Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эквилибриум: формула психологического равновесия



Эквилибриум :: Рассылка



         Здравствуйте, друзья.

         Продолжая тему механизмов психологической защиты предлагаем вашему вниманию статью Адапитвные свойства картины мира.


         Рассматривая механизмы психологической защиты как процессы бессознательной адаптации человека, важно упомянуть адаптивную роль картины мира или мировоззрения. Функция картины мира заключается в организации всех имеющихся у нас знаний о мире в единую систему и регуляции на ее основе наших отношений и поведения. Сложные процессы неосознаваемой систематизации нашего опыта и знаний и организации на их основе нашего поведения можно обозначить как механизм ахитектуализации (от греч. αρχι — старший, главный и τέκτων — строитель, плотник). Этот защитный механизм относится к защитам "волевого" спектра, берущим начало от механизма тотального контроля. Архитектуализация раскрывается как формирование конструктивных связей с окружающим миром на основе мировоззрения, как следование определенным жизненным принципам, правилам и нормам, как наличие определенной картины мироустройства.

         Основан этот механизм на таких функциях как мышление (обобщение, систематизация, абстрагирование) и вера (как реализация потребности в определенности и самоопределении через выбор). Знания, которые мы приобретаем в ходе жизни, по мере достижения интеллектуальной, социальной, нравственной зрелости, постоянно дополняют нашу картину мира. Не бывает людей без мировоззрения, точнее – без него не бывает взрослых людей.
         Каждый из нас испытывает на себе множество влияний со стороны воспитателей, в процессе получения образования, а так же со стороны источников массовой информации. Но при прочих равных условиях наши взгляды на жизнь отличаются удивительным разнообразием.
         Архитектуализация, пожалуй, один из самых зрелых защитных механизмов, т.к. имеет широчайший диапазон проявлений, весьма эффективно помогает бороться с субъективным хаосом (т.е. подавлять тревогу) и его формирование (совершенствование) продолжается на протяжении всей жизни.

         Традиционно принято выделять несколько видов мировоззрения: мифологическое, религиозное и научное. В контексте понимания веры как осуществления личного выбора, это разделение не имеет смысла, так как подразумевает в первую очередь культурное наследие и определяется культурной и информационной средой, где происходит становление человека.
         Как можно не усвоить элементы научного мировоззрения, получая среднее образование? Или как можно не проникнуться религиозным мировоззрением, прочитав Библию? В современном культурном контексте, в информационном обществе едва ли можно найти тот или иной вид мировоззрения в "чистом" виде. Если говорить об индивидуальной, субъективной картине мира каждого конкретного человека, то она включает в себя элементы разных видов мировоззрения. В такой ситуации уместно говорить, что мировоззрение определяется личным выбором человека, его предпочтениями.

         Так, в ситуации сильного стресса и незащищённости суеверные люди будут ориентироваться на различные приметы, использовать ритуальные действия и фетиши; верующие люди будут молиться, а люди с научными представлениями о мире будут искать рациональное объяснение происходящему.

          Например, переживая сильное беспокойство за близких, которые, скажем, находятся в продолжительном автомобильном путешествии, разные люди будут реагировать по-разному, чтобы успокоиться. Человек с рациональным складом ума скажет себе, что по теории вероятности ничего плохого с его близкими случиться не может. Человек верующий с развитым наглядно-действенным мышлением поставит свечку своему любимому святому и помолится ему. А человек верующий с преобладающим абстрактным мышлением в очередной раз скажет себе, что Бог со всеми, в т.ч. с его близкими во время пути.


         Область веры – это область спокойствия, где нет ничего спорного, тревожащего, беспокоящего, область того, в чем мы уверены, и о чем мы знаем наверняка.

         Поделиться мыслями >>>

          Нравственное развитие человека определяет меру идеологизированности его картины мира. На ранних ступенях развития архитектуализация может проявляться как жёсткое следование какой-то доктрине, как косное выполнение правил поведения без учета обстоятельств, как непримиримое и нетерпимое отношение к инакомыслящим. Если же своё представление о мироустройстве человек буквально добывает, осмысливая собственный опыт, в результате внутренней работы, его миропонимание оказывается субъективной истиной, которая на сознательном уровне формулируется как кредо. В особенностях архитектуализации выражаются субъектные свойства человека – его способность преодолевать затруднения, делая самостоятельный выбор. В зависимости от индивидуальных особенностей человека находятся и его представления о мире. Если преобладает наглядно-действенное мышление, то человеку проще реализовывать свою веру с помощью предметов культа и ритуалов. Если абстрактно-логическое – то человек вероятно будет налаживать свои отношения с Богом через осознание абстрактных истин, законов и закономерностей.

         "Я знаю", или "я верю"? Ведь всего знать невозможно. Что именно для вас важно знать наверняка?
         Что Земля круглая и вертится?
         Что Иисус – сын Божий?
         Что вашу бабушку исцелила чудотворная икона?
         Что Кашпировский великий целитель?
         Что вы любите все человечество?
         Что Бог есть и Он с вами?
         Что теория относительности экспериментально недоказуема?..


         Вера человека основана на его потребности в опредёленности, твердой почве под ногами, в четких ориентирах для достижения целей и решения практических задач. Кроме того, веру определяют и социальные потребности. Ведь вера в религии дает возможность не чувствовать себя одиноким, дает чувство защищенности, кроме того, она связана с потребностью защитить наших близких, чтобы им было хорошо не только в жизни, но и за чертой смерти.

         Поделиться мыслями >>>

         Поскольку понятие "Бог" подразумевает высочайший уровень обобщения, абстрагирования, и универсальный нравственный и объяснительный принцип - стремление человека "заглянуть за горизонт", возникновение этого понятия в сознании существенно ускоряет индивидуальное развитие человека - как нравственное, так и интеллектуальное.

         С точки зрения развития, не важно, что услышит ребенок от родителей: "Бог есть" или "Бога нет". И то, и другое утверждение побуждают задавать множество вопросов, на каждый из которых человек рано или поздно найдет для себя ответы. Но позитивная установка сделает этот поиск положительно окрашенным, а негативная – наоборот. А если говорить о нравственных аспектах воспитания, то допустимо ли сказать ребенку, который пережил утрату близкого существа, что Бога нет?

         Размышления о вере как о функции нашей психики порождают множество вопросов, ответы на которые каждый из нас находит сам.


         Мать говорит Христу:
         - Ты мой сын или мой
         Бог? Ты прибит к кресту.
         Как я пойду домой?

         Как ступлю на порог,
         не поняв, не решив:
         ты мой сын или Бог?
         То есть, мертв или жив?

         Он говорит в ответ:
         - Мертвый или живой,
         разницы, жено, нет.
         Сын или Бог, я твой.

         Иосиф Бродский 1971г.


          Написать комментарий >>>

         Также читайте на нашем сайте статью 9 прописных истин для тех, кто следит за своим весом:

         Для коррекции веса обычно применяются диета и физические упражнения. Но существуют некоторые подспудные причины, приводящие к изменению массы тела, такие как привычный уровень напряжения, недостаток новых и разнообразных ощущений, вероятный дефицит витаминов и микроэлементов и другие, без учета которых сложно сохранить идеальный вес, даже с учетом коррекции питания и физических нагрузок...

          Читать статью >>>

          До встречи в следующем выпуске или на нашем сайте Ekvilibrium.ru.





В избранное