овладеть какой-либо новой для себя деятельностью.

В первой главе автор рассматривает основные недостатки традиционного обучения, «известные еще со времен Древнего Вавилона», мотивацию обучаемых и способы формирования навыков и умений.

2-я и 3-я главы («Разработка психологически обоснованных методик обучения деятельности» и «Процесс обучения по новым методикам») адресованы, в первую очередь, специалистам.

Для нас больший интерес представляет II раздел – практическое использование методик.

Очень подробно, с приведением описаний конкретных примеров, схем и комментариев Б.Ц. Бадмаев описывает несколько методик, разработанных психологами и опробованных на практике.

Методика ускоренного обучения машинописи десятипальцевым слепым методом (глава 5). Благодаря этой методике человек, впервые севший за пишущую машинку (клавиатуру компьютера, телеграфного аппарата и т.д.), всего за 4-6 часов с помощью специальных приемов безошибочно «запоминает пальцами» вслепую 92 удара по клавишам (с учетом цифр и других символов и двух регистров). А дальше остается лишь потренироваться, чтобы нарастить скорость.

Методика обучения «технике» стрельбы из пистолета и психология меткого выстрела (глава 6). Хотя я сама не отношусь к любителям оружия и стрельбы (скорее, наоборот), эту главу прочитала с интересом. «Внезапно прозвучавший выстрел, - пишет Б.Ц.Бадмаев, - должен не испугать, а обрадовать стрелка, ибо он свидетельствует о правильности его действий: не думал о результате, не мучился страхом промаха, не тревожился, когда прозвучит долгожданный выстрел, не напрягался в борьбе с дрожью в руке, и вообще не беспокоился ни о чем, кроме скрупулезного следования ориентирующим указаниям учебно-тренировочной карты».

В конце главы приводится комплект задач к учебно-тренировочной карте по научению основам техники стрельбы из армейского пистолета ПМ. Пример задачи:

«Рядовой Иванов в споре с рядовым Петровым утверждал, что меткий выстрел сделать гораздо легче, если удерживать ПМ двумя руками, стоя лицом к мишени, полусогнув ноги в коленях. При этом он ссылается на кинобоевики и детективы. Прав ли Иванов? Аргументируйте».

Глава 7 посвящена методикам обучения мыслительным действиям (методика ускоренного усвоения правовых знаний и правоприменительной деятельности; обучение безошибочному нормированию работ в строительстве; методика обучения международным правилам предупреждения столкновения судов; методика обучения новичков быстрому запоминанию правил спортивной игры и др.). На мой взгляд, в этой главе наиболее интересными для широкой массы читателей будут две методики:

Методика овладения правилами дорожного движения в 1,5-2 раза быстрее обычного. «В автошколах для шоферов-любителей учебная программа на изучение правил дорожного движения предусматривает 72 часа. …Однако после этого срока обучения многие из выпускников автошкол часто не могут ответить на довольно стандартные (чтобы не сказать – шаблонные) вопросы экзаменационного билета или реплики автоинспектора, требующие уточнения». В предлагаемой методике водитель овладевает правилами движения в процессе решения задач, моделирующих реальное движение автомобиля в разных условиях дорожной обстановки, а не путем чтения и запоминания их по книжке. Жаль, что описание этой методики короткое (в качестве примера приведена лишь одна схема «Обгон»).

Методика ускоренного обучения русскому правописанию пригодится как детям, так и их родителям. Не секрет, что грамотность многих людей сильно «хромает». Одну из причин этого Б.Ц. Бадмаев видит в том, что в школе «фактически целью обучения ставят не формирование грамотной письменной речевой деятельности, как должно было бы быть, а усвоение правил грамматики как таковых. …Никакой логической связи между правилами и условиями их применения учащиеся не видят, а поэтому им приходится заучивать (зубрить) их без достаточного понимания (механически)». Главное преимущество описываемых Бадмаевым методик (одна из них разработана Б.И. Хозиевым, другая – Е.В. Ивановой и А.Н. Ивановым) даже не в том, что они позволяют за 30-50 часов существенно повысить уровень грамотности, а том, что они стимулируют творческую активность и мыслительную деятельность учащихся, развивают сильную мотивацию к обучению.

Глава 8 посвящена методикам обучения речевой деятельности (публичной речи). «Если слово не достигает своей цели, то это не речевая деятельность, а просто бессмысленное говорение неизвестно для чего», - считает Б.Ц. Бадмаев. «Психологически всегда интересно знать, - продолжает он, - почему иной, вполне грамотный человек – начальник, депутат, гость на телестудии и т.д. говорит неубедительно, непонятно, а то и неправильно… Как правило, ответ находится банальный – неумение говорить, выражать вслух свои мысли». Между тем, умение выступать публично необходимо не только политикам, но даже школьникам и студентам (ведь многие из них испытывают трудности при устных ответах у доски). В книге приводится структурно-логическая схема действий выступающего, которая рассматривает все этапы, начиная от постановки цели выступления и уточнения темы и заканчивая ответами на вопросы слушателей.

Закончить обзор я хочу словами самого автора, Бориса Циреновича Бадмаева: «Данная книга написана в расчете на то, что читатель обратится к ней не просто для прочтения, а попробует использовать на практике излагаемый в ней новый подход к обучению (и самообучению – тоже)».

Желаю всем успеха!



С уважением,
Галина Чаплина, психолог
http://psi911.com – психология Вашего успеха. Консультации психолога по e-mail и на форуме, заочные тренинги
http://psi911.testsbox.ru – более 250 психологических тестов on-line. Узнай о себе всё!



В избранное