Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книги по психологии. Рецензии и отзывы


Информационный Канал Subscribe.Ru

# (2) от 2002-05-30 [ архив рассылки ]
Книги по психологии. Рецензии и отзывы

Здравствуйте, многоуважаемые читатели.
 
Мы уже очень давно с вами не встречались - праздники, весеннее солнце, свежая зелень - очень, знаете ли, отвлекает. Надеемся однако, что злиться вы не станете. Вместо этого неблагодарного занятия предлагаем вам рассмотреть природу такого явления как агрессия.

 
Агрессия
Автор(ы): Бэрон Р. С., Ричардсон Д.
Объем: 336 стр.
Переплет: твердая обложка
Цена: 112 руб.
[Заказать]
Cодержание | Отрывок из книги

           Книга Роберта Бэрона и Деборы Ричардсон является первым учебным пособием в России по психологии агрессии. Исчерпывающий обзор теорий, разнообразие экспериментальных подходов, выводы и обобщения авторов представляют собой значительный вклад в сокровищницу психологической науки. Агрессия - одна из ключевых тем, которая живо интересует специалистов не только в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов - всех тех, кто профессионально занимается изучением природы человеческой агрессивности, агрессивного поведения, насилия.

Рецензия

Агрессия

свою монографию авторы начинают с того, что рассматривают само понятие "агрессия", вводят его рабочее определение, обсуждают модели этого явления и описывают основные методы систематического изучения агрессии.

Основная трудность, возникающая при разработке и выборе этих методов, заключается в том, что исследователи не должны провоцировать людей причинять друг другу вред. Это естественное этическое правило плохо согласуется с особенностями предмета изучения, поскольку агрессивное поведение уже само по себе подразумевает нанесение ущерба или вреда.

Тем не менее психологи наработали достаточное количество "методик исследования агрессии безопасным и одновременно научно строгим способом".

Одна из глав полностью посвящена проблеме возникновения и формирования агрессивного поведения. Среди наблюдений и экспериментов впечатляет серия лонгитюдных исследований (длительностью от одного-трех до двадцати двух лет!), научно подтверждающих тот интуитивно известный факт, что агрессивность в детстве предопределяет и агрессивность в зрелые годы. Особенно эта взаимосвязь характерна для мальчиков.

Подробно рассмотрено влияние на агрессию социальных, внешних, индивидуальных и биологических детерминант. Фрустрация и месть, шум и теснота, пол и раса, личностные характеристики и установки, хромосомы и гормоны - вот неполный перечень факторов, изученных и описанных в соответствующих главах.

Научное обоснование получили многие <бытовые мнения>, например, что провокация способствует агрессии. А вот влияние такого фактора, как жара, не столь однозначно: при умеренно высокой температуре агрессивные тенденции обостряются, но дальнейшее ее повышение приводит к такому дискомфорту, что человек предпочитает просто никуда не ввязываться.

На агрессию влияет и уровень самоосознания. Это подтверждено экспериментом, в котором рядом с мужчинами, считавшими, что они наносят удары током женщине, повесили зеркала, и, представьте, уровень их агрессии заметно снизился. В то же время, если испытуемые по каким-то причинам могли считать агрессию оправданной, то наличие зеркала ее только усиливало.

В отдельной главе рассматривается взаимосвязь агрессии с такими факторами, как алкоголь, наркотики, порнография, эротика и спортивные события (интересное сочетание, не правда ли?). И оказывается, что "далеко не во всех случаях расхожие представления об этих явлениях согласуются с научными данными". Например, марихуана (в отличие от алкоголя!) не способствует повышению агрессии. А порнография и спортивные зрелища усиливают агрессию у зрителя только тогда, когда включают в себя элементы насилия.

Монография может служить образцом одновременно научной строгости и легкости изложения. Материал изложен методично, эксперименты доказательны, а выводы убедительны. Книга прекрасно "организована", а система лаконичных резюме дает возможность при необходимости <пробежаться по диагонали>, не упустив ничего важного.

Каждому, кому приходится сталкиваться с агрессией не только на бытовом уровне (учителя и школьные психологи, пожалуй, будут здесь в первых рядах), книга окажет существенную помощь в понимании ее механизмов и умении с ней справляться.

Марк САРТАН

Опубликовано в журналe "Школьный психолог" №15 1998 года

магазин | издательство | обратная связь | форум | webmaster

© 1997-2002 Издательский Дом "Питер"



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное